15.12.15
Принятие зерен будущего, адаптация к ним, чтобы вместе с ними, шаг за шагом, постепенно самим буквально как бы «прорасти в будущее»! – Фото: Пресс-центр ЗоВУ. 2014

(Продолжение. Начало см. ЗОВУ РИТМ, сентябрь 2015)

…Вы прекрасно знаете, что МОДЕЛИРОВАНИЕ различных ситуаций занимает важное место в науках и на практике. Вот и мы в предыдущей части статьи, войдя в положение низкооплачиваемых учителей, попробовали смоделировать ситуацию в современной «системе образования», попробовали понять, в чем же дело. Вдруг учителям зря недоплачивают, а мы найдем это «слабое место» и предложим вариант, чтобы у них была «достойная зарплата»!

Увы, у нас получилось обратное. Мы бы не могли, не поступившись совестью, повышать и повышать зарплату тем, кто принимает участие, мягко выражаясь, в том, что можно назвать дезинформацией детей и вредом их здоровью. На наш взгляд, это перечеркивает все остальные положительные факторы современной школы, вроде социализации детей, общения со сверстниками и т.п. А вы могли бы платить больше за нарочное торможение развития детей, когда 10 лет учат тому, большая часть чего никогда не пригодится в жизни, и при этом огромный массив нужных человеку знаний остается невостребованной современной школой? Как раз в тот период формирования личности человека, раскрытия естественного потенциала, когда это крайне необходимо!

«Системе» ведь это тоже выгодно, когда есть те, кто за бесценок (извините, но, выходит, как бы «за 30 сребреников») готов выполнять «черную» работу. Вот что получается, когда ситуацию рассматриваешь без эмоций и беспристрастно, как бы с «высоты птичьего полета».

 

Конечно, можно сказать, каково общество, такова и школа.

Не может быть идеально распрекрасной школы в деградирующем обществе (т.е., извините, обществе, которое разлагается и уходит, чтобы освободить место новому). Наверное, и вам попадались примеры из современного кино о школе, такие как фильм «Географ глобус пропил». В них ведь хорошо видно, что современная школа либерально позволяет учителям и детям все, что угодно, если только это «не подрывает устои». Что сложно в таком мире детям, и трудно в таких условиях учителям – это не так важно. Лишь бы «система» стояла непоколебимо! Представляете картину наподобие того, что есть в финале названного фильма? Во дворе школы, огороженной высоким железным забором от внешнего мира, как резервация для индейцев, играют дети, а с внешней стороны забора стоит бывший географ, уволенный из школы за алкоголизм и попытку честно разговаривать с будущими гражданами страны. Очень знаменательный эпизод! Гениально снятый по реалистичности и образности эпизод. Бывший учитель, который не вписался в «систему» и чьи мечты сломаны гораздо раньше, чем он оказался в учителях, стоит за забором. Дети, которые недавно сидели на его уроках и ходили с ним в поход, внутри огороженной забором территории. И за кадром командный голос учительницы, от имени системы манипулирующей детьми там, вдалеке, где-то на втором плане. Чтобы не было видно манипулирования. Конечно, нет смысла защищать алкоголика, пока он сам не вспомнил себя настоящего и свою человеческую миссию на земле. Но вы должны отдавать себе отчет в том, что на его месте, снаружи школьного забора, оказался бы и новатор, творец, способный раскрывать таланты одаренных детей. Потому что «системе» пока что это не нужно.

 

Пойдем дальше?

Наверное, вы сталкивались и с разговорами о том, что современная «система образования» стала хуже, в сравнении с достижениями «советской школы». Что в то время, когда у нас происходит «развал системы образования», за границей местами, наоборот, перенимают опыт нашей «советской школы» в обучении детей. Она ведь действительно заслуженно считалась среди лучших школ мира! Мы и сами даже сейчас, что греха таить, порой пользуемся для себя и детей старыми учебниками, в сравнении с которыми новые школьные учебники действительно намного проигрывают. Наверное, вы понимаете из такого откровения, на какой стороне наши симпатии? И это при том условии, что идеальной «советскую школу» мы отнюдь не считаем.

