01.05.17
http://kyl.guru/forum/uploads/attachment/2016-02/1454840703_9.jpg

Когда-то давным-давно на белом свете игра была божественным занятием, через нее постигали настоящую Жизнь. Даже само слово «игра» имеет смысл воспроизведения и продолжения дальше изначально заданной божественности. У людей эта установка до сих пор сидит в подсознании. Поэтому и так доверчивы они к игре, словно маленькие дети, которые еще не различают игру божественную, настоящую и естественную, от «игры» подставной и обманной, придуманной для людей в «плохие времена». Но давайте обо всем по порядку.

Чтобы было понятно, какое отношение к человеку имеет игра и почему мы об этом заговорили, думаем, стоит показать это на какой-нибудь понятной, почти наглядной модели. В наши дни, когда мы говорим о людях и их психологии, о характерах и поведении, в связи с темой игры в первую очередь вспоминаются давно известные книги Эрика Берна «Игры, в которые грают люди» (1964) и «Люди, которые играют в игры» (1972) (почитайте, это интересно, т.к. здесь мы ее пересказывать не собираемся: переводы на русский язык были в 1972 и 1992 годах). Раз теория Э.Берна отчасти помогает проиллюстрировать то, что мы хотим сказать, то можно как раз начать с той модели, которая показана в его теории игры.

Согласно теории игры Э.Берна, в каждом из нас формируется три основных пласта, которые проявляются как наше психологическое состояние в каждый момент времени. Проявляются вместе, конечно, ведь мы не станок, чтобы отключить одно состояние и включить другой. Просто в каждый момент времени одно из описанных Э.Берном состояний в сравнении с другими доминирует, оказывается ведущим, определяющим. Давайте теперь вспомним модель Э.Берна в ключе нашей темы:

1) первое состояние («эго-состояние Ребенка») – можно сказать, естественное, на которое с ранних лет в последующем накладываются другие детские переживания и реакции, записи поведения детства. По идее, это состояние должно стать фундаментом для последующего бережного развития и формирования личности, т.к. это же состояние служит и основой творческих и созидательных проявлений человека в течение всей жизни.

2) второе состояние («эго-состояние Родителя») – можно сказать, навязываемое извне через родителей и воспитателей, включает установки и поведение для социума. Выражается в предубеждениях, критическом или заботливом поведении в отношении других людей. А переживаются как записанные в сознание и подсознание родительские назидания и указания, которые продолжают влиять на людей в течение жизни (часто за счет мягкого или жесткого подавления нашего внутреннего «ребенка», т.е. естественного состояния, описанного выше).

3) третье состояние («эго-состояние взрослого») – по идее, ориентировано на восприятие окружающей действительности и призвано здраво раскрывать и развивать творческие задатки, потенциал детства, с учетом получаемых от изучения окружающего мира данных. Действовать соответственно в интересах полноценной естественной самореализации личности на основе своих природных данных. Но на деле, как правило, получается в современной технократической цивилизации наоборот, т.е. естественное состояние («эго-состояние ребенка») либо подавляется и вытесняется, либо эксплуатируется для «успешного» приспособления личности к социуму («социализации»). В итоге, в личности явно начинает доминировать, как диктатор, т.н. «Родитель», а «Взрослый» - в основном только подстраивается.

Эта модель объясняет тем людям, кто не видит давления общества на себя и считает любые свои мысли и поведение «естественным», что ВСЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО В НАС САМИХ, НО МНОГОЕ ПРИ ЭТОМ – ПОМИМО НАШЕЙ ВОЛИ – НАМ НАВЯЗАНО С РАННЕГО ДЕТСТВА В ХОДЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ, КАК «ВНЕШНЯЯ ПРОГРАММА», ПРЕДПИСЫВАЮЩАЯ ДЕЙСТВОВАТЬ ТОЛЬКО ТАК, А НЕ ИНАЧЕ. Соответственно, диктует другое мышление и другое поведение, чем требуется для здоровой самореализации личности. И самое ужасное в том, что заблудившиеся люди считают это «нормальным» для себя!

Итак, модель Э.Берна наглядно показывает, что не все, что мы думаем, есть на самом деле наши собственные думы и в наших личных интересах. «Внешняя программа» рассчитана не на полноценное творческое самораскрытие и реализацию личности, а преимущественно только на социализацию, приспособление к социуму, в качестве его несамостоятельной части (если образно, то в качестве «винтика», при условии когда социум в такой картине выступает «машиной»).

