21.10.18
В Екатеринбургском театре оперы и балета премьера "Царской невесты" Н.А.Римского-Корсакова

После публикации в прошлом, июньском номере статьи «О ТОМ, ЧТО ДОЛЖНО БЫЛО СЛУЧИТЬСЯ» (см. «ЗОВУ РИТМ», июнь 2018) - о трагической судьбе страны под названием СССР и людях, населяющих эту страну, – статьи по третьей части фильма режиссера Александра Карпиловского «Частное пионерское» (2017г.), мы задумали продолжить эту тему, но заглянуть подальше в прошлое. В этом нам помогает на этот раз опера Н.А.Римского-Корсакова «Царская невеста», уводящая нас во времена царя Ивана Грозного. Тем более и дата юбилейная: эта опера была создана ровно 120 лет назад, в 1898-м году, и считается на сегодня одной из лучших русских опер и одной из самых репертуарных опер Римского-Корсакова даже на международном уровне, раз часто ставится в разных театрах и за границей! Так у нас и родилась статья «О ТОМ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ» с людьми достаточно давно, почему они живут так «неправильно».

От редакции

 

 

Нас давно волнуют проблемы современного общества и процессы, происходящие с людьми. Давно есть желание понять, КОГДА МЫ СВЕРНУЛИ С ЛАДНОГО ПУТИ ЖИЗНИ, отказались от здравого смысла и забыли о настоящем человеческом предназначении. Сегодня люди напоминают тяжелобольных, заблудившихся в своих кошмарах. Но ведь так было не всегда.

Конечно, мы с вами пока, в условиях полной фальсификации всемирной истории, не можем наверняка сказать, а что же здесь случилось, почему люди в этом мире живут НЕ ТАК? Но можем догадываться, раз множество источников из прежних времен, когда помнили лучше, настойчиво на это намекают. Не будем говорить обо всем мире, а ограничимся пока нашей страной и укажем для примера на оперу Н.А.Римского-Корсакова (1844-1908) «Царская невеста» по драме Льва Мея (1822-1862) в обработке Ильи Тюменева, первое представление которой состоялось в октябре 1899 года в Москве. Причем в аннотациях обычно указывается, что либретто оперы было создано самим композитором по драме Л.А.Мея 1849 года с сохранением не только общего плана драмы, но и многих текстов из неё. На этот пример мы обратили внимание не только потому, что он по праву считается значимым музыкальным повествованием о ПРИРОДЕ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ (прим.ред.: здесь и далее выделено нами), но и еще, кстати, благодаря недавней премьере «Царской невесты» в Екатеринбургском театре оперы и балета. Давайте теперь вспомним содержание оперы «Царская невеста» с опорой на полное либретто.

«Действие происходит в Александровской слободе осенью 1572 года.

Действие первое — «Пирушка». Невесело на душе у царского опричника Григория Грязного. Крепко полюбил он дочь новгородского купца Собакина — красавицу Марфу, заслал сватов, да получил отказ: Марфа УЖЕ ПРОСВАТАНА  за боярина Ивана Лыкова. Все опостылело Грязному («…С ума нейдет красавица! И рад бы забыть ее, забыть-то силы нет…»). Вот и затеял он пирушку, чтобы отвлечься от неотступных дум о Марфе. Собираются гости. Среди них — опричник Григорий Малюта-Скуратов, жених Марфы Иван Лыков и царский лекарь немец Бомелий. Веселятся гости, слушают песни гусляров, пьют мед и брагу. Но близится заутреня, пора и расходиться. Грязной останавливает Бомелия и просит дать ему такое зелье, которое приворожило бы девичье сердце. Прощаясь, Бомелий обещает выполнить просьбу Грязного. Этот разговор слышит возлюбленная Грязного — Любаша. Ее душат слезы; она умоляет Грязного не оставлять ее. Ведь он один у нее на целом свете. Не зная, что ответить, Грязной уходит. Любаша оскорблена: «Ох, отыщу же я твою колдунью, — гневно восклицает она, — и от тебя ее отворожу»!..

