08.08.16
Источник иллюстраций к этой статье: http://lols.ru

Есть такие вещи, вопросы и проблемы, сегодня на которые нельзя не обращать внимания. Такие важные для страны вопросы обсуждаются и на молодежном форуме «Территория смыслов на Клязьме». В частности, в выступлении Никиты Михалкова о современной молодёжи и проблемах воспитания в условиях интернета и форматирования сознания.

От редакции

 

Все выглядит так, будто современная наука для того и создана, чтобы «держать» умы людей в неком узком пространстве или как бы в «загоне», за пределы которого не разрешается выходить. Представляете, получается как в анекдоте, где некто ночью ищет что-то под фонарным столбом, потому что «в этом месте светло»!

Когда сегодня смотришь комментарии и обсуждения под более-менее серьезными статьями, там сплошь такая картина, будто люди топчутся под фонарным столбом, не смея делать даже шаг в сторону, дабы тут же «соседи» (коллеги и оппоненты) не приклеили ярлык «ненаучности». Свойственно это многим и многим, но сегодня, пожалуй, особенно касается молодежи. Складывается впечатление, что у них СОЗНАНИЕ вообще основательно ОТФОРМАТИРОВАНО!

Хотя это уже давно стало общим местом и на это теперь почти не обращаешь внимания, такие вещи все равно попадаются на глаза (наверное, потому что их много). Вот на днях снова все-таки поразил факт из фрагмента обсуждения, где молодые люди разбирали происхождение одного простого русского слова (не будем вдаваться в детали – пока это не столь важно). При этом они основывались исключительно на лекциях своих преподавателей, на справочниках «прозападных» академиков и на словарях, созданных для русских тоже на Западе, блуждая при этом в поисках истоков русского слова в других языках. При этом выясняются такие вещи, о которых раньше мы даже не подозревали. В их репликах то и дело мелькали цитаты из очередных теорий современной лингвистики, которые вообще-то даже трудно соотносить с практикой живой речи.

А еще, оказывается, для сегодняшних ищущих расставлены дополнительные «пугала», чтобы они не отходили в сторону от «разрешенного» (якобы «научного»). Эта молодежь буквально шарахается от таких вещей, которые ими (или их преподавателями) прозваны «задорновщиной» и «фоменковщиной» (отсюда и вопрос, ради чего же стараются ставшие «ярлыком» деятели: чтобы открыть людям глаза на реальность или чтобы отпугнуть их «странностями» от перспективных направлений познания?).

В общем, впечатление от компании, тусующейся «под фонарем», грустное. Неужели они всерьез полагают, что все ответы об окружающем мире находятся на этом маленьком освещенном островке?! И на что же тогда годятся созданные в этом «загоне для сознания» их преподавателями «игрушечные» или «понарошечные» науки, не имеющие отношения к реальности большого мира за пределами освещенного места «под фонарем»? А как же необозримо огромная живая Вселенная и настоящие исследования, большие открытия и непредсказуемые прорывы мысли? Но, видимо, погружаться реально в Неведомое – это не удел топчущихся на светлом пятачке посреди непознанной ночи или в разрешенном загоне!?

Еще впечатление такое, что они как будто остались детьми, т.е. так и не стали взрослыми, ищущими смысл и свое предназначение в жизни. Сейчас более старшее поколение, которое тоже с форматированным сознанием (но, похоже, меньше отформатированным, чем сегодня), и то удивляется «уровню познаний» современной молодежи в науках (а не только в правописании), их неспособности - после ряда реформ образования - сносно формулировать мысли. Мы немало писали раньше о проблемах образования, и нет смысла повторяться.

Лучше наглядно показать, насколько ДЕГРАДИРОВАЛИ современные учебные программы и учебники, соответственно. А наши с вами дети вынуждены по ним учиться. За сто последних лет деградация системы видна особенно ярко. Нам одна наша читательница недавно показала, какие сочинения писали дети в царской России (источник: http://emosurf.com/post/3706 или http://prosteev.livejournal.com/71123.html). К примеру, в младших классах: «Великаны и пигмеи лесного царства», или «О том, что видела птичка в дальних землях», или вот еще «История постройки дома и разведения при нем сада»… Или вот дети 12-13 лет выбирали такие темы для сочинений: «Замирание нашего сада осенью», или «Река в лунную ночь», или «Лес в лучшую свою пору» и т.п. А старшие гимназисты и вовсе писали сочинения на темы: «Слово как источник счастья», «Почему жизнь сравнивают с путешествием», «Родина и чужая сторона», «О скоротечности жизни», «Какие предметы составляют богатство России и почему», «О высоком достоинстве человеческого слова и письма», «О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве», «О проявлении нравственного начала в истории», «На чем основывается духовная связь между предками и потомством» и т.д.

