09.06.16
https://otvet.mail.ru/question/91126365

Эта публикация по содержанию перекликается со статьей «ЧАСТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ» В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ» в мартовском-майском номерах «ЗОВУ РИТМ» за 2016 год. В некотором смысле обобщает или показывает ту же историческую ситуацию с другой стороны. Но об этом уже в самой статье. От редакции

 

О недавней истории страны, о двадцатом веке мы писали не раз, в том числе и в публикации «ЧАСТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ» В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ». Ведь чтобы сориентироваться в происходящем сегодня и определиться в том, как жить дальше, нет даже необходимости углубляться в далекое и неведомое прошлое. Все тут, совсем близко. И так хорошо, ярко проявлено. От наших дней лишь одно–два столетия вглубь истории страны нашей. Продолжаем думать об этом дальше.

В трудную годину наши люди всегда сплачивались и вместе одолевали врага, о чем напоминает ежегодно справляемый праздник Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. О том, как сдают нервы и проявляется слабина духа даже в мирное и спокойное время, тоже пишут немало, в том числе и в художественной литературе, делают выводы. Но выводы как-то не помогают, это явление все равно как ржавчина разъедает общество, разрушает его. В том числе, и отдельных людей, начиная с самого детства, со школьных лет.

Вся советская литература во все годы ее существования полна произведениями о том, КАК НЕЛЕГКО СВЕТЛЫМ ДЕТСКИМ ДУШАМ СМИРИТЬСЯ И ПРИНЯТЬ КОСНЫЙ, ПОРОЙ ПРОСТО ЦИНИЧНЫЙ МИР ВЗРОСЛЫХ, успевающих на глазах детей предать благородные порывы и свою человеческую миссию на земле. Не будем даже перечислять книги, когда знакомым с периодом ХХ века читателям много говорят даже имена писателей, уделявших детским переживаниям огромное внимание: Юрий Олеша, Лев Кассиль, Альберт Лиханов, Анатолий Алексин, Владислав Крапивин и другие.

Если внимательно присмотреться к содержанию книг О ДЕТЯХ В МИРЕ ВЗРОСЛЫХ, хорошо видна атмосфера жизни в стране за все годы ХХ века. И даже без анализа и выводов ученых историков и обществоведов станет понятно, почему развалился СССР, как колосс на глиняных ногах. Виноваты ведь не только «верхи», приведшие страну к развалу. Сами понимаете, проще говоря, никакой «начальник» без молчаливого согласия и участия множества «подчиненных» не сможет сокрушить большой общий дом. Вот о том, как разлагались «низы» в масштабе семей, деревень и городов как раз косвенно и повествует отечественная детская литература.

То же самое показывают и фильмы (если кто мало читает и не осведомлен в литературе). Не будем заглядывать далеко в прошлое, достаточно остановиться на периоде последних лет СССР. Например, даже сегодня люди с интересом смотрят кинофильм «Розыгрыш» (1976) режиссера Владимира Меньшова. Атмосфера, царящая в обществе, показана в нем через события в обычной советской школе (не будем пересказывать содержание, а советуем посмотреть).

Что выигрывает в противостоянии добра и зла, правды и лжи, высоких порывов души и обывательщины, ответственности за все и безответственности, нравственности и безнравственности? Фильм «Розыгрыш» хотя и заостряет внимание на этом, но ответа не дает. Он оставляет вопрос открытым, оставляет поле для другого решения – для нравственного выбора и счастливого продолжения, как в сказках. А из недавней истории и собственного жизненного опыта мы знаем, что случилось противоположное. А может, просто проявилось выпукло и наглядно то разрушение и загнивание, которое скрыто шло и до этого?

Весь сюжетный конфликт в фильме основан на РАЗНОСТИ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ. С одной стороны, кажется, что же такого незаурядного в том, что дети сорвали контрольный урок по алгебре? Но с другой стороны через это происшествие проявляется жестокость и унизительность ситуации. Дети так же легко переступают через нравственность, как сами взрослые в многочисленных примерах для невольного подражания. Здесь не просто своеобразный конфликт поколений, к чему порой сводятся оценки фильма (детей и пожилой учительницы, а также не по годам расчетливого старшеклассника Олега Комаровского и его отца, который на редкость многим в те годы живет в ладу и гармонии с самим собой).

