31.01.17
Кадр из фильма «Заклятие Велеса» Сергея Задорина (2015)

Предваряя следующую публикацию, в качестве большого эпиграфа что ли, уместно привести песню Владимира Высоцкого «Охота на волков»:

 

ОХОТА НА ВОЛКОВ

 

Рвусь из сил и из всех сухожилий,

Но сегодня опять, как вчера,

Обложили меня, обложили,

Гонят весело на номера.

Из-за елей хлопочут двустволки,

Там охотники прячутся в тень,

На снегу кувыркаются волки,

Превратившись в живую мишень.

 

Идёт охота на волков, идёт охота,

На серых хищников матёрых и щенков,

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу, и пятна красные флажков.

 

Не на равных играют с волками

Егеря, но не дрогнет рука,

Оградив нам свободу флажками,

Бьют уверенно, наверняка.

Волк не может нарушить традиций,

Видно, в детстве слепые щенки,

Мы, волчата, сосали волчицу

И всосали - нельзя за флажки.

 

Идёт охота на волков, идёт охота,

На серых хищников матёрых и щенков,

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу, и пятна красные флажков.

 

Наши ноги и челюсти быстры,

Почему же, вожак, дай ответ,

Мы затравленно мчимся на выстрел

И не пробуем через запрет.

Волк не может, не должен иначе,

Вот кончается время моё,

Тот, которому я предназначен,

Улыбнулся и поднял ружьё.

 

Идёт охота на волков, идёт охота,

На серых хищников матёрых и щенков,

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу, и пятна красные флажков.

 

Я из повиновения вышел,

За флажки, жажда жизни сильней,

Только сзади я радостно слышал

Удивленные крики людей.

Рвусь из сил и из всех сухожилий,

Но сегодня не так, как вчера,

Обложили меня, обложили,

Но остались ни с чем егеря.

 

Идёт охота на волков, идёт охота,

На серых хищников матёрых и щенков,

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу, и пятна красные флажков.

(Владимир Высоцкий, 1968)

 

А тема у нас сегодня будет почти детская. Мы уже обращали ваше внимание на то, что сейчас, в переходный период к новой эпохе, в кино часто делается упор именно на детей. Видимо, на взрослых, погрязших в своих проблемах и не желающих оторваться от привычного уклада, никакой надежды уже не возлагается. В связи с фильмом «Деточки» мы об этом писали в апрельском номере за 2015 год.

Сегодня вновь поднимаем эту тему в связи с фильмом «ВЕДЬМА» режиссера Дмитрия Федорова (2015), который показывает случай среди молодежи нашего времени, но этот случай очень напоминает эпоху «охоты на ведьм» в Европе, как будто с тех пор ничего не изменилось в сознании людей и как будто все эти столетия продолжается охота на тех, кто отличается. Вот почему мы и привели в качестве эпиграфа или предисловия песню В.Высоцкого «Охота на волков».

Эту же тему раскрывает и фильм «Заклятие Велеса» режиссера Сергея Задорина (2015).

От редакции

 

ОХОТА НА ТЕХ, КТО ОТЛИЧАЕТСЯ?

 

Часть 1

 

В последнее время как-то чересчур часто стали появляться фильмы и сериалы о ведьмах и даже разных там «неведьмах», выведенных под именем ведьм. Будто какая-то мода пошла. При этом везде идет путаница (или нарочитая подмена) ведьм и колдунов. Забывая родной язык и утрачивая исконные смыслы, многие люди легко ведутся на эти подлоги и подмены. За несколько веков совсем заблудились люди и теперь путают ведьм с колдунами, как они сегодня, к примеру, путают секс с любовью, похоть с желанием настроиться на лад.

Вот и мы не смогли остаться в стороне от этой темы. Решили тоже о «ВЕДЬМАХ» поговорить. И попробовать разобраться. Кто они, эти женщины? Почему так много внимания к слову этому, к самому понятию «ведьма»? И отчего такой, прямо скажем, странный ажиотаж вокруг темы этой происходит?