Действие второе — «Приворотное зелье». Улица в Александровской слободе возле дома Собакиных. В монастыре отслужили вечерню, и народ расходится по домам. У всех только и разговоров, что про ЦАРСКИЕ СМОТРИНЫ НЕВЕСТ. Много красивых девушек для этого свезено в слободу. Из монастыря выходят Марфа и Дуняша. Марфа рассказывает подруге о женихе, которого знает и ЛЮБИТ С ДЕТСТВА. Внезапно Марфа чувствует на себе чей-то взгляд. Два знатных вершника медленно проезжают по улице. Один из них — Иван Грозный — долго и пристально смотрит на Марфу. МАРФА НЕ УЗНАЕТ ЦАРЯ, но от его тяжелого взгляда ей становится не по себе. К девушкам подходят Собакин и Лыков, и все вместе они уходят в дом. На улице появляется Любаша. Узнав, где живет Марфа, она пришла взглянуть на нее. Красота Марфы поражает Любашу. Вне себя от ревности, стучит она в окно к Бомелию и просит дать такое зелье, «чтоб извело всю красоту девичью». В награду она обещает ему все свои драгоценности. Но ЛЕКАРЬ ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ В ОБМЕН НА ЗЕЛЬЕ ЛЮБОВЬ ДЕВУШКИ. Любава с отвращением отталкивает Бомелия, но он грозит обо всем рассказать Грязному. В волнении Любаша не знает, на что решиться. Из дома Собакиных доносится веселый, звонкий смех Марфы. Он пронзает сердце Любаши: «Смеется... О, заплатишь же ты мне за этот смех! Ступай готовить зелье. Я покупаю. Слышишь? — кричит она Бомелию. — Я согласна. Я... постараюсь полюбить тебя».

Действие третье — «Дружко». Тревожно в доме Собакиных: МАРФУ ПОЗВАЛИ НА ЦАРСКИЕ СМОТРИНЫ. Неужели не бывать ее свадьбе с Лыковым? Собакин, Лыков и Грязной с нетерпением ждут возвращения Марфы, Дуняши и ее матери — Домны Ивановны Сабуровой. Наконец, вот и они. ЦАРЬ ДОЛГО ГОВОРИЛ С ДУНЯШЕЙ, — рассказывает Сабурова, — А НА МАРФУ ТОЛЬКО РАЗ ВЗГЛЯНУЛ (Дуняша – купеческая дочь, подруга Марфы). Лыков не смеет верить счастью. Грязной хочет сегодня же поздравить жениха и невесту — ведь на их свадьбе он будет дружкой жениха. Незаметно всыпает он зелье в чарку Марфы. Девушки величают Марфу и Лыкова. Внезапно в горницу входит Малюта и объявляет, что ЦАРЬ ВЫБРАЛ В ЖЕНЫ МАРФУ.

Действие четвертое — «Невеста». ЧАХНЕТ В ЦАРСКОМ ТЕРЕМЕ МАРФА. Странный недуг губит ее. Приходит Грязной с царским словом: Лыков под пыткой сознался в том, что отравил государеву невесту, и он, Грязной, по царскому приказу казнил «злодея». Марфа лишается чувств, рассудок ее мутится. Все случившееся представляется ей тяжелым сном. В таком состоянии Грязного она принимает за своего любимого Лыкова. НЕ В СИЛАХ ДОЛЬШЕ СКРЫВАТЬ СВОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ГРЯЗНОЙ ПРИЗНАЕТСЯ, ЧТО ОКЛЕВЕТАЛ ЛЫКОВА И ПОГУБИЛ ЗЕЛЬЕМ НЕВЕСТУ ГОСУДАРЯ. Он готов принять жестокую кару, которую заслужил, но прежде хочет разведаться с Бомелием. Из толпы сенных девушек выбегает Любаша. «Разведайся со мною!..— восклицает она. — Я ЗЕЛЬЕ ПОДМЕНИЛА, А ТЫ ЕГО МОЕЙ РАЗЛУЧНИЦЕ ПОДНЕС!» ГРЯЗНОЙ УБИВАЕТ ЛЮБАШУ. ОПРИЧНИКИ УВОДЯТ ГРЯЗНОГО, а вслед ему несутся слова безумной Марфы: «Приди же завтра, Ваня!».