На самом деле конфликт глубже. Перед нами конфликт глобальный, мировоззренческий, фактически КОНФЛИКТ ДВУХ МИРОВ (нет, не капитализма и социализма, а реального БЕСЧЕЛОВЕЧНОГО МИРА КОВАРСТВА И ОБМАНА СО СВЕТЛЫМ И ДУШЕВНЫМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ МИРОМ, каким он должен быть в идеале, если бы люди не предавали себя и не поступались совестью).

Обман и легкомыслие царят повсюду, что и позволяет заявлять некоторым зрителям, что в этом фильме нет ни одного положительного героя и лишь один ярко выраженный отрицательный персонаж, как собирательный образ всего того негатива, который активно способствовал разрушению большой страны. Это ведь ему, Олегу Комаровскому, учительница Мария Васильевна в ответ на его демонстративное извинение за весь класс, якобы организовавший показушный юбилей, и жестокую оценку ее будто «несостоявшейся жизни», которую она «тридцать лет и три года просидела на одном стуле», говорит мудрые слова: «Задачи-то у вас, юноша, были не математические, а моральные, и решили вы их неверно!..»

РЕШИЛИ В ТО ВРЕМЯ НЕВЕРНО СВОИ ЖИЗНЕННЫЕ ЗАДАЧИ МИЛЛИОНЫ ЛЮДЕЙ как «внизу», так и «наверху», не задумываясь о последствиях для себя лично и для всех остальных, включая самых близких людей, и поэтому позволили разрушить и разграбить страну в 90-е годы ХХ века.

Некоторые зрители даже склонны оправдывать поведение «отрицательного персонажа» Олега и представить его тем, кто идет «против течения», в отличие от тех, кто «стадом» ходит на общенародные праздники и демонстрации, или же зарывает свой талант, будучи простым инженером и «играя на дуде», вроде отца Олега, или вроде Марии Васильевны, которая просидела жизнь в школьном классе. А они должны были, по мнению таких зрителей, «быть начальниками» и «страной управлять», а не «уступать без боя свое место посредственностям, которые у них в школе списывали». Так и пишут: «они еще хотят сказать, что у них все в порядке с совестью и моралью? Солнцем надо было становиться при их талантах, а не жалким огарком свечи в школе или на заводе»! Вот такой неоднозначный подход к содержанию фильма.

Хотя кто же не знает, каково это - реализоваться по-настоящему, а не продажно в условиях деградации, когда общество больше интересуется низменным, чем возвышенным! Недаром существует известное выражение: «талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами»! Но ситуация ХХ века в стране преимущественно работала на обратное, т.е. таланты погоду в обществе не делали, и 90-е годы стали лишь разрушительным итогом всего того, что до этого накапливалось десятилетиями.

Состояние общества накануне гибели СССР в фильме «Розыгрыш» не искажается. Наоборот, авторы пытаются даже несколько приукрасить и романтизировать его через музыку и песни, через частное выражение прекрасных сердечных порывов и высокой морали. Но те, кто учился в школе и рос в те годы, помимо всего хорошего тогда, еще помнят, например, и то, как за отгулы на основной работе ходили в «добровольную народную дружину», чтобы помогать не справляющейся со своими обязанностями милиции «сохранять общественный порядок» в начинающем или продолжающем (это откуда и на что смотреть) разлагаться обществе. В общем, не все было так благополучно, как издалека кажется теперь идеализирующим советское прошлое людям.

Таких вещей в той действительности было много, и не будем здесь составлять перечень негатива. Потому что было много и незабываемо хорошего! В том числе много хороших, сердечных людей, готовых откликнуться и прийти на помощь не только в случае беды, а даже просто при грустном настроении. Только давайте в этом месте не перепутывать вещи разного уровня: общественную «систему» (социальную машину с должностями и штатными обязанностями) и «душевный лад» конкретных живых людей. В конце концов, правда ведь заключается в том, что в противостоянии двух миров возобладал тогда «негатив», в котором пребываем пока что по сей день!

