11.03.17
Кадр из фильма «Просто ужас!» (1982) режиссера Александра Полынникова

(Не ошибитесь на этот раз!)

 

Эти строки, можно сказать, сплошь на ассоциациях и намеках. Так получается само. Как бы в потоке мысли. Почти экспромтом! Вот пришло в голову – и хочется скорей поделиться этим. Так что не судите слишком строго, если что. Надеемся, эти мысли будут полезны. Все-таки жизненные наблюдения!

Во-первых, само название «Конец и вновь начало» пришло в голову лишь в ходе размышлений, о которых речь дальше, т.е. заранее не планировалось. И только потом вспомнилось, что однажды в жизни уже встречались с этими словами. И знаете где? В названии книги Льва Николаевича Гумилева по теории пассионарности, объясняющей закономерности возникновения и развития этносов. Книги, в которой есть замечательные слова, которые хочется процитировать к случаю:

«…Мы, люди, часть природы, и ничто натуральное нам не чуждо. В природе все стареет: животные и растения, люди и этносы, культуры, идеи и памятники. И все, преображаясь, возрождается обновленным; благодаря этому диалектическому закону развивается наша праматерь – биосфера…» (Л.Н.Гумилев)

Ну и ладно. Раз совпало, значит, видимо, так и надо! Хочется в связи с этим сказать пару слов о циклах, своеобразных «повторах» в жизни, как бы «временных петлях» что ли, когда происходит своего рода некоторый возврат назад, как будто для переосмысления и принятия нового решения в новом направлении. И крайне важно в такой ситуации, жизненно важно не ошибиться и сделать верный шаг! В жизни это словно «контрольная работа», которую вдруг совершенно неожиданно «дали переписать». Вот почему эти слова и вынесены в заголовок.

И обратите внимание на первый пример «повтора», который только что показан. Сегодняшняя ситуация (во время просмотра фильма «Просто ужас!» и мыслей о циклах) будто вернула назад, в прошлое, когда у нас состоялась встреча с книгой Л.Н.Гумилева (и, может быть, даже к тому времени, когда эта книга писалась).

Будто круг замкнулся, некий цикл завершен, конец! – Но для чего? – Естественно, хочется сказать, для нового начала!

Если есть, конечно, чем начать и продолжать! Наличие возможностей, идей, ресурсов для продолжения на новом уровне тоже нельзя сбрасывать со счетов. Это касается не только всей современной цивилизации, но и каждого человека конкретно.

Заметьте, мы сейчас отнюдь не фантазируем. Можно сказать, мы даже в тренде. Кто только сейчас не занимается подобным! Вот идет уже февраль 2017 года – и вы сами в курсе: видите, слышите и читаете, как во многих СМИ с некоторым даже упоением и настойчивостью нас пытаются вернуть в прошлое, на сто лет назад, к февралю 1917 года. Только вот зачем, и соображают ли, что делают? Вернуться-то, вспомнить, конечно, можно, но важней, кто с чем из этого «прошлого» выйдет! Однако мы не собираемся подключиться к вспоминающим февраль 1917 года, поэтому вернемся к нашим мыслям.

Во-вторых, сработала и странная случайность, связанная с ЕГЭ (единым госэкзаменом) в школах. Эти вот мысли и родились как раз из-за того, что попался на глаза видеофрагмент из сказочно-комедийного фильма «Просто ужас!» режиссера Александра Полынникова, снятого в 1982 году (кстати, в этом году 35-летний юбилей фильма). Фрагмент, который в интернете распространяют как «предсказание» того, что творится сейчас в школах с тестами ЕГЭ. В этом фильме показан урок в (как сказали бы сегодня) «компьютеризированном» классе, где запрограммированы уроки литературы. Там есть замечательные фразы, которые не мешало бы знать! Может быть, поэтому люди этот отрывок из фильма и распространяют в сети? Особенно не мешало бы знать родителям, педагогам и чиновникам от образования. Цитируем:

«Я очень люблю книги, но я не понимаю, какое отношение имеет к литературе этот кабинет…»

«Если бы Некрасов знал, что его стихотворение запрограммируют, он бы писал одни водевили, а Гоголь и первую часть «Мертвых душ» сжег бы…» и т.д.

Судя по упомянутому фильму, еще 35 лет тому назад звучали предостережения против излишнего программирования учебного процесса и тестов, но они не были услышаны, раз мы сегодня имеем в наших школах ЕГЭ. Почему мы с вами практически не слышим предостережения? Почему, когда нас жизнь вновь и вновь, условно говоря, как бы «возвращает в прошлое», дает уникальный шанс осмыслить свой выбор, дает шанс решить задачу иначе, почему мы чаще всего не готовы сделать на этот раз правильный поворот?

