08.07.18
https://wallbox.ru/wallpapers/main/201116/2fab20c698f3d735f9b9e6de6b500566.jpg

ИЗ НОВЫХ ИЗЫСКАНИЙ:

(Продолжение проекта «СЕКРЕТЫ РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ». Начало см. в номерах «ЗОВУ РИТМ» за апрель, июнь и сентябрь-декабрь 2015, а также в январском-майском номерах 2016)

 

 

Надо честно признать, что в течение ХХ века формализация русского языка достигла предела, дальше только хаос и бессмыслица (в общей картине, которая кажется «научно» обоснованной из-за наличия растущей массы создаваемых по утвержденным стандартам «логически правильных» работ по лингвистике). Теперь наряду с изучением формализованного порядка того, что осталось, придется шаг за шагом осмысленно возвращать или возрождать утраченное наследие. Касается это и состава слова, о котором мы часто говорим. Через моделирование первоначального состояния и осмысление каждого шага.

 

СОСТАВ СЛОВА – это внутреннее звуковое (на письме – буквенное) и слоговое строение слова, осмысленный порядок значащих частей слова.

В этом месте следует понять для полноты картины две вещи.

При этом первая (слово как совокупность слогов) – это как данность, как слоговая форма существования слова в целостном континууме или пространстве Живой Речи.

А вторая (слово как совокупность значимых частей, в современном виде, как корень, приставка, суффикс) – как динамика, как функциональность слова в тексте.

 

1) СЛОГОВОЙ ПРИНЦИП СЛОВООБРАЗОВАНИЯ, о чем сегодня почти не говорят, а когда говорят, то это не относят к составу слова, дает нам совокупность слогов, из которых складывается слово.

Ведь нельзя же отрицать очевидное: слово действительно состоит из слогов. Например: де-ре-во, го-ло-ва, не-бо.

Правда, современное слоговое деление отличается от слога в Языке изначальном.

Слог в Языке изначальном бывает только открытым. Древняя Живая Речь не знает закрытых слогов. Это обусловлено энергетикой Живой Речи. Чтобы сегодня правильно понимать смысл слова, нужно восстановить полнозвучие (т.е. восстановить все редуцированные гласные) в слове. Так, чтобы слово состояло из набора только открытых слогов.

Например: родничок --- род-ни-чок --- родЪ-ни-чокЪ --- родО-ни-чокО --- ро-до-ни-чо-ко.

Это современная МОДЕЛЬ восстановления, т.к. сегодня никто не знает, как на самом деле звучала изначальная Живая Речь. Понятно только, что гласные отличались по долготе (были краткими и долгими), а слова звучали певуче, как песня. По нотам, раз гласные звуки распределены по энергетическим центрам (чакрам), а у каждого центра – своя нота звучания!

Порядок словообразования зависит от того, какую мысль нужно передать или озвучить. Здесь вовсе не обязательно, с начала или с конца начинать. Может быть, даже с середины (в современной лингвистике так и делается, через выделение такой части, как корень слова, и другие варианты даже не рассматриваются, остальные части слова объявляются неосновными, поэтому мы пока их пропустим, чтобы не усложнять текст).

Например, что мы хотим сказать о таком предмете, как «солнце» (допустим на миг, что такого слова нет)? Смотрим мы на этот предмет в небе над нами и начинаем формулировать свою мысль:

- есть некий наполненный объем (О) энергии (Л): пишем или озвучиваем слог «ЛО»,

- мы его выделяем на общем фоне, т.е. отделяем от всего остального (Н) объема всего (О): пишем или озвучиваем слог «НО»,

- у нас получается осмысленное звукосочетание (и даже слово) из двух слогов: «ЛоНо», понимаемая как некое пространство, место или поверхность с особым образом структурированной энергией,

- далее мы знаем, что «лоно» бывает не только у того предмета, о котором хотим сказать, поэтому начинаем уточнение, что перед нами не «мой» или «твой» предмет, а общий, и поэтому добавляем «СО», как «суть» и «общая», получается: «Со ЛоНо», как «общее пространство»,

- далее требуется еще большее уточнение того, что над головой светит: оно связано с человеком, оттуда идет энергия для жизни человека (ЧЕ, или ЦЕ, во втором случае, если источник вовне, за пределами самого человека), и получаем, наконец, все слово: «Со Лоно Це», как «общее пространство человеков», или «общая родина человеков».

