08.04.16
За каждой такой «волной» стоят судьбы людей! – http://static.wixstatic.com

Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

М.В.Ломоносов

 

О «волне» в данном случае, разумеется, сказано образно. Современную информационную среду разве можно еще с чем-то стройным и гармоничным сравнивать? Она ведь действительно больше напоминает море, которое временами слегка, а порой довольно сильно штормит. Столько в ней всего разнообразного и противоречивого, скорей разрушительного, чем созидательного! Пугающего «негатива» - вообще выше крыши! Поэтому подробно разбирать тысячи заметок и статей ежедневно нет не только желания, но еще и ни возможности, ни необходимости. Ведь волна, она и есть волна: она не просто уникальна по-своему, но в общих чертах еще и похожа на тысячи-тысячи других волн. Вот почему «новостной фон» (поток новостей в СМИ), если абстрагироваться от деталей, кажется изо дня в день одним и тем же, «одинаковым», как набегающие волны, когда на берегу наблюдаешь за ними. Конечно, за каждой такой «волной» стоят судьбы людей, но когда таких волн много-много?.. За одной какой-то волной практически невозможно бывает уследить.

Но сейчас время характерно не только тем, что информационный поток сильно возрос и ускорился, наше время отличается еще и тем, что происходит на фоне еще более грандиозных, хотя порой как бы почти незаметных (как под толстым слоем воды) событий, меняющих весь окружающий ландшафт и образ жизни миллионов людей, подобно цунами. Если обычные волны катятся почти по поверхности и не такие длинные, даже глазом можно определить, где они кончаются, то цунами охватывает всю толщу воды как бы до дна и распространяется порой на тысячи километров. Однако в данном случае мы хотим подчеркнуть лишь необратимость воздействия цунами: если обычная волна разбивается об препятствие, рассеивая свою силу в миллионах мельчайших капельках, то цунами девать свою энергию некуда. Только вперед! Через все преграды!

Но давайте вернемся к новостям СМИ. К тому, как там угадывается цунами грядущей эпохи среди обычного эмоционального волнения по поводу происходящего сегодня, отчего одним хорошо, а другим бывает плохо. Не будем здесь вовсе касаться политики и международных событий, потому что в глобальных масштабах в современном мире сейчас все равно происходит то, что не могут предвидеть и рассчитать ни политики, ни аналитики и обозреватели событий (вот вам и скрытое воздействие «цунами»).

В нашу жизнь входит нечто важное и необратимое, а вот остановить или поменять ход событий никто не в состоянии!

Мы задержим здесь наше внимание на простых примерах, не столь глобальных, затронем обычные наши темы, которые касаются жизни каждого из нас. Например, сколько мы уже говорили и говорим о вопросах воспитания и обучения, системы образования в целом! Пора, видимо, в этом вопросе и на общую тенденцию указать?

 

Возьмем вот совсем частный вопрос – вопрос преподавания ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ (этот пример мы вроде еще не приводили). Чтобы снова не говорить обо всей системе образования. Сколько копий уже сломано за минувшие годы в спорах о том, как ее давать детям! Одни предлагают строго регламентированную методику, наподобие «технологии изготовления» какого-нибудь товара. Так откровенно и говорят: «технологии образования», будто речь идет не о детях, а промышленном изделии! В результате такого подхода, оказывается, нужно вложить в головы учащихся готовое мнение о произведении, его героях, теме и идее, значении и пользе. Другие предлагают формы свободной беседы, где учитель обязан лишь заинтересовать произведением, а затем всего-то слегка направлять ход рассуждений учащихся, которые «сами разберутся» в том, что к чему в изучаемом произведении и насколько это им нужно по жизни. При этом редко касаются даже того, что читать, какие книжки, и кто будет рассуждать, с какой целью? Читатель сформирован или его только предстоит сформировать в ходе учебного процесса? Список давно кем-то утвержденных «программных» произведений и авторов обычно даже не трогают, как нечто «фундаментальное». Разве что религиозные организации порой пытаются надавить на общественность и систему образования с целью «исключить» из учебной программы какие-то отдельные шибко, на их взгляд, «безбожные» произведения. Или особо радикальные учителя, аргументируя тем, что, мол, школьники «все равно не читают». И все.