А сегодня можно вообще не писать сочинения. В сети интернет полно ресурсов, где не только есть все темы школьных сочинений, но даже образцы текстов. В общем, если умеешь тыкать пальцем в клавиатуру компьютера, то сегодня можно вообще переходить из класса в класс, не утруждая себя размышлениями. А дети должны адаптироваться в нашем мире и ищут кратчайший путь для выживания. Вот вам и пример того, КАК сегодня получается в массовом количестве ФОРМАТИРОВАННОЕ сознание тех, кого готовят якобы для «общества потребления».

А какого еще результата можно ожидать, если в сегодняшние школьные учебники и рабочие тетради, разработанные некими методистами, даже заглянуть страшно. Потому что там можно встретить удивительные для пап и мам вещи, адресованные их детям. Часто попадаются примеры, вроде (цитируем): «Если хочешь, сочини рассказ о том, как ты плывешь по небу», или «Если хочешь, напиши песню Каркузябры», или «Нарисуй удивительную комнату», или «Крендель-мендель-колбаса» (английская народная песенка для маленьких русских детей), или «Какие чувства вызывают у тебя мыши», или… еще десятки и десятки подобных же перлов в растиражированных для детей всей страны книжечках.

Это мы еще задачников не касались, в которых от формулировок порой вообще волосы дыбом могут встать! Вот хотя бы парочка примеров, чтобы получить представление: «Снилось ему, что он превратился в огромный конденсатор емкостью 2Ф, который какое-то рыбообразное существо настойчиво пыталось включить в цепь переменного тока…» и т.д. - с вопросом «Чему была равна амплитуда напряжения»? Или вот еще: «Отец на 6 лет был старше сына. Через 12 лет возраст отца и возраст сына будут прямо пропорциональны числам 13 и 5. Найдите возраст отца и сына». Или как вам начало такой задачки: «189. Похищенного рэкетирами ребенка везут в автомобиле…» - дальше читать не хочется. В этой задачке по числу ударов пульса ребенка за определенное расстояние нужно определить скорость автомобиля.

Наверное, достаточно. Если таков «уровень» методистов и составителей учебников, то стоит ли удивляться тому, почему безграмотны во многих отношениях школьники и кого выпускает школа? Таких примеров ведь можно набрать на целую юмористическую книгу! Но когда понимаешь, что все это заботливыми «педагогами» в школах преподносится нашим детям и внукам, смеяться уже не хочется.

И возникает естественный вопрос. Для чего это делается? Как так случилось, что у нас такие, мягко говоря, странные учебники с непонятным наполнением? Когда и почему все это просмотрели, пропустили? Хочется спросить, кто допустил такое искажение смыслов и сути?

Еще М.Ю.Лермонтов писал в стихотворении «Дума» (1838) почти двести лет назад: «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно…»! Смотрим снова на темы сочинений старших гимназистов царской еще России, которые мы приводим отнюдь не от ностальгии по прошлому, а можно сказать строго статистически, для сравнения «уровня», так сказать. И если лермонтовскими словами можно было сказать о гимназистах XIX века, которые на уроках серьезно размышляли о жизни и Родине, то что же говорить о сегодняшнем поколении ЕГЭ? Если бы на качество сознания выдавали справку или сертификат, то у многих там, наверное, стоял бы штамп: «отформатировано по низшему стандарту»!

Специалисты (психологи, социологи и т.д.) в этом часто винят многократное ускорение процессов в современной цивилизации во всех сферах жизни, что накладывает свой отпечаток не только на сознание отдельного человека, но и, например, на школу (систему образования) в целом, которую упрекают в противоречивости требований к учащимся. Все же знают, что сегодня школа требует, чтобы дети читали и считали, учились думать последовательно и логически, хочет дать им систематические знания, но при этом школьная же поурочная практика работы с информацией фактически оборачивается тем, что ребенку каждый день дают разнообразную информацию небольшими «ФРАГМЕНТАМИ», которые часто не связаны между собой никак. Получается, как многолетняя работа над большой мозаикой, которая складывается одновременно с разных точек сборки, и никто не знает, сложится ли, в итоге, целая картина, когда забыто уже и то, с чего начинали. Соответственно, никто не отвечает за результат. Даже сама подрастающая личность, подвергающаяся такому воспитанию и обучению. Где-то с 90-х годов ХХ века это стали называть «КЛИПОВЫМ» сознанием и мышлением. Приведем тут, к случаю, и цитату об этом:

«Слово «clip» переводится с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма. Видеоряд большинства музыкальных клипов состоит из цепочки слабо связанных по смыслу кадров. При клиповом мышлении жизнь напоминает видеоклип: человек воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий. Современные сериалы, фильмы и мультфильмы создаются для клипового потребителя. Сцены в них идут маленькими блоками, часто сменяя друг друга без логической связи. Пресса наполняется короткими текстами, в которых авторы лишь очерчивают контуры проблем. Телевидение преподносит новости, которые между собой не связаны, потом рекламу, ролики которой тоже никак друг к другу не относятся. В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой. Мир обладателя клипового мышления превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации. Человек привыкает к постоянной смене сообщений и требует новых. Усиливается желание искать цепляющие заголовки и вирусные ролики, слушать новую музыку, «чатиться», редактировать фотографии и так далее…» (http://emosurf.com/post/3709)

«Клиповое» сознание (в сравнении с последовательно-логическим, аналитическим) может иметь такой «плюс», что годится, чтобы без сильных стрессов вписываться в современные «сверхскорые» процессы (когда нет времени задумываться и анализировать, особенно же, если не научен этому). Годится для тех, кто ориентирован на то, чтобы быть в нижнем или среднем звене производственных и социальных процессов, чаще в качестве исполнителей и ведомых.

