Посвящается памяти Эльдара Александровича Рязанова
В 1999-м году снял и в 2000-м году выпустил в свет знаменитый кинорежиссер Эльдар Рязанов фильм «СТАРЫЕ КЛЯЧИ» в жанре как бы сатирической (отчасти даже сказочной) комедии. Ну, а КАК ЕЩЕ ИЗОБРАЗИТЬ ТО, ЧЕГО ЕЩЕ НИКОГДА НЕ БЫЛО? Фантастика, она все-таки требует хоть какого-то, пусть даже гипотетического обоснования фактуры. И только в наполовину сказочно-комедийной форме можно не перегружать сюжет мнимой «доказательностью» и полностью погрузиться в эпохальный эксперимент. Поэтому мы вовсе не случайно выбрали именно этот фильм для того, чтобы показать, КАК Э.Рязановым понимается «ПЕРЕХОД». «ПЕРЕХОД» из одной эпохи в другую (он в данном случае не просто снял фильм, как режиссер, но еще предстал и в качестве сценариста, т.к. сценарий фильма «Старые клячи» писали трое: Эльдар Рязанов, Владимир Моисеенко и Юрий Фёдоров). Как он понимает жизнь, так сказать, «на сломе времен»! В чем он видит смысл происходящего с нами теперь и возможный выбор каждого из нас. Фильм снят 16 лет назад, а его актуальность и своевременность многим, видимо, еще предстоит осмыслить и оценить.
Но, оказывается, не все зрители поняли, ЧТО хотел сказать этим фильмом режиссер!
Мы нарочно просмотрели доступные отзывы на нескольких сайтах интернета, где демонстрируются известные фильмы, и увидели, что бОльшая часть отзывов о фильме негативного характера, от просто «не нравится» и вплоть до обвинений режиссера в откровенной «халтуре»: мол, он просто нашел шанс «дать подзаработать своим актерам». Последний момент мы даже не принимаем во внимание, т.к. знающей Э.Рязанова публике известно, что у него давным-давно, еще с советских времен есть сработавшаяся команда актеров - актеров, которые берут на себя роли основного состава героев многих его фильмов. А так происходит, когда есть взаимное понимание, взаимное доверие и взаимное дополнение.
Вопрос в другом. ПОЧЕМУ зритель не принимает (не понимает) этот фильм? Хотя у Э.Рязанова в «Старых клячах» все рассказано (показано) просто, объемно, весело! Ради этого стоит даже подробней остановиться на содержании фильма (из открытых источников):
«Фильм начинается с встречи четырёх подруг, женщин средних лет: профсоюзной активистки, завлаба, железнодорожницы и школьной учительницы в 1989 году. Сын одной из них, Любы (Лия Ахеджакова), погиб в Афганистане. Подруги поют под гитару и вспоминают прежние времена, когда они были молоды, красивы и веселы, очень любили музыку и пели в хоре Дворца культуры завода «Красная Труба».
Идут титры. После титров время меняется: уже 1999 год. Все изменилось, и людей вынудили приспосабливаться. После распада СССР подруги, превратившиеся в одиноких «старух», вынуждены подрабатывать. Анна (Ирина Купченко), в прошлом кандидат наук, работает на мойке автомобилей, и её грубо обыскивает шофёр одного из клиентов, заподозрив в краже зажигалки босса. Профсоюзная активистка Лиза (Людмила Гурченко) торгует на рынке. Хозяин (по прозвищу «Паук») постоянно ругает и штрафует её за недостаточную выручку и, по его словам, убыток. Железнодорожница Мария (Светлана Крючкова) продаёт пирожки в переходе.
Люба, самая интеллигентная и неприспособленная к новой жизни, с большим трудом пристраивается продавцом газет на лотке. Как и другие продавцы газет, она ежедневно должна платить группе старшеклассников…
Группа дельцов убеждает её продать квартиру с видом на Кремль, обещая взамен сто тысяч американских долларов и новое жильё в тихом месте, в центре Москвы, со знаменитыми соседями. Наконец, Люба сдаётся на уговоры. Сразу после подписания договора её выгоняют из квартиры. Новое жильё в тихом месте в центре Москвы оказывается домиком на кладбище, а знаменитыми соседями — похороненные на этом кладбище Высоцкий, Окуджава и другие. Впоследствии выясняется, что жильё не отдано ей, а сдано в аренду, причём всего на один месяц. Чек, выписанный новым владельцем квартиры, бизнесменом Василием Хоменко (Николай Фоменко), оказывается от никогда не существовавшего банка, а подпись на нём — сделанной исчезающими чернилами. Таким образом, Люба оказалась без жилья и без денег.