С одной стороны, в этой ситуации можно подумать, что на первом плане только сама система образования, школа и учителя, удобство преподавания, а не комфорт и польза для учащихся. Лишь бы бюрократической «системе» было удобно давать утвержденный материал и контролировать процесс! Фактически в таком процессе не только учащиеся, но и учителя оказываются на втором плане, как «исполнительное» звено огромной «машины». Но, с другой стороны, эта огромная, на всю страну, «обучающая машина» строго наточена на получение заранее рассчитанного «продукта», т.е. выпускников с такими параметрами «обученности» и «воспитанности», какие не просто безопасны для «системы», но еще и позволяют им самим «встраиваться» в установленный порядок. Вы можете сколько угодно рассуждать о том, какие произведения учить в школе на уроках литературы, а вот «под водой» образовательного процесса заранее установлен «волнорез», в виде фундаментальных принципов обучения, чтобы любые возмущения (со стороны учащихся, учителей, родительской или научной какой общественности) разбивались об него и не затрагивали «устои» (См. статью «ПОЧЕМУ НЕ НАОБОРОТ? (или Как устроена современная школа?) – ЗОВУ РИТМ, февраль 2016).

И некоторые даже догадываются об этом «волнорезе» и ставят под сомнение вообще воспитательные роль и значение преподавания литературы в школе, включая и воспитательную функцию «русской классической литературы». Видите, явный прогресс и позитив! Того и гляди, узреют однажды то, что русская литературная классика создавалась почти в подражание европейской литературе (французской, немецкой, английской и т.д.), по готовым лекалам, как и что описывать (хотя и на русском материале). Ориентирована она была в свое время тоже на аудиторию «европейски образованных» людей и сплошь пересыпана якобы «непереводимыми» иностранными словами и фразами! И еще удивительно в таком положении, что талантливые русские писатели умудрялись через «европейские каноны» изготовления литературной продукции поднимать и реалистично раскрывать чисто «русские вопросы»! Так что дело вовсе не в том, сколько иностранных словечек и оборотов в «Войне и мире» или «Евгении Онегине». И не в том, нужно оставить такие произведения в учебной программе или нет.

Дело сейчас в том, а ЧЕМУ собственно учат через русскую классику XIX века? – Смотреть назад (в прошлое) и на Запад (на Европу) завистливыми глазами? Сопереживать тому, как «европейски просвещенные» дворяне не могут адаптироваться в своей стране и оказываются «лишними людьми» (заодно, сочувствуя «лишним людям», типа Чацкого, Онегина, Печорина и т.д., настраиваться негативно на свою Родину, как на «косную среду», которая «не принимает любимых ими героев»)? Решать проблемы XIX века сегодня, в веке XXI?

А когда же заниматься своими проблемами? Как минимум, проблемами роста. Когда и где, если не в школе, учиться мыслить самостоятельно, ставить задачи и решать их? Когда и как учиться творить, писать стихи и петь песни, рисовать и строить проекты лучшего дома, развития родного края или всей страны? Ведь на самом деле, актуальная проблема школы и преподавания литературы в школе сейчас в том, КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОЛНОЦЕННО РАСКРЫТЬСЯ И СТАТЬ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТЫМИ ЛИЧНОСТЯМИ!? Если ребенок-школьник немало драгоценных часов своей жизни просиживает на уроках литературы и русского языка, то сделайте так, чтобы эти часы не пропали даром! Раскройте его природный талант владения родной речью и знания русской словесности! Иначе грош цена такой «системе образования»! Вот чего требует новая эпоха, которая уже стучится в наши двери. Требует не в виде простых постановок вопроса, а уже реальным живым процессом в «системе образования».