Не будем перечислять здесь названия фильмов, мы для примера взяли из них два отечественных фильма, весьма характерных, с нашей точки зрения, по которым можно сделать определенные выводы о происходящем. Это фильм «Ведьма» Дмитрия Федорова (2015). И фильм «Заклятие Велеса» Сергея Задорина (2015). Эти фильмы вскрывают, показывают проблемы, назревающие в сегодняшнем обществе. Ведь процесс осмысления нашего прошлого, утраченных знаний, настоящей истории народа, истории страны сегодня встает все более и более остро. Что с нами произошло и почему мы все сегодня живем именно так? Так нелепо и противоестественно!

Последний фильм («Заклятие Велеса») вообще удивил нас двумя вещами.

Первое тем, что фильм, по признанию создателей, вообще «безбюджетный, и все актеры (более ста человек) снимались бесплатно в свободное от работы время, костюмы и антураж делали сами». Такое рождение или возрождение «народного искусства» - да к тому же и технически грамотно снятое, и достаточно грамотное по владению материалом, содержательной глубиной темы фильма - вообще приятно обрадовало! Это еще один признак того, что взамен старому, уходящему, чем дальше, тем больше будет появляться новое и пока еще совершенно не привычное!

Второе, еще более удивительное – шквал негативных отзывов в интернете, как будто кто организовал кампанию по дискредитации (не те ли это люди пишут, которые жестко привязаны к прошлому, с его сложившимися стереотипами, и не принимают по-другому сделанное, новое, для новой эпохи?). На наш взгляд, эта группа анонимных авторов, плюющихся необоснованными отзывами (т.е. отзывами, в которых только плохие оценки и плохие слова, без аргументации), прежде всего, показывает свое невежество в знании народных корней и наследия предков, а еще и свою неразборчивость, когда оценки строят на непроверенных или дезинформирующих источниках о жизни предков. Мы не говорим уже о тех избалованных (или верней, одураченных) зрителях, кому в фильмах всегда недостает спецэффектов или еще каких-то вычурных приемов, которыми переполнены голливудские «шедевры». Они, давно подсаженные на такой ширпотреб, напоминают в этом смысле зависимых (от наркоты, алкоголя или секса). Или напоминают тех, кто может смотреть только картинки и комиксы, но не умеет читать и порой даже разучился думать (имеется в виду не умеет читать настоящую книгу Жизни, книгу Природы).

Очень неприятно осознавать, что вся такая публика, от самозваных «экспертов» по древним знаниям, которые, похоже, даже не подозревают, что им подсунули в качестве их убеждений, до просто падких на спецэффекты и динамичный сюжет - для адреналина и эмоций, основательно оторвана от реальности и шагает не в ту сторону, в полной уверенности в некой своей правоте. Может быть, наконец, уже не стоит их останавливать? Время такое пришло, каждый свой выбор делает сам . И пускай идут куда глаза глядят? Ведь в полную чашу чай не наливается, а убежденных вряд ли можно против их желания переубедить!

И, пожалуй, хватит о них, пора перейти к выбранным нами фильмам.

Начнем с фильма «Заклятие Велеса».

Сюжет фильма начинается в прошлом, как это подано в фильме, якобы в середине XVI века, когда решили покончить с «язычеством» совсем. С этой целью, по фильму «Заклятие Велеса», отлавливают людей, придерживающихся «старой веры», устраивают их показательные казни, вроде сжигания на костре, совсем как европейские инквизиторы. Начальные кадры фильма показывают, как стремящийся выслужиться дьякон в рясе узнает о живущих в одном из селений людях, придерживающихся старых традиций. Отправляется к ним со стрельцами и захватывает в плен ведьму. Ей же заранее было известно о том, что за ней идут и собираются ее сжечь на костре, поэтому она быстро проводит некое действо, от которого ее пытается отговорить муж. Потому что ведьма собирается перенестись в другое время и место, даже не зная куда. Это, по ее мнению, все же лучше, чем сгореть заживо. И как только местные «инквизиторы» приготовились ее сжечь, она бесследно исчезает. Затем так же необычно пропадают муж ведьмы Тихон и дьякон, которому приказано повторно поймать пропавшую ведьму. Изловить наверняка, чтобы уничтожить – вот как важно было для существующего в то время «режима» избавиться от сильно отличающихся и много знающих, способных оказать влияние на окружающих людей своим примером и знаниями Природы и природных сил. Легкий юмор, ирония, фантастический сюжет – это несколько игривое настроение словно пронизывает весь фильм от начала и до конца. Такой авторский ход позволяет смягчить, облегчить в восприятии зрителя трагические страницы истории нашего народа, нашей страны.