А теперь попробуйте вместе с нами опять взглянуть на ситуацию как бы с «высоты птичьего полета». Попробуйте моделировать развитие общества и школы на уровне неких «высших сил». Не будем заглядывать далеко в прошлое. Возьмите хотя бы ту же «советскую школу». Поймите, при всех ее плюсах, в сравнении с нынешним уровнем и качеством образования, она имела огромный недостаток – честно говоря, готовила граждан, инфантильно и практически безгранично доверяющихся «системе», оторванных от естества и наследия предков, дезинформированных настолько, что они не имели твердых, выработанных опытным путем и достоверной информацией ценностных ориентаций. В том числе, о том, что есть Жизнь и каким должен быть Человек (по-настоящему, по природе, а не в ключе каких-либо идеологий). Согласитесь, ведь это они с большим энтузиазмом приняли участие в развале одного из самых мощных государств мира под названием «СССР», а не защищали его, как в Великую Отечественную войну?

И, согласитесь, иметь внутри такую «слабость» (или, грубо говоря, «гнойник») довольно рискованно, потому что всегда может найтись враг, который этим воспользуется (или уже воспользовались при развале СССР и распродаже ресурсов страны в 90-е годы)?

Теперь представьте фантастическую ситуацию, что вам лично предложено вершить судьбу миллионов людей в обществе, устремившемся в «свободный рынок» и пожелавшем «жить как на богатом Западе». Вы думаете, не было трезвых голосов в 90-е, кто предостерегал от будущих бед и проблем? А кто их услышал и слышит сегодня?

Ваши действия в такой ситуации?

Если сразу трудно внести предложение, то вспомните народную мудрость, что делают, когда трудно остановить горячие головы, прущие вперед, несмотря ни на что! Да, конечно же, да! На них выливают ушат холодной воды, чтобы привести в чувство!

А вы бы что сделали, если бы могли? Предложили бы обществу, предавшему себя, более совершенную и передовую систему образования, чем у тех, кто его покорил, и чем то, что даже было до этого? Во-первых, давайте признавать реальность: «покорители» не допустили бы такого в новой «колонии». Во-вторых, думается, и вы лично вряд ли стали бы поощрять такое общество, которое позволило разграбить страну.

Опять получается, что в нашем примере «развал системы образования» общество в 90-е годы и после получило вполне заслуженно (хотя бы в качестве массового «наказания» за ненадлежащее поведение и осознанность). Такой вот «подарок» детям от родителей и педагогов для их «счастливого будущего»! А те, на кого сегодня валим причины развала «системы образования» (как виним чертей за наши неприятности, а не себя, прозевавшего и допустившего эти неприятности), выступили, выходит, всего лишь инструментом «высшей воли». Их руками наказали и наказывают по сей день нерадивых, уклонившихся и уклоняющихся от генеральной линии эволюции Человека Разумного. Загоняют в рамки «системы», раз не могут самостоятельно мыслить и ответственно творить Жизнь (с большой буквы). Конечно, и они, послужившие инструментом развала «народного образования», как очередные исполнители «грязной» работы (бесчеловечной), свое «высшее» наказание за неблаговидные поступки тоже получат, но при этом извлечена и выгода от их негатива.

В Природе ничто без пользы не пропадает: напоминаем, идет в дело хотя бы в качестве навоза. Относится это и к социальным процессам.

 

Так вот, даже без ситуации 90-х годов. Представьте себе, что общество стоит накануне грандиозных перемен, смены природных циклов и эпохальных изменений в судьбе человечества. На носу новая эпоха, которая требует от человека неимоверных усилий и фактически поднятия на следующую ступень эволюции. А люди того общества, которое призвано сыграть важную роль в новой эпохе, прозябают, будучи практически полностью дезинформированными, в тепличных условиях «советской системы» в ожидании «светлого будущего». Вы бы что сделали? Продолжали убаюкивать их иллюзиями и кормить сладостями? Или попробовали встряхнуть, разбудить, привести в чувство? Чтобы затем пробовать достучаться до ума и сердца тех, кто еще в состоянии услышать и идти вперед, навстречу новому, навстречу будущим переменам?! Чтобы они присоединились, подставили плечо новому, поддержали, приняли новый мир! Новое качество жизни человека разумного.

