01.05.17
http://picsology.ru/kartinki-poslednii-zvonok-v-4-klasse

В майские дни, когда заканчивается очередной учебный год, мы решили вновь обратиться к теме образования в нашей стране. В качестве пожеланий взрослым и детям на будущее.

От редакции

 

 

КАКАЯ ПОЛЬЗА ОТ «АБСТРАКТНОГО» ОБРАЗОВАНИЯ?

 

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь…

А.С.Пушкин

 

Абстрактный (лат.) отвлеченный, неприложенный, неприменимый...

(В.И.Даль)

 

С учетом современной ситуации, в ответ сразу нужно признать, что польза большущая! Особенно, если еще в этом месте иметь в виду современную «систему образования», которая из «системы» стала скорей руинами бывшей системы, хотя и со многими новыми «пристройками» и «подпорками» со всех сторон, от которых вся эта конструкция кажется еще более несуразней, если приглядеться – сквозь цветы и праздничные речи - к тому, что в ней каждодневно творится на самом деле. Давно ли вы в последний раз заходили в школу?

Так, разве это не ужасно? – спросит удивленный читатель.

С одной стороны, наверное, ужасно. К ТАКОМУ ВЕЛИКОМУ ПЕРЕХОДНОМУ ПЕРИОДУ, В КАКОМ МЫ ВСЕ СЕГОДНЯ ПРЕБЫВАЕМ, ЕСЛИ НА ВСЕ ЭТО СМОТРЕТЬ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ (ИЛИ ГУМАННО), КОНЕЧНО ЖЕ, НАДО БЫЛО ПОДОЙТИ ВСЕМ ОСНОВАТЕЛЬНО И ВСЕСТОРОННЕ ПОДГОТОВЛЕННЫМИ.

Но не получилось, раз столько веков продолжается война во всех сферах жизни, раз царит разруха (особенно, как известно, в головах) и раз вокруг большей частью продолжается преследование узких или частных интересов одними за счет других. Развал хозяйства и поборы, рост цен и налогов, нищета и т.п. И сплошное выживание любой ценой! Кому какое дело до образования?! Поэтому что есть, то и имеется на сегодня – вот эта самая «система образования», раз в этой статье вновь касаемся темы образованности современных людей.

Чтобы оценить существующую сферу образования, нужно немного отступить в сторону (от уроков и учебных планов, учебников и успеваемости) и взглянуть на общую картину как бы непредвзято и спокойно, без эмоций (ведь почти у каждого за последнее время много всяких претензий накопилось к современному состоянию сферы образования).

Какова она, общая картина?

Современное образование, как известно, давно ушло от «советской системы» - все-таки четверть века прошло! Но при этом – заметьте! – так никуда и не пришло! Оно как бы зависло в неком безвременье. И висит! По сей день висит! Как будто так и задумано было.

Да, дети и учителя ходят в школу, студенты и преподаватели – в вузы. Выдаются аттестаты и дипломы. Защищаются диссертации. Какой-то процесс несомненно идет! Раз документ об образовании при устройстве на работу пока все еще спрашивают.

Но какой идет процесс? – Вот в чем вопрос! Если сразу трудно дать ответ, можно попытаться разобраться по частям или хотя бы в части вопроса.

Если посмотреть по сторонам, можно увидеть, как все обычно в жизни делается. Сами же знаете, автомобили, поезда, самолеты, корабли выходят из заданной точки и по определенному маршруту движутся в пункт назначения. Так?

А куда движется страна, все это многомиллионное общество, где этот пункт назначения, куда люди должны прибыть через 5, через 10, или 100 лет? Это ведь вовсе не праздный вопрос, если они все вместе сидят на этом самом «общем транспорте» под названием «родная страна». Не могут же они, будучи «на одном корабле» (назовем так в нашем примере «общий транспорт», чтобы было солидней, чем просто «автобус»), одновременно двигаться во все стороны сразу, кто как хочет, как лебедь, рак и щука! Хотя если учесть, насколько люди разобщены сегодня, такое впечатление вполне складывается.