В-третьих, надо также сказать, что подобные примеры не единичны. Они сегодня уже идут потоком из разных срезов прошлого, как обозначения разных циклов! Какие только «повторы» судьбы не приводятся в качестве примеров этого наблюдательными людьми! И «возвращение СССР», и возвращение музыки прошлых лет разного периода, и многое другое (давайте не будем перечислять, тут места и необходимости в этом особо и нет, раз сама идея понятна). И люди эти примеры сегодня активно обсуждают на различных дискуссионных площадках или просто в комментариях!

Это, конечно, хорошо, что обсуждают! Только очень хочется, чтобы все это не ушло в пустословие. Очень хочется, чтобы люди понимали, что никакого возврата прошлого не будет. Что есть у них просто шанс как бы «пересдачи» некоторых зачетов и экзаменов по законам жизни.

Пересдачи, чтобы пройти в будущее, в новую эпоху, в новый цикл!

Разве еще не заметно, что старое подошло к концу? Прогресса уже явно нет. Нет ведь никаких новых прорывов в культуре и искусстве, сплошь ремейки, пародии и повторы «точь-в-точь»! Наука топчется на месте. Только перемены в технике и гаджеты всякие создают иллюзию «прогресса»: к примеру, если раньше нажимали на кнопочки, то теперь есть сенсорный экран!.. И все!

А где же при этом прогресс, прогресс самого человека? Нет его, пока что не видать! Наоборот, здравомыслящие люди бьют во все колокола, с тревогой отмечая явную деградацию населения! Многие, наверное, вовлекаясь в ситуации «повторов», так или иначе, похожих на приведенные примеры, полагаются на возврат тех порядков и уклада, когда им жилось более-менее сносно. Но «зафиксироваться» в прошлом или сегодняшнем не получится уже ни у кого!

Ход времени не остановить, перед нами лишь ситуации завершения циклов, многих и разных. «Знаки» из прошлого намекают на них. И только от каждого лично теперь зависит, станет ли для него «завершение» цикла, или «конец» цикла началом, пойдет ли каждый из нас на следующий цикл по-новому? По непроторенной дороге.

Циклы такая штука, в которой конец и начало видятся как бы одинаково. Все учились в школе и все понимают, что любая точка окружности есть одновременно и конец, и начало! Вопрос в том, что в реальных жизненных ситуациях это не столь очевидно. И действительно важно, что же каждый для себя выберет в похожей ситуации, в одинаковых условиях – прошлое или будущее? Конец или начало?! Остановку или продолжение пути? Движение по кругу «цирковой арены» современного общества или личное развитие каждого человека, переход на следующий уровень Вашей неповторимой жизни?

Мы желаем вам не ошибиться в своем выборе, мы желаем вам сделать правильный поворот на своем пути – за Жизнь!

А вот как это сделать – правильный выбор? Это уже другой вопрос. Тем более за такой в общем-то непонятный предмет, как «жизнь» (судя по поведению окружающих людей, у нас такое впечатление и складывается, т.е. что люди на самом деле перестали понимать, что есть «жизнь» и принимают за нее все подряд, принимают за жизнь все, что с ними происходит в каждый момент)!

О жизни и выборе хочется сказать отдельно, чтобы совсем было понятно. Потому что это важно. Без этого вообще никуда. Без этого все слова будут зря! Хоть на пальцах показывай или картинки рисуй! Поэтому в качестве иллюстрации позвольте привести такую известную притчу:

 

«Как-то раз Учитель предложил ученику прогуляться по лесу. Какое-то время они молчали, потом Учитель спросил:

– Чувствуешь ли ты вкус воздуха?

Ученик некоторое время принюхивался к свежему лесному воздуху, а потом начал перечислять запахи, которые он ощутил.

– Обоняние у тебя хорошо развито, – улыбнулся Учитель. – Но я не об этом спросил тебя. Как насчет вкуса?

Ученик высунул язык, поводил им из стороны в сторону, но, ничего не почувствовав, растерянно уставился на Учителя.

Учитель, ни слова не говоря, одной рукой крепко прижал ученика к себе, а другой – зажал ему рот и нос так, что тот не мог дышать.

Ученик сначала не сопротивлялся, но через несколько секунд стал вырываться – сработал инстинкт самосохранения.

Учитель отпустил его. Ученик некоторое время не мог надышаться, ему казалось, что с каждым вдохом он вдыхал в себя саму Жизнь.

– А что скажешь теперь? Какой вкус у воздуха?- спросил Учитель.

– Вкус жизни, – отдышавшись, сказал ученик.