Вот такая трагическая история, которая невольно обращает наше с вами внимание на то суровое время и социально-исторические условия того периода страны. Разумеется, мы с вами будем помнить, что перед нами художественное произведение, от которого не следует ожидать исторической достоверности фактов. Да и для нас важней более дух времени, культурная и психологическая сторона. И тут нельзя не обратиться к подробностям событий, которые становятся известны еще в первом действии со слов героев оперы. Например, тот же царский опричник Григорий Грязной поет о том, как:

«…Бывало мы, чуть девица по сердцу, нагрянем ночью,
дверь с крюка сорвали, красавицу на тройку, и пошел.
Нагрянули, и поминай, как звали.
Немало их я выкрал на роду,
немало их умчал на борзых конях
и юной девичьей красою потешил кровь горячую свою…»

Ведь вы же понимаете в этом месте, что речь идет на самом деле не о шалостях невинных, а о том, что в стране беспорядок, на жизнь человека могут покуситься в любой момент, и особенно в этих условиях страдают женщины. Что попраны даже не социальные условности времени, а вообще-то вековые ТРАДИЦИИ И ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ (известные как божественные), которые никак нельзя было нарушать. Мы ведь с вами и сегодня понимаем, что нельзя безнаказанно нарушать законы природы и что трагические последствия от этого неминуемы! Как знаем и то, что была и есть масса людей, которые как будто об этом не ведают и творят зло каждый день себе и другим на погибель. Получается, люди не стесняются творить насилие, губить судьбы других людей и предавать души свои и Бога ради недолгих плотских утех или иной выгоды еще в то время, которое официальной историей относится к XVI веку. Поэтому в данном случае у царского служивого даже мыслей не возникает о почитании ЕСТЕСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ, ПО КОТОРЫМ ИЗДРЕВЛЕ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ УСТРАИВАЛАСЬ. У него на уме только лишь желание утолить любой ценой свою страсть - хотя бы даже путем обмана и предательства, несмотря на то, что у него уже есть женщина, которая его любит (Любаша) и которую он и сам вроде бы любил до встречи с Марфой:

«…Чем кончится, что будет впереди, не знаю сам.
А Лыкову Ивашке не обходить кругом налоя с Марфой…»

То есть, не обвенчаться по церковному обряду. Кстати, очень символично, что как только намечается какое-то «грязное дело», так это сразу связывается с чем-то «ЗАПАДным», что говорит о распространенности западной всевозможной экспансии на быт людей уже в то суровое время. Так и тут вспоминается к подлому случаю западный («немчин, немец, голландец») ЛЕКАРЬ, УМЕЮЩИЙ ДЕЛАТЬ ЗЕЛЬЯ (для воздействия на психофизиологическое состояние человека), который нанят служить у царя. Грязной после отказа затевает пирушку с друзьями и задумывает приворожить Марфу с помощью «лихого зелья»:

«…Придет ли только Елисей Бомелий? Он мне нужнее всех…»

Символична и говорящая фамилия Григория Грязного: слово «грязь» издревле была известна народу в смысле «опасного ухода за пределы высших (божественных) энергий» и закрепилась ко времени событий оперы в значениях «вязкой среды, болота, топи», в которую не только можно «погрузиться, пачкаться», но и можно в которой «утонуть». Выходит, недаром опричник носит по сюжету произведения именно такую фамилию. Классические правила литературного жанра авторами вполне соблюдаются!

А еще, помимо того, что люди стали предавать традиции предков и нарушать естественный закон Жизни, они стали еще утрачивать и живые знания, поддаваться коварной западной лжи, заблуждаться и порой даже завидовать тому, как жестко строится по линеечке, по задаваемым правилам, население там, на Западе. Другой герой оперы, боярин Иван Лыков, побывавший там и весьма поверхностно все увидевший, рассказывает гостям о западных нравах, в частности:

«…Сами немцы ходят богато, и жен нарядно водят, и взаперти не держат, как у нас…»

Вот так люди теряют причинно-следственные связи, забывая, что сложившиеся обычаи некоторой изоляции женщин у себя дома как раз возникли поначалу из необходимости уберечь близких от всего вражеского, плохого в ухудшающихся условиях лихого времени (и только со времени укоренения «Домостроя» толкуемые патриархально воспитанными «знатоками» в духе содержания девиц в неволе). А западные же «нравы» в этом вопросе, наоборот, говорят о том, что там не просто плюнули давно на то, что происходит вредного с человеком внутри, в сознании и душе, от разнообразных внешних воздействий разного уровня, но даже стали всяко использовать свои такие разнузданные «свободы» в личных корыстных целях, от телесных утех до извлечения какой-либо социальной или финансовой выгоды.

