19.06.18
Фильм «Частное пионерское 3. Привет, взрослая жизнь» (2017г.)

В мартовском, апрельском и майском  номерах «ЗОВУ РИТМ» за 2016 год мы публиковали статью по фильму режиссера Александра Карпиловского «Частное пионерское» (2013г.). Название статьи: «Частное человеческое в современном обществе» (скачать журнал по ссылке: http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=294, или читать статью на сайте http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2209).

В прошлом (майском за 2018 год) номере мы высказались о продолжении этого фильма, второй его части (2015г.) в статье «Самое главное в человеке».

Сегодня у нас завершающая статья по этому фильму, которая касается его третьей части под названием «Привет, взрослая жизнь».  

От редакции

 

 

Третья часть трилогии «Частное пионерское» (2017г.) режиссера Александра Карпиловского под названием «Привет, взрослая жизнь» создана как детективная комедия с приключениями героев, которые после окончания школы поехали в «лучший город СССР», т.е. Москву, получать престижное высшее образование.

Третья часть отличается от первых двух, но не отделяется от них. Нам она показалась раскрывающимся бутоном на стебле жизни, если говорить образами растений. И любопытно становится при таком взгляде, каким будет сам цветок, будут ли плоды у этого растения?

Третья часть фильма представляет совсем другой ракурс восприятия и всей трилогии «Частное пионерское», всех трех частей вместе, и истории нашей страны того периода, когда происходят события этого фильма (с 1977-го по 1981-й годы).

О героях фильма нельзя сказать, что они наивные дети. Несмотря на свой «пионерский» возраст и исторический период «развитого социализма» в СССР, как это тогда официально оценивалось, они оказываются активными действующими лицами в борьбе добра и зла. В этом, пожалуй, ничего удивительного, в СССР все время «за» или «против» чего-нибудь «боролись»: то с «внешними» врагами», то с «внутренними». За что «боролись» наши герои в начале фильма, вместе со всей страной, мы уже обсуждали с вами в предыдущих статьях (см. наши статьи «Частное человеческое в современном обществе» и «Самое главное в человеке»).

А вот в третьей части мы с вами видим уже и явную контрабанду, и запрещённые доллары, и странную статую работы Сальвадора Дали. «Социалистическая действительность» разворачивается перед нами уже другой, теневой стороной: фарцовкой, джинсами Вранглер и грампластинками с записями заграничных групп, т.е. музыкой «капиталистического мира», а также подпольными развлечениями и оргиями «золотой молодежи» под прикрытием и обеспечением статусных родителей на высоких партийных и административных должностях. И, конечно же, рядом с «запретным» тут не обходится уже без МВД и КГБ, т.е. все уже совсем по-взрослому!

Когда смотришь третью часть фильма, не оставляет мысль, а о чем это сейчас: о дальнейшей судьбе уже знакомых с их детства героев фильма, или же больше о судьбе трагически на наших глазах «загибающейся» страны? Не это ли показывается на экране буквально в деталях! И тут понимаешь, что СССР не мог не развалиться. Ведь его так старательно разваливали. Разваливали и изнутри, и снаружи. Может быть, об этом и хотели сказать создатели фильма?

С первых кадров до последнего эпизода в фильме не покидает ощущение тревоги, ожидание чего-то нежеланного, плохого для всех, какое-то напряжение: «ЧТО-ТО ДОЛЖНО СЛУЧИТЬСЯ» - с людьми, со страной, со всем миром… В этом отношении создателям фильма удалось показать, что то, что мы имеем сегодня в стране, не какая-то случайность или чья-то там оплошность, ошибка, а закономерное следствие того, что творилось еще в СССР при «социализме».

