НЕПРИДУМАННЫЕ ИСТОРИИ (или 30 лет назад):
(см. предисловие от редакции "КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ "Команда ЗоВУ")
Дорогая редакция! Меня искренне удивляет то, как мало внимания вы уделяете такой сфере, как ОБРАЗОВАНИЕ, и ШКОЛЕ, в частности. А если уделяете, то, судя по вашим публикациям, получается, что в школах нашего города полное благополучие, за исключением отдельных недоразумений. И это в то время, когда вопрос о путях школы и народного образования в целом стоит перед всем обществом, перед всей страной.
Вашу позицию можно назвать, мягко говоря, выжидательной: ждем указаний «сверху». Ждете вы, ждет горком КПСС, ждет ГорОНО. А ведь ждать некогда. Все сроки давно упущены!
Больно и горько читать в прессе о детях, обучающихся по интенсивной методике и достигающих за короткие сроки блестящих результатов. Вундеркинды? Нет, нормальные дети.
Это в наших школах ненормальные, потому что заторможены в развитии. Всем уже ясно, что наши школы стали механизмом торможения всестороннего развития наших детей.
Почему дети не хотят учиться? Да потому, что своим наивным искренним (а посему и мудрым) чутьем догадываются, что для них школа вредна, что школа тормозит их развитие.
Наши дети развиваются вопреки школе.
Вся наша жизнь достаточно сложна и богата настолько, что дети в ней и обучаются, и воспитываются, и развиваются, т.е. ИДУТ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ. Иные их навыки, умения и познания не нуждаются даже в систематизации.
А далеко ОТСТАВШАЯ школа пытается дать им давно УСТАРЕВШЕЕ, НИКУДА НЕ ГОДНОЕ под соусом современности, и все это под громкие фанфары о долге, чести, совести, т.е. идет сплошная демагогия! И все это якобы во имя будущего наших детей.
Кого мы обманываем?
Не дети виноваты в том, что они не хотят учиться, а насквозь прогнившая школа. В этой школе никакая реформа ничего не сделает. Нужна другая школа. Множество учителей среди нас, педагогов, осознает это. Однако дни идут, проходят месяцы, а мы продолжаем свое фактически преступное дело, не желая ничего менять или желая ограничиться косметическими переменами, - продолжаем тормозить развитие наших детей.
Мне стыдно ходить в школу, стыдно смотреть в глаза детей, стыдно быть перед ними жандармом педагогики принуждения, которая царит еще в наших школах. Мне стыдно и за то, что я не в силах пока что-либо изменить, т.к. СЕЙЧАС ТРЕБУЕТСЯ НЕ ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМЫ УРОКОВ, А ПЕРЕСТРОЙКА ЖИЗНИ ОГРОМНЫХ ШКОЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ: ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ, ВСЕХ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. И ВСЕ ЭТО – В СИСТЕМЕ!
А пока что? Ответственные за такие перемены усвоили лексикон перестройки и дальше косметики в школах не идут. Пусть наши дети останутся недоразвитыми, не соответствующими требованиям времени. Похоже, их это вовсе не заботит. ГорОНО в одно время было в растерянности (как реагировать на пробуждение педагогической общественности?), а сейчас снова поднимает свою бюрократическую голову, и гнет старую линию. Может быть, не может по-другому?
Меня, как члена партии, не устраивает и позиция горкома КПСС, который дальше отдельных замечаний в адрес ГорОНО и поддержки некоторых инициатив этого органа системы образования не идет. Похоже, поговорили в начале учебного года и на этом успокоились.
До каких пор? Почему инициативу с мест стараются ограничивать бюрократическими рамками?
Свою же задачу в ТАКОЙ школе пока вижу только в том, что мне надо быть РЯДОМ с детьми, работать РЯДОМ с ними. И думать, как уменьшить вред от школы, вред от уроков, которые мало что дают уму и сердцу детей. Учиться пока в ЭТОЙ школе нечему. Разве что тому, КАК не надо делать в жизни и ЧТО следует забыть…
А ведь у меня к вам конкретное предложение: открыть в газете специальную рубрику, возможно, постоянную, посвященную обсуждению острых вопросов наших школ и других учебных заведений города. По-моему, медлить не стоит, и экономить на этом – тоже.
Вы не можете не согласиться с тем, что проблема образования занимает одно из ведущих мест среди задач разворачивающейся в стране перестройки.
Дети не просто наше будущее, а будущее объявленной перестройки и всей страны. И об этом мы безотлагательно должны подумать уже сегодня.
Поэтому хотелось бы, чтобы настоящее и будущее, состояние и перспективы, судьбы наших детей и школ города тоже стали одной и ведущих тем газеты…
Напоследок, думаю, многие учителя согласятся со мной. Стоило поговорить об этом письме на переменке, в узком кругу, так сразу двое из них согласились подписаться своим именем. Считаю, таких людей наберется немало, если обратиться к ним через газету. Это подталкивает меня к тому, чтобы в качестве подписи в конце поставить просто слово «учитель». В качестве коллективного автора.
С уважением, УЧИТЕЛЬ
(11 декабря 1987 года)
Примечание ред.: письмо публикуется с сокращениями, которые имели значение тогда, но сегодня ни о чем не говорят.
КОММЕНТАРИИ РЕДАКЦИИ:
Сначала была задумка подробно прокомментировать это письмо из прошлого. А потом решили не делать этого. В самом деле, какой в этом смысл? Ведь любой учитель и сегодня, 30 лет спустя, может написать о положении школы такое же письмо в газету.
В чем разница?
Разве что лишь в том, что в то время такие письма «системой» не приветствовались. А сейчас пиши сколько угодно, ничего за это не будет. И, самое главное, ничего за этим не последует. Сами знаете, что сейчас в газетах и в интернете на различных сайтах и форумах много говорят о школе и образовании. Результат? Как говорится: «глас вопиющего в пустыне»!
Сейчас даже «реформы образования» проводятся чаще, чем тогда. Только вот после этих реформ в школах качество образования лучше не становится.
Поэтому и не видим смысла в разборе этого письма. Тем более, мы сегодня в нашем издании регулярно уделяем положению в системе образования большое внимание. Как и хотел «учитель», написавший письмо в городскую газету.
В общем, как-то вот так.
Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", декабрь 2015