Что это значит?

А значит это очень даже простые вещи, вернее - следствия и процессы. Очень даже осязаемые и материальные. Дети не читают и не хотят читать? Ну и что? Вопрос ведь не в том, что дети не читают русскую классику, а в том, ЗАЧЕМ ее читать?! Вдруг через ту же русскую классику, на ее примере можно учиться мыслить и творить в XXI веке (если у вас других примеров нет)?!

Такого вопроса у современной системы образования нет, потому что вопрос «зачем» - смысловой! Смысл – это уже уровень разума, человечности! Следующий уровень! И человек (человечество) вынужден будет подняться или хотя бы попробовать подняться на ступень выше. Не поднимется – ему же хуже. Таков вопрос его выживания, когда новые условия новой эпохи сегодня буквально «сносят» все, что не в состоянии выдержать напор такого вот информационного «цунами».

Когда будет понятен смысл, зачем читать и что это даст для формирования нового мышления и новой организации человека разумного, для его выживания и адаптации к новым условиям, может быть, пригодится и привычная нам русская классика. Хотя бы как исторический материал. А пока этого нет, система образования, процесс воспитания и обучения будут давать сбои и разрушаться при любых предпринимаемых мерах. Пока не развалится окончательно. Никакие «реформы» не помогут устоять противоестественным вещам и порядкам.

Надо же понимать, что современная эпоха не просто какая-то там «революционная» смена одной общественной формации на другую или экономического уклада в привычных параметрах, а КАЧЕСТВЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ САМОГО ЧЕЛОВЕКА. Оно и наступает сейчас подобно цунами! Поэтому прежде вопроса о преподавании литературы в школе нужно поднимать вопрос о стратегии ПОДГОТОВКИ ЧЕЛОВЕКА К НОВОЙ ЭПОХЕ. И только после определения стратегии можно уже обсуждать тактические вопросы о книгах и методике.

Вот этот «позитив» мы и увидели сегодня в «волнениях» многих и многих публикаций в прессе о «литературе в школе».

 

Можно взять еще один общественно важный пример «позитива» посреди цунами», уже за пределами школы, т.е. во взрослой среде, и на другую тему. Но позитив и здесь явно очевиден! Речь идет о противопоставлении психологов разного рода «магам». И якобы психологи во многом им проигрывают, потому что к психологу обращаться в массе народной все еще «непрестижно» (типа, «я что, псих что ли какой-то»?). А вот к «магам» обращаться «за чудом» еще как «нормально»!

Так, это плохо или хорошо?

Считается, что психологи помогают людям найти сознательные и рациональные решения проблемных ситуаций в жизни. Но это оказалось не столь востребовано обществом. Как на официальном уровне (много выпускников психологических факультетов не работают по специальности, а штатные должности психологов, введенные в 90-е годы ХХ века, давно и все больше сокращаются). Так и неофициально из-за невостребованности населением (мы сами на улицах города не раз становились свидетелями того, как то здесь, то там открываются «психологические службы» и через короткое время безвестно исчезают).

А вот в «магической сфере» все достаточно «благополучно». Конечно, на улицах города не часто увидишь ярких вывесок «магических центров». Зато в прессе и интернете полным-полно объявлений от экстрасенсов, магов, знахарей, колдунов и гадалок. В книжных магазинах, на первый взгляд (статистикой не интересовались), кажется мистической литературы гораздо больше, чем психологической, и она даже на вид привлекательней.

Так в чем же причина того, что психологи как будто «проигрывают» всем этим «магам»?