А от того, на чем люди, как и куда движутся (на телеге, на автобусе или на корабле), зависит, какие специалисты должны рулить и трудиться на нашем «общем транспорте». Какой же вменяемый доверит управление тем, кто не умеет рулить?! А как раз их, непосредственно нужных специалистов (или граждан страны), и необходимо готовить для страны! Готовить заблаговременно (чтобы не экспериментировать за счет жизней «пассажиров»). Разве не так?

Скажите, пожалуйста, где эта стратегия «общего транспорта», на котором всем народом сидят, или хотя бы «путевой лист» с маршрутом и обозначением, если и не конечного пункта, то хотя бы ближайшей станции лет через 10-20? Чтобы родители четко знали, к чему готовить детей своих. Сегодня, судя по разговорам и переживаниям людей, несмотря на наличие массы документов разного уровня, родители и просто граждане очень плохо представляют себе будущее страны, потому что практически все «программные» вещи прописаны достаточно АБСТРАКТНО (если не считать официальные постатейные кодексы и инструкции, т.к. они не смотрят в будущее, а только регулируют существующее положение, что и как делать, чтобы не нарушать прописанное).

А ЕСЛИ СТРАНА ИЛИ ОБЩЕСТВО НЕ ЗНАЕТ, КУДА ДВИЖЕТСЯ, КУДА РАЗВИВАЕТСЯ, то какая может стоять конкретная задача перед «системой образования»? Принимая сегодня первоклассников, кого она должна выдать стране лет примерно через 15 после школы и профессионального обучения? Где будет к тому времени страна и готовы ли будут к тому времени те, кто сядет рулить в направлении благополучного будущего?

Понятно, что загадывать вперед трудно. Но и минувшие четверть века хорошо показывают, что никакой четкой линии развития не было. Соответственно не стояло никакой четкой задачи и перед «системой образования» (в данном случае не берем во внимание многочисленные декларации о намерениях «хорошего воспитания», «хорошего образования» и «хорошей страны», т.к. их предостаточно и они сильно отличаются от реальности). И нужно понимать, что ниоткуда эти вещи тоже не возьмутся, раз их не было и вопрос все еще не поставлен.

А если люди плохо представляют, куда и зачем идет страна, то чему же и как нужно учить детей, какая в этой ситуации должна быть «система образования»?

Ведь «система образования» не может быть абстрактно «хорошей» в любых условиях, она может быть только конкретной для конкретной страны!

Теперь понятно, почему общество сегодня имеет именно такую «систему образования», какая на сегодня в стране есть?

И понятно, почему многие все еще «тоскуют» по советскому образованию? Ведь не только из-за того, что утратили его, но во многом еще и потому, что не имеют до сих пор другого, более эффективного образования, чем утраченное! А еще у той утраченной системы хоть какие-то общие цели были сформулированы – «построение коммунизма» в стране, а для этого – «воспитание всесторонне и гармонично развитой личности и гражданина». Отсюда «универсальность» советского образования, «системность». Хотя и неполная и своеобразная. Недостаток того образования - разве что в заидеологизированности. А так по сию пору в некоторых странах используется «советский опыт» образования, в отличие от нас самих. Потому что сам подход к образованию (как мотивировать и учить) был тогда достаточно эффективным!

А ЧТО СТРОИТ НАША СТРАНА СЕГОДНЯ? И КАКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НУЖНО ДЛЯ ЭТОГО?

Вот почему сегодня после окончания школы вроде бы много каким специальностям учат, выдают много каких дипломов, готовят много каких специалистов и защищают разные там ученые звания, но при этом НЕ ОТВЕЧАЮТ ЗА КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. РАЗ НЕ БЫЛО КОНКРЕТНОГО ЗАКАЗЧИКА И ПОЛУЧАТЕЛЯ. Поэтому люди имеют КОЕ-КАКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, СОВСЕМ «БЕЗАДРЕСНОЕ», АБСТРАКТНОЕ.

Ради кое-какого документа, чтобы потом хоть куда-то устроиться и хоть как-то работать. Естественно, всему конкретно необходимому учатся на ходу, уже на месте работы, раз получаемое образование (чаще всего) не соответствует тому, что необходимо делать на конкретной работе.