А еще не совсем ясно, по каким мотивам создатели произведения (Л.Мей, Н.Римский-Корсаков и другие причастные) согласны на такие двусмысленные вставки, как:

«…Хваленье воздадим мы государю, зане он, как отец, об нас печется и хочет, чтобы мы у иноземцев понаучились доброму…»

Это что, прямое влияние Запада на ситуацию в стране в ту эпоху (во времена опричнины), или же просто заблуждение авторов (конца XIX века), начитавшихся о спорах «западников» со «славянофилами», относительно дипломатических связей между странами в XVI веке? Может быть, конечно, и без особого умысла обыденным привычным жестом преклонения перед коронованными особами. Но без сомнения лекарь Бомелий является при царском дворе представителем западной науки:

«…Много в мире есть сокровенных тайн,
Много темных сил неразгаданных;
Но в науке ключ к этим тайнам дан.
Но ключ к ним дан, к ним дан светом знания…»

Вопрос лишь в том, от чего именно «лечит» этот «немец» из далекой «Голландии» утрачивающее живые знания и традиции своих собственных предков население земли русской?

Такое же сомнение и в ситуации странного объяснения прозвища царя («Грозный»), что это не просто выдумали какие-то заграничные «басурмане» ради клеветы, по мнению боярина, а сам Малюта Скуратов прилюдно как бы подтверждает:

«…Грозен! Он грозен! Ох! Гроза то милость божья; гроза гнилую сосну изломает, а целый бор дремучий оживит…»

А здесь что же перед нами, настоящая правда о нраве царя Ивана Васильевича? Или историческое признание того, что опричникам выгодно было прикрывать свои бесчинства именем якобы «грозного» царя? Или же опять простое авторское желание приукрасить произведение сложившимися историческими мифами, не задумываясь особо, а где же тут правда?

Есть, конечно, и другие сомнительные моменты достоверности. Но ведь в искусстве давно стали допускать обман ради украшательства, выразительности задумки, т.е. разделять художественное от документального, хотя не переставали от этого меньше врать и в том, и другом. Поэтому не будем уж слишком придирчивы к подобным «деталям», хотя они, в совокупности, задают характерный (т.е. искаженный) общий колорит для восприятия оперы.

Однако вернемся к общей канве сюжетных событий. В конце первого действия мы узнаем о второй намечающейся трагедии, помимо судеб прекрасной Марфы и его возлюбленного Ивана. В сцене странного «объяснения» между Григорием и его (как сказано Малютой-Скуратовым) «любовницей» Любашей, которую сам Грязной все-таки ценил больше всех девиц до того, как увидел Марфу.

«ГРЯЗНОЙ.
…Тяжко речи эти слушать и глядеть на горьки слезы.
Сам не знаешь, что на это ей сказать; или винен я, что Марфу повстречал, что красой своею кровь она зажгла, сердце покорила?
Ведь любовь-то та же тетива на луке: порвалась она, узлом ее не свяжешь.
Не воротится любовь прежняя, коль красой своею кровь она зажгла, сердце покорила.

ЛЮБАША (бросается к Грязному).
Нет, быть не может!… Ты меня не кинешь!
Я прогневила чем-нибудь тебя? Ты, верно, полюбил с сердцов другую.
Оставь ее! Она тебя не любит. Ведь я одна тебя люблю.
О, вспомни, вспомни, милый мой, свой стыд девичий для тебя забыла я.
Забыла я отца и мать, забыла племя и свой род.
О них слезы не пролила, все для тебя. Все для тебя!..»

С одной стороны, мы видим показатель того, насколько «обмелели» чувства и оскудели души, раз у людей такие поверхностные речи о сути ЛЮБВИ, на основании социальных стереотипов своего времени («любовь… как тетива на луке» и т.п.). Сначала можно любить одну, потом другую, третью… С другой стороны, перед нами уже ситуация, когда легко позволяется чувствам вступать в противоречие с жизненными устоями ради приемлемых отношений («свой стыд девичий для тебя забыла я. Забыла я отца и мать, забыла племя и свой род»). Любашу когда-то выкрали из родного дома для Гришкиной «потехи», но она оказалась увлекающейся и буквально до смерти влюбилась в опозорившего её опричника. Где же тут помыслы о преемственности поколений и чистоте рода, о высоте чувства и святости любви, которая не сводится лишь к ревности и страсти?

