26.01.18
http://feel-feed.ru/wp-content/uploads/2017/01/4c1b468cf319f8e6c02a0d9dfd7add89.jpg

 

(Продолжение. Начало см. «ЗОВУ РИТМ», декабрь 2017)

…Да и без нас и задолго до нас многие здравомыслящие говорят о таком явлении, как «СОЦИАЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ», на котором следует остановиться подробней, т.к. это напрямую касается современной ситуации и наших с вами жизней.

Прежде чем продолжить, можно даже в качестве примера привести несколько мнений разных авторов по этой теме. Вот смотрите…

6.

СОЦИАЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ

Существует множество форм шизофрении. Одна из них проявляется в виде НАВЯЗЧИВЫХ социальных идей, носящих долговременный характер. При такой форме шизофрении парализуется механизм критического мышления в отношении этих идей. Человек игнорирует НЕСООТВЕТСТВИЕ своих выводов и поступков реальной действительности.

Русский физиолог Павлов сделал выдающееся открытие. Наш язык имеет свойство отрываться от реальной жизни и жить своей собственной, негативно влияя на деятельность людей. При социальной шизофрении проявляется именно такое свойство языка больных.

Социальная шизофрения относится к инфекционным заболеваниям и может протекать в режиме эпидемий. Носителями инфекции при социальной шизофрении оказываются не бактерии или вирусы, а наш язык, наделенный определенными свойствами. Заболевание мозга носит тот же характер, что и при поражении вирусами программного обеспечения компьютеров. Аналогия с компьютерными вирусами недалека от истины, поскольку работа компьютерных программ - некоторые аналоги работы нашего мозга…

Нельзя смешивать навязчивость социальных идей с обычными заблуждениями. Здоровый человек может воспринимать аргументы их несостоятельности. Он способен рано или поздно увидеть свои заблуждения. А больного невозможно переубедить в чем-либо. Он не может поставить под сомнение эти идеи, какие бы ни приводились для этого доводы.

Заболеть социальной шизофренией может каждый, если у него нет иммунитета к конкретной ее модификации, независимо от социального положения, уровня образования и национальности так же, как и любой может заболеть гриппом.

Если социальная шизофрения приобретает характер эпидемии, то она приводит к огромным жертвам… Навязчивая идея Гитлера и его соратников о превосходстве арийской расы и мировом господстве заразила значительную часть населения Германии без всякого различия в социальном положении граждан, что привело к десяткам миллионов погибших от «коричневой чумы»… Навязчивая идея уничтожения эксплуататоров и их пособников заразила огромное число граждан в мире, и привела к массовым репрессиям в СССР, Китае, Албании. Наиболее катастрофичной оказалась эпидемия социальной шизофрении в Камбодже при правлении Пол Пота, унесшая жизни две трети населения страны…

Но навязчивые социальные идеи могут проявляться в самых разных областях деятельности. К модификациям социальной шизофрении относятся и слепая ненависть по отношению к каким-либо социальным группам, национальностям и религиям. К ним же относится и слепая вера в какие-либо философские идеи, экономические системы или формы собственности. Во всех этих случаях по каким-то причинам ПАРАЛИЗУЕТСЯ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ в отношении этих идей. Слепая вера и называется слепой, поскольку говорит о параличе механизма критического мышления.

СОЦИАЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ В РАЗНОЙ ФОРМЕ ПОРАЗИЛА БОЛЬШИНСТВО ГРАЖДАН ПЛАНЕТЫ. Почему? Потому что почти каждый из нас слепо верит в те или иные социальные идеи или мифы, и не желает подвергать их какому-либо сомнению... Если человек верит в какие-либо социальные идеи и воспринимает любые аргументы о несостоятельности их с раздражением, то это уже симптомы социальной шизофрении в отношении этих идей.

Когда провозглашают какие-либо идеи, но сами в них не верят, то такое поведение нельзя отнести к симптомам болезни. Также нельзя относить леность мышления к признакам социальной шизофрении. У людей на митингах и протестных демонстрациях отключается механизм критического мышления. Поэтому толпа – страшное оружие в руках тех, кто ею руководит. Но паралич мышления в толпе носит лишь кратковременный, а не долговременный характер, и не может относиться к проявлению шизофрении…

На что нужно обратить внимание?

Навязчивые социальные идеи – проявление болезни, а больных нужно лечить. Наказывать больных бессмысленно, потому что те, кто заболевает, не может критически мыслить, в том числе и правильно воспринять наказание. По этой же причине убеждать и переубеждать в чем-либо больных социальной шизофренией совершенно бессмысленно. Нужны иные формы воздействия на них…

Несомненно, что термин «социальная шизофрения» могут использовать и с целью «навешивания ярлыков», как в свое время политических противников объявляли психически больными. Но это не мотив, чтобы игнорировать саму болезнь. В корыстных целях можно использовать все что угодно.