Подруги решают вернуть Любе её квартиру...» (Источник: Википедия)
Фильм стоит смотреть! Ведь эта остросюжетная сатирическая комедия наполненная символизмом, юмором и самоиронией, создана человеком, знающим общество, людей, жизнь. Фильм словно поддержка, подсказка тем, кто отчаялся, кто не может подняться над суетой, не может взглянуть на происходящее с юмором, с высоты вечных смыслов и вечных ценностей. Новое время, новые условия жизни и новые «правила игры». Это новое время рождает новых героев и новых проигравших. Все как будто перевернулось с ног на голову! Вышагнув в новое из привычной и уже понятной системы, не все смогли понять новые условия жизни, приспособиться и реализовать себя.
Под новые условия изменена и система, законы. В поиске справедливости и защищая себя, подруги оказываются на скамье подсудимых. Как рассудить героев? За кем правда жизни теперь? И это самый главный вопрос фильма, он даже сюжетно выделен автором. Ведь в качестве обвинения выступает мошенник, шарлатан и делец современности, а в качестве обвиняемых - женщины, пытающиеся защитить себя.
«…В качестве последнего слова группа «Старые клячи» исполняет песню. Им аплодируют, и суд выносит оправдательный приговор. На выходе из зала суда их встречает военный оркестр, посланный генералом. Одна из дам выходит замуж за театрального администратора. Группа «Старые клячи» становится знаменитой и продолжает выступления» (Источник: Википедия).
В конце фильма, после всех своих приключений, старые подруги возвращаются к своему любимому увлечению – музыке и песням – и снова начинают выступать, но уже не в художественной самодеятельности, как раньше, а на сцене театра в качестве преуспевающей музыкальной группы. Выходят как бы на новый виток развития. Они же мечтали об этом, и внимательный зритель вспомнит этот момент! Да и композиционно для фильма получается своего рода сюжетное обрамление – возврат к исходному моменту, но на качественно новом уровне.
В чем же особенность этого фильма, его «изюминка», в чем символизм и подсказка зрителям, и почему его многие зрители не поняли? Вот о чем стОит подумать. Это важно. Особенно сегодня, 16 лет спустя. Поэтому мы и обращаем ваше внимание именно на этот фильм Эльдара Рязанова.
Ведь сюжет фильма, на первый взгляд, простой, можно сказать, обыденный, особенно для тех, кто пережил 90-е годы ХХ века в этой стране и продолжает в ней жить. Но картина представлена все же достаточно сложная, можно сказать, даже нарочито запутанная, как элемент художественного отражения жизни тех самых 90-х годов.
На самом деле перед нами тщательно продуманное в деталях мастерское живописное полотно. В картине «говорит» буквально все! Начиная даже с названия. В чем смысл и символизм названия «СТАРЫЕ КЛЯЧИ»? Думаете в обывательском уничижительно-пренебрежительном? А может, как раз в другом? «Старые» – в смысле, как раньше мудрые люди понимали, «опытные, бывалые, надежные, исконные»? Как в пословице: «Чем старее, тем правее»! Недаром знаменитые полководцы дорожили своей «старой гвардией», с которой прошли огонь и воду и которая составляет ядро и опору всякой армии! Ну, а «клячи» – это рабочие лошадки, которые, может быть, уже не совсем в хорошем состоянии, как прежде, но они раньше вынесли на себе все и сейчас все еще продолжают нести основную рабочую нагрузку в то время, когда некоторые жеребцы и скакуны горазды только красоваться на массовках. Так что и в этом символизм с вопросом, на ком еще жизнь держится и кто ее обновлять будет!
И так же неоднозначны, с подтекстом, многие сцены в фильме, который, словно некий тест, сортирует зрителей, будто отбирая среди них понимающих и давая им подсказки на «переходный период». Ведь за нарочито гротескными и комическими эпизодами мы видим и серьезные чувства и переживания героев, и даже некий символизм событий не просто на рубеже тысячелетий, а на рубеже качественно разных эпох. И этот символизм как будто многослойный, если взять хотя бы финал: тут и просто реализация сценария (что касается персонажей), и личный момент (касающийся режиссера, «судьи» и как бы прощающихся с ним его главных героев, которые на военном грузовике уезжают в туманную неизвестность), и общественный, касающийся судеб страны и всех людей в переходный период. Смотришь на них (мы о главных героях фильма) и понимаешь, что они изменились, что они уже знают, что им делать дальше, как жить! Они уже как бы в другом измерении жизни!