Поэтому само по себе такое образование (почти «никчемное», раз оно не соответствует конкретным потребностям общества) нисколько и не ценится в обществе, которое все это практикует! А документ об образовании (особенно высшем) пока что еще котируется на рынке. Выходит, престиж диплома или диссертации выше престижа самого (такого вот невостребованного) образования! Так получается В ОБЩЕСТВЕ, КОТОРОЕ НИКУДА НЕ ИДЕТ! Поэтому сегодня документ об образовании можно купить.

А в школах (если даже местами покупают аттестаты для своих детей) дети отсиживают годы и годы скорей лишь потому, что они где-то должны «пастись» и «социализироваться», общаться со сверстниками, как маленькие в детском саду, пока родители заняты где-то карьерой и банальной добычей средств для семьи. И за 9-11-летнее содержание в таком вот «садике» для великовозрастных детей с родителей уже все чаще и все больше берут плату. Это становится даже некой «нормой», раз государство чем дальше, тем больше не видит смысла в содержании таких вот странных «садиков», а о смысле «школы» для будущего оно либо забывает, либо уже вовсе не рассчитывает для себя на это самое будущее. Скоро, наверное, и слово «школа» уйдет из обихода, когда одни из них закроют, а другие успешно переименуют в гимназию или колледж!..

Пожалуй, достаточно. Если такова общая картина с образованием в стране, то есть ли смысл обсуждать какие-то детали и частные вопросы, вроде передовых методик обучения или перспективных проектов, которые никто и не думает внедрять? Ведь они на общем «абстрактном» фоне ничем не выделяются, и в них разбираются только специалисты и энтузиасты своего дела!

Теперь, с учетом этой общей картины реальности (а не деклараций о всеобщем распрекрасном образовании), просматриваются уже и некоторые выводы. А также необходимые шаги для себя и своих детей.

Например, по поводу того, что важней всего для такого образования (не будем настаивать на «никчемности», пожалуй будет резковато, пускай будет) «АБСТРАКТНОГО» ИЛИ «НЕОПРЕДЕЛЕННОГО» ТИПА? – Пожалуй, важней всего не думать научить и знания давать, а вырабатывать такие качества, как исполнительность, дисциплинированность, догадливость (если не угодливость)!

Зачем? – А чтобы потом успешно встраиваться в бюрократическую машину (в административной или коммерческой структуре) на какую-нибудь должность и просто исполнять обязанности и приказы начальства.

На что еще нацелено обилие таких атрибутов учебного процесса, как ОТЧЕТЫ И ЭКЗАМЕНЫ, да еще по максимуму СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ (для машинной обработки человеческих данных). Выходит, ВАЖНЕЙ ОТЧИТАТЬСЯ, А НЕ ЗНАНИЕ ПОЛУЧИТЬ! Поэтому основной упор делается на ОТЧЕТЫ, ЗАЧЕТЫ, ПРЕЗЕНТАЦИИ... И для учащихся, и для преподавателей. Как можно больше! Чтобы меньше думали.

Вот, наконец, и подошли к моменту, почему такая ситуация в стране с образованием на сегодня полезней, чем то, что могло бы быть согласно существующим планам «реформы образования»?

Во-первых, ничего ведь хорошего для развивающейся личности не предвидится в том, что нынешняя «система образования» принудительно подстраивается под «западные стандарты» (вроде «болонского процесса» сближения сфер образования стран Европы и т.п.). Подстройка эта не на равных, т.к. потому что в качестве конкурентов Западу наши дети не нужны, а вот в качестве исполнителей и подчиненных – пожалуйста! Что, как понимаете, не лучше лакейства в царские времена. Хотя, возможно, некоторые и готовы сегодня к этому – лишь бы платили! Но в целом она такая, «европейская ориентация» образования!

Или вот, во-вторых, другая крайность – предельное упрощение обучения и внимание «военно-патриотическому» воспитанию, видимо, чтобы готовить больше «защитников» страны в мировом «враждебном окружении». Или, как минимум, «охранников» неприкосновенной «частной собственности», если пока в «правовом поле» не очень получается у «системы». Для этого ведь высшее образование и творческий склад ума не требуются!