Во-первых, есть вполне рациональная причина, которая лежит буквально на поверхности. Как отечественная, так и западная психология продемонстрировали явную ограниченность своего «научного» подхода: громоздкие тесты и инструментарий, довольно поверхностные результаты диагностики, перекладывание основной нагрузки в работе на клиента. А более всего снятие с себя ответственности (мол, «мы не даем рецептов») и сведение к логическим объяснениям и действиям. И пускай психологи правы в том, что клиент сам должен «прожить», «прочувствовать» процесс решения проблемы и получить опыт на будущее, научиться преодолевать психологические трудности. Но правда и в том, что в природе человека на сегодня существует огромный массив «научно» необъяснимого.

Во-вторых, сколько ни называй «тружеников магической сферы» шарлатанами, к ним людей тянет, наверное, не меньше, чем к игровым автоматам. Можно приводить социально-бытовые аргументы: типа, люди обленились, не хотят думать и что-то делать, а жаждут получить желаемое «халявно», ничего не делая. Проглотил «пилюлю» (кстати, на «таблетки» вполне официально народ подсаживает медицина, вместо того чтобы научить вести здоровый образ жизни). Или выпил там «снадобье» какое-то колдовское – и все, получай результат! Поправил там здоровье, или ожидай чудесного исполнения желания!

Но есть, конечно, в природе человека и естественная жажда «чуда» и «могущества». Каким-то шестым-седьмым чувством (или родовой памятью) люди понимают, что есть в их природе нечто «сверхъестественное» или «божественное», что способности эти пока что дремлют где-то в глубине. А ведь «чуда» и ощущения «могущества» хочется-то уже сейчас! Вот и расчет на то, что те, у кого «магические» способности как бы уже есть, помогут в обретении «чудес». Пускай и за немалые денежки.

В чем тут «цунами», можно сформулировать таким образом. При всем том, что психологи пытаются научить людей сознательно решать жизненные задачи и личные проблемы, они ограничены официально в методиках и инструментарии (не могут пользоваться «ненаучными» методами). А вот как раз «шарлатаны» ссылаются на любые таинственные силы и выезжают за счет скрытых возможностей человека, которые «помогут».

ТАИНСТВЕННАЯ МАГИЧЕСКАЯ МОЩЬ ЧЕЛОВЕКА СОМНЕНИЙ НЕ ВЫЗЫВАЕТ.

И пусть пока люди сами беспомощны, и, уповая на чудо, обращаются за помощью к колдунам и магам. Пускай современные маги и колдуны, поверхностно и невежественно обращаются с таинственными силами. Но все они вместе не просто в тренде.

В отличие от «научно образованных» психологов, привязанных к технократической цивилизации и пытающихся адаптировать людей к существующему порядку, современные «маги» и их доверчивая клиентура неосознанно или сознательно уже как бы оседлали цунами «переходного периода» к новой эпохе или, как минимум, С НЕТЕРПЕНИЕМ ЖДУТ ПРОБУЖДЕНИЯ СКРЫТЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА! Они все уже в «будущем»!

Можно это воспринимать с юмором, а можно и всерьез. Однако новая эпоха точно востребует ИМЕННО МОГУЧИХ ЧЕЛОВЕКОВ, С РАСКРЫТЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ, ПРОБУЖДЕННЫМИ СИЛАМИ И ПО-НАСТОЯЩЕМУ РАЗУМНЫХ! Вот это позитивное проявление цунами мы и увидели в ситуации, когда сегодня в глазах людей психологи как будто проигрывают «магам».

 

Много еще примеров, думается, можно привести, чтобы показать, что НОВАЯ ЭПОХА, КАК ЦУНАМИ, ГДЕ-ТО ЗАМЕТНО, А ГДЕ-ТО ПОКА И НЕЗАМЕТНО ЗАПОЛНЯЕТ НАШУ ЖИЗНЬ НОВЫМ И НЕОЖИДАННЫМ, затопляет и разрушает ненужное и устаревшее. Но зачем множить аргументы, если суть мы уже передали на примерах. Считаем, что много свидетельств нового в информационной сфере и окружающей жизни вы будете наблюдать и сами. Чем дальше, тем больше!

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2016г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", март 2016

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2210