Указываем для примера только на отдельные моменты, потому что даже их перечисление и описание займет немало места. Примечательно то, что Э.Рязанов через, казалось бы, обыденные сцены жизни умудряется передавать суть целой исторической эпохи и даже как бы причину того, почему такая эпоха рушится, а не процветает. Например, с первых же кадров фильма «Старые клячи» режиссер дает понять фальшь советского строя, его двойную мораль, когда говорятся красивые речи, показываются таланты и их достижения, а затем оказывается, что сами таланты и их достижения служат – может быть, в первую очередь, в качестве мотивации служебного рвения чиновника - «личным интересам» партийной номенклатуры, пользующейся своим служебным положением в «системе». Вплоть до того, что в «системе» даже любовь подменяется лишь сексуальными отношениями. Возможно, после просмотра фильмов Э.Рязанова немало зрителей задавались вопросом, а зачем такая «система», которая не делает людей счастливыми? В том числе и в любви.
Примечательно и то, что фильм «Старые клячи» показывает, что со сменой общественного строя и наступлением якобы «рыночного капитализма» пороки «системы» никуда не деваются. Они просто теперь не прячутся, они становятся выпуклыми, заметными, видимыми. Они выходят на поверхность, порой заполоняя собой быт и повседневность. Теперь это просто новая норма жизни, новая норма отношений, новая мораль. Поэтому и герои фильма решают этим воспользоваться «ради торжества справедливости»: бывшая профсоюзная активистка Лиза, в молодости пользовавшаяся большим успехом у мужчин, должна на этот раз очаровать бизнесмена, играя богатую иностранку.
Картину не то чтобы «противостояния» с миром несправедливости, а будто прорыва в новую реальность через все помехи наших дней фильм «Старые клячи» показывает достаточно развернуто. Не только на примере кражи этим самым бизнесменом двух вагонов с черной икрой. А еще и через то, как одна из главных героинь фильма Люба, самая интеллигентная и неприспособленная к новой жизни, остается без престижной квартиры в центре Москвы «с видом на Кремль», будучи обманутой группой дельцов, идущих к своему «материальному успеху», попирая (по К.Марксу) все человеческое, используя ради прибыли доверие и красивые слова, как в партийных речах прошлого (весьма часты в фильме такие как бы «сравнения» и «переклички» невзначай двух исторических периодов страны). Тоже получается весьма символично! Именно на попытках подруг во что бы то ни стало вернуть назад квартиру и строится вся динамика фильма. Но по большому счету фильм демонстрирует нечто другое и даже особенное.
ПЕРЕД НАМИ КАК БЫ СИМВОЛИЧЕСКАЯ КАРТИНА «ПЕРЕХОДА», показанная через знакомые нам вещи, но поданная очень концентрированно настолько, что порой забываешь, что перед нами комедия. Здесь вам и разруха 90-х (без всякой войны), с реальными бедствиями, нищетой и преступностью. И отголоски совсем близкой войны с потерей самых близких людей (война в Афганистане). И повседневная борьба за выживание и кусок хлеба на грани риска потерять все, включая жизнь (разве это характерно для комедии?). И даже переживание чувства любви, которая помогает выстоять и идти вперед!
Достаточно обратить внимание всего лишь на музыкально-песенное сопровождение, чтобы почувствовать глубокое содержание фильма и многослойность смысла (особенно с учетом того, что очень выразительны в контексте фильма песни на слова самого Э.Рязанова, уже как поэта, а не режиссера и сценариста).
Не нужны длинные цитаты (песни не пересказывают, их поют или слушают). Достаточно даже отдельных фраз из песен этого фильма, чтобы ПРОНИКНУТЬСЯ ДУХОМ ВРЕМЕНИ ПЕРЕХОДНОГО СОСТОЯНИЯ и чуть ли не КОСМИЧЕСКИМ МАСШТАБОМ (пусть даже просто символически) охвата событий в рамках этого фильма. Достаточно прочувствовать эти слова, эти образы, вовсе не комедийные В НЕУМОЛИМОМ ДВИЖЕНИИ ОТ УХОДЯЩЕЙ ЭПОХИ К НОВОЙ, НЕИЗВЕСТНОЙ ЭПОХЕ:
- «Мчатся годы-непогоды Над моею головой…» или
- «…Едут дроги-недотроги, От тебя увозят вдаль... А покрытье у дороги Горе, слезы, да печаль…» или
- «…Тропинка все выше кружила над бездной…»
По этим песням выходит важней не потери, а обретения. Важно видеть не масштаб разрушений всего старого, отживающего, уходящего, а принять совершенно новое, только-только нарождающееся, невозможное в прежних условиях! И даже страну не потерять, а «обрести», обновленною и постоянно обновляющейся:
- «И множество незнаемых открытий Мне дарит обретенная страна...»
