07.03.18
Кадр из кинофильма «День независимости: Возрождение» (2016)

Иногда мы смотрим кино. Случается, порой пересматриваем старые, чем-нибудь примечательные, как это показано нами в прошлом, январском номере «ЗОВУ РИТМ» за 2018 год: см. там статью: «ЧТО ВЫБИРАЮТ ВЛЮБЛЕННЫЕ (или «ПЕРЕКРЕСТОК»: 20 ЛЕТ СПУСТЯ).

Не сказать, что мы являемся заядлыми кинозрителями, но смотрим время от времени и новые фильмы. Так на наши глаза попался американский фантастический фильм 2016 года «День независимости: Возрождение», снятый как продолжение фильма 1996 года того же режиссера Роланда Эммериха «День независимости». События в нем происходят 20 лет спустя после катастрофы в первом фильме.

Наверное, фильм привлек наше внимание по ключевому слову «возрождение». И вот что из этого получилось.

От редакции

 

 

 

В наше «переходное» время слово «ВОЗРОЖДЕНИЕ» используется довольно часто многими. И на Западе тоже. Используется не только в своем прямом словарном значении, но и как специальный термин в современной информационной войне в целях манипулирования сознанием людей. Соответственно, сразу же возникает вопрос, а кто и что вкладывает в это понятие?

Вот с этим вопросом мы и обратились к фильму режиссера Роланда Эммериха «День независимости: Возрождение» (2016), раз там прямо в название включили понятие «возрождение» (при этом первый фильм 1996 года мы не смотрели хотя бы потому, что там не было слова «возрождение», если исключить другие причины нашего «игнорирования»).

Очень уж тут стало любопытно, а ЧТО ЖЕ ТАМ ОНИ СОБИРАЮТСЯ «ВОЗРОЖДАТЬ»?

Согласно официальным источникам, в фильме Роланда Эммериха «День независимости: Возрождение» (2016) «события происходят спустя 20 лет после первого фильма. На Земле, едва оправившейся после нападения 1996 года, выросло новое поколение, освоившее технологии инопланетян для противостояния возможным новым нападениям на Землю. Часть системы развернута на Луне, на которой функционирует военная база противостояния враждебным пришельцам. Перед праздником Дня независимости к лунной базе приближается неизвестный сферический корабль, напоминающий корабли пришельцев предыдущего вторжения. Поэтому решено уничтожить корабль лазерным лучом. Тем временем сигнал корабля ловит гигантский корабль-«пчеломатка» пришельцев, поглощающий ядро другой планеты с помощью гигантского бура. Корабль пришельцев, поперечником около 5000 км, разбивает космические силы обороны землян в районе Сатурна, приближается к Земле и совершает посадку в Атлантическом океане, при этом уничтожая множество отстроенных городов. Корабль выдвигает гигантский бур и начинает разрушение земной коры с целью добраться до земного ядра…»

А дальше, согласно типичным элементам сценариев американских фильмов, в ходе чудесно запредельных приключений «супергероев», в лице преданнейших и убежденных граждан «американской цивилизации» всего объединенного человечества, обязательно любое «зло» будет побеждено! Америка отстоит очередной раз свою «независимость»! Поэтому вряд ли стоит анализировать здесь сам фильм с его банальным сюжетом в жанрах фантастики, катастрофы и боевика (в наши задачи это не входит вообще). И сюжета фильма мы не будем даже касаться.

КАКОЙ ОБРАЗ «ВОЗРОЖДЕНИЯ» НАМ ВНУШАЮТ в этом художественном произведении на этот раз в общей стратегии манипулирования общественным сознанием в ходе продолжающейся сегодня информационной войны в глобальном противостоянии? Вот что интересней. И, думается, интересно это и нашему читателю, который (надеемся) не относится к категории «среднестатистического кинозрителя», который развлекается и «просвещается» через подобные фильмы. Зрителя, которым манипулируют через такие фильмы, заранее вкладывая в сознание программный «пакет информации», который должен сработать в один прекрасный момент.

Именно на ОБРАЗНУЮ СИСТЕМУ и нужно обратить внимание, раз дело касается подобного рода ХУДОЖЕСТВЕННОГО произведения. Фильмы просто так не снимают! Вот почему нас мало волнуют здесь фантастический сюжет и события этой картины.

КАКИМИ ОБРАЗАМИ И КАКИМИ СРЕДСТВАМИ «ЦЕПЛЯЮТ» ИЛИ «ПЛЕНЯЮТ» СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОГО ЗРИТЕЛЯ? Зрителя, который (как давно известно) имеет очень «среднее» образование (да и то, как правило, на весьма посредственном уровне) и обычно не ориентируется ни в истории (может, это и хорошо, раз всемирная история все равно сильно сфальсифицирована), ни в физике (которая тоже преподается неполноценно, фактически в отрыве от Природы) и других науках естественного цикла (они ведь тоже узкоприкладные, далекие от целостной картины мира). Сами понимаете, если зритель таким образом заведомо оторван от реальной Природы и происходящих в ней процессов, если у него нет надежных критериев распознавания правды и лжи, то легко манипулировать его сознанием в корыстных целях.

Не будем даже касаться здесь и «джентльменского набора» типичной символики «американского образа жизни» и «американского патриотизма», которые присутствуют в американском киноискусстве в качестве некой обязательной атрибутики. Не стоит, видимо, задерживаться и на моментах, которые призваны эмоционально и чувственно подчеркнуть якобы преимущества хваленой «демократии», которую «свободная» Америка считает своим долгом всеми средствами внедрять по всему миру. Как и в этом фильме, где даже дочь президента, такого высокопоставленного лица, Патрисия запросто спускается на землю и становится боевым пилотом, а затем геройски участвует в сражении, в котором защищает свою независимость и свой дом якобы вся земная цивилизация, твердо заявляющая врагам-пришельцам: «non distruggerete il nostro planeta» («вы не уничтожите нашу планету»)!

