26.01.18
Проекты » Психология пола и отношений » Психология » Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) » Что выбирают влюбленные (или "Перекресток": двадцать лет спустя)
Кадр из кинофильма «Перекресток» (1998)

 

Перекресток семи дорог,
Вот и я.
Перекресток семи дорог
Жизнь моя.
Пусть загнал я судьбу свою,
Но в каком бы не пел краю,
Все мне кажется,
Я как и прежде на нем стою...

(Песня А.Макаревича из кинофильма «Перекресток»)

 

20 лет назад, в 1998-м году, вышел фильм режиссера Дмитрия Астрахана по сценарию Олега Данилова «ПЕРЕКРЕСТОК». Как тогда, так и сейчас, 20 лет спустя, мы вполне можем согласиться с такими отзывами зрителей:

- Фильм хорош уже тем, что создает позитивное настроение и не нагружен пошлым юмором ниже пояса.

- Очень нравится фильм. Вроде и сюжет незатейливый, а как сыграно!..

Да, и сценарий не даст заскучать, динамика такая, будто смотришь бой на ринге – чем же закончится эта, можно даже сказать, остросюжетная мелодрама и даже комедия (нравов)!? Договорятся или разбегутся? И сыграно актерами неподдельно блестяще!

Вроде бы и проблема небольшая: подумаешь, штамп в паспорте получить о семейном положении! Да еще в 90-е годы… Это так просто и быстро делается, когда позарез надо, что никто вокруг и не узнает, каким способом получен штамп! Но все же, оказывается, на самом-то деле просто лишь до тех пор, пока нет главного. А как только на сцене появляется самое главное – ЛЮБОВЬ – все невероятно усложняется!

Аннотация к фильму не пересказывает сюжет, а только заинтересовывает:

«Когда-то, 20 лет назад, рок-группа «Дядя Алик» гремела на всю страну, а ее лидер по имени Алик купался в лучах славы. Теперь о них никто не вспоминает, и бывшие знаменитости подрабатывают то на свадьбах, то в клубе «Старый трамвай», а то и просто — в подземном переходе. Но однажды Алик встречает своего старого знакомого Мишу, который предлагает устроить его концерты в Америке. Все отлично, только одна неприятность — Алик разведен, а неженатым в посольстве не любят выдавать визы. Миша предлагает Алику срочно найти себе жену. В то же время милая учительница английского языка Ляля проходит собеседование в фирме своей приятельницы, которая помогает образованным девушкам найти престижную работу. Ляля хороша абсолютно всем, кроме одного: она не замужем...»

В другой аннотации ситуация подается еще острей:

«Он никогда не верил в любовь с первого взгляда. Она никогда не знакомилась с мужчинами на улице. Случайно встретились, понравились друг другу — с кем не бывает. Но чтобы сразу — и под венец?.. Думаете: сказка? Ничего подобного! Нормальное стечение жизненных обстоятельств — ему надо лететь в Америку, ей предлагают престижную работу. А без штампа в паспорте ни визы, ни хорошего места не получить. И кто бы мог предположить, что эти два прагматика окажутся неисправимыми романтиками!..»

Не обращайте внимания на слово «романтики», сейчас представления людей о любви настолько упрощены, что многие из них считают это лишь «романтическими отношениями». Суть в данном случае глубже.

Суть в том, что новая действительность (90-х годов России) жестко форматирует людей под новые стандарты, отсекая все лишнее для существования и выживания в мире, в котором все - товар, все продается. Кажется, формально отношения выстроить можно, но вот ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЧУВСТВ И ДУШИ, ОТ ПОНИМАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРОИСХОДЯЩЕЕ – НЕ ТАК-ТО ПРОСТО: ведь где-то там, за горизонтом или поворотом, маячит результат, который зависит от того, что и как сейчас посеешь или сделаешь!

(Простите за вставку такую, но о том, какая тяжкая драма разыгрывается в жизни, когда в отношениях нет любви, а есть ребенок, который погибает из-за этого, после чего его родители остаются в пустоте и бессмысленности, в этом году люди смотрят в фильме режиссера Андрея Звягинцева «Нелюбовь» (2017), а мы вернемся к тем, кто пытается заранее не допустить такого финала 20 лет назад.)