Вспомните содержание ПЕРВОЙ части фильма! Какая атмосфера царила в советской школе? Формализм, административная жесткость, выполнение плана или задания любой ценой выше того, что переживает и как растет ребенок. Когда страна семимильными шагами идет в светлое будущее коммунизма, не стоит обращать внимание на какие-то мелочи. Если школа подстроена под планов громадье всей страны, то дети должны быть подстроены под учебно-воспитательные планы и задачи школы! Вот так и не иначе. И только какие-то экстремальные ситуации, вроде проявленного героизма, которые никак нельзя проигнорировать, вынуждали «систему» мириться с проявлением «частной» инициативы и максималистской жаждой справедливости со стороны детей. А вообще-то большинство детей, как и показано в фильме, особо и не высовывалось, мирилось с произволом взрослых. А большинство взрослых при этом, что тоже хорошо показано в фильме, от воспитателей в школе и простых обывателей до представителей преступного мира и доблестных защитников законности, как будто никогда не задумывались о том, что все их действия и поступки так или иначе совершаются на глазах детей, и они, как губка, впитывают увиденное – как пример, опыт, впечатление или переживание.

А во ВТОРОЙ части фильма даже не будем задерживаться на устройстве детского лагеря, который немногим отличается от школы того времени. И та же формалистическая педагогика. Создатели фильма стараются показать это все по-доброму, с юмором (помните надпись рядом с кабинетом начальника лагеря: «детей надо бить!», хотя первоначально там была надпись «детей надо любить», почему-то сложилось так, что две буквы почти исчезли). Ведь несмотря на такие жесткие ограничения и притеснения, дети живут достаточно полноценно, растут, развиваются! Сохраняют в основном добрые впечатления о пережитом за детские годы на всю жизнь, чтобы потом даже немного ностальгировать о своем таком счастливом прошлом в «самой лучшей стране» на свете! Умудряются дети учиться любить, переживать друг за друга, получать ценный жизненный опыт, даже находясь между, с одной стороны, фактически бездушной учебно-воспитательной «машиной» (или «системой», если «машина» вам кажется чересчур суровой оценкой школы и пионерского лагеря) и равнодушным, очень формализованным и часто преступным миром взрослых, от вороватых обывателей до откровенных бандитов, способных убивать тех, кто становится на их пути, с другой стороны. Именно это мы с вами и видим в первых двух частях фильма «Частное пионерское».

Что касается теперь ТРЕТЬЕЙ части…

Если бы то, что показывается в третьей части фильма, было только в ней, то это можно было бы посчитать клеветой на советский строй. Но приблизительно то же самое можно увидеть во многих других фильмах и книгах о том времени, а среднее и старшее поколения наблюдали эту картину своими глазами, жили посреди всего такого. И не только в Москве. Поэтому кого можно удивить в этом фильме словами «все самое лучшее на Западе» среди подпольных торговцев дефицитом и его покупателей в то самое время, когда из радио и телевизора звучали торжественные речи о «развитом социализме» и скором наступлении «коммунизма» в СССР?! Уже в самом начале фильма главные герои окунаются в запретный «товарообмен», потому что Диме приспичило свою коллекцию значков продать или обменять, чтобы купить «фирменные» джинсы Вранглер. У Димы почти чудом срывается «незаконная валютная операция», иначе его тут же могли бы арестовать, и схлопотал бы он исправительную колонию на не меньший срок, чем годы в институте. Удивительно, сколько уже в самом начале фильма его создатели успели поместить «фактов социалистической действительности»! Просто заинтриговали!

Затем следующий непридуманный эпизод, когда Дима с Мишей сами буквально, как это на молодежном сленге, «клеят» девушек, и через них сами же вляпываются в самый настоящий «развод» (т.е. обман, аферу), поначалу в качестве посудомойщиков и уборщиков на загородной тусовке «золотой молодежи» с концертом модной рок-группы на государственной даче. Так что дальше в течение всего фильма можно, с одной стороны, следить за приключениями главных героев, а с другой, или параллельно, знакомиться с галереей реальных персонажей далеких 80-х ХХ века, несовместимых с пропагандистскими идеалами коммунизма. Узнавать, как тогда люди жили на самом деле (а не по учебникам истории о развитом социализме в СССР). Ведь в фильме показывается не только молодежь. Много чего видится через поведение молодежи, чувствующей себя уже вполне достойной взрослой жизни, обо всем советском обществе! В данном случае мы ничего от себя не добавляем, а опираемся исключительно на содержание фильма.