И мы понимаем, что НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛНОЦЕННОГО СЧАСТЬЯ У ТЕХ, КТО ПЕРЕСТАЕТ СОБЛЮДАТЬ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ ЖИЗНИ И ПРЕДАЕТ ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ ОДНУ ЗА ДРУГОЙ. Что расплата рано или поздно наступит. Что и показывают дальнейшие события оперы, когда та же Любаша, однажды поступившаяся своим родом, отцом и матерью, падает дальше вниз - идет и на проституцию, выторговывая нужное ей средство, и на преступление, покушение на здоровье и жизнь другого человека.

Только не думайте, что мы тут легко развешиваем ярлыки на персонажей и не видим в героях ничего человеческого. Видим! …

…Видим и трагедию Григория Грязного, которого родня, социальное окружение и обстоятельства сделали злобным «опричником» с ограниченным сознанием, не ведающим последствия своих деяний, хотя при этом он все еще способен на сильные душевные переживания. Видим и трагедию безнадежно в него влюбленной Любаши. Особенно в момент исполнения песни перед толпой пьяных мужиков (гостей Грязного, тоже опричников), лишивших её даже надежды оказаться когда-нибудь невестой (как раз об этом грустная песня о несбыточном и утрачиваемом).

*   *   *

Второе действие начинается с прохода перед народом опричников, идущих на «дело». Вообще-то, что это за сила и кого на самом деле представляет – т.н. «опричники», с метлою и собачьей головою у седла в качестве символа, какие и чьи цели эта сила преследует, остается не совсем ясным. Многие исследователи признают, что официальные версии, составленные иностранными и доморощенными историками, доверия не вызывают (вроде «ордена опричников, созданного царем Иоанном» и др.). Соответственно, остаются и сомнения, и вопрос. Даже в опере «Царская невеста» народ четко разделяет самого царя и опричников по разные стороны, сочувствуя «несчастным» их жертвам и считая опричников «хуже псов», несмотря на то, что сами они себя прозывают «царевыми слугами». В опере из «опричников» более широко и полней представлены Малюта-Скуратов и Григорий Грязной. Оба этих персонажа выведены как довольно «мутные» и «темные» личности, с одной стороны, вроде бы стоящие «на страже законности», с другой, способные преступить любые «правила» и законы.

Наряду с опричниками показывается в самом начале действия и неприятие народом западной «науки», представляемой в опере заграничным лекарем Бомелием. Есть тут же и сцена, где люди убеждают неких парней выбросить то, что им дал Бомелий. Тем знаменательней, после этой сцены и параллельно бесчинствам опричников в доме князя Гвоздева-Ростовского, по соседству с домом купца Собакина, чьей дочерью является красавица Марфа, получается приход Любаши к лекарю Бомелию за «зельем», которое бы «не совсем сгубило человека, а извело бы только красоту». Но за это Бомелий требует: «Люби меня, люби меня, Любаша»! Она соглашается на это условие: «Я согласна. Я... постараюсь полюбить тебя». Перед нами еще один пример сосредоточенности сознания на всем социальном и сиюминутном. Видите ли, «род» и «законы природы», «душа» и «Бог» - это где-то, это лишь что-то абстрактное для человека с нераскрытым внутренним потенциалом (энергетикой). А вот необходимость убрать «соперницу» (Марфу) и стать женой «статусного» в обществе мужчины (опричника Григория Грязного) – это в ее понимании конкретно и даже выгодно!

Да, при этом Любаша понимает всю трагичность своего положения в обществе: она уже опозорена опричником, а сейчас он ее вот-вот бросит. Куда же ей деваться, как людям в глаза смотреть! Если так безнадежно все устроено в изменившемся обществе, погружающемся в хаос, на что она в жизни еще более-менее может рассчитывать? Попытаться только сохранить свое шаткое положение (в качестве любовницы опричника) любой ценой? Не об этом ли ее мысленное обращение к Марфе:

«…Ты на меня, красавица, не сетуй! Купила я красу твою, купила; но заплатила дорого… позором…»

И далее решительный, на грани полной обреченности, шаг в сторону коварного лекаря Бомелию:

«…Тащи меня в свою конуру, немец…»

Да, Любаша, подслушав, и будучи в курсе, что задумал Грязной, не просто стала соучастницей, но еще и подменила зелье, подставив и того, с кем сама хотела жить. На наших глазах трагическое падение (разложение) личности продолжается. И когда она, в отчаянии, видя, что его возлюбленного уводят опричники на суд, признается в содеянном, любимый ею ее же и убивает. Это в опере тоже будто знак свыше, будто знак того, что наказание за преступление свершится так же обязательно, как за причиной наступает следствие.

