28.12.16
Одна из первых афиш фильма «Александр Невский» в 1939 году. - http://ludota.ru/sergei-ejzenshtejn-i-velikij-knyaz-aleksandr.html

 

В 2016 году в стране состоялись почти 200 региональных и международных кинофестивалей различной тематики. Нам тоже в честь года отечественного кино захотелось отметить и выделить некоторые фильмы. Те фильмы, которые помогают понимать и жить! Мы не составляем рейтинги фильмов и о вкусах не спорим. Здесь мы просто представляем список фильмов из тех, которые нам довелось просмотреть за минувшие годы и которые нам понравились! см. НАША ФИЛЬМОТЕКА.

Первый фильм в нашем списке по алфавиту «Александр Невский» 1938 года режиссера Сергея Эйзенштейна. Вот с него и начнем. Конечно, в рамках журнала нет возможности делать обзор всех выбранных нами фильмов. Но, по крайней мере, пример покажем, за что мы их любим и ценим. А остальные фильмы смотрите и оценивайте сами. Среди них, скорей всего, есть уже и любимые вами фильмы. Попутно еще стоит заметить и то, что у фильма «Александр Невский» в этом году своеобразный юбилей, т.к. прошло ровно 30 лет со времени его реставрации в 1986 году. От редакции

 

(по фильму Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»)

 

Кинофильм «Александр Невский» - экранизация исторически известного Ледового побоища на Чудском озере в 1242 году (или в Лето 6750 от СМЗХ), но в то же время и просто художественное произведение, а не документальное. Ведь задача была показать «на чем стоит и стоять будет русская земля», хотя формулировалась поставленная задача казенно просто, как «патриотический фильм». Картина создана в 1938 году режиссером Сергеем Эйзенштейном, а музыку к фильму написал знаменитый композитор Сергей Прокофьев.

Основу кинофильма составляют исторические события XIII века, периода борьбы Новгородского княжества с экспансией Тевтонского ордена на западных рубежах земли русской.

Сюжет кинокартины вроде бы незатейливый: ловля рыбы в Переяславле, затем следуют новгородское вече, захваченный врагами Псков, подготовка к бою с врагами и побоище на льду. Все эти сцены приправлены показами быта простого люда, удачными вставками юмора, а также небольшой любовной интригой с двумя друзьями, влюбленными в одну девушку. При этом все подается лаконично и красиво, без излишних морали и пафоса (может быть, здесь сказывается еще и то, что эра звукового фильма только-только начинается, и профессионалы «немого кино» еще осторожно пользуются возможностями озвучивания, что, в принципе, обернулось для этого фильма только дополнительным плюсом, придавая словам больший вес и особенную монументальность). Нет многословия, какого-то там осовременивания переживаний и чувств людей, свойственных картинам наших дней. Все как будто четко знают свое место и что почем в этой жизни – и враги, и предатели, и защитники земли русской. Без всяких полутонов. Враг, вторгшийся с Запада, хладнокровно расправляется с жителями захваченного Пскова, проводит свои черные ритуалы с человеческими казнями и детскими жертвоприношениями. Для него все, кто перед ним, всего лишь средство достижения поставленных целей. Включая и предателей, которые тоже знают, что с ними будет в случае отступления врага. И когда предатель в конце концов оказался в руках победителей, Александр Невский в фильме просто сказал: «Народ решит». И народ решил, без всяких современных рассуждений о «всепрощении» и судебных процедур, облегчающих лишь участь настоящих преступников. Потому что люди в то время, проживая довольно тесно, хорошо знали друг друга и естественные законы жизни, кто чего стоит и чему не место на родной земле. В этом смысле картина действительно эпическая и символическая, грандиозная, будто космического масштаба противостояние двух сил на Земле.

Однако при всей своей незатейливости и кажущейся простоте кинофильм «Александр Невский», по признанию многих специалистов, все же чрезвычайно сложен по вложенному в него глубокому содержанию. Любят его зрители всех возрастов, от маленьких детей до взрослых, и фильм не теряет актуальности даже сегодня. Потому что Русь уже не меньше тысячелетия живет в той атмосфере, какая отражена в фильме о времени князя Александра Невского. В 30-е предвоенные годы ХХ века люди довольно обостренно воспринимали противостояние двух миров, похожее во многом на аналогичный период XIII века, когда существовала явная угроза с Запада. Поэтому Сергей Эйзенштейн пользуется всеми доступными ему средствами своего времени: музыка для фильма – от знаменитого Сергея Прокофьева, а костюмы к фильму – от не менее знаменитого в те годы художника-модельера Надежды Ламановой. Не говоря уж об элементах символизма и модерна в кинофильме и о том, что в фильм вошли даже цитаты из Рериха и Билибина. Достаточно уместно подан и исторический материал. Это касается не только средневековой житийной традиции (по канонизации Александра как святого), но и бесчеловечных ритуальных сцен крестоносцев, приносящих в жертву своему богу детей и пленных жителей Пскова и рассчитывающих на поддержку Папы Римского при разделе русских земель. Всем этим материалом режиссер воспользовался сполна (ведь сценарий картины был написан самим С.Эйзенштейном, хотя и при участии Петра Павленко). И, как автор, знакомый не только с историческим материалом о крестоносцах, но и с текущими новостями о зверствах гитлеровцев в Европе 30-х годов, даже штрихами вносил в фильм как бы сравнительные «параллели» Тевтонского ордена с современной ему Германией, чтобы люди помнили и не забывали, ЧТО на самом деле под благовидными предлогами несет на Русь европейский Запад во все века противостояния!

