17.04.18
\\"Последний звонок\\" должен стать набатом

«Мы не сделаем вас умнее – мы научим вас думать». Так говорили учителя, педагоги учебных заведений в период советской эпохи. Это время очень многим запомнилось своим неистовым стремлением к познанию окружающего мира, развитием естественных, технических наук, экономики, промышленности, хозяйства, да, что там… Перечисление плюсов или минусов, коих было тоже достаточно, не является главной мыслью этого текста. С какой бы горечью не приходилось это делать, но нужно честно признаться в том, что сегодня ситуация во всех сферах жизни несколько иная.

Этот краткий очерк, если выражаться предельно сдержанно и сухо, посвящен проблемам современного образования. А если говорить максимально искренне, речь идет о катастрофе, крушении, исчезновении образования во всех смыслах этого слова.

Опираясь на сведения из нижеуказанного фильма «Последний звонок» (3 серии), вырисовывается весьма печальная картина нашего будущего. Человек в будущем – это грамотный потребитель, то есть тот, кто умеет выгодно распоряжаться своими финансами. И жизнь его проходит в двух направлениях: грамотное зарабатывание денег и их грамотное растрачивание. Многие скажут, что человек давно загнан в такую систему, где вынужден зарабатывать деньги, для того чтобы обеспечить себе жизнь. Что человек давно живет как потребитель. И еще в начале XX века люди массового переезжали из деревень в города, так как в городах была перспектива для развития. Все верно, но в СССР людям были привиты определенные ценности, которые отвечали интересам государства. Люди верили в светлое будущее и занимались его строительством. На это были нацелены все сферы жизни, в том числе и образование.

С уходом эпохи сменились ценности, а в образовании перестала существовать единая система. Знания в новых программах, адаптированных к условиям рынка, утратили прежнюю ценность и идею светлого будущего. Знание и умение применить его в жизни стали постепенно терять какой-либо смысл. Как бы растворяться в атмосфере сладкой и беспечной жизни, пропагандирующейся через рекламу. Результатом таких реформ является преимущество потребительства над созиданием и саморазвитием в образе жизни, то есть деградация…

Но не это самое грустное. Ведь возмущения и споры на тему ЕГЭ однажды захлестнули всю страну. Это нововведение привело к еще более сильному упадку качества образования. Если говорить очень кратко, все обучение сводится к тому, чтобы в нужную сторону ткнуть пальцем и поставить там крестик. А ведь это всего лишь первая ступень к началу будущих реформ. Теперь школа не будет учить и давать знания – она будет давать преимущественно навыки и прежде всего необходимые в условиях рынка. Что значит «необходимые в условиях рынка»? Если говорить языком простого обывателя, не вникая в сложные экономические перипетии, на чашу весов поставлены: с одной стороны, реальные знания, человеческие и духовные ценности, а с другой – отсутствие совести и умений видеть последствия. И все бы хорошо, но в условиях конкурентной борьбы, где именно деньги являются способом выживания, в новом школьном образовании во главу угла будут ставиться не человеческие и духовные ценности, а умение поддерживать рыночные отношения.

Нет, в нашей стране будут ученые, талантливые и творческие люди, но условия для их самореализации и развития будут очень ограниченны. Нередко нам приходится говорить, что всё упирается в деньги. Действительно, ведь это и есть начало еще одной образовательной реформы, где судьба нашего потенциального успеха определяется финансовым достатком (социальная сегрегация). Нельзя сказать, что богатые люди плохие, но не трудно догадаться, что не все одаренные, интересные, инакомыслящие могут на равных выдерживать эту борьбу. Сегодня образование – это бизнес, так же как и медицина, мода, современное искусство и т.д.

Кстати, об искусстве. И теперь немного исповеди. Когда я поступила в музыкальное училище им. П.И. Чайковского (2013 г.), то погрузилась в атмосферу, наполненную вдохновенным творчеством. Люди здесь разные и очень интересные. Я сразу поняла: «это мое место». Однако уже в самом начале учебы мне предстояло столкнуться с грустной правдой. Нередко доводилось слушать от педагогов воспоминания об их студенчестве: фантастические успехи, колоссальная нагрузка, и при этом еще на концерты успевали ходить не только в училище, но и в филармонию, консерваторию, оперный театр. Все жили учебой и безудержным желанием научиться еще чему-нибудь большему. Сегодня студент другой, может быть, не совсем кардинально, но все же. И как выяснилось, сильно скорректированы учебные планы. Мне стало обидно за наше поколение и за тех, кому еще предстоит здесь учиться. А ведь это коснулось и других средних и высших учебных заведений, как, например, упоминается в фильме «Последний звонок» о Российской академии музыки им. Гнесиных.

Может быть, это называют развитием образования наши реформаторы? Но где гарантия, что через 20-30 лет эти заведения не повторят опыт многих промышленных предприятий и институтов, закрывающихся в 1990-е годы и позднее? Так или иначе, это будет время наших потомков, наших детей. Мы не можем оставаться безучастными в этом вопросе и к их судьбе, ведь это – наше будущее! Сразу вспоминаются слова из фильма «Последний звонок»: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». И чтобы не оказаться на дне деградации человечества, к которой мы так стремительно и незаметно движемся, я предлагаю всем педагогам, действующим и будущим, к просмотру документальный фильм Константина Семина «Последний звонок» (3 серии). Мы должны знать, что происходит в нашем образовании.

Надежда КОТЮНИНА

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", апрель 2018

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2360