23.11.15
Ноябрьские дни в Екатеринбурге. – Фото: Пресс-центр ЗоВУ. 2013

НАПОМИНАНИЕ 10 ЛЕТ СПУСТЯ:

 

«…- Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности, так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, - сказал я. - Вы не даете ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаете лишь новые потребности, новый повод к труду…» (Чехов А.П. Дом с мезонином.)

Так и делается «прогресс». Через тысячи маленьких «технических модернизаций» тысяч и миллионов «изобретателей» и «борцов» за «прогресс»! В информированности – количественно – вроде бы шагнули вперед: не простая какая-то «мужицкая грамотность», а всеобщее среднее образование, поликлиники… Вроде бы шагнули… Куда?

А в качестве что имеется? Где же прогресс в качестве? Смертность уменьшается? Статистика говорит «нет», наоборот, только увеличивается. С ускорением! При этом еще уменьшается и рождаемость, в отличие от начала того же ХХ века. Население быстро сокращается как раз в цивилизованно наиболее развитых странах, которые пополняются все больше и больше только за счет эмигрантов из слаборазвитых стран. Кто создает новые болезни, откуда они берутся, такие никогда не виданные?! Почему все больше войн, все больше природных и техногенных катастроф? Почему земля, вода и воздух становятся все грязнее? От научно-технического прогресса? От того, что люди, в сравнении с предками, стали умнее? В чем?..

Это мы так продолжаем чеховский разговор столетней давности, к вопросу о времени. Что есть время, и что меняется с течением времени? О каком времени вообще идет разговор? О реальном или придуманном, реально не существующем? Что люди делают в этой жизни, и чего они не хотят видеть? Вот почему мы и взяли этот рассказ А.Чехова. Обратите на него пристальное внимание.

«…- Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! - сказала Лида с досадой, и по ее тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их…» (Чехов А.П. Дом с мезонином.)

И сегодня многие миллионы людей убежденно «ДЕЛАЮТ ЧТО-НИБУДЬ», без полноценного образования и знаний, без генерального плана и общих принципов человекосообразности и экологосообразности. И на частном уровне, и на уровне больших организаций. На уровне частных суждений и миллионов частных планов, не состыкованных между собой, не пытаясь увидеть общей картины и создать единую стратегию организации жизни – природосообразную. Всем миром! Потому что это долго, потому что для этого еще ума может не хватить. А кушать хочется сейчас! Более тысячи лет актуальным остается требование со стороны населения «хлеба и зрелищ», а не «блага просвещения». Не говоря уже о живом Познании. Стремление к реальным Знаниям остается уделом единиц. Все 99 хотят «хлеба и зрелищ», в форме их денежного выражения. Ради «хлеба и зрелищ» «свободного рынка» оправдывается все.

«…- Нужно освободить людей от тяжкого физического труда, - сказал я. - Нужно облегчить их ярмо, дать им передышку, чтобы они не всю свою жизнь проводили у печей, корыт и в поле, но имели бы также время подумать о душе, о боге, могли бы пошире проявить свои духовные способности. Призвание всякого человека в духовной деятельности - в постоянном искании правды и смысла жизни. Сделайте же для них ненужным грубый животный труд, дайте им почувствовать себя на свободе, и тогда увидите, какая в сущности насмешка эти книжки и аптечки. Раз человек сознает свое истинное призвание, то удовлетворять его могут только религия, науки, искусства, а не эти пустяки…» (Чехов А.П. Дом с мезонином.)

Что бы сказал Чехов сегодня, узнав, что людей и сто лет спустя нигде, во всем мире, не избавили от тяжкого физического труда. И никто не собирается этого сделать. Что изменилось только информационное обеспечение, да техники стало неимоверно много, с массой технических требований к людям. А в остальном что? Порабощение официально и подпольно сохранилось, вплоть до экономического и физического рабовладения. И его масштабы продолжают расти, о чем открыто говорят в радиопередачах и теледебатах. Да деревню еще более развалили. Деревни пустеют, оставляя лишь развалины. При этом растут мегаполисы-муравейники, еще более способствующие физическому и интеллектуальному мельчанию людей, их порабощению. Они слабеют и оказываются привязанными к технократической цивилизации, как в старину рабы на галерах к своим веслам и скамейкам, потому что им некуда сойти с галеры и потому что они больше ничего не умеют, кроме как двигать это громоздкое весло «прогресса». Сегодня даже школьники, при современной экологической информированности, наверное, знают, что многоэтажки и оторванность людей от земли вредны для здоровья. Но застройка городов многоэтажками продолжается, как ни в чем не бывало. Мегаполисы строятся по рыночным принципам и техническим расчетам, а не на основе потребностей человеческой Природы. Если бы ориентировались на естество Человека, то на Земле не было бы таких городов, какие сегодня понастроены, как мертвые зоны или асфальтово-бетонные катакомбы, в которых процветают только заболевания эпидемических масштабов и преступность. И так во всем остальном. Продолжают «делать что-нибудь», даже когда с этим не согласны, лишь бы за это кормили и платили.