Примечательней в данном случае именно вот такие яркие лозунги и девизы, впечатываемые в мозг зрителя, чем обычные для фильмов бытовые коллизии и любовные перипетии персонажей (этот момент ведь тоже сильно напоминает скандирование заведенной толпы - тоже перед пришельцами - в уже новом российском кинофильме 2017 года «Притяжение» со словами: «Это наша Земля!» - отсюда и вопрос, что же их всех, создателей подобных фильмов, так сильно волнует вопрос «пришельцев», против которых заранее хотят настроить людей).

Выходит, ВАЖНО ВЫЯСНИТЬ, КАКУЮ ЗАЯВКУ ДЕЛАЕТ ФИЛЬМ И КУДА ВОВЛЕКАЕТ (хотя бы эмоционально) зрителя?!

Особенно в наше время, когда в последние годы мы все являемся свидетелями и участниками космического масштаба события, давно именуемого «ПЕРЕХОДОМ».

Вот в связи с этим грандиозным событием и начинают проступать «белые нитки», которыми грубовато сшито очередное провокационное «дело» - ПРОТИВ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ (а не выдуманной, которая только в кино)!

Во-первых, сейчас идет неотвратимый процесс естественных преобразований в космических масштабах, который никто не в силах остановить. Страшно же! А у страха глаза велики! И так простовато доверчивы! Так, почему бы этот страшный для чересчур «цивилизованных» людей процесс ИЗМЕНЕНИЯ ПРИРОДЫ не представить в виде невероятно большого инопланетного космического корабля, накрывающего своими размерами весь Атлантический океан, разрушая в ходе приземления массу городов вдоль всего побережья, включая и знаменитую статую Свободы. Представляете, вдруг американцы могут без статуи Свободы остаться!? Тут у неискушенного зрителя может от неожиданности даже попкорн в горле застрять!

Во-вторых, у современного зрителя совершенный «вакуум» в представлениях о реальном прошлом Земли, частично заполненный лишь вымышленной «всемирной историей» из школьных уроков и популярных справочников. Никто из них даже не догадывается, что и кого можно ожидать в ходе или после неотвратимого процесса «перехода» (то бишь «вторжения»). Поэтому лучше уж заранее «скомпрометировать» вероятных неизвестных! И представить их публике в виде каких-нибудь «монстрообразных пришельцев»!

Зачем?

А затем, чтобы люди шарахались от любых перемен и всеми фибрами души, всеми конечностями вцепились в то, что у них пока есть. В фильме это

– якобы НЕЗАВИСИМОСТЬ людей от космических процессов,

- наивная вера в «возрождение» современной технократической цивилизации после любых катастроф,

- якобы сохранение «вечных» и «общечеловеческих» ценностей, воплощенных в американском образе жизни и в устоях современной технократической цивилизации.

И никакой альтернативы! Она не предусмотрена в условиях «единственно верной» технократической картины мира по-американски.

Поэтому землянам не следует вовлекаться в никакие неведомые процессы, а следует крепко держаться за то, что у них имеется!

НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ нисколько о том, что как раз имеющееся, как раз современная технократическая цивилизация на Земле и есть пока что тот самый не воображаемый (в кинофильмах), а реальный «монстр», который высасывает жизнь и ресурсы планеты (наподобие страшных пришельцев в этом фильме, оккупировавших полпланеты). Зрителю предлагается и дальше очень «демократически», очень «толерантненько» поддерживать сложенный до него «цивилизованный» порядок, когда в ходе разграбления стремительно истощаются земные ресурсы, сильно загрязняется среда обитания и ускоренно деградируют, развращаясь и нравственно опускаясь, сами люди. Вот этот порядок и предлагается зрителю после любых катаклизмов «ВОЗРОЖДАТЬ»! Именно в этом заключается идея «возрождения» в фантастическом кинофильме «День независимости»! Понятно?

И только жуткие картины трагических судеб выкинутых «цивилизацией» на обочину жизни миллионов и миллиардов людей и опустошения просторов земли (от зеленых лесов, плодородных полей, чистых рек) предстают на самом деле перед глазами в финале кинофильма, вместо показываемых на экране кадров, где уже все – и дети, и влюбленные, и остальные – обнимаются и радуются тому, что удалось отстоять то, чем они до сих пор жили – свою жалкую «НЕЗАВИСИМОСТЬ» ОТ ПРИРОДЫ!

Более того, складывается впечатление, что такими сюжетами людей целенаправленно настраивают на то, чтобы они НЕ ПРИНИМАЛИ процесс «перехода» в новую эпоху, чтобы они ДЕРЖАЛИСЬ за уходящее в прошлое, отживающее, чтобы стремились наивно ОСТАНОВИТЬ ВРЕМЯ (хотя бы в себе, раз глобально это невозможно ни в каком виде). В общем, зрителю подспудно предлагается заживо ПОХОРОНИТЬ СЕБЯ под руинами разваливающейся на глазах технократической цивилизации.

Нам кажется, что именно это невидимое содержание и вложено в красивую внешне упаковку кинофильма, созданного с применением всех достижений киноиндустрии ради одного – чтобы снова людям ПОДМЕНИТЬ РЕАЛЬНОСТЬ ИЛЛЮЗИЕЙ!

Что ж, вполне в духе киноискусства, именно этим оно преимущественно и занимается с самого начала своего зарождения. Еще Юрий Лотман (1922-1993), известный литературовед, писал об этом: «Одно из основных свойств кино - иллюзия реальности…»

- Вместо самой реальности, вместо реальной ЖИЗНИ!

 

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2018г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", февраль 2018

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2353