Вот и получается, в итоге, если обобщить сказанное, что когда мы действуем, чувствуем и думаем так, как это, в нашем представлении, делают «старшие», авторитетные для нас (или «родители», или «члены общества», или «общество» в целом), - мы находимся, по Э.Берну, в «эго-состоянии Родителя». Можете это считать, для пущей наглядности в нашей модели, «плацдармом технократической цивилизации» в нас самих. А естественное состояние, данное нам Природой (или Богом) изначально для полноценной самореализации на земле, при этом настолько успешно подавлено за годы «счастливого детства», что даже автор этой психологической модели личности психотерапевт и психиатр Э.Берн считает, что мы находимся в состоянии ребенка, лишь когда «чувствуем и ведём себя так, как делали это в детстве»! А где же тогда Природа, изначальный человеческий потенциал? Или же выходит, что Э.Берн нарочно исказил правду в своей модели, чтобы навсегда завуалировать естественное в человеке (вот почему, используя полезную сторону модели Э.Берна в качестве иллюстрации, мы отмечаем ее прозападную «кривизну» и не считаем «истиной в последней инстанции»).

Когда мы наблюдаем окружающую действительность и анализируем факты в данный момент, считается, что мы находимся в «эго-состоянии Взрослого», которое, как мы указали выше, на практике сегодня рассчитано преимущественно лишь на то, чтобы успешно или неуспешно встраиваться в социум, используя наработки и внушения «эго-состояния Родителя».

Если теперь даже схематически поровну поделить все между этими тремя состояниями, то условная современная личность мыслит и пытается действовать в свою личную пользу только на 33 процента, а мыслит и действует «на пользу общества» на 66 процентов. (Кстати, если смотреть по модели Э.Берна, в наших книгах и статьях мы постоянно пытались достучаться до «ребенка» и здравого «взрослого», а нас, как оказывается, чаще всего читали «родитель» и с детства послушный ему «взрослый», и такие читатели либо не понимали нас, либо не соглашались с нами.)

Сами понимаете, в чью пользу при таком соотношении «личного» и «общественного» в каждом случае «демократическое голосование»! В общем, благодаря внедренной в личность воспитанием и обучением «внешней программе», современная технократическая цивилизация выигрывает, а сама личность, поставленная в подчиненное положение, в этом случае только проигрывает, т.к. получается все самое лучшее – обществу, и только что останется – себе (если вообще останется).

Это в теории так («служение обществу»), а на деле в такой перекошенной в обратную сторону модели действительности (когда везде доминируют т.н. «общественные ценности»), как вам известно, хочется хотя бы что-то и себе лично. Потому что вот эта большая игра в «цивилизацию», о которой мы рассказываем, подминает под себя личность любого ранга и статуса «правилами игры» - игры в «цивилизацию». Отсюда в неестественно устроенном обществе неофициально практикуется «пользование служебным положением» на всех уровнях и «коррупция», несмотря на щадящие или драконовские «антикоррупционные законы», т.к. в игре «цивилизация» есть только «участники игры», но не предусмотрен сам «человек». А людям, входящим «в игру» в качестве «участника», скажите, куда девать свое «человеческое»? Вот в подобной ситуации одни скрывают, а другие шаг за шагом отказываются от него, когда мешает играть! А «человеческое» (естественное) мешает, сами понимаете, когда игра становится все более противоестественной!

Вернемся снова к личности. Теперь понимаете, почему любые «искренние рассуждения» личности, его «мировоззрение» нужно отчасти пропускать через фильтр показанной модели Э.Берна? Это необходимо, чтобы увидеть и понять, где у человека «его личное» (чего получается мало), а где у него «чужие мысли» (их оказывается существенно больше), которые он всего лишь привык считать с детства «своими»? Вот они теперь такие, «рабские цепи», внедренные в сознание: железные кандалы невольника уже не требуются! Ведь во время любых своих действий человек пребывает в доминанте одного из этих трех состояний.

Теория игры Э.Берна включает и стереотипы мышления и поведения, которые необходимы «цивилизации» («обществу») для стабильности и которые поэтому навязываются личности с детства. Раз существуют стереотипы и шаблоны, то существуют и определенные «сценарии игры» (примерно так же, например, как в шахматах разные стратегии и варианты игры, вроде «скандинавской защиты» или «сицилианского гамбита» и т.д.).

По Э.Берну, сценарии – это «план жизни, составленный в детстве», который складывается путем отбора из того ограниченного и предвзятого набора, который предоставляется родителями и обществом (теперь вы видите степень свободы личности и свободы выбора, насколько он еще более сужается и отдаляется от Природы)! Выбирается сценарий из имеющихся вариантов маленьким ребенком, которому нужно выжить в таком дискомфортном окружении! А родитель, с его точки зрения, считает ребенка только тогда «взрослым», когда ребенок выполняет родительский сценарий. Так детей с раннего детства не только просто вовлекают во всевозможные социальные игры, но еще они, дети, и «жить» вынуждены годами согласно негативным сценариям, которые формируются еще в детстве и психологически влияют на их переживания и поведение (мы их тоже не будем рассматривать, если интересно, см. в книгах Э.Берна).