Во второй части фильма все основные персонажи фильма оказываются на 500 лет в будущем, в современном городе Череповец. Первое время им, конечно, трудно привыкнуть к новому. Быстрей и лучше приспосабливается ведьма, как ведунья. А вот дьякону с его «средневековыми представлениями христианства» о мире в XXI веке приходится хуже всех! Он везде видит происки бесов, то и дело размахивает крестом, отгоняя от себя всех «необычных» людей. В конце концов, его принимают за сумасшедшего и отправляют в психиатрическую клинику на лечение. «Захватывающие» же приключения фильма начинаются с момента, когда ведьма из прошлого знакомится с девушкой Настей, которая очень хочет найти своего возлюбленного, бесследно исчезнувшего накануне свадьбы.

В целом, фильм «Заклятие Велеса» смотрится достаточно легко. Раз он художественный, то не приходится от него ожидать документальной достоверности и исторические неточности становятся не так важны. Ведь они не искажают смысла. Как-то прощаешь даже и некоторые вещи, которые неприятно задевают, типа перепутывания «Христа» и «христианства», или обычного быта наших древних предков с «язычеством», хотя это совершенно разные явления. Относишь такие моменты к ошибочному словоупотреблению либо субъективной точке зрения авторов. На них мы не будем заострять внимание. Нас привлекла общая позитивная атмосфера фильма, светлая, в отличие от многих фильмов с темными и ужасными для человека картинами и переживаниями, отталкивающими от вдумчивого познания происходившего в те далекие времена.

Образы же ведьмы Прасковьи и травника Тихона представлены красочно и выразительно, да и актеры играют можно сказать блестяще. Примечательно, что через весь фильм красной нитью, связующей нитью проходят сюжетные линии любви, парности. Это не только супружеская пара Прасковьи и Тихона, но и майор со своей женой, которые к концу фильма играют свадьбу. Не говоря уже о паре Насти и его пропавшего возлюбленного художника Ильи. Особенный настрой создают переживания и воспоминания Насти о моментах счастья с любимым, вкупе с музыкой и песней, сопровождающей эти переживания и воспоминания, захватывают душу и заставляют даже прослезиться! Сделано в фильме много, чтобы представить любовь как прекрасное чудо жизни. Чудо, которое является связующей нитью, смыслом, законом здравого бытия. Да и слова песни из этого фильма будто подтверждают сказанное:

- Если в чудо совсем не верить,

Лучше просто исчезнуть сразу…

Так же сильно радует сцена, когда неожиданно для себя Прасковья в будущем встречает своего мужа Тихона, которого она никогда уже больше не надеялась увидеть, т.к. он остался в прошлом и между ними было 500 лет.

Есть и такие вот фантастические приемы в фильме, вроде перемещения во времени, противостояния как бы «сверхъестественных» сил, сцен с «магическим действом» и других ужасов, вроде «сожжения человека на костре», в духе западной инквизиции, и еще ряда других необычных сцен, т.к. фильм «Заклятие Велеса» снят на пересечении (или как бы синтеза) жанров фантастической драмы с элементами мелодрамы, а также сказки и современной комедии с элементами как бы анекдота, к примеру, телесного «низа» (можно сказать, раблезианского «низкого»), вроде пожирания мяса в пост священнослужителем, или передаче похотливых фантазий бизнесмена Петра Константиновича. При этом знатоки еще ставят в плюс фильму «Заклятие Велеса» грамотную работу с источниками, в частности, в применении ведьмой и травником классических заговоров и даже фрагмента из «Веды Словена».

Очень контрастно и выразительно показано, насколько современные люди погружены в суету выживания и погоню за успехом. Как они умудряются вот так - жить рядом с чудом и не замечать его. Не видеть произрастание нового в жизни и не принимать это, сопротивляться этому.