Наверное, это даже хорошо, что во время создания фильма многие еще не понимали, какая на самом деле получается «сказочка» о Ледовом побоище, и воспринимали это произведение как фильм просто «патриотический» и «оборонный», «заказной» - от властей страны. А после всесоюзной известности картины в годы Великой Отечественной войны уже поздно было из него что-либо убирать. Так и получился шедевр Сергея Эйзенштейна, как фильм на все времена!

Пожалуй, мы не будем касаться технической стороны фильма, которая больше интересна специалистам по киносъемкам, и в которых, по их мнению, фильм «Александр Невский» перегнал свое время. Ведь мировой кинематограф к тому времени еще почти не знает такого масштаба батальных сцен. Это сейчас сцены больших сражений во многом создаются лишь средствами компьютерной графики, без привлечения такого количества людей. А в сцене Ледового побоища просто поражаешься тому объему режиссерской работы с огромным количеством людей, которые выполняли распоряжения С.Эйзенштейна и, в итоге, получилось, что каждый знает свое место и функцию в картине битвы. Так же можно восхищаться необычайной работой оператора в ракурсах съемки, подаче динамики боя и т.д., но перейдем все же к содержанию кинофильма.

Поэтому не будем обращать внимание и на «документалистов», вкупе с дотошными историками, которые утверждают, что в канве событий того времени сражение на Чудском озере не имело такого значения и масштаба, в каком подается в фильме Сергея Эйзенштейна. Мы же помним, что перед нами художественный образ, как бы сборный (даже соборный), обобщенный. Образ великого противостояния двух миров. Образ Руси, умеющей биться, умеющей бить, если надо! Недаром в фильме не один раз подчеркивается и словами Александра, и сценами фильма, что немецким рыцарям противостоит не только княжеская дружина, а весь «народ»!

А что касается «сказочности», то она как будто вписывает фильм «Александр Невский» в фольклорную традицию былинной Руси. Соответственно, как и свойственно народным сказкам, в кинофильме почти отсутствует религиозная символика. Почти не видны глазу за динамичными событиями храмы новгородские и псковские, они где-то на втором плане, в качестве декорации. А если иметь в виду христианские каноны, то они неброско присутствуют разве что в кадрах мученически распятого воеводы в Пскове, рядом со скульптурным изображением ангела, но при этом создатель фильма не скупится показывать многочисленные кресты и распятия в сценах с немецкими рыцарями, будто подчеркивая истинную суть религии. А еще внимательные зрители обращают внимание на костюм новгородской девушки Ольги, взятый как будто с иконы княгини Ольги, считающейся чуть ли не «крестительницей» Руси. И, конечно же, нельзя не видеть, что сам Александр по ходу фильма часто подается в таких ракурсах, каких обычно изображаются фигуры святых в храмах.

Некоторая сказочность в фильме присутствует с самого начала. С кадров мертвого поля, усеянного костями, что кажется как будто прямой цитатой из «Руслана и Людмилы». Существенный момент и в том, что через весь фильм проходят богатыри Васька Буслай и Гаврило Олексич из народных преданий. Как отличие нашей культуры от западной, можно отметить еще практически полное отсутствие крови в таком грандиозном сражении (наверное, зрители обращали внимание на натуралистическое обилие крови в западных фильмах, даже если это касается небольших драк). А еще для русской культуры характерно и то, что в фильме есть смерть (ведь все-таки изображается война), но нигде не изображается процесс умирания, особенно мучительного, что опять же свойственно западным фильмам. И при этом есть как бы сцена светлого «воскрешения» или «пробуждения» героев из смертного сна, когда после битвы Ольга одна выводит с поля боя воинов Гаврилу и Буслая. Глядя на Ольгу, на хрупкие плечи которой опираются богатырского сложения Буслай и Гаврило, опять можно вспомнить сказочные мотивы Н.А.Некрасова о русской женщине, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Особенно, если иметь в виду еще одну героиню фильма, дочь воеводы Василису, которая в кольчуге воина принимает непосредственное участие в ледовом побоище рядом с богатырями земли русской! Несмотря на картины агрессии крестоносцев и ледового побоища, которые занимают по совокупной длительности, пожалуй, больше половины экранного времени, фильм не возбуждает агрессию, а как добрая сказка – очищает и возвышает!

