19.07.16
https://sites.google.com/site/ohranaokruzausejsredyvic/flora/flora

Чтобы жить осознанно, надо определиться в том, а ЧТО В ЖИЗНИ САМОЕ ГЛАВНОЕ? И без самостоятельного осмысления приоритетов, с чего начать и на чем основываться, на этот вопрос не ответить.

Доверять какой-то посторонней информации, неизвестно откуда взявшейся и на чем базирующейся, – значит, не иметь собственной опоры, оказаться чем-то вроде перекати-поле, быть зависимым от всего вокруг и блуждать в этом мире до последнего своего тупика, подвергаясь всяческим внешним манипуляциям. Наверное, есть в этом мире и такие. Но подражать им – это все равно, что потерять себя, отказаться от себя.

Разумным существам, соображающим, что к чему в этом мире, явно не туда. Как дом начинается с фундамента, так ведь и у человека вся жизнь должна иметь естественное основание, быть осмысленной и ответственной. Потому что он в этот мир приходит не просто так и не сам по себе. Вот об этом сейчас и подумаем.

На что же тогда может надежно опереться каждый из нас в этом мире, с чего начать? Наверное, есть какие-то сложные ходы и комбинации, разные пути. Но для них все равно должна быть некая «отправная точка», «точка опоры», откуда начинается личная «система координат» жизни.

Лучше всего, кажется, найти такую опору в себе, начать с себя! Это логично, это понятно. Разве есть для каждого из нас еще что-либо более реальное, очевидное, осязаемое, чем наше собственное ощущение, собственное «Я»?

Вот Я, живое существо во плоти. Размышляю о сущности и смысле своей жизни. Можно, конечно, сразу же сказать, что самое главное в моей жизни – сама жизнь. Но что это – уже вывод, итог, или только начало размышлений? Для того, кто не вникает в эти вопросы, а делает только то, чему научили, почти не задумываясь о «высоких материях», такие нюансы скорей всего недостаточно убедительны, и даже сам вопрос о смысле жизни покажется чем-то несущественным и отвлеченным от той «конкретики», чем он занимается. Но мне, наученному думать и искать разумное основание своим поступкам и деятельности, трудно оставаться в рамках «технического задания», которое нужно выполнить, не рассуждая.

Для разумного существа жизнь должна быть осмысленной. Иначе никак. Я должен знать, что и зачем делаю, какие от моих действий будут последствия и нарисуются перспективы. Разве можно что-то делать, не разобравшись в том, что из этого получится? Разве можно человеку оставаться на уровне простого механизма, простого инструмента в чьих-то руках? У инструмента разве есть своя жизнь? С того момента, когда начинаешь размышлять о жизни, уже не хочется быть просто инструментом, или «винтиком». И начинаются поиски основания!

Если за «основу» жизни брать себя, то Я ведь не могу заявлять, что жизнь начинается с меня. Потому что каждый знает, что его жизнь, на первый взгляд, начинается с мамы, которая вместе с папой приводит новорожденного младенца в этот мир.

Значит, моя жизнь начинается с моего рождения? И она заведомо не ограничивается только мною. В моей жизни есть другие, близкие или родные.

Или, может быть, жизнь моя начинается еще раньше, с рождения мамы и папы? Или же я начинаюсь еще в бабушках и дедушках, в прадедах и прабабках? И сколько же там поколений близких родственников позади, в минувших веках и тысячелетиях, в которых заложены истоки моей жизни? Сколько длится вот эта непрерывная жизнь, которая дошла через них до меня и сейчас горячо пульсирует, дышит во мне, продолжается во мне?! Где же искать мои собственные истоки, мое начало начал?

Представляете, ведь это не абстракция какая-нибудь, не выдумка. Эта моя реальность, начиная с телесной организации и продолжая до психики и интеллекта, до мыслей моих и души! Реальность, в которой я есть средоточие и продолжение неизмеримо долгой жизни. Может быть, действительно «вечной»! Я такой, как есть сейчас, продолжаю жизнь, которая началась неведомо когда и которую, как бесценную эстафетную палочку, поколение за поколением, донесли до меня самые дорогие и близкие родные существа. Самые дорогие и близкие, если даже я их не знаю сейчас никого лично, кроме родителей и бабушек с дедушками. Ведь даже те далекие предки, кого не помнили даже и прадеды с прабабками, послужили как бы живым мостом для жизни, которая через века и тысячелетия перешла через него, дошла и проявилась во мне. Даже вообразить сразу трудно такие длинные отрезки времени, такой огромный объем данных и такой большой груз ответственности перед ними всеми за каждый свой шаг и поступок сегодня!

