26.04.16
Фото: Пресс-центр ЗоВУ

Пути познания, получения настоящих знаний у людей различны. Хоть истина одна, каждый человек идет к ней своей особой тропинкой, повторяющей изгибы его индивидуальности. Это только кажется, что настоящая дорога к знанию прямая, как полет стрелы к цели. Да и траектория полета стрелы может меняться в зависимости от, например, порывов ветра.

Приходит время, когда вступать на свой личный путь эволюции придется всем. Так как не выбирать уже скоро станет невозможно. Кто-то уже пытается делать свои первые, еще неуверенные шаги. Эти шаги еще пока сопровождаются страхом, нередко болью, но бесценный живой опыт восхождения и познания себя и мира — награда идущему. И, наверное, небесполезно тем, кто уже отправился в Путешествие к себе самому, к Новой Жизни, обмениваться своими мыслями и наблюдениями. Настолько — насколько это удастся сделать через написанный текст.

 

У известного, и многими ценимого, эстрадного исполнителя Григория Лепса есть песня, которая называется «Что может человек?», а в ней такие строки:

«Что может человек?

Смотреть не только на себя.

Понять желания магию.

Какие мы — такой и мир.

Чего желать»?

А если задуматься серьезно: что это значит - «смотреть не только на себя?» Или еще можно перефразировать: «через себя», то есть не видя никого, кроме себя, обиженного и всеми непонятого, своей боли, своих проблем, иллюзий и фантазий. Кажется, обычное дело: общаться с другими людьми, интересоваться их делами, их мыслями. И все мы это вроде бы умеем и делаем ежедневно. А так ли это на самом деле?

Не претендуя на истину в последней инстанции, а всего лишь описывая личный опыт изменения угла зрения, автор предлагает читателям вместе порассуждать на тему, как мы смотрим на других, на реальность.

Хотелось бы нам всем, конечно, побольше уверенности в том, что наше видение мира адекватно и объективно. И мне казалось раньше, что вижу мир нормально, как все или как большинство. Пока не началась у меня серьезная и ответственная работа над моими детскими болями и обидами. Работа, неожиданно представшая очень трудной и болезненной. С чем ее можно сравнить для понятности? Например, с отрыванием старых прикипевших бинтов от плохо зажившей раны — вскрывание глубоких психологических проблем вызывает подчас шок, острые состояния, физические недомогания и даже болезни, лихорадочные перепады от надежды к отчаянию и пр. Часто очень не хочется осознавать корни проблем, ясно видеть ситуации (особенно из детства, связанные с родными и близкими людьми), которые привели к травмированию. И, к сожалению, длится эта неустойчивая и тяжелая фаза работы над собой (разумеется, не самостоятельная — на раннем этапе самостоятельно решать такие задачи практически невозможно — а с помощью мудрых и опытных в этих делах людей) достаточно долго, до нескольких лет, а то и подольше.

И только потом поступательное движение (поначалу совсем незаметное) вперед к себе настоящему начинает приносить плоды: пелена перед глазами становится все прозрачнее и проницаемее для солнечных лучей. И обнаруживаешь, что вот она Жизнь, Радостная и Счастливая! Все те проблемы, которые казались неразрешимыми, не так уж и безнадежны, просыпается творческое стремление ЛАДИТЬ себя, гармонизировать окружающее пространство, отношения с людьми. А потом вдруг накатывает опять привычное ощущение беспросветности и страха, обиды и боли. Потом — уходит. Но позже (раз за разом) возвращается, мешая жить в удовольствие и радость. И тогда замечаешь те события и условия, которые провоцируют боль и обиду, а с ними волну сильных негативных эмоций, с которыми трудно справляться.

И приходит ПОНИМАНИЕ: что эти негативные эмоции — результат искаженного видения, вызванного проблемами, которые родом из детства (а то и раньше), иначе говоря — травмами. Этот этап пути к себе можно условно назвать «этапом отделения от своих травм», когда учишься отличать искаженные состояния от нормы, учишься уменьшать временной промежуток, в который эмоции затмевают трезвое восприятие себя и окружающего мира, а потом (не сразу) стремишься к тому, чтобы, быстро распознав собственную реакцию травмы, максимально не терять адекватности и выдерживать эмоциональный накат.