Раз люди не освобождены от тяжкого физического труда, то ожидать коренных изменений, в сравнении с началом ХХ века, не приходится. Так же было столетиями и до А.П.Чехова. Правда, свободы было больше. Чем глубже в минувшие века, тем больше свободы. А людям, не способным мыслить самостоятельно, внушается, что, наоборот, там «пещерная примитивность» и «рабство», а сейчас они становятся свободнее и живут дольше. В сравнении с кем? И с каким качеством жизни?..

Утративших родовую память и преемственность поколений легко обманывать, потому что они не в состоянии проверить полученную информацию на достоверность. А достоверные знания им некому было передать, т.к. у многих поколений предков давно уже память отшибло. Это только в Древности Знания передавались в Роду от старших младшим, да и от Природы Человеки не были оторваны как теперь.

«Книжки и аптечки» чеховского рассказа сейчас называются иначе: «народным просвещением», «службой социальной помощи населению» и «благотворительной деятельностью». Но детские вопросы остаются: «А сколько нужно времени, чтобы просветить всех так, чтобы не осталось непросвещенных»? Или: «Сколько нужно времени, чтобы совсем не осталось больных и обездоленных?» Ведь можно же было один раз реально поставить задачу и решить ее, даже хоть за несколько поколений, как несколько поколений строили великую китайскую стену. Но построили же!? До сих пор стоит эта стена! Так и с проблемами – большими и маленькими.

А если не стоит задача ликвидации проблем, а стоит только задача создания различных социальных служб и ведомств и актуальна только задача обеспечения их деятельности, то существующие проблемы могут решаться вечно и никогда не разрешиться окончательно. Потому что в этом случае не выгодно решить проблему. Некуда будет девать выстроенные социальные структуры и институты. Наверное, поэтому их только реорганизовывают. А ликвидация происходит, когда есть куда девать трудящихся: в другую структуру или на кладбище…

Именно по такому принципу и существуют все государства на Земле.

«…- Освободить от труда! - усмехнулась Лида. - Разве это возможно?

- Да. Возьмите на себя долю их труда. Если бы все мы, городские и деревенские жители, все без исключения, согласились поделить между собою труд, который затрачивается вообще человечеством на удовлетворение физических потребностей, то на каждого из нас, быть может, пришлось бы не более двух-трех часов в день. Представьте, что все мы, богатые и бедные, работаем только три часа в день, а остальное время у нас свободно…» (Чехов А.П. Дом с мезонином.)

Видите, насколько понятное противостояние. Уже не одну сотню лет думающие люди пытаются найти выход из того трагического тупика, в который люди упрямо заходят. Спорят, надеясь найти решение. Спор и поиски продолжаются, а ситуация пока только ухудшается. Что мы увидим, если внимательно прислушаемся к спорящим из чеховского рассказа?

Одна сторона считает, что нельзя избавить людей от труда. - Значит, нужно трудиться, каким бы вредным или бессмысленным не был труд!?

При этом даже не спрашивается, от какого труда и кого необходимо избавить? Да разве можно так ставить вопрос! Какой труд? - Какой есть!

Логично? А что еще потеряют те, кого избавили от труда? И почему они вынуждены так и столько трудиться? На что они будут жить и питаться?

Да, вот так, на уровне очевидного и бытового. Сложные вопросы общественной организации решаются на уровне простых бытовых представлений о реальности. Попробуй только с этим не согласиться! Через такие "истины" трудно продраться и показать другое. … ... …

(фрагмент книги: Властелин времени-3: Мифы мертвого царства. – РИТМ, 2005.)

P.S. Всю книгу в формате PDF можно заказать http://zovu.ru/index.php?dn=info&pa=forma_zakaz

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", ноябрь 2015

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2172