Что каждому из них довелось испытать, какие волнения и переживания, в каких условиях прожить, мне об этом не дано знать и узнать. Но ведь они, вся эта моя многочисленная кровная родня в минувших веках и тысячелетиях, очень надеялись, что жизнь их, как минимум, не прервется на их детях и потомках, не прервется на мне, в данном случае, а может быть даже и продолжится лучше! Надеялись, как и Я надеюсь. Представляете, какая это ноша, какой груз ответственности за жизнь не только перед собой и родителями, а перед ними всеми, т.е., как это обычно называется, перед всем Родом своим непосредственным! Получается, Я, как их доверенный перед Богом, принимаю от них не просто эстафету жизни, а сам дар жизни во всей ее необозримой огромности.

Можно как угодно представлять это – в виде некого «родового бога», или «эгрегора», или «родовой памяти», или еще как-то. Но одно только просто невозможно – нельзя отрицать в здравом уме то, что они все не только жили так же реально, как мои родители и Я, но и продолжаются до сих пор во мне! Как память или дух, как Бог, бог Рода моего, рода человеческого, но продолжаются! Я, по сути, следующий этап их бытия, их жизни! Это реальность, от которой нельзя отказаться, как нельзя отрицать наличие у меня матери и отца (даже если, ведь и такое бывает, к примеру, не помнишь их, когда случается потерять и остаться сиротой в раннем возрасте, все равно они есть - те, которые дали жизнь).

Если мне и не суждено совершить в этом мире ничего такого грандиозного (ведь это уже мое личное – судьба, цели и задачи), есть у меня огромная ответственность и священный долг перед ними всеми – перед родителями и перед всем Родом – долг за жизнь. Долг продолжать жизнь. Долг передать этот великий дар дальше! Передать в любом случае, чтобы нить жизни не оборвалась на мне. Передать детям своим, а если понадобится, то и внукам и внучкам, правнукам и правнучкам!

Да-да, именно передать жизнь. Во всем ее объеме. Ведь каждый из нас, глядя на себя, понимает, что Я - это не только семя, которое проросло. Не просто биология. Жизнь во мне имеет много измерений, от осязаемо физических параметров до духовных высот. И самое важное из того, что мною получено от предков и накоплено мною сейчас, что я несу в себе (и как опыт, и как знание, и как ответственность), нужно непременно передать дальше, передать детям и внукам! Потомкам. Передать, чтобы они продолжили эту жизнь, которая и моя, и не только моя, поскольку она во всем ее неизмеримо большом объеме передана мне и доверена мне моим Родом!

Каждый в здравом уме понимает, что вот это, только что описанное, не какая-нибудь там «философия» или лукавое умствование. Это очень даже конкретное, что есть у каждого, в чем нельзя сомневаться ни во сне, ни наяву. Настолько же конкретное и реальное, как тело мое для меня, как дыхание мое, как мысли вот эти. Уж куда конкретней, чем чье-то там мнение или какая-нибудь посторонняя информация, если даже о жизни. Вот почему к жизни своей следует относиться как к бесценному дару, который донесен эстафетой многих поколений и который понесут дальше многие поколения моих собственных потомков.

А в том, что такая бесценная жизнь имеет много измерений (не только физическое, биологическое), в здравом уме тоже ведь никто не сомневается. Поэтому каждый здравомыслящий человек не ограничивается только лишь передачей семени и рождением ребенка. Ведь не только свою жизнь нужно наполнить физическим, общественным и духовным содержанием, чтобы полноценно проявить переданное мне предками и выполнить свою миссию на земле, но еще помочь в этом и детям с внуками. Передать им полноценно то, что получено мною от предков, заодно со своим наработанным опытом. Воспитать их наследием предков.

И передать в целости и сохранности! Без искажений. Потому что малейшее искажение, допущенное сейчас, через многие поколения может вырасти в большую трагическую ошибку! Кто же пожелает самым близким родственникам и своим же далеким потомкам ошибок и ужасных трагедий? Нормальный человек, наоборот, сделает все от него зависящее, чтобы по его вине с близкими людьми ничего плохого не могло случиться. Сколько их было в минувшем, героев и богатырей, для которых божественная жизнь была священна и которые в трагических обстоятельствах даже жертвовали собой ради того, чтобы она, жизнь человеческая, продолжалась в веках!

Если читатель примерит теперь рассказанное на себя, то сразу поймет, что еще не все сказано о масштабах жизни отдельно взятого человека. Ведь жизнь моя – это не просто линия из давно минувших дней в далекое будущее, не просто одна длинная цепочка, череда поколений. Смотрите сами, здесь у меня есть то, что сегодня называется «семьей». От меня, от моей семьи, от моего союза с другими, как веточки от ствола дерева, продолжаются дети и внуки. От них потом – их дети и внуки. От меня чем дальше, тем больше, получается, и этих веток, как от огромного дерева. Много-много! Будто Я – родоначальник целого народа.