Однако в погоне за «успехом» надо вовремя остановиться (или соблюдать меру), чтобы сохранить себя, свои человеческие качества. Да, современная цивилизация навязывает бешеный темп. Нужно «крутиться», чтобы заработать хотя бы на хлеб. Но ведь мы в цивилизации только частично, как «специалист» (или общественная «функция») той или иной области. А в остальном человеку спешить некуда (надо жить размеренно, с наслаждением, а не торопиться на «тот свет»). Поэтому нельзя забывать человеческое в себе, о нем нужно заботиться, лелеять его, чтобы состояться и быть удовлетворенным жизнью. Хотя о чем мы! Для многих «жизнь» - это та самая выматывающая социальная «гонка», за этой подменой они не видят настоящей жизни.

Но «клиповое» («фрагментарное») сознание не годится для творцов «настоящего» и «великого», для лидеров и аналитиков, т.е. всех тех, кто так или иначе «наверху» или «впереди». Исторический опыт показывает, что разные там «ведущие» с клиповым сознанием заводят в тупики и себя, и тех, кто за ними следует (и здесь мы имеем в виду не только современных «управленцев-администраторов-чиновников»). Всем же известна классическая истина: «Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво…» (А.С.Пушкин).

Вот почему, несмотря на то, что массовая школа штамповала и штампует до сих пор «форматированное» («клиповое») сознание, редким талантам удается полностью или отчасти избежать «штамповки» («форматирования») и сохранить способность мыслить и творить. Кроме этого, кстати, даже сегодня есть родители и дети, ориентированные на «новую жизнь» в новой, наступающей эпохе (или, как модно говорить, желающие быть «элитой»): они стараются иметь для себя и своих детей хорошее КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ с полноценным сознанием и последовательно-логическим мышлением, а не «клиповое» (или «фрагментарное»).

Конечно, ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И СОЗНАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРАЖДАН С ДЕТСТВА – ЭТО ДЕЛО НЕ ОДНОГО ДНЯ, А ПРОДУМАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ МНОГОЛЕТНЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. И не надо даже гадать, зачем это нужно и кому выгодно. «Отформатированным» сознанием легко манипулировать, т.к. заранее в него заложены и «кнопочки», на которые можно надавить, и «границы», за которые нельзя ходить, и «недостаточность» кругозора и мыслительных способностей - для проверки поступающей информации (чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть почти на любой сайт, где разрешены комментарии, почти – потому что, понятное дело, все просмотреть невозможно, а из просмотренных же – фактически 100% - это подтверждение такой «недостаточности», независимо от соглашательского или протестного настроения умничающих комментаторов).

Вот мы и вернулись к примеру, с которого начали, т.е. к тем самым молодым людям, которые боятся выглядеть «ненаучным», или «немодным». Что еще надо, чтобы господствовать над ними и эксплуатировать их труд? Таков сегодня оплот современной технократической цивилизации. Почти все из них будут страдать, когда эту цивилизацию «прижмут» кризисы, однако будут держаться за нее, по-видимому, до конца!

Но не стоит расстраиваться или отчаиваться. Даже такая ситуация вовсе не безвыходная. Люди все-таки не «роботы», и многие из тех, чье сознание жестко отформатировано в существующих «системе образования» и «научной картине мира», как показывает практика общения с людьми, все еще много или мало, но имеют довольно ЖИВОЙ СКЛАД УМА! Поэтому они и видят то, в каком обществе живут. И то, что творится в современной школе, тоже видят (это ведь они замечают и выкладывают в сети все несуразности современных учебников и тетрадок, по которым учатся их дети). И многое другое в современном обществе тоже видят, как видели их отцы и деды. Они вовсе не безнадежны. Капля за каплей, люди все-таки тихо зреют для новой жизни в новой эпохе (или хотя бы помогут как-то своим детям, если сами не успеют). Другой вопрос, конечно, – успеют ли, при таких-то стремительных темпах событий и перемен в мире! Успеют ли отвязаться в критический момент от этой цивилизации, не поддаваясь панике и хаосу, и перейти на другую дорогу – ДОРОГУ ВЫСВОБОЖДЕННОГО, ВОЛЬНОГО СОЗНАНИЯ, СПОСОБНОГО ВПИСАТЬСЯ В НОВУЮ ЖИЗНЬ И СОЗИДАТЬ!

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2016г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", июль 2016

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2242