Рассказывая об этом, мы хотели показать, что человек в рамках современной цивилизации формируется не как случайно получится, а почти что строго заданным образом: как думать и переживать – чтобы вписаться в социум и сохраниться, какой сценарий выбрать для «игры в жизнь» - из предложенных родителями и социумом (любые другие отвергаются «обществом»), а затем в какие социальные игры играть, в зависимости от того «набора личностных качеств», которые собраны личностью в ходе длительного срока заключения в рамки «заботливого» воспитания и обучения, - все это почти полностью заранее обусловлено и проходит в строго задаваемом «коридоре возможностей», который весьма далек от Природы, от изначально предусмотренной судьбы, или миссии человека на земле, для выполнения которой на самом деле и даются человеку свыше жизненные ресурсы. Далек от естественности, потому что этот «коридор возможностей» задается современной технократической цивилизацией.

Конечно, есть шанс идти благополучно даже по этому «коридору» и не просто «играть», как того требует «цивилизация» (т.е. большая игра), но еще и как-то ЖИТЬ и ДУМАТЬ по-своему даже в этом узком «коридоре» цивилизации (если пока не учитывать природный фактор). Однако чаще всего с людьми этого не происходит, что мы только что и показали на материале по теории игры Э.Берна: современные люди чаще всего оказываются зависимыми и почти полностью оторванными от Природы. КАК ДЕТИ, ЕСТЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ КОТОРЫХ ОСТАНОВЛЕНО В ДЕТСТВЕ и которые получили для переживаний, мыслей и поведения только заданные родительские и взрослые сценарии. И они потом годы и годы «играют жизнь» по заданным с детства сценариям. Продолжают по-детски «играть», вместо того чтобы перейти на другой уровень, другой этап жизни – этап взрослого человека разумного, который уже не играет, а живет по-настоящему!

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, хочется напомнить вот о чем. Посмотрите на котят, щенков и других животных в их младенческом периоде. Они все играют! Играют и маленькие дети! Игра – это, можно сказать, необходимый этап жизни. Но ведь после детства, после периода игры начинается «взрослый этап»! Взрослый занимается созидательно-творческой деятельностью, согласно естественным законам. Вопреки природным законам много не построишь! Разрушится. Взрослый этап – этап Творца, раз человек считается созданным по его «образу и подобию».

Однако многие современные люди, получается, благодаря трогательной «заботе» современного общества (и всей технократической цивилизации западного образца), «застревают» в детстве и игре! Не доходят люди до следующего этапа, не переходят люди в настоящую (согласно Природе, а не фантазиям детей) взрослую Жизнь.

Как это происходит? - Выше мы это показали.

Почему так происходит? - Одна из основных причин – в большой ПОДМЕНЕ. Поэтому к сказанному можно добавить следующее.

Судите сами, КАЖДЫЙ В СВОЕЙ ЖИЗНИ С РОЖДЕНИЯ И ДО ПОСЛЕДНЕГО ДНЯ НА ЗЕМЛЕ НА САМОМ ДЕЛЕ ОДИН НА ОДИН С ПРИРОДОЙ (или Богом, называйте как вам удобно). Мы дети Матери-Природы! Ни друг, ни враг, ни цивилизация за нас и вместо нас ни одной минуты не могут прожить. И за каждую минуту жизни мы отвечаем только сами. Этот факт может не доходить до сознания только неокрепшего, детского сознания (по поводу «застревания» в детстве).

А в какой-то момент с нашего рождения между Природой и каждым из нас сегодня встраивается ПОСРЕДНИК («заменитель») – сначала в виде заботливых назиданий родителей, затем по ходу дальнейшей «социализации» различные общественные структуры – до тех пор, пока в сознании многих они окончательно не вытесняют и не заслоняют то Живое и Настоящее, ту Природу (или Бога), только благодаря чему и кому мы и есть на этой земле (а не благодаря «цивилизации», которая может штамповать разве что примитивных роботов).

Почему же при таком раскладе люди выбирают участь ПРЕДАВАТЬ себя и Природу-Мать вашу и служить технократической цивилизации?

И, наконец, всем заигравшимся «участникам игры» стоит помнить следующее. Их взаимодействие с современной «цивилизацией» всегда вторично. Она не дает людям Жизнь, «цивилизация» как бы «присасывается» к не ею созданной Жизни позже, как паразит на живом теле, скачивающий жизненные силы и ресурсы человека. И даже «потом», по результатам вашей жизнедеятельности на земле, не «цивилизация» будет отчитываться за вас. К вопросу, куда вы подевали весь тот божественный потенциал жизни, который изначально вам был дан свыше!? Отвечать только лично вам! Это уже к вопросу, до какого момента ИГРАТЬ, а с какого момента ЖИТЬ!

 

Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2017г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", май 2017

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2306