Но ведь и «корней» у меня видимо-невидимо! Каждый из моих предков в любом колене минувших веков является таким же «древом жизни» и «родоначальником», как Я сегодня. Каждый из них одной из нескольких «веточек» делегировал ту часть жизни и ответственности, которая дошла до моих родителей, чтобы и мне появиться в этом мире.

И получается, что во мне (или подо мной), как в могучем дереве, есть еще и глубоко проросшая в землю (минувшие века) большая корневая система (из предков). И вместе с многочисленными ветвями и веточками, образующими большую крону наверху, все это во мне сегодня сосредоточена, как жизнь космического масштаба, от давно минувшего до далекого грядущего!

«Древо жизни», оно ярче и конкретней всего видится и понимается именно через себя – т.е. для меня через меня. Разве можно к такой жизни относиться легкомысленно и безответственно? Разве можно ею пренебрегать? Или бесцельно ее прожигать?

А рядом со мной ходят такие же могучие «деревья жизни». Имею в виду других людей, моих родственников и просто моих соседей по стране и планете. Их много. Как в большом лесу. Где-то у меня с ними какие-то «корни» или «веточки» соприкасаются или даже переплетаются. Где-то мы ограничиваемся случайными и неслучайными встречами, накладывающими существенный или не очень отпечаток на текущие события. Лес – это все-таки не одно дерево, даже если могучее. Дерево в лесу – это уже другое дерево, отличающееся от одинокого. Если подумать, одинокого дерева не бывает. Даже отдельно стоящее дерево принадлежит лесу, оно вышло из леса. И родственный лес влияет на дерево…

Получилось ли мне передать мое ощущение жизни, мне трудно судить. Читателю со стороны виднее. И может самостоятельно дорисовать то, что мною недосказано или упущено в данной картине, в этих образах. Но лично для себя я ощущаю жизнь вот в таком огромном масштабе, в каком пытаюсь описать. И ответственность на себе за жизнь такую чувствую тоже огромную, божественную во всех смыслах...

Конечно, такие описания сегодня не часто встретишь, потому что сегодня модно быть «технократом», фанатичным адептом современной цивилизации с ее «техническим прогрессом». Модно любоваться природой со стороны (как бы из окна офиса), всячески защищаясь от нее техническими средствами и используя природный материал лишь в качестве сырья для создания искусственной среды обитания. Ощущать жизнь и чувствовать природу как-то не модно.

Изнутри технократической цивилизации кажется, что природа (а на деле и настоящая жизнь), она где-то далеко, а проблемы насущные они вот здесь, как глобальные, так и индивидуальные. Надо как-то решать их и т.п. – иначе… «конец»! То, как об этом трубят во всех СМИ, напоминает шизофрению: с одной стороны, восхваление современной цивилизации и всех технических новинок, призванных всячески улучшить быт людей и чуть ли не спасти их от всего, чего только пожелаешь, а с другой – растущие жалобы на кризис то в одной сфере, то в другой… Якобы жить все хуже и хуже (основной массе, за счет которой пытаются удержаться те, которым пока что не так плохо). Но…

Так видится только изнутри искусственной цивилизации. А со стороны природы, цветущей и величавой на весь необозримый космос, этот искусственный островок «цивилизации» кажется чем-то жалким и даже жутким. Вроде паутины на ветру. Или же, простите за такое сравнение, этот островок «цивилизации» напоминает «Титаник», на котором все еще продолжается веселье, хотя некоторые уже увидели начинающуюся катастрофу.

А если вернуться к живой природе и настоящей жизни, то это напоминает лишь гибель небольшой площади «леса» (вернитесь снова к образу «древа жизни» и «леса»). Ну да, жалко засыхающие и рассыпающиеся «деревья» и ветви, которые насильно или по своей воле отделены от корней и всей остальной природы в некий искусственный «сад», который, как оказалось, не может обойтись без природы.

Но жить-то дальше надо, если ты в состоянии! И жить можно будет теперь уже только по-настоящему! Вот почему мы и заговорили о ЕСТЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, настоящей (ведь в современной технократической цивилизации, в этом искусственном «саду», что только не называют «жизнью» - кругом обман и подмены!). Заговорили о том, что значит ЖИТЬ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ. И что в человеческой жизни самое главное. Итак…

(Продолжение следует)

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2016г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", июль 2016

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2240