Вот так одна пара (Любаши и Грязного) и приговаривает себя к трагическому концу, рассчитывая обрести счастье легко, неправедным путем, попирая все человеческое и родовое (природное). Можно лишь добавить, что они в этом не первые, что они лишь попытались воспользоваться уже бытующими в разлагающемся обществе приемами достижения поставленных целей.

Ну, а у самого Григория Грязного, похоже, тоже нет шансов. Убийство своей любовницы Любаши только усугубило его подсудность за покушение на Марфу. Сколько угодно можно слушать его сентиментальные раскаяния (остатков человечности), но при трезвом взгляде понимаешь, вряд ли уже что способно спасти его душу. И насколько вообще глубоки эти его переживания и раскаяние для того, кто перед этим уже оказался в опричниках и успел совершить немало насильственных действий над другими людьми? В том числе над красивыми девушками, вроде той же Любаши, выкраденной им из родимого дома. Девушками, которые только-только вступали во взрослую жизнь с мечтою о любви и счастье!

*   *   *

Теперь о второй паре – Марфе и Иване Лыкове. В трагедийном сюжете оперы будто переплетены два любовных треугольника (Марфа-Любаша-Грязной и Марфа-Лыков-Грязной), которые как бы объединены «осью» отношений Марфа-Грязной. А верней несправедливыми притязаниями Грязного владеть тем (другим человеком, его жизнью и чувствами), чем не положено, потому что этим он попирает существующие традиции и естественные законы человеческих отношений, которые в это время людьми еще помнятся и не совсем утрачены. Что касается Марфы, то она предстает перед нами словно героиня из буколической поэзии (или пасторали) со своими идиллическими воспоминаниями о счастливом детстве (ария «В Новгороде мы рядом с Ваней жили»), о любви с самого детства и мечтах о счастливом будущем со своим суженым. Она же становится основной жертвой, т.к. Марфа, как «частица первозданной природы», полная любви и жизненной энергии, притягивает к себе внимание и опричника Грязного, и Ивана Лыкова, и даже царя. По большому счету, она единственный положительный герой оперы, и у таких людей, будто чудом сохранившихся частиц былого ладного уклада, как показывается в произведении Н.А.Римского-Корсакова, уже нет будущего в деградирующем обществе. Что же касается боярина Ивана Лыкова, то он особо ничем и не выделяется: можно сказать, заурядный человек того времени, со своими предубеждениями и страхами, не способный даже в полной мере оценить, что это за сокровище – любящая его Марфа! Разве что состоятельный по тем временам жених, с положением в обществе. А для Марфы - друг детства, которому доверяешь больше, чем остальным в том обществе, который с большой скоростью движется к «смутному времени». Да и немного наивный он, этот боярин Лыков, недооценивающий происходящие вокруг него события в обществе. С такими представлениями он все равно нарвался бы в смутные времена на беду. У него тоже нет будущего. А в опере показано, что трагической жертвой обстоятельств Лыков, в первую очередь, становится из-за Марфы: его убирают с пути из-за нее, как соперника, «конкурента».

Особая роль принадлежит в опере отцу Марфы, изворотливому купцу Собакину. Ни Лыков, ни Грязной из-за него не знали, что Марфа должна присутствовать на царских смотринах невесты, а сам царь к тому же не знал, что Марфа уже является невестой Лыкова. Купец Собакин затеял интригу такую, чтобы и дочь как можно выгодней пристроить, и свой социальный статус резко повысить. Поэтому он хотел бы изменить своему слову и выдать свою дочь за царя, даже ради этого нарушив традиции и законы. Для него это уже так же просто, как продать подороже обещанный одному товар другому покупателю. Хотя бы попытаться, т.к. в крайнем случае он гарантированно может выдать свою дочь за Лыкова, который тоже знатный жених, боярин.