На первый взгляд, фильм воспринимается как очень простой, легкий, незатейливый. Воспринимается даже как анекдот, шутка авторов. Но вся эта внешняя простота наполнена серьезным смыслом и обнажает, вскрывает не только очень важные проблемы прошлого, но выпукло показывает и проблемы наших дней. В этом и мастерство. Так, скажем, большой проблемой в современной жизни является неспособность светлых, позитивных людей объединяться для важного дела, особенно этим страдают как бы «продвинутые», каждый из которых видит и хочет делать все по-своему. В этом смысле, менее развитые, настроенные на разрушение, быстрее сбиваются в стаи.

В фильме «Заклятие Велеса» развернуто показано что все это решаемо, что это можно обойти. Показано на примере конфликтующих женщин, как они проживают это непростое объединение. Отстаивая лишь свои интересы, по мере развития действия в фильме, они постепенно объединяются в одну мощную группу. Так иронично, с легким юмором, показывается в фильме объединение добрых, созидающих, защищающих жизнь людей в реальном времени и реальном деле.

Еще одно несомненное достоинство фильма – это не только размышления автора, представление разных взглядов, но еще и точность показа реальности. Фильм, словно шутливое учебное пособие, разъясняет нам непростые и порой слишком запутанные моменты природных явлений, ложных убеждений и установок людей и общества, даже социальных процессов наших дней. Мы учимся, развиваемся, преображаемся в процессе всего фильма, вместе с его героями.

А еще, в фильме «Заклятие Велеса» довольно точно разводится понимание и «работа» «чистой силы» (природной, естественной) и «нечистой силы» . Это только ограниченное сознание людей их перепутывает. В этом же фильме четко демонстрируется, что «чистая сила» оказывается могущественней и побеждает!

Точность показа действия природных «сил» и измененного восприятия людей особенно хорошо демонстрируется в сцене посещения ведьмой Прасковьей психиатрической клиники. Она приходит туда, чтобы снять заклятие (задание) 500-летней давности с дьякона, преследующего Прасковью и Тихона по заданию Пимена черного. Стремительная смена кадров не просто с разного ракурса одной и той же сцены, но и разного восприятия разными присутствующими в этот момент людьми (монахом, врачами, пациентами клиники) одного и того же действа тоже блестяще показывает, как все это «работает»! Обратите внимание при просмотре фильма: каждый во время действа снятия заклятия видит и слышит свое, и это «свое» отличается от реальной действительности.

В связи с показом «чистой силы» (природной) непременно нужно отметить и основную идею всего фильма, выраженную устами ведьмы Прасковьи. Это, кстати, и правда, и призыв к людям в наше непростое время. Она говорит:

- МОЖЕТ, МЫ БОГОВ СВОИХ ПРЕДАЛИ. ПЕСНИ ИМ НЕ ПОЕМ. ЗАКЛЯТИЯ ИХ НЕ ЧИТАЕМ. ОТ КОРНЕЙ МЫ СВОИХ ОТРЫВАЕМСЯ. ЗНАНИЯ, ПРЕДКАМИ ДАННЫЕ, ЗАБЫВАЕМ МЫ.

Это, между прочим, серьезное заявление и предупреждение современным людям. Если они, современные люди, предают своих предков и своих богов, представляющих могучие силы Природы, фактически забывают и отказываются от них, то насколько они сами тогда нужны Природе, силам природным в окружающем нас мире? Стоит ли древним богам покровительствовать им? Заслуживают ли они заботы Земли-Матушки, если превращаются в неблагодарных паразитов и потребителей природных ресурсов? Если закрывать глаза на Природу и наивно отрицать существование могущественных сил Природы, это еще не значит, что они, эти силы, не существуют вовсе.

Современные люди очень рискуют оказаться лишними на празднике настоящей жизни! Особенно сейчас, в переходный период, когда перед теми, кто не успел, не дозрел, закроются двери. Плохо, очень плохо для людей, что ими законы природные не соблюдаются, устои вековые забыты, вера у людей сильно ослабла, люди вконец запутались… В общем, фильм с почти открытым смыслом, как говорится, сказка ложь да в ней намек! Или как еще сказано: имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит. Шанс есть всегда для желающих им воспользоваться!