Нас будто призывают стряхнуть все старое (там нет ни выхода, ни спасения). Призывают сплотиться в делах, в дружбе, в любви:
- «Друг к другу навстречу по-прежнему выйдем...»
Оставить все только настоящее, начать как бы с чистого листа! И, конечно же, вперед с любовью. В новую эпоху без переполняющей сердце любви никак нельзя! Любви к другому человеку, или родной стране, родной земле, или жизни, наконец! Потому что ЛЮБОВЬ, как поется в песне на слова Э.Рязанова в этом фильме:
- «Последний шанс на страсть и обновленье…».
Настолько это сильно и пронзительно выражено, что и сама любовь в такой обостренной ситуации выбора пути или эпохи, ухода от жизни или продолжения воспринимается, как:
- «…Последняя любовь… Как завещанье, Прозрение, прощение и прощанье…»
И снова не только личный, а как бы космический масштаб чувств и событий:
- «…Назначены свиданья на этом свете... Назначены свиданья в двадцатом столетьи...»
- «…Ты помнишь ли тот поцелуй поднебесный?..»
- «…Назначь мне свиданье у нас на земле, В твоем потаенном сердечном тепле…»
Мы нарочно обратились к музыке и песням из этого фильма, чтобы показать лирическую и символическую глубину содержания фильма. Сделали это для того, чтобы потенциальный зритель после этой статьи смотрел фильм серьезно, обращая внимание на все детали и отдельные эпизоды. Раздумывая над их смыслом и над тем, что именно Э.Рязанов, как режиссер и художник, представил нам этой КАРТИНОЙ?
Но не только песни и музыка делают этот фильм тем, чем он является. Множество деталей, как элементы художественного приема, как будто призваны подчеркнуть именно нестандартность, сверхобычность ситуации, действия людей не просто в экстремальных условиях. Фильм «Старые клячи» знаменателен как раз тем, что события происходят будто на границе ПЕРЕХОДА, как бы в двух эпохах одновременно, где с одной стороны все известное и хорошо знакомое (что мы знаем из истории и собственного опыта 90-х годов ХХ века), а с другой – сплошное неизвестное и необычное, как даже некая фантастика или сказка. Вот чего многие зрители просто не поняли и не оценили!
Из этих деталей или образов нового в фильме «Старые клячи», характеризующих до сей поры невиданное, можно обозначить здесь: и отдалённый железнодорожный тупик Б-3 под названием «бермудский треугольник», где на время «исчезают» два вагона с черной икрой, и летающий в театральном зале огромный искусственный жук, и уникальный бронированный автомобиль, который одинаково хорош и по обычной дороге, и по рельсам, и по воде и под водой, и чудесный фантастически большой выигрыш целого состояния, какого в обычных казино хозяева просто не допускают, не доводя дело до пистолета, и даже сцена фантастического суда, какого в известной сегодня судебно-правовой системе тоже не бывает. Все эти детали призваны художественно обозначить как бы «другую эпоху», которая и требует от людей нового подхода, новых реакций и, конечно же, кардинального изменения судьбы!
И в то же время эти детали как бы невзначай подсказывают, какие ценности сегодня «работают», а какие нет. И какой опыт где выручит в непредсказуемо меняющейся ситуации. Например, что показывает картина суда над добивающимися справедливости подругами, где суд защищает бизнесмена-мошенника? Перевернутость «системы»? А то, что бизнесмен этот сам сбегает из зала суда и садится в автозак для заключенных, где уже восседает другой, которого обманул этот, и тоже желает спастись? То, что с такой «системой» и бороться не надо, что несправедливо оказавшиеся наверху сами перегрызутся между собой? И сами сочтут за «выход» отправиться в тюрьму? Что поднявшиеся как бы «на гребне волны» временщики один за другим начнут ощущать, что их «деловой успех» сходит на нет, как пена вод? А почему еще «чудесный броневичок», напоминающий символ революции, именно сталинского периода и оказывается к тому же «вездеходом»? И почему в зале суда подруги в качестве последнего слова подсудимых раздают текст песни и исполняют ее все вместе? Что это за песня?
