29.12.15
Уже сейчас зарождаются другие правила игры! Что уж говорить о завтрашнем дне! – http://danlik.ru/wp-content/uploads/2014/01/zima-leto.jpg

(Продолжение. Начало см. ЗОВУ РИТМ, сентябрь и ноябрь 2015 года)

…Мы в этой статье взяли в качестве примера сферу образования, чтобы посмотреть, что нужно сохранить и что вернуть, чтобы всем дружно и мирно войти в «светлое будущее». Простите, но пока что, при всей нашей заинтересованности и при всем желании взять в Будущее все хорошее, у нас не получается! Не в том смысле, что хорошего нет. Хорошее есть. Но когда ключевые, или опорные, или «системные» вещи «выстроены» не так, то и «на выходе» может быть «ноль», если вообще не «минус».

А вы бы сами хотели сохранить такую «систему образования», которая невообразимо растянута на многие-многие годы и напичкана массой невостребованной в жизни информацией (большая часть которой может сгодиться разве что для разгадывания кроссвордов и сканвордов)? Когда в каждом возрасте, вместо того чтобы своевременно раскрывать потенциал ребенка, педагогами упускаются бесценные мгновения и дни на это, а время заполняется ненужной для жизни информацией, которая считается в технократической цивилизации «полезной». Это же явное торможение, а не развитие, не раскрытие таланта?!

К сожалению, получается вот так, если смотреть не с точки зрения сложившихся программ и стандартов обучения у нас и в мире, а с точки зрения гармонично развитой личности в природосообразной деятельности социально и духовно ориентированного общества, которое бережно относится к окружающей среде, не загрязняет и не разрушает ее. Соответственно, такая ненужная и вредная «система образования» обречена, у нее нет никакой перспективы.

Поэтому она разрушается (ведь ее, такую, надо все равно ломать, если даже пока нет достойной замены, чтобы она не могла во всю свою противоестественную мощь калечить детей!)

Что, кстати, и осуществляется на современном этапе, как по «щучьему велению» или некой «высшей воле» (только не думайте, что мы тут мистифицируем, мы только пытаемся понять некоторые неотвратимо происходящие явления).

 

Да, сегодня всем уже ясно, что «СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ» РАЗРУШАЕТСЯ. Только смотреть на этот процесс нужно не через шаблоны СМИ, где людей сталкивают лбами, чтобы они конфликтовали, искали виноватых и не видели никакой альтернативы. Смотреть на этот «глобальный» процесс нужно свежим взглядом. И тогда будет видно, что существующая «система образования» разваливается не столько руками ее якобы «недругов» и «западного влияния». Их не так много даже численно. Мы уже указывали на то обстоятельство, что участвует в ее развале огромная армия тех, кто трудится в сфере образования. Трудится, передавая ненужную, а порой и вредную информацию детям и студентам, отвлекаясь на массу никому не нужных формальностей и отчетностей, при этом будучи лишенной возможности творить и учить творчески мыслить.

 

Кого эта «армия» готовит для будущего? – Хорошо информированного потребителя, загрязняющего окружающую среду и паразитирующего на природных ресурсах? Простите, но если это было возможно «вчера», то «завтра» уже будет невозможно. Потому что уже сейчас зарождаются другие правила игры! Что уж говорить о завтрашнем дне! И что же, они, выпускники такой вот «системы образования», какая сегодня имеется, обречены на трагическое исчезновение, будучи неподготовленными к современным быстроменяющимся условиям? Современная «система образования», предоставляя учащимся «вчерашнюю» информацию и тем самым дезориентируя в жизни, обрекает большую часть неспособных выжить в новых условиях просто-напросто на гибель? Кто же из вас захочет сохранить такую систему образования?

Но даже не «армия» работников образования и «недруги» виноваты в развале. Просто сама «система» образования только называется системой, не являясь ею полноценно. Это искусственная конструкция, как и все бюрократические структуры, которые, будучи противоестественными, везде управляются в «ручном режиме» - т.н. начальниками, управляющими, менеджерами, которые не видят и в силу своего технократического образования не в состоянии видеть всей картины... Поэтому они время от времени ведут в «тупики», рано или поздно попадают в «кризисные (аварийные) ситуации» и разрушаются.

Это как бы общий момент для образовательных структур большинства стран. Даже тех, чья система образования считается на сегодня «хорошей». Но, будучи по сути технократической, они не успевают вписываться в новые условия. Такое образование находится далеко в стороне от потребностей наступающего нового времени.