На такой оптимистичной ноте заканчивается фильм «Заклятие Велеса». Об этом слова из финальной песни фильма:

- Однажды настанет день,

Однажды будет светло!

И солнце наше воскреснет,

И в душах растопит зло…

И каждый будет светить,

Как тысяча тысяч звезд!..

Так кто же такие «ведьмы»? Какими их видят окружающие? С кем путают и почему боятся? Так сильно боятся, что готовы даже сжечь!

Видят люди их, «ведьм», по-разному (если даже не говорить о том, что люди сами по себе отличаются друг от друга, имеют разные характеры и способности). Если, к примеру, в фильме «Заклятие Велеса» Сергея Задорина «ведьма» одна из центральных и положительных героинь, она сильная, знающая, уверенная в себе и своих возможностях женщина. И пусть ее не понимают, преследуют, и даже реально хотят сжечь на протяжении всего фильма, ей это совершенно не мешает бороться за любовь, помогать людям и в нелегком противостоянии уверенно одолевать силы зла и разрушения. То героиня фильма «Ведьма» Д.Федорова совершенно иная. Ей в среде сверстников даже прозвище придумали: «тихая»!

Но о фильме «Ведьма» Д.Федорова особый разговор в продолжение темы. А пока давайте закончим наши суждения о фильме «Заклятие Велеса», сделаем предварительные выводы (хотя к нему в продолжении статьи мы еще будем обращаться).

Фильм «Заклятие Велеса» действительно из разряда тех, в которых показывается так или иначе преследование, изгнание или уничтожение людей, отличающихся от основной массы и обладающих мощными природными способностями. Факт, известный в истории как «охота на ведьм». Но если фильм «Ведьма» Д.Федорова, как и многие другие подобные фильмы, сильно искажает реальность происходящего, фантазируя, додумывая ее, видимо, от плохого знания Природы вокруг нас и действия природных законов. То фильм «Заклятие Велеса» Сергея Задорина, несмотря на простоту сюжета и постановки, среди таких фильмов выгодно отличается точностью в подаче знаний о природных силах и в подаче поведения тех, кто владеет способностью работать с этими силами.

Еще одно преимущество фильма «Заклятие Велеса» заключается в том, что если известные до этого фильмы «про ведьм» все еще как-то привязаны к прошлому или ориентируют в прошлое, в эпоху «охоты на ведьм», будто говоря, что ничего не изменилось, все по-прежнему. «Ату их всех, отличающихся, раскрывающих свои природные способности»! Или показывают ситуацию, когда обладание «сверхспособностями» или раскрытие новых способностей ведет к трагическому концу - наверное, чтобы другие не стремились к этому, чтобы подавляли в себе все необычное и оставались «как все». То на их фоне фильм С.Задорина «Заклятие Велеса» отличается как бы пониманием реально происходящего в современном мире, тонким чувством духа времени, переходного состояния эпохи. Фильм ориентирует на будущее, на благополучное продолжение именно в новом состоянии, вместе с Природой, природными силами и Любовью!

Однако наша статья, как вы заметили, начиная с заглавия, не рецензия к названным фильмам, а размышления о сути происходящего в нашей жизни. О том, что кроется на самом деле под понятием «охота на ведьм», «охота на отличающихся». Не исторически даже (ведь на эту тему написано много разных исследований). А именно житейски: ЧЕМ И ПОЧЕМУ МЕШАЮТ ТАКИЕ «ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ» ОСТАЛЬНЫМ ЛЮДЯМ? Откуда такое неприятие у людей? Откуда и как через это происходит противостояние разных сил? Откуда у людей неправильные представления обо всем этом и соответственно неадекватное поведение. Как в реальной жизни, так и в изображении подобной ситуации (как в фильме «Ведьма» Д.Федорова, о чем тоже речь пойдет дальше). Вот о чем стоит поговорить серьезно в продолжении статьи…

(продолжение следует)

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2017г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", январь 2017

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2284