Точно так же, как Дима с Мишей, наивно вляпывается в криминальную историю с контрабандистами и крупной суммой в долларах, и Лена Карасева, которую подставили к тому же в качестве дочери крупного партийного «босса» и познакомили с сыном другого важного деятеля, с которым, помимо криминальной подоплеки, Ленка чуть не стала жертвой изнасилования на той же гулянке «золотой молодежи». И опять в этих эпизодах нет фантазирования, такие ситуации, можно сказать, тоже были в те годы довольно типичными. О них множество людей знали, просто не принято было это обсуждать публично, в прессе и т.д. А ведь «ловушки» подобного рода были и есть для всех.

Надеемся, читатели (и зрители фильма) теперь понимают, что за увлекательным приключенческим сюжетом фильма стоит картина советского общества позднего периода, накануне развала СССР, можно сказать, стоит вместе с диагнозом. И когда смотришь этот фильм, не просто сопереживаешь судьбам героев, но еще и, с большим сожалением, понимаешь, что та огромная «социалистическая» страна была обречена, что она существенно изменилась, к примеру, в сравнении с тем же периодом Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, когда народ сплотился против врага. В 80-е годы общество в основном уже распадалось на «частные» и «личные» дела, когда все «коллективное» преимущественно носило уже лишь формальный характер. От внешнего врага страну отстояли, а вот от внутреннего разложения почти никто защищать не собирался. По крайней мере, таких было очень мало, что и показали реальные события, когда через 10 лет после отраженных в фильме событий, страну, в которой выросли герои фильма «Частное пионерское», почти некому было защищать. И ее не стало…

В общем, выходит не Запад «уронил» страну. СССР развалился, прежде всего, от девальвации «человечности», от образовавшейся огромной пропасти между словом и делом, безответственности…

Давайте теперь отвлечемся от фильма, о котором уже много сказали, и вернемся к реальности. Ведь уже пора сделать выводы, с какой целью вообще мы об этом фильме говорим. Не просто же ради того, чтобы сагитировать читателей на просмотр фильма. Хотя он стОит вашего внимания, чтобы посмотреть и подумать о своем месте в этой жизни. В частности, ВЫ С КЕМ В ЭТОМ ФИЛЬМЕ, С ГЛАВНЫМИ ГЕРОЯМИ ИЛИ С ТЕМИ, КТО ОСТАЛСЯ В СТОРОНЕ? Еще конкретней мы хотим сказать вот что: вы за справедливое будущее мира (как в фильме Миша, Дима и Лена) или просто за личное выживание любой ценой (как формалисты педагоги и чиновники, а также простые обыватели и преступившие порядок). Большинство последних, которые думали только о себе, перемолоты событиями 90-х годов ХХ века, когда разваливалось все старое и рождалось новое. Непросто было и таким, как главные герои фильма, они смотрелись на общем фоне странно, как идеалисты. Но за ними оказалось будущее (которое для некоторых еще не очевидно).

Примерно такое происходит в реальности и сегодня. И есть сейчас те, кто просто приспосабливается любой ценой, жертвуя многим (и мечтами, и собой, и близкими и т.д.). Не думая, чем и как придется расплачиваться. А есть те, кто несмотря ни на что идет все эти годы с самого детства к тому лучшему, что впереди, о чем все чаще и чаще говорят как о «золотом веке». Сами подумайте теперь, кто исчезнет безвестно так же, как те, кто думал только о себе в годы развала СССР, а КТО ПРОДОЛЖИТ ПУТЬ ДАЛЬШЕ, ПРОКЛАДЫВАЯ ПУТЬ СЕБЕ, БЛИЗКИМ И ПОТОМКАМ! Вот ведь какой вопрос ставится в фильме «Частное пионерское»: Вы-то, дорогой зритель, где и с кем, какова ваша роль в происходящем сегодня? Вы на какой стороне?!

 

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2018г.)

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», июнь 2018

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2370