Реальная историческая основа переплетается со сказочными образами вообще на протяжении всего фильма. Можно сказать, с самого начала, когда некие «кочевники» (давайте не будем здесь упирать на «монголов», когда т.н. «монголо-татарское иго» есть всего лишь гипотеза части историков) нападают на мирных жителей, и князь Александр, как былинный богатырь, перед которым с почтением останавливается даже враг, заступается за них. А что же касается исторической правды, то Александр не потому дома рыбу ловит, что с новгородцами поссорился, а потому что он тоже, как все люди русские, универсальный хозяйственник, будто мастер на все руки, на котором дом держится, а не только вояка, в качестве узкого специалиста. Когда надо, он откликается на призыв народа и встает во главе войска. Да и сам народ русский, подстать своему полководцу, не только пашет и сеет, торгует и рыбу ловит, но еще умеет и воевать, героически биться с врагом, что как раз и ярко показано в фильме о ледовом побоище. А после боя, вспомните как бы сказочные на вид кадры фильма, русские женщины собирают раненых. И любовная линия кинофильма тоже имеет сказочно счастливый конец: Буслай публично отдает первенство своему другу, ведь Ольга обещала выйти замуж за того, кто «храбрей», а сам женится на дочери воеводы Василисе, которая билась с врагом рядом с ним...

Знаете, фильм настолько «объемен» и содержателен, что описывать его можно на многие и многие страницы. И содержание фильма, и остальные, как бы «второстепенные» персонажи, которые существенно дополняют общую картину героического русского характера. Среди них можно, к примеру, выделить кольчужных дел мастера Игната, который раздал весь свой товар новгородскому ополчению, а себе оставил недоделанную короткую кольчужку, в которой и пошел воевать. Содержательно и символично выведены даже отрицательные типажи: предателей и врагов. Но мы хотели коснуться только малой части кинофильма, поэтому пора и к заключительной части статьи переходить.

Надо прямо сказать, что важная часть фильма – это «героическая», которая касается как раз того, на чем стоит русская земля. В самом начале фильма Александр говорит: «С родной земли умри, да не сходи. Не уступим мы землю русскую. Кто придет на Русь, будет насмерть бит».

Ему немного времени спустя вторят слова песни на музыку С.Прокофьева: «Вставайте, люди русские, На славный бой, на смертный бой, Вставайте, люди вольные, За нашу землю честную! Живым бойцам почет и честь, А мертвым – слава вечная. За отчий дом, за русский край Вставайте, люди русские. …На родной Руси, На родной Руси Не бывать врагу. Поднимайся, встань, Мать родная Русь…»

И накануне боя Александр строг со своими дружинниками, говорит им, пожелавшим встретить врага в родных местах: «Не в силах драться на чужой земле, неча делать тебе и на отчине. На чужой будем биться. Поняли? Не пущу псов на русскую землю».

А помните еще в фильме расположение обоза (тыла) войска Александра: не где-то далеко позади, а прямо здесь, сразу же за построенными для боя воинами? И то, что бой временами идет посреди телег с запасами. Тоже символично. Этим показывается (то ли зрителю, то ли защитникам Родины), что отступать нам с родной земли некуда!

И после боя, уже в городе, всему народу Александр заявляет:

«Ох, и бил бы я вас, хлестал нещадно, коли проболтали б вы ледовую сечу. Не простила бы Русь ни вам, ни нам маломужества. Так о том и помните, детям и внукам накажите. А забудете – вторыми иудами станете, иудами земли русской. Слово мое твердо. Найдет беда – всю Русь подыму. А отваритесь на сторону – быть вам биту нещадно! Жив буду, сам побью, а помру – сынам накажу!..»

А отпущенным на свободу пленникам, подневольным воинам врагов, Александр говорит:

«Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля!»

Звучат финальные слова князя и полководца Александра Невского как напутствие современникам и потомкам на все времена. Поэтому Александр живет в памяти народной как образ легендарного героя и защитника Родины. Идейно-художественный замысел воздействия картины заключается в том, что зрители должны стать свидетелями и как бы даже соучастниками его подвига, чтобы расстаться с ним в момент его высшего торжества! Чтобы дальше самостоятельно нести любовь к Родине и готовность в любую минуту постоять за нее. А заодно почувствовать единство народа перед лицом опасности. Но фильм фильмом, у него задача такая – напоминать некоторым время от времени, что такое – настоящая Русь.

А вот людям земли русской стОит сохранять ясность сознания и постоянно помнить, что земля русская держится на силе духа, правде и любви. И то, и другое, и третье – красной нитью проходят через весь фильм! Не станет любви настоящей на сердце, покривит человек душой – и пошла трещина, сначала маленькая, лишь себе во вред, а затем разрастающаяся гибельно для всей земли. Не бывать ладу и счастью на земле русской, пока не пробудится народ и не вернет вновь силу духа, правду и любовь – то, на чем стоит и стоять будет русская земля!

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2016г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", декабрь 2016

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2280