Здесь это показатель того, что интриги подданных порой невольным виновником трагических событий делают и царя. Без его ведома. Недаром, когда Малюта сообщает, что царь выбрал себе в жены Марфу, Собакин кланяется в землю: его мечта как будто начинает сбываться! Хотя на самом деле оборачивается для него суровой расплатой за предательство всего душевного, человеческого и божественного – ведь выходит за «греховные» свои помыслы и действия он пожертвовал здоровьем любимой дочери!

Дальше ускоренно разворачивается трагедия. Марфа выпивает предназначенную ей чашу с зельем. Ее поражает неизвестный недуг. Несмотря на это Марфу все же забирают в царские палаты как невесту, т.к. царь с помощью своего лекаря собирается ее вылечить. В финальной сцене является Григорий Грязной, оклеветавший Лыкова и собственноручно казнивший его по велению разгневанного царя. Прибегает бледная и встревоженная Марфа, чтобы самой все разузнать. Она говорит, что слухи лгут, что ее испортили. А когда опричник Григорий сообщает о том, что Иван Лыков покаялся в намерении отравить Марфу и казнен, Марфа падает без памяти. Когда Марфа приходит в себя, выясняется, что ее рассудок помутился. Но даже в этом случае она продолжает звать своего Ваню. Так Грязной своими глазами увидел, чем все обернулось и что его злодейским планам никогда не суждено осуществиться. Тут он, давно привыкший в своих проблемах и бедах винить окружающих, разозлился уже на лекаря Бомелия:

«Так вот недуг любовный! Обманул ты меня, обманул, басурман»!

Обескураженный, Грязной не видит смысла в дальнейших действиях и предает себя в руки Малюты-Скуратова:

«Веди меня, Малюта, веди на грозный суд».

Тут из толпы выбегает Любаша, которая признается, что подслушала разговор Григория с Бомелием и подменила приворотное зелье на смертельное, а Грязной, не зная об этом, дал зелье Марфе. Этим отчаянным признанием Любаша то ли хочет спасти своего любимого от неминуемого наказания, готовая понести наказание вместо него, то ли хочет наказать заодно и себя за преступление. Куда угодно вместе с любимым! Все равно для нее уже нет будущего. Григорий, проклиная Любашу, тут же вонзает ей нож прямо в сердце. Его уводят. В дверях Грязной оборачивается к Марфе и в последний раз слышит слова помутившейся рассудком Марфы:

«Приди же завтра, Ваня»!

*   *   *

В заключение можно сказать, что перед нами действительно большое драматическое произведение с сильными переживаниями и чувствами. Если в обычной драме кое-кто может это и не заметить, то в опере уже нельзя не заметить. В финальной музыке Н.А.Римский-Корсаков особо подчеркивает трагичность всей ситуации, ее растущий масштаб. И об этом нельзя не задуматься.

Перед нами картина разрушения общества снизу доверху. Даже царя обстоятельства и коварство подданных вынуждают нарушать законы. В каждом действии, из сцены в сцену, мы наблюдаем здесь усугубляющуюся болезнь общества, как люди САМИ нравственно разрушаются ИЗНУТРИ. Предают традиции предков, законы праведной жизни и любовь!

Но самое же главное заключается в том, что СВОИМ ОГРАНИЧЕННЫМ РАССУДКОМ, НЕ ПОНИМАЯ ТОЛКОМ, ИЗ ЧЕГО ЧТО СЛЕДУЕТ И ЧТО ЧЕМ КОНЧАЕТСЯ, ОНИ, ЛЮДИ ТОГО ВРЕМЕНИ, НАСЕЛЯЮЩИЕ ЗЕМЛЮ РУССКУЮ, ВСЕ ВРЕМЯ ПРЕДАЮТ САМИ СЕБЯ! А ЗАОДНО БЕЗДАРНО РАСТРАЧИВАЮТ ДОРОГИЕ РЕСУРСЫ СВОИХ ДРЕВНИХ РОДОВ И РУССКОЙ ЗЕМЛИ!

Перед нами вырисовывается четкая образная картина того, ЧТО ЖЕ С НАМИ СЛУЧИЛОСЬ на самом деле. Как будто авторы хотели предупредить нас именно об этом. И это весьма горько видеть и признавать.