О том, что пример фильма «Розыгрыш» не единичен, говорит и другое произведение, созданное в те же годы: пьеса Л.Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» (1979), по которой примерно лет через десять, когда СССР уже разваливался, режиссер Эльдар Рязанов снял одноименный фильм в жанре социальной психологической драмы (1988). Раньше 1988-го года властями не просто не разрешалось экранизировать эту скандальную пьесу, но тогда даже ее театральные постановки пробивались с большим трудом, хотя «правда жизни» настолько рвалась наружу, что пьеса за считанные годы стала известной не только в стране, но и за рубежом! Приведем подходящую по случаю заметку об этом произведении (см. ее полный текст по ссылке http://www.radovech.ru/catalog.php?id=124):

 

«…Основной идеей фильма «Дорогая Елена Сергеевна» является проблема сознательного выбора человека между подлостью, обеспечивающей личное благополучие, и совестью, честью, порядочностью, достоинством. Можно ли пренебрегать моральными законами? И новое поколение, вчерашние школьники, отвечает: «Можно! И даже нужно!». Потому что оно вне этих законов, кажущихся ему наивными, устаревшими и нецелесообразными. Прагматика стала основным законом свободной молодёжи.

Конфликт, разыгранный в данном фильме, не такой уж и простой, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, это конфликт классический, если рассмотреть его в аспекте отношения «отцов» и «детей». И в этом смысле тут всё прозрачно: новое, вооружившись более актуальными для своего времени знанием и идеологией, опровергает декадентство старого. Возможные пути решения данного конфликта со всей подробностью описаны в классической литературе. Во-вторых, данный конфликт имеет временнУю специфику. «Перестройка» и предшествующие ей годы брежневского застоя стали плодотворной почвой для семени сомнения, проросшего в итоге в абсолютный нигилизм, перед которым идеологические убеждения Евгения Базарова меркнут и начинают казаться заигрыванием Моськи со слоном. Что же получается? – Дети, обоснованно отвергнувшие идеалы политического строя, промахи, прорехи которого с каждым годом очевиднее, по инерции отрицания стали подвергать сомнению мораль, этику, гуманизм. Духовные ценности в сознании поколения 80-х странным образом трансформировались в условность: клише и лозунги по типу: «Учиться, учиться и ещё раз учиться» и т.д. Любовь, сострадание, совесть, ответственность, Родина – всё это превратилось в груду транспарантов и портретов, пылящихся в «ленинской комнате», редкое использование которых носит ритуальный характер и не имеет никакого целесообразного значения. И с этого места конфликт выходит за пределы идеологических и морально-этических рамок и разрастается до масштабов философского / бытийного.

Поколение, потерявшее жизненные ориентиры, превратилось в сборище циничных, прагматичных потребителей. Елена Сергеевна, не подозревая о масштабах развращённости душ своих учеников, пытается вразумить ребят, протянуть им руку помощи. Но все её призывы, увещевания воспринимаются ими как дидактический ликбез, «говорильня», которая так надоела в школе, в газетах, по телевизору и т.д. Прикрываясь теорией сверхличности, ценностями «американской мечты», подростки пытаются обосновать, оправдать свои беспрецедентные по своей подлости поступки: подмена экзаменационных работ, вымогательство у учителя ключа, обыск квартиры, инсценировка изнасилования и т.д. «И я не знаю, есть ли та грань, которую вы не могли бы перейти…» - делает вывод Елена Сергеевна, потрясённая услышанным и увиденным за вечер.

Тост учителя «За то, чтоб в любой ситуации оставаться человеком!» был не услышан ребятами. В этот же вечер каждый из них забыл о том, что значит быть человеком, предав, унизив, возгордившись, украв и, в конце концов, убив…» (Оксана Сергеева)

 

Неспроста мы привели этот текст. Давайте теперь многократно помножим образ и посмотрим на то же самое как бы с высоты птичьего полета, в масштабе всей страны и миллионов людей! Не так ли медленно, но наверняка - где-то цинично, а где-то и легкомысленно - «убивали» страну, которая в начале века называлась Россией, а затем СССР, тихо разрушали и разлагались не одно десятилетие подряд? Даже в условиях массового героизма и патриотизма в годы войны и послевоенного восстановления процесс разложения не прекращался (редко какой фильм того периода обходится без отрицательных персонажей). Разрушали и разлагались через личную сиюминутную корысть, через мелкие преступления против совести. Оправдывая себя необходимостями преодоления трудностей и выживания любой ценой.

И все время это было противостоянием двух миров, о котором чуть выше уже сказано, - мира с человечностью и мира с бесчеловечностью. По обе стороны миллионы судеб!