Содержание фильма «Перекресток» пересказывать ни к чему (когда можно посмотреть), а вот на ключевые моменты обратить внимание стоит.

Когда Ляля, уставшая от поисков новой работы и учебно-воспитательного процесса, наполненного уроками и экскурсиями для учащихся, на короткий момент выпадает из шумной толпы, вдруг она слышит слова, которые будто знакомым и приятным голосом спеты лишь для нее одной:

«Мы будем вместе,
Конечно,
Мы будем вместе.
Я знаю,
Мы будем вместе.
Мы в шлюпке с одного корабля…»

Она оглядывается вокруг и видит. В подземном переходе из группы музыкантов через головы слушателей на нее смотрит певец и улыбается. Возможно, уже в этот момент сердцами они почувствовали, что их встреча из тех, которые желанны и которые переворачивают жизнь. Именно сердцами, но не умом. В уме они оба заняты совсем другим – нужен штамп в паспорте о том, что они состоят в браке. Любым путем, хоть с первым попавшимся прохожим, т.к. в этом им отказали даже близкие люди. У Алика есть подруга Люся, которая ему так и говорит:

- Мы с тобой уже два года встречаемся… Мне с тобой очень хорошо, я тебя люблю, однако замуж за тебя я не собиралась… Потому что какой ты муж, опора, кормилец, отец будущих детей? Это все не про тебя, милый!.. Мне надо искать настоящего спутника жизни... Мне тридцать лет, мне рожать пора…

И о том, почему ей нельзя сейчас этот штамп в паспорт:

- Найду я эту самую опору, этого настоящего человека. Предложит он мне руку и сердце, а я оказывается замужем! Иди потом, рассказывай про все эти махинации!.. Нет уж!.. А между прочим ты бы мог…

Мог стать для нее тем, с кем она захочет сложить семью. Если бы не был в поиске…

А у Ляли тоже есть друг Кирилл, который говорит:

- Мы с тобой встречаемся уже больше года. Дружим… Однако идея выйти за меня замуж у тебя почему-то не возникала. А сейчас, вернее два часа назад, возникла… А почему? А потому что не любишь ты меня! И по большому счету тебе на меня наплевать. После года страстной любви ты толком не поинтересовалась, кто я. Кирилл предприниматель, а что он предпринимает, какая разница?..

Кирилл даже после этих слов готов пойти на уступку и расписаться с Лялей (мужчине, видимо, проще пойти на формальный штамп в паспорте по принятым в обществе социальным условностям), но здесь уже Ляля задумывается, а чего ей будет стоить такой жертвенный поступок.

И вот такая, сказочная встреча в подземном переходе, неожиданная, от которой оба как будто в шоке! И музыкант Алик, и учительница Ляля очень хотели штамп в паспорте, но даже не предполагали, а как это!?

Дальше между ними идет вроде бы непринужденный разговор, в котором оба начинают запутываться, где шутка, а где серьезное. Где искренне говорят сердца, а где заигрывает прагматичный ум? Где идет узнавание близких сердец друг друга, а где самая настоящая охота на жертву (о вожделенном на данный период жизни штампе в паспорте никто не забывает)! Например, чего больше в словах Алика:

- Случайная встреча всю жизнь может перевернуть. Вдруг мы созданы друг для друга…

Хотя умом оба пока почти не верят в это. И плохо соображают в ходе разговора, а что же происходит на самом деле? Почему так легко, будто в поддавки или подача в пас, происходит знакомство и договоренность? От узнавания близкого человека, которому нельзя не идти навстречу (кто любит, тот знает это), или от холодного расчета, заполучить, наконец, этот штамп в паспорте от случайного встречного?

Позже Алик, будто приходя в сознание, спрашивает:

- А вы умеете читать мысли?

- Я нет, - говорит Ляля.

- Это хорошо, - улыбается Алик.

- А вы? – спрашивает уже Ляля.

- И я нет, - отвечает серьезно Алик.

- Это тоже хорошо, - улыбается в ответ Ляля.

Дальше уже Алик заявляет:

- Я готов.