Все это долгое описание необходимо было для того, чтобы обозначить важный момент: только пройдя долгий путь работы над собой — приближаешься к осознанию: насколько отличается восприятие (себя и мира) травмированного человека от восприятия тех, кто занят преодолением своих глубинных проблем (к коим причисляет себя автор), и тем более от восприятия полностью очистившегося от искажений человека. Эта разница ОГРОМНА, КАЧЕСТВЕННА и трудно определима без опыта личного ее проживания. Фактически, травмированный человек (а мы почти все таковы) смотрит на мир через призму своей боли, обиды и страха. Через свою травму, а так как травма неотделима от него, то, следовательно, - через себя. И видит только себя — во всех и во всем.

Травмы, накопленные с рождения (а нередко полученные еще до рождения), затемненные больные места души, оберегаемые так, как стараются не тревожить незажившие физические раны, а также все те проблемы, которые были переданы ребенку родителями, бабушками и дедушками, а также через них другими, дальними родственниками — весь этот тяжелый, подчас неподъемный, груз затрудняет восприятие себя и реальности такой, как она есть. Все это переплетено, спутано, и для наглядности проще всего остановиться на главной травме, неизбывной боли почти каждого человека (будь то мужчина или женщина): на непринятии родителями. Почти никого из нас не приняли мама и папа так, как это должно быть: полно, безусловно, с родительской зрелой любовью, с мудростью и радостью. И не стоит удивляться этому и лишнего упрекать их за это: они ведь и сами не знали в детстве полноценной родительской заботы и любви, не едали ничего слаще морковки.

Травма не замечается самим травмированным, она для него привычна, как кривое стекло, через которое он смотрит с рождения, и не ведает, что можно видеть иначе. И трудно представить, что у каждого есть свое кривое стекло — свое особенное в силу многих индивидуальных факторов, нюансов травмы, сочетания жизненных условий и событий. И каждый смотрит через искривленное стекло, а видит в нем только свою боль. Королевство кривых зеркал....

Мало знать о наличии у себя травмы, необходимо отделить ее от себя. Найти себя. Травма (в обыденной жизни скомпенсированная — как например сломанная нога скомпенсирована костылями) при определенных условиях (у разных людей по-разному) включает комплекс негативных эмоций большой интенсивности. Эти эмоции застилают глаза, зовут страшными и чарующими голосами к боли и ненависти, к саморазрушению и безнадежности — каждому предлагая свое.

Необходимо научиться хотя бы балансировать на грани и отличать: вот здесь Жизнь, настоящая, целостная, радостная, а вот там — боль, травмированное искаженное восприятие, которое мешает адекватно учитывать объективные условия (такие, как например погода или время года), мешает договариваться и выстраивать отношения с людьми, оценивать их поступки и намерения. Успевать поймать себя за шиворот, прежде чем привычно зайти, забежать в затуманенное эмоциями состояние, спровоцированное травмой. Информация о работе со своими проблемами и страхами — открытая, много литературы и передач по телевизору, но как трудно усвоить ее на практике, как больно и страшно честно смотреть в глаза своей травме, видеть все ее неприглядные стороны, всю кривизну своего поведения, реакций. И постепенно, утишая боль, залечивая раны, идти к себе настоящему, к Жизни.

И вот теперь только мы подобрались к собственно вопросу: а что же все-таки значит «смотреть не только на себя»? Мы ведь до этого рассуждали исключительно о том, как мы все вынужденно смотрим НА себя и ЧЕРЕЗ себя. И какова может быть работа по преодолению этого досадного ограничения восприятия. Но ведь есть же и другие задачи в этом мире у человека, помимо базовой начальной задачи по очищению своего восприятия, а для чего это нужно? Для максимально возможного для каждого приближения к адекватному видению реальности как она есть. И вот ощутив уже частично оздоровленным сознанием яркость красок мира, его мудрость, непередаваемую красоту и сложность, понимаешь, что главная работа-то еще впереди.

И теперь, поговорив о власти травм над человеком, хочется поднять тему объемного восприятия реальности. Что такое объем? Это способность посмотреть на, например, какую-нибудь ситуацию с разных сторон, с разных уровней, в большом диапазоне — от бытового до божественного. Не зацикливаясь на одном из углов зрения, удерживая все аспекты в их взаимосвязи и соотношениях…

(продолжение следует)

Виктория ОГНЕВА

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", апрель 2016

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2217