 

А есть еще и особенности (видимо, геополитического характера), касающиеся нашей страны. Например, в такой сфере, как физическая культура и система выживания в экстремальных условиях, общее закаливание и профилактика здоровья. Не говоря уже о том, что такие вещи, близкие к боевым навыкам, могут пригодиться и для самообороны и защиты родной земли и близких людей. На Востоке для этого есть различные духовно-телесные практики, широко внедряемые в массы (как ушу в Китае). Многомиллионные массы систематически занимаются этим и готовы в любой момент применить навыки. На Западе тоже имеются миллионы людей, прошедшие через суровую школу выживания и закаливания скаутского движения или подобные организации. А у нас даже в пору СССР часто нормативы ГТО сдавались формально, и также преимущественно для «показухи» проводилась всесоюзная военно-спортивная игра «Зарница» для школьников. О массовой физической и духовной культуре и закалке говорить не приходилось. Сегодня же, после СССР, даже и этого нет. Военкоматы испытывают дефицит здоровой молодежи для призыва в армию на краткосрочную службу. В некотором смысле, это смотрится еще и так, будто везде - на Западе, Юге и Востоке – готовятся воевать или уже воюют. А у нас, выходит, в то же самое время многие информационные каналы забиты развлекательными программами, пропагандой разврата, алкоголизма, наркомании, курения и потребительского образа жизни? Наша молодежь, впитывая такую «прогрессивную культуру», шастает по ночным клубам и дискотекам или готовится пополнить «офисный планктон», занимающийся перепродажей западной продукции? Готова ли она встать на защиту Родины, если понадобится? Или страну некому будет и защищать? Это получилось случайно, как брак или упущение «системы образования»? Или же это чья-то сознательная деятельность, чтобы ослабить страну и народ?

 

Наверное, всем уже ясно, что так дальше продолжаться не может. Что ПЕРЕМЕНЫ НЕИЗБЕЖНЫ! Этот объективный процесс изменений уже не остановить.

Вот почему пока приходится говорить о тех вещах, за которые люди сегодня ностальгически или за неимением другого (лучшего) все еще цепляются и пытаются сохранить.

А хочется говорить уже о хорошем и перспективном! О том, каким видится человекоориентированное и природоориентированное общество. Как в нем должно быть организовано образование и передача настоящих знаний для жизни.

Но, видимо, сначала все же нужно расстаться с тем, что не устраивает. Это во-первых. Во-вторых, пока нет и того, чем нужно заменить то, что не устраивает и вредно для людей.

Что нужно делать в таких условиях?

Согласитесь, сразу даже трудно найти ответ. И тогда обращаемся к аналогиям из обыденной нашей жизни.

Вот пример. Идете вы по лесной тропинке и постепенно замечаете, что тропа становится едва заметной и даже исчезает, как будто в этом месте давно никто не ходил и вообще не ходит. А потом поросшая мхом земля становится все более зыбкой, пока ноги не начинают время от времени проваливаться в грязную муть. Что делать? Вы останавливаетесь, не идете дальше, потому что опасно. И начинаете тихо паниковать, потому что и задерживаться тоже опасно. Вы видите, что постепенно погружаетесь в мутную жижу, а дно уходит из-под ног! Оглядываетесь назад, смотрите вперед. И через мгновение, чтобы не забрести в непролазную топь и не погибнуть, начинаете медленно отступать, двигаться назад. До тех пор пока не выберетесь на безопасное место, чтобы спокойно искать другой путь.

Теперь вы понимаете, почему те, кто раньше других почувствовал «опасность» для себя и для детей современной «системы образования», как бы инстинктивно, или интуитивно отступают точно так же «назад», к тому, чем пользовались отцы и деды, берут для самообразования и обучения детей старые книги и учебные пособия? Потому что выясняется, что они вовсе не «устарели». Они оказываются более «здравыми», «логичными» и «практичными»! Если уж на то пошло, оказываются более жизненными, чем современные учебники «тупикового» или «кризисного» периода общества. Затем поиски здравого и надежного вынуждают их отступать на еще более отдаленное прошлое. И задаваться вопросом, насколько далеко современная цивилизация зашла в тупик и как долго выбираться из этого тупика обратно?

 

Ситуация похожа на некую временную петлю, когда все процессы будто поворачивают вспять и прошедшее начинает повторяться. Это к тому, что имеющееся на сегодня критическое положение в «системе образования» лишь частный случай общего процесса.

Во всем этом на самом деле ничего страшного нет. Можно не барахтаться в панике и отчаянии, а спокойно воспользоваться ходом событий, как течением реки.

В такой ситуации важно лишь не прозевать момент и не уплыть в никуда.

Важно не пропустить момент и возможность снова двигаться вперед! Конечно, другим путем и иными средствами, но вперед.

Важно в стремительном потоке событий вписаться в нужный поворот и выйти на ту дорогу, которая ведет вперед, в Будущее, в Золотой век, дарованный тем, кто его достоин!

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2015г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", декабрь 2015


Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2185