Если даже не очень получается загнать людей в то или иное русло, потуги в этом направлении есть.

Вот и хочется спросить, разве плохо, что подобные так называемые «реформы образования» в условиях нашей страны продвигаются не совсем успешно?

Польза такой «плачевной» ситуации с «системой образования» еще и в том, что людей не загоняют в приказном порядке в очередной массовый эксперимент! Польза для всех, включая и молодых, потому что они при таком положении дел имеют сегодня широкую возможность, помимо получения формального (официального) образования (для документа), УЧИТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДУМАТЬ И НАХОДИТЬ РЕАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ДЛЯ ЖИЗНИ.

Особенно же необходимые для переходного периода, в каком мы все сегодня пребываем.

Сегодня же никто не скажет вам точно, какие именно знания будут востребованы завтра (имеется в виду ЖИЗНЬЮ, а не разными там «реформаторами»).

ГЛАВНОЕ - УЧИТЬСЯ ДУМАТЬ, ОВЛАДЕВАТЬ НАСТОЯЩИМИ ЗНАНИЯМИ ДЛЯ ЖИЗНИ И БЫТЬ ГОТОВЫМИ КРУТО ПОМЕНЯТЬ СВОЮ СУДЬБУ!

А для этого важно еще развивать опыт ориентации в различных пластах информации и отсеивания ненужного, мешающего и прочего вредного. Пожалуй, пока все.

До тех пор, пока не будет четкой стратегии, куда страна движется, и пока не будет четкого заказа от просвещенного общества, какой должна быть «система образования», большего лично для себя и не добиться. В условиях, когда люди не умеют объединяться и достигать общих целей.

Раз нет разумных приоритетов в обществе, то и учителя так и будут нищенствовать, и достоинство каждого из граждан вместе с элементарной безопасностью ничего не будут стоить, и уж тем более ОБРАЗОВАННОСТЬ В НАСТОЯЩЕМ СМЫСЛЕ НУЖНА ПОКА ТОЛЬКО САМОМУ ЧЕЛОВЕКУ ДЛЯ НАСТОЯЩЕЙ ЖИЗНИ.

Ведь она, образованность, хоть какая, действительно вовсе не нужна для бездумного функционирования в качестве винтика бюрократической машины, где кроме исполнения обязанностей и увлечения вредными привычками больше и заняться нечем. Достаточно натаскать «специалиста» на модных сейчас тренингах!

Трудно живому человеку функционировать в качестве робота, или, к примеру, подменять собой замок на двери в качестве «охраны объекта». Никакого в технократическом устройстве цивилизации эволюционного развития, свободного творчества и созидания, для чего на самом деле и предназначен человек разумный по своей природе!

И, наконец, еще одна польза от «абстрактности» (в переводе с латыни, отвлеченности, неприменимости) нашей сферы образования заключается в том, что по мере деградации современной технократической цивилизации, основательно зашедшей в свой «прогрессивный» тупик, будут ускоренно «устаревать» все «системы образования», сформировавшиеся «вчера», даже пока считающиеся передовыми. Если не будут в состоянии изменяться. Новое время востребует совершенно новые подходы. Вот почему пока нет смысла метаться и пробовать опыт других стран.

Лучше всего сейчас вспоминать наследие предков и быть ближе к Природе! Идти к новой жизни старым, испытанным великими предками способом ЖИТЬ И ПОЗНАВАТЬ, ПОЗНАВАТЬ И ЖИТЬ ПОЛНОЦЕННО!

Однако в любом случае, пока никто особо не мешает, - ни сбоку, ни «сверху» - чрезмерными требованиями неких жестких «стандартов образованности», ВАЖНЕЙ ОПРЕДЕЛИТЬСЯ КАЖДОМУ В СВОИХ ПРИОРИТЕТАХ ЖИЗНИ.

В конце концов, новое разумное общество сложат те, кто выстоит и вернется к настоящим человеческим ценностям. Вот тогда и встанет вопрос о том, какое же реальное образование потребуется для страны, ориентированной в будущее!

 

Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2017г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", май 2017

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2305