Если к социальной шизофрении не относиться, как и к любой иной болезни, если не относиться к ней как к одной из самых опасных для общества разновидностей шизофрении, то невозможно будет своевременно ставить диагнозы, выбирать эффективные методы лечения и применять профилактические меры. Общество же по-прежнему будет беззащитным от идей, которые могут приводить к социальным катастрофам. Необходима серьезная исследовательская работа в этом направлении, такая же серьезная, как это принято в отношении всех других опасных инфекционных болезней... (Николай Чуканов. http://nichukanov.narod.ru/schizofrenija.htm)

7.

…Я вновь перечёл работы великих психоаналитиков - Фрейда, Юнга, Фромма, Адлера, Хорни. Во всех этих работах утверждается, что личность является частью общества, и происходящее с личностью неразрывно связана с происходящим в обществе. Черты характера, поведение личности, проблемы, болезни, в особенности психические проецируются на общество, как и общество на личность...

…Общество в целом может нести на себе характерные признаки шизофрении... Некоторые философы, психоаналитики, социологи, историки в различные времена приближались к выводу, что и государство и народ в целом в философском, психологическом понимании можно оценивать теми же категориями, понятиями и терминологиями, что и индивидуальный, единый организм.

Действительно, некоторые государства по своим социальным характеристикам несут на себе все черты больного шизофренией индивидуума. Чем больше этих черт в самом государстве, тем больше в его обществе и индивидуальных граждан, больных шизофренией. И наоборот. Чем больше в стране шизофреников, тем серьёзнее болеет всё общество.

Лечение больных в государстве, несущем в себе, как в индивидууме, черты распада, несоответствия окружающему миру, слабоумия значительно сложнее, чем в здоровом государстве. И количество больных шизофренией постоянно растёт в таком больном государстве. Лечение индивидуума возможно при условии, что само государство излечивается, назовём это, от государственной шизофрении

…Как известно, шизофрению индивидуумов всё ещё лечат варварскими, жестокими методами, применяя операцию лобэктомию (вскрытие черепа), инсулинотерапию, электрошоковую терапию, лечение ледяными душами, смирительной рубахой, пичкая человека множеством убийственных для него депрессивными лекарствами. Эти методы лечения не помогают восстановлению личности, а только разрушают её. Необходимо лечить не тело, а душу человека, его мышление, его разум. Необходимо лечить причину заболевания, а не симптомы...

Надо лечить общество. И лечить государство…

И тогда отдельные личности, как часть общества, государства, будут здоровее. Лечить не с помощью шоков, и не методом вскрытия черепа, а внедрением знаний, улучшением уровня образования, гуманным воспитанием, глубокими социальными преобразованиями, внедрением подлинной свободы в государство… (Юлий Нудельман. декабрь 2010. - http://www.julinudelmann.com/BRPortal/br/P102.jsp?arc=91649)

8.

…ШИЗОФРЕНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УМА И ДУШИ СЕГОДНЯ ПРИСУТСТВУЕТ ВО ВСЕХ СЛОЯХ НАШЕГО ОБЩЕСТВА, ЭТО НАША ОБЩАЯ БОЛЕЗНЬ. Я имею дело со студенческой молодежью и вижу, что они что-то формулируют по формуле «казнить нельзя помиловать». Слушаешь студента и не понимаешь, что он хочет сказать. Это уже продукт некой системы формирования общественного и индивидуального сознания… Болезнь очень серьёзна. Это даже более серьёзно, чем раздвоение личностей наших чиновников, раздвоение личности даже, может быть, президента. Это раздвоение личностей миллионов наших молодых людей, которые завтра войдут в жизнь и будут определять вектор развития всей страны…

…30 лет назад мы, к несчастью, слишком уверовали в американскую мечту об обывательском комфорте. Эта самая мечта мысленно присутствовала в нашей душе, в нашем сердце, и мы потеряли Родину. Надо бояться таких мечтаний и всех идеологов подобного рода американской мечты. Вновь актуальны слова Серафима Саровского, повторенные Иоанном Кронштадским: «партия бытоулучшателей может погубить Россию»… (Валентин Катасонов, декабрь 2017. - http://zavtra.ru/word_of_day/razdvoenie_2017-12-13)

9.