– Правильно. – улыбнулся Учитель. – И постарайся этот вкус чувствовать всегда. Твоя жизнь станет намного ярче и богаче. Вкус Жизни есть в том, что ты ешь, в том, что ты пьешь и еще во многом другом, что нас окружает.

Не ешь пищу, в которой не почувствуешь этого вкуса. Держись подальше от того, кто душевно мертв. Пей из Чаши Жизни, старайся получать удовольствие от каждого глотка, каждого кусочка, каждого вдоха.

 (Источник: http://v-garmonii-s-soboi.ru)

 

Почему мы в данном случае заговорили притчей? А потому что люди сейчас стали шибко «грамотны» (да, именно в кавычках, с иронией)! Они могут бесконечно перечислять – в качестве аргументов, почему они так «живут» - эти самые «запахи, которые ощущают» (см. притчу). Трясти перед носом своими дипломами и всякими там иными «достижениями». Все же реально! Особенно для них самих. Таким даже не возразишь, что они далеки от природы, раз они «ощущают» что-то на самом деле! И при этом такие люди не понимают настоящего «ВКУСА ЖИЗНИ» (о чем как раз притча), а значит не отличают, что есть жизнь, а что уже не жизнь, а какая-то «подмена» жизни! Им не с чем сравнивать! Понимаете? Что им в ходе обучения и воспитания с самого детства внушили, то они и считают «жизнью». С ними не поспоришь, им уже ничего не докажешь (ведь они все знают и заведомо «всех умнее»). С такими действительно почти невозможно разговаривать о настоящей жизни (на практике с таким непониманием мы нередко сталкиваемся и среди наших читателей).

Многие люди сегодня абсолютно уверены, что «живут»! В общем, не хватает на них такого учителя, как в притче, который бы показал им настоящий «вкус», «вкус жизни». Тогда бы они нас точно поняли. Поняли, что мы имеем в виду, говоря о жизни. Тогда бы они задумались о настоящей жизни, о настоящем выборе своего пути!

Кстати сказать, современная технократическая цивилизация не заботится о каждом из нас, как учитель в притче. Наоборот, современная технократическая цивилизация, как удав, постепенно и почти незаметно все туже и туже затягивает кольца вокруг тех, кто не может уже высвободиться из ее мертвой хватки. Для кого-то это может кончиться быстро, а для кого-то может тянуться годами с тем же плачевным «финалом». Но пока что многим, видимо, есть еще чем «дышать», раз у них никак не срабатывает, как в этой притче, «инстинкт самосохранения». И сработает ли? Ведь ситуация для людей на Земле сегодня уже довольно критическая. А если сработает, то хватит ли сил у них высвободиться и понять, наконец, что в окружающем мире - просто «запахи», а что - настоящий «вкус жизни»?

Ведь только почувствовав настоящий «вкус жизни», можно различать из всего происходящего с нами, где «простые движения» изо дня в день, почти механические, а где реальная жизнь с бесценным опытом и духовным ростом! Без умения отличить настоящее от подмены (а притча и показывает, что отличить не так легко) бессмысленно даже формулировать для людей какие-то «советы», «подсказки», вроде не ешь это, ешь то, не делай этого, делай то!.. Все это будет впустую! Все это будет восприниматься как болтовня.

Вот что ведь захотелось добавить к разговору о циклах. Потому что Природа мудра, наполнена Любовью и ладно устроена так, что до последнего момента бережно относится к каждому из нас, предоставляя вновь шанс сделать правильный и осознанный выбор в пользу Жизни!

Если Природа вновь на новом витке как бы возвращает нас к прежней ситуации (к вопросу о «повторах» прошлого и циклах), то нам, например, бесполезно в этом месте предостерегать людей и говорить им, мол, идет следующая волна деструктива. Будьте внимательны, не заходите на второй круг бессмысленной «гонки» и саморазрушения. Идите прямо, к Жизни!.. Это все будут пустые слова без умения чувствовать «вкус жизни» и отличать настоящее от поддельного.

Единственное, что здесь только и можно посоветовать реального, - это чтобы вы нашли для себя возможность реально, на самом деле ощутить и осознать «вкус жизни», «вкус своей жизни», в качестве ценной находки или «компаса» (ориентира, эталона, меры) выделить его от множества «запахов»! От этого зависит будущее!

И тогда вы точно не заблудитесь в этом мире, не ошибетесь на этот раз! И КАЖУЩИЙСЯ «КОНЕЦ» (ведь еще не все трудные испытания пройдены и их еще нужно пройти) ОБЕРНЕТСЯ ДЛЯ ВАС «НАЧАЛОМ» НОВОГО!

И ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖИТСЯ!

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2017г.)

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», февраль 2017

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2291