Как известно, к человечности во все времена высокие требования! Тем более на нашей земле! Многим проще оказалось не обременять себя ею. Вот силы добра и не удержали необходимый уровень сдерживания зла. Ведь подъем вверх требует огромного напряжения воли и душевного вклада, постоянной необходимостью чего многие пренебрегали. И пошла тогда ломка всего еще более-менее ладного нарастающими темпами. А ломать – не строить! Катиться вниз легче всего! И думать, что ВНИЗУ, НА ДНЕ, ожидает хорошая жизнь, можно было, наверное, только не от большого ума! Хотя справедливости ради надо заметить, что дезориентированные люди большей частью и не различали направления, не видели и не осознавали, что всей страной катятся вниз.

Ну, а что еще тут добавить, кроме вековой мудрости народной? Мудрости, которая до сих пор, даже после уроков 90-х и всего ХХ века, все еще многими не осмысливается как надо! Значит, мало было испытаний, которые провалены? Надо что ли еще?

Мы эти примеры привели не для того, чтобы показать гибель СССР. Вопрос в действительности касается всей нашей истории ХХ века. Более того, В ЭТОЙ ВЕКОВОЙ ИСТОРИИ СТРАНЫ, СЛОВНО В КАПЛЕ ОКЕАН, ОТРАЖАЕТСЯ ВСЯ ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ.

Можно не знать тысячелетнюю историю России, но имея хотя бы этот столетний совокупный личный опыт, вбирающий еще и опыт отцов и дедов наших, помня то, что люди пережили в течение ХХ века, как сами губили народное хозяйство и распродавали чужим свое добро, как отделялись от страны территории и многие другие события, достаточно легко можно себе представить, что же происходило на этой земле раньше, в течение многих веков.

Повторяем, достаточно знать, что с нами происходило в ХХ веке, чтобы понять, что случилось за тысячу лет: с иноземными нашествиями и внутренним разложением, с победами над внешним врагом и внутренними раздорами, гражданскими войнами, с высокими научными и духовными достижениями во многих сферах и дешевой распродажей этих достижений. И так далее, весь набор того, что мы имеем за считанные десятилетия ХХ века, как квинтэссенцию тысячелетней истории.

И теперь стОит нам тщательно взвешивать каждый день, а нужно ли копаться в далеком прошлом, теряя время в условиях путаницы и недостаточности информации? Или уже пора безотлагательно исправлять то, что наворочено, можно сказать, на наших глазах и на нашей памяти всего за один прошлый век?!

Ведь виноватых нет, по большому счету. Верней, виноваты мы сами! Виноваты в том, что допустили такое и не спешим исправлять сложившееся положение. Решение нужно искать не в далеком прошлом, а сейчас. Чтобы жить по-человечески сегодня, подсказки из далекого прошлого не нужны.

Идея в сложившейся общественной ситуации в том, ЧТОБЫ НЕ ЗАЙТИ ДАЛЬШЕ, на еще один круг тяжелых испытаний, куда нас хотели бы вновь столкнуть недруги. Теперь не от недругов, а от нас самих зависит, остановимся мы или пойдем на еще один круг испытаний, разрухи и развала, к примеру, по сценарию Югославии и Украины, Ирака и Сирии… А нам это нужно?

Именно поэтому, чтобы наглядно и понятно показать, а что же случилось, мы и привели здесь обыденные житейские ситуации того, НАСКОЛЬКО ОТ НАШИХ, КАЗАЛОСЬ БЫ, МАЛЕНЬКИХ, НЕЗАМЕТНЫХ ОКРУЖАЮЩИМ ПОСТУПКОВ ЗАВИСИТ МНОГОЕ НЕ ТОЛЬКО В ЛИЧНОЙ СУДЬБЕ КАЖДОГО, НО И СУДЬБЕ ВСЕЙ РОДИНЫ. Указали на то, что получается, если эти «мелочи» помножить на миллионы, живущих ими!

Должны же мы извлечь пользу из уроков ХХ века, чтобы они не пропали для нас даром. Должны, чтобы вновь обрести настоящие ценности, настоящие ориентиры человеческой жизни! Должны, чтобы с чистой совестью и просветленной душой войти в новую эпоху!

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2016г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", июнь 2016

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2235