А что вы хотите в такой ситуации? Подруги очень верили в «систему», как и многие люди по сей день ей верят, видели в ней опору и надежду, гарантию на завтрашний день и т.д. А она, «система», фактически «кидает» их, доводит до скамьи подсудимых и ведет дело в пользу кого? Не так ли будут отцепляться в какой-то или последний момент один за другим от «системы» те, кто больше на нее уже не полагается? Рано или поздно (лучше бы, конечно, не поздно)? В общем, то, что сегодня демонстрирует в клипе «В Питере пить» группа «Ленинград», на 16 лет раньше показал в своем фильме Э.Рязанов. Прислушайтесь к тому, о чем поется в финале фильма «Старые клячи», потому что эта песня как бы один из ключей для понимания всего фильма:
«Если вы устали жить И страдать, И вам хочется кого-то Послать, Сохраните свою гордость И стать. И зазря не надо Мать поминать. Если денег у вас нет Ни гроша, Ай, ни гроша! И здоровья тоже нет Ни шиша, Вы должны невзгоды Стойко принять, И зазря не надо Мать поминать! Ни гроша! Ни шиша! Но зазря не надо Мать поминать! Коль напраслину на вас Возведут, И притащат за шиворот На неправедный суд Мы достоинство не вправе Терять, И зазря не надо Мать поминать! Приведут! В этот суд! Но зазря не надо Мать поминать! Пожалели их матушку! Не смейте хлюпать носом И ныть! На любом ветру должны Устоять. Только так! По-другому и не стоило Жить! Ведь иначе мы вас можем Послать! К этой самой матери! Всем известной матери! Знаменитой матери! Очень русской матери! С наслаждением Вас можем послать!»
И еще, почему эта песня есть в самом фильме и отсутствует сегодня во многих списках песен этого фильма на сайтах о кинофильмах? Правду не хотим видеть? А еще, не символично ли, что и суд, в конечном счете, освобождает этих женщин прямо в зале суда?
И, наконец, на что намекает Э.Рязанов в этом фильме тем самым, что именно «старые клячи» вытягивают всю ситуацию, вместе с оказавшимися рядом военными? Вы бы посмотрели в фильме на огромный пустой театральный зал, в котором во время выступления группы «Старые клячи» поначалу сидит только МАТЬ! Как символ Родины! Выходит, снова женщины «коня на скаку останавливают и в горящую избу входят»? А где же мужчины, в офисах и кабинетах сидят, умничают и за иллюзорным «успехом» гоняются? Или они не дозрели? «НЕ ПЕРЕХОДЯТ» в новую реальность? За исключением некоторых взрослых, которых спасает ЛЮБОВЬ. И за исключением ДЕТЕЙ. Даже тех детей, чьи родители потерялись на пути к «переходу» и кто обретает себе новых родных и близких…
Вот так! СтОит ли еще смысл и роль не обозначенных здесь важных деталей и сцен фильма раскрывать? Или уже сами посмотрите, наконец, фильм «Старые клячи», который сейчас даже актуальней, чем 16 лет назад? Э.Рязанов еще в 2000-м году «ПЕРЕХОД» в новую эпоху показал. А опаздывающим можно напомнить, что сегодня вот-вот наступает уже 2017-й! И пора уже вперед, С ЛЮБОВЬЮ, как и поется в финале фильма, чтобы не было поздно:
«Назначь мне свиданье НА ЭТОМ СВЕТЕ,
Пока еще слышим, пока еще видим, пока еще дышим…»
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, отойдем от фильма и вернемся к нашей с вами жизни. Вернемся от художественного образа к реальности. В некотором смысле (пускай сказочно-комедийно и образно) Э.Рязанов этим фильмом показал суть всего «переходного периода». И показал реалистично, как бы даже обыденно. И это та самая правда, которую следует знать.
На самом деле «ПЕРЕХОД» ДЛЯ КАЖДОГО БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ И ПРОИСХОДИТ ВОТ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, в тех самых обыденных обстоятельствах, какие нас окружают с детства и поныне, как это и показывает Э.Рязанов, а не в какой-то там фантастической ситуации или неизвестно когда. И ЖИВЕМ МЫ С ВАМИ ВСЕ ВМЕСТЕ И КАЖДЫЙ В ОТДЕЛЬНОСТИ В МАСШТАБЕ ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ, даже если не видим, погруженные в свои проблемы и болячки, дальше своего носа и четырех стен квартиры или офиса. И вот в этой самой обыденной «прозе жизни», выходит, ВАЖНО ОСТАВАТЬСЯ НАСТОЯЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ В ЛЮБОЙ СИТУАЦИИ И СОХРАНИТЬ ЧУВСТВО ЛЮБВИ, БОДРОЕ СОСТОЯНИЕ ДУХА, понимая всем сердцем, что другого момента не будет, что только и именно сейчас происходит ваш личный «переход» в новую эпоху!
(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2016г.)
Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", ноябрь 2016