Да, кстати говоря, автор в этом месте прав, вновь используя (напоминая ранее другими сказанное) понятие «бытоулучшатель». Ведь это нарочно нужно было держать несколько поколений в нужде и лишениях, в условиях войны, чтобы они больше всего захотели хотя бы малейших улучшений быта, а душевные чаяния при этом отодвигали на второй план. Поначалу надеясь к ним вернуться позже, после улучшения своего быта, а потом или забывали душевное, предавали божественное, или уже теряли возможность вернуться к подлинным смыслам и ценностям человеческой жизни, возможность вырваться из пут материального или плена социальных болезней. Дальше – больше. Их дети, видя перед собой пример «материально заинтересованных» родителей и рекламу «бери от жизни все» с намеком на те же удовольствия со всех сторон, порой и вовсе не ведает о том, что у жизни человеческой есть еще и духовная сторона…

Вот так! И люди ведь «клюнули» на «улучшение быта», купились на «блага цивилизации», не подумав второпях о цене, которую предстоит заплатить им самим, а потом их детям и внукам! Мало кто был в состоянии подумать, чем это все закончится!..

Не нужно даже заглядывать далеко в прошлое за примерами. Все наглядно произошло на нашей памяти в 90-е годы ХХ века (а молодежь об этом может знать от своих родителей). Вся страна была брошена в хаос развала, разграбления и нищеты, а затем обнищавшим массам кинули «американскую мечту» и западные товары, излишки «забугорного» перепроизводства, в качестве «благ цивилизации»!..

Но мы не затем вспомнили 90-е годы, чтобы вновь анализировать историческую и политико-экономическую ситуацию того времени. А вспомнили лишь для того, чтобы указать на очевидный факт, когда чуть ли не каждый второй (а может, и больше) в современном обществе и сегодня думает об очередном «благе цивилизации», как исполнении очередной МЕЧТЫ (в виде нового «айфона», или иномарки, или коттеджа, или еще чего-нибудь «престижного», «позарез нужного»), и искренне не понимает тех редких людей, которые еще помнят о душе, справедливости и Боге! Потому что сегодня «мечта» у многих стойко ассоциируется с чем-нибудь материальным…

Более того, эти люди, отказавшиеся от душевного и божественного ради материального (здесь имейте в виду, что мы никогда не были за отказ от материального), также искренне не осознают, что стали однобокими личностями (вместо целостной, гармонично развитой), стали «потерявшими полцарства» или половину себя. Они не хотят понимать, что чем сильнее у корабля крен на один борт, тем менее он устойчив на волнах? Не хотят понимать, что птица, у которой покалечено одно крыло, вряд ли полетит?

Не хотим акцентировать на этом внимание, но отметить нужно: если у человека нет какого-либо органа или части тела, то это, как известно, называется ущербностью или инвалидностью. Большая беда для всего общества (социальная беда и даже катастрофа), когда тех, кто отказывается от важнейшей составляющей личности – душевной, божественной, становится много.

Но фокус здесь в том, что абсолютное их большинство вовсе не думает, что они отказались от души и Бога, потому что это не забыто, об этом спокойно можно рассуждать, ведь даже модно быть «культурным» и «образованным», соблюдать ритуалы какой-нибудь религии на выбор (при современной толерантности). Они так же, как душевно здоровый и полноценный человек, заботятся и о материальном, и о духовном! Понимаете? Внешне почти не отличить. Настолько, что они сами искренне заблуждаются и не осознают, что идут мимо! Мимо настоящей Жизни, мимо Будущего!

Вот мы как раз и подошли к важному моменту.

ОСНОВНОЕ ОТЛИЧИЕ ВНУТРЕННЕЕ. У полноценно развитой личности духовное и материальное гармонируют. А у тех, кто погружен больше в социальное, материальное (может быть, чуть-чуть больше, чем следует), имеется как бы «трещина» (которая может быстро перерасти в непреодолимую пропасть). Это в психологии и характеризуется как дисгармония, душевный дискомфорт. Это на начальной стадии. Потом «неизвестно откуда» появляются проблемы, болезни, лишения, боль… И невозможность адекватно видеть мир и продолжать жизнь.

Это мы уже говорим о «ВНУТРЕННЕМ РАЗДВОЕНИИ», когда у человека не гармонирует «материальное» с «духовным», «личное» с «общественным», «человеческое» с «божественным», «мечты» с «реальностью». Говорим о том, что «социальная шизофрения» - это не только увлечение сомнительными идеями и попадание в массовый психоз. Говорим о том, что речь идет прежде всего О НЕЕСТЕСТВЕННОЙ, НЕПРАВИЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. И все это происходит от недостаточности или искаженности восприятия. От того, что мир видится не таким, какой он есть на самом деле…

(Продолжение следует)

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2017г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", январь 2018

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2349