При этом нужно понимать, что мы не выбираем один слог из двух (ЦЕ или ЧЕ), второй слог продолжает присутствовать в скрытой форме (сейчас это известно как «чередование звуков» в слове). И проявляется сразу, как только для этого складываются условия: если «Ц» в словоформе «солнЦе», то «Ч» в словоформе «солнеЧный».

Повторяем с вами смысл чередования еще раз (почему звук «Ц» меняется на «Ч»). Если в слове «солнце», звук «Ц» характеризует условно «внешний» объект (как для солнца, так и для наблюдателя со стороны), то в случае появления звука «Ч» в прилагательном «солнечный», звук «Ч» показывает на «внутреннее» свойство, на качество, (органически) присущее «солнцу». Это пример того, что издревле чередование звуков в слове строилось не произвольно (по хотелке кого-либо, как ему «удобно» произносить), а осмысленно, о чем в современной лингвистике не рассказывают.

Вот таким образом складывается осмысленное каждым звуком целое слово. Поэтому мы и утверждаем, что слово состоит из осмысленных слогов, где каждый звук имеет не просто значение, а изначально ему присущий смысл.

 

2) ДЕЛЕНИЕ СЛОВА НА ЗНАЧАЩИЕ (или ЗНАЧИМЫЕ) ЧАСТИ. Это как раз то, что общеизвестно, как корень, приставка и суффикс, а также окончание.

При этом вы должны помнить, что современное слогоделение допускает не только открытые слоги, но и закрытые. Если в первом случае (структурно, по слогам) слово складывается, например, так: То Ко --- Из-То-Ко-Ни-Ко --- ИзЪ-ТокЪ-НикЪ --- Из-Точ-Ник --- Источник.

Во втором случае из корня «Ток» приставочно-суффиксальным способом получается слово, как функциональное образование в речи: приставка ИЗ – корень ТОК, суффикс НИК. В корне чередование звуков «К // Ч», а в приставке, согласно современным орфографическим правилам, «З» перед глухим согласным оглушается. В итоге, получается словоформа: Ис-Точ-Ник, как сегодня говорят, с «нулевым окончанием».

 

Следовательно, в работе со словом мы сегодня вынуждены вносить поправки в ту или другую сторону:

1) для выяснения происхождения слова, определения реального (древнего, живого) состава слова и толкования смысла звуков и всего слова - моделировать (восстанавливать) реальный облик слова до того состояния, пока все слоги не будут открытыми;

2) для приведения в соответствие с нормами современного русского языка и современной лингвистики – знать, из чего складываются слова, т.е.

- изучить группу приставок в русском языке,

- изучить группу суффиксов,

- изучить хотя бы основной состав словообразовательных корней из 1-2 слогов (их не так много, как можно представить, тем более тех, которые имеют какое-либо значение в современном русском языке).

При этом, наверное, читатель догадался сразу, что ряд современных приставок и суффиксов имеют в своем составе (по древним меркам открытого слога) более одного слога: подо-, предо-, надо- или –ок, -ик и т.д.

Что касается первого пункта, то мы до этого уделяли этому много внимания во всех наших работах по языку (см. список основной литературы). Теперь пора заняться тем, что обозначено во втором пункте.

 (Продолжение следует)

 

(Внимание! Скачайте весь проект «СЕКРЕТЫ РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ» в виде электронной книги по ссылке на странице: http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=273. Там гораздо больше материала, чем здесь, в журнале)

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2015г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", июль 2018

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2372