- Что это значит? – спрашивает Ляля. - Вы мне так предложение делаете что ли? А если я соглашусь?.. Возьму и выйду замуж за первого встречного. Вы же меня не знаете! Может, именно этого я и хочу… Ведь так бывает?

- Бывает, - соглашается Алик и предлагает тут же ехать во дворец бракосочетаний…

- Вы что, сумасшедший, или, думаете, что я идиотка, - неуверенно пытается возразить Ляля.

- Ляля, ну вам ведь не хочется со мной расставаться. Поехали!..

И Ляля решает ехать. Навстречу судьбе. Дальше подача заявления на регистрацию брака, правдивое признание в том, зачем им нужна срочная регистрация. Оба считают озвученную причину другой стороны выдуманной ради любви... В общем, дальше смотрите объяснения и разборки влюбленных, когда до них постепенно начинает доходить правда – правда о любви и обмане. О том, в конце концов, как трудно выправить кривое начало и как непросто расставаться с близкими друзьями и складывать новые отношения. И как люди не умеют сочетать божественное чувство с рациональностью быта и социальными условностями.

Это, конечно, даже с первого взгляда нечто - невероятная смесь, клубок противоречий мыслей и чувств, когда один человек использует другого, чувствуя, что другой в тебя все больше влюбляется, но еще не догадываясь, что этот другой, вопреки своим чувствам, тоже использует тебя, и при этом по ходу узнавания правды еще и понимать, что любишь этого другого. Тем неприятней и узнавать, что любимый человек с самого начала тебя обманывал. Отсюда и вопрос Ляли:

- Ты и я. Конечно. Только что теперь делать?

…Можно и дальше подробно анализировать весь фильм, но лучше все-таки просто смотреть и думать, что к чему в жизни на самом деле – не так, как представлялось до этого, и не по-киношному. В принципе, если серьезно, фильм показывает, что все решилось уже при первой встрече. Как говорит Алик:

- Мы всегда были знакомы, всю жизнь, просто мы не знали об этом.

Поэтому дальше - лишь распутывание социальных нестыковок и личных заморочек. Красивая история, как обычно и бывает в мелодрамах, искренние переживания за себя и друг за друга. Осталось только, в заключение, добавить наши комментарии. Или уже выводы…

* * *

Фильм «Перекресток» хорош, на наш взгляд, уже тем, что в нем четко, выпукло, как на барельефе, показаны характерные моменты взаимоотношений мужчины и женщины. Все нам в короткой статье не описать, однако кое-что отметить можно. Хотя бы один важный нюанс.

Например, в обыденных условиях мы слишком привыкли в обществе к тому, что почти везде как бы «рулят мужчины». И там, где они что-то понимают, и там, где они ничего не понимают. По большому счету, «мальчишеские игры» и довели современную цивилизацию на грань глобальной катастрофы, т.к. на всех уровнях «мальчики рулят», не разбирая дороги и не понимая, куда они рулят, куда все приедем. В итоге, складывается впечатление, что жизнь еще держится на земле только благодаря самоотверженности и бесконечному терпению женщин, которые выносят на своих плечах все причуды мужчин. Однако пока речь не об этом.

На практике, сталкиваясь с таким вот социально-бытовым «патриархатом» постоянно, мы мало отдаем себе отчет в том, что в более-менее гармоничных отношениях мужчины и женщины как-то ЕСТЕСТВЕННО ВЕДУЩАЯ РОЛЬ ОСТАЕТСЯ ЗА ЖЕНЩИНОЙ. Когда она решила, ее мужчина может уже думать, как лучше «вырулить» на это. Помешать ему после этого в «рулежке» может только глупышка, которая сама заблудилась и не знает, чего хотеть. В общем, «ведущее положение» женщины в отношениях можно пронаблюдать в течение всего фильма на всех героинях и их мужчинах. Практически в каждом случае «судьбоносные» решения принимает женщина. И даже не столь уже важно знать, осознанно это сделано создателями фильма, или только отдавая дань «реалистичному отражению действительности» («как в жизни»).