Говорите, кому-то достается жестковато от таких встрясок, как в 90-е и «нулевые»? Так, это, простите, кто уж насколько «уснул». Одного достаточно тихо позвать, чтобы он услышал и проснулся, а возле другого хоть из пушек пали – не добудишься! Опять же каждый сам своим поведением в личной и общественной жизни заслуживает свою меру и средства «пробуждения» и адаптации к новым условиям.

Поймите нас правильно. Все эти наши рассуждения связаны не с попыткой как-то оправдать происходящее сегодня с людьми и обществом. А наоборот, с попыткой осознать и понять грандиозность происходящих перемен. Ведь мы не призываем сидеть сложа руки и ждать «приказов начальства» или, например, решения «высшего суда».

Мы как раз призываем к активным действиям, осознанным, с полным пониманием масштаба и глубины происходящих перемен и с полной ответственностью за свои поступки и выбор. В какую сторону вы идете и за что берете на себя ответственность, в чем участвуете, что вы делаете!

Если хочется чего-то прекрасного и чудесного в жизни, то нужно его создать своими руками для себя, или в душе!

 

Тем временем ситуация не упрощается, а только продолжает усложняться. Если кто уповает на то, что вот сегодня пересидит как-нибудь, пока все как-то устроится-успокоится само собой, а завтра он встанет и примет новое, проголосует всеми конечностями, то это зря. Так не бывает.

Во-первых, «благоприятного времени» для обдумывания и принятия нового ни у кого нет и уже не будет. Это время прошло! «Система» так и устроена, что в ней люди должны быть постоянно заняты и загружены проблемами выше головы. Чтобы постоянно что-то решать и куда-то бежать, крутиться, как белка в колесе. При здравом размышлении, даже среднего ума гражданин скажет, что все это зря, что «так жить нельзя». И не имеет никакого смысла для настоящей человеческой жизни (ведь на самом деле человек, если он создан «по образу и подобию божьему», не ради куска хлеба и банки пива должен трудиться). Но суть в том, что как раз думать не получается. Все время приходится бежать и «крутиться», чтобы устоять на ногах. И приходится «крутиться» не только слабоумным и среднего ума, но даже умным, чтобы удержаться в такой «системе» и не быть выброшенным за забор «резервации», куда практически все загнаны (или сами зашли).

Касается это и «системы образования». Кто же не знает, сколько пустой работы с бумагами у педагогов и преподавателей, сколько ненужных для жизни занятий у учащихся и студентов? Лишь бы ничего не вспомнили из наследия предков и о смысле жизни не задумались.

Но не будем о печальном и тех, кто не впишется, чтобы не портить себе и вам настроение (не погружайтесь в «чернуху» - ведь это тоже способ остановить и задержать, не пускать дальше).

Не снижайте уровня вдохновения, потому что для творчества, для творческого движения вперед и творческого отношения к новой жизни, без вдохновения и душевного подъема, бодрости не обойтись никак! Это во-первых.

Во-вторых, отсидеться в стороне и сразу оказаться в «новом» не получится ни у кого по той простой причине, что к новому состоянию общества и природы в целом нужно подготовиться. Любой альпинист скажет, что нельзя всю жизнь проживавшему в низменной местности сразу подняться на высочайшую горную вершину мира. Там другие естественные условия, чем внизу. Так что преодоление нынешних трудностей – это не просто борьба за выживание. Это еще и поиск новых опор, принятие зерен будущего, адаптация к ним, чтобы вместе с ними, шаг за шагом, постепенно самим буквально как бы «прорасти в будущее»!

Сами понимаете, кто уж сколько найдет и примет, на что дни и ночи потратит. Насколько адаптируется и сумеет принять новое, настолько и впишется в новый мир!..

(продолжение следует)

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2015г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", ноябрь 2015

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2176