Смотрите хотя бы на главных героев фильма: ведь Алик искренне подыгрывает Ляле, ищет решение, которое ее устроит, а последнее слово каждый раз остается все-таки за Лялей. И в самом начале, когда в подземном переходе она согласилась с ним вообще разговаривать и затем ехать в загс. И когда она сама забирает его из милиции, хотя перед этим вроде бы поставила точку в отношениях. И когда окончательно отказывает Кириллу (помните: «Не звони мне больше, не позорься!»). И когда соглашается на регистрацию брака с Аликом. И когда, уже в конце фильма, вопросительно тычет на штамп в паспорте, как бы требуя от него подтверждения действительности заключенного брака. А он только согласно улыбается в ответ. И когда Ляля берет в руки чемодан с деньгами (т.е., уточним для дотошных зрителей, футляр музыкального инструмента, куда люди кладут деньги). Тоже ведь очень символичный знак перехода семейного бюджета в «решающие» руки.

Да, разные подходы у женщин тоже. В «Перекрестке», к примеру, Люся заранее ждет уже зрелого партнера, «опору» во всех отношениях, чтобы завести семью и детей, не нуждаясь ни в чем. А вот Ляля идет без оглядки на «толщину кошелька» своего любимого, будучи готовой вместе шагать в любой ситуации (как говорится, «и в горе, и в радости»). Она не хочет ждать, по словам Люси, «у взлетного поля, когда же наш Алик взлетит». Ляля готова идти рядом хоть с самого начала (с нуля): примерно как в старом советском фильме «Москва слезам не верит» (помните мысль оттуда: «чтобы стать генеральшей, надо выйти замуж за лейтенанта»?).

Но при всей разности подходов все-таки очень ВАЖНО, ЧТОБЫ ЖЕНЩИНА СОХРАНЯЛА ПРИРОДНУЮ МУДРОСТЬ ЖИЗНИ. Как бы ни противились некоторые мужчины такому положению, но природа решила, что в жизни основная роль остается за женщиной. Справедливо это и с божественной стороны. Тогда есть шанс и для мужчины, как минимум, не зайти в тупик. Иначе у мужчины вообще не остается шанса (какие бы они сами не питали иллюзий по этому поводу). Иначе плохо и мужчине, и женщине. И когда мужчина пытается «рулить», не считаясь с женщиной. И когда женщина играет в «мальчишеские игры» этой цивилизации, предавая свою женскую природу…

Тема эта сложная, в трех словах не передать. Поймите, пожалуйста, сказанное правильно. Хотя бы в основном. Не как-то там в «социальном» смысле (где-то «устроиться» и «комфортно» прожить в социуме, «как люди» и т.п.). Забудьте пока хотя бы на миг о всяких там «научных картинах мира» и «личных опытах»! И вспомните истину, которую вы всегда знали или чувствовали: у реального мира, у природы и вопроса человеческой эволюции ДРУГИЕ измерения. Как бы космические, божественные! Природу совсем не волнует, какая у вас квартира и какие звания-должности, не волнует, сколько у вас машин и денег. ПРИРОДА ИДЕТ БОЖЕСТВЕННО ПРЕДНАЧЕРТАННЫМ ПУТЕМ! НА ЭТОМ ПУТИ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ ЭНЕРГИЯ ЛЮБВИ! Чем сильнее озарится пространство женщины и мужчины любовью, тем больший шанс для обоих, что они пройдут. Пройдут дальше и выше, к Богу! Остальное все преходящее, прах!..

Вот, пока и все на этом (хотя о таинстве любви мы продолжим наш разговор потом еще). О фильме «Перекресток» мы вспомнили здесь потому, что в нем доступно и просто показано, как нелегко складываются перипетии отношений и диалога мужчины с женщиной. Как нелегко понять и договориться. А еще вспомнили в связи с основной мыслью (о роли мужчины и женщины в отношениях), которую уместно подчеркнуть и показать на примере как раз этого фильма. Фильм «Перекресток» можно обсуждать еще долго и с разных сторон. Комедия комедией, но реалии жизни в ней схвачены точно. Вот почему нам и захотелось, чтобы вы вновь пересмотрели этот фильм в год его 20-летия!

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2018г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", январь 2018

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2348