Да, были войны, люди во время войны героически защищали и защищают страну. Как в то время, во времена Ивана Грозного, так и в наше время. Тому пример Великая Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Но МЕЖДУ ВОЙНАМИ ЕСТЬ ДЛИТЕЛЬНЫЕ МИРНЫЕ ПЕРИОДЫ, КОГДА ОБЩЕСТВО САМОУСПОКАИВАЕТСЯ И ПРОДОЛЖАЕТ ВНУТРЕННЕ РАЗЛАГАТЬСЯ. Вот на это прямо и указывает опера «Царская невеста».

Ведь самый главный вывод состоит в том, что в таких условиях, ПО СУТИ, ВРАГУ И ДЕЛАТЬ-ТО НИЧЕГО НЕ НАДО, разве что в нужный момент подсовывать яд или что-то еще, чего хотят обезумевшие люди прежде великой и светлой страны.

В такое время С НАМИ НЕ ВОЕВАЛИ И НЕ ВОЮЮТ (хотя бы потому что открыто и силой завоевать нашу страну не получается ни у кого).

В такое время ВСЕ ДЕЛАЕТСЯ НАШИМИ ЖЕ РУКАМИ И НАШИМИ ЖЕ ПОСТУПКАМИ!

ЖЕЛАЯ ДОСТИЧЬ СВОИХ ОГРАНИЧЕННЫХ ЦЕЛЕЙ, НЕ ДУМАЯ О ПОСЛЕДСТВИЯХ, САМИ ЖЕ РАЗРУШАЕМ И ПРЕДАЕМ И СТРАНУ, И СЕБЯ!

Так было в то время, когда происходят события оперы «Царская невеста». Так, к сожалению, происходит еще до сих пор. Поэтому и в кризисе, в упадке сегодня наша страна.

Вот ведь о чем, на наш взгляд, рассказывается в этом произведении! В общем, сходите на «Царскую невесту» Н.А.Римского-Корсакова! Посмотрите внимательно, что же происходит на сцене, о чем буквально кричат яркие образы и прекрасная музыка! И сравните с тем, что происходит в стране по сей день, раз из пучины беззакония люди за несколько веков так еще и не вышли (о чем свидетельствуют сегодня как сводки текущих новостей СМИ, так и новые художественные произведения – получается, есть много-много именно сегодняшних свидетельств и фактов о том, как люди губят себя, друг друга и родную землю с ее природными сокровищами)! Это ведь прямое подтверждение актуальности и в наше время проблематики оперы Н.А.Римского-Корсакова «Царская невеста». Поэтому ее ставят, поэтому на нее зрители ходят!

Сколько же еще постановок этой оперы должно быть, и сколько же людей должны погибнуть в наказание за свои неправедные помыслы и деяния! Или же, наконец, остающимся в живых осознать происходящее и пробудиться из кошмарного сна? Чтобы остановить трагедию и НАЧАТЬ, НАКОНЕЦ, ЗДРАВУЮ СОЗИДАТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ! СЧАСТЛИВУЮ И СО СВЕТЛОЙ МЕЧТОЙ!

В опере показано и откуда к нам проникает эта зараза, и как это делается. Невероятно емкое и серьезное получилось произведение. Все в нем ярко, доходчиво. Да и причинно-следственные связи может проследить любой думающий человек. Ведь в реальной жизни сделать это намного сложнее.

***

Только поймите нас правильно. Мы эту статью написали не ради очередного литературного анализа известного художественного произведения. Написали и не ради того, чтобы морализировать и указывать на нравственное падение мужчин и женщин, а также всего общества. В данном случае мы далеки от моральных оценок, хорошо это или плохо.

Наш подход в другом. Нам с вами важнее сориентироваться в направлении: туда ли идет общество и каждый человек? Чтобы сориентироваться в дальнейшем, мы и смотрим только на результаты и тенденцию, что из происходящего следует. Вот ведь почему в самом начале заговорили о трагедии людей и трагедии всей страны, еще в заголовке подняли тему О ТОМ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ!

А.С.Пушкин то время, когда он жил, назвал «жестоким веком». А мы в данном случае на примере оперы «Царская невеста» хотим показать, что «жестокости» начались намного раньше. А вместе с ней, жестокостью, «прогрессировала» вовсю и дремучая, извините, тупость людей, невежество (то, что и называют ограниченностью сознания, деградацией).

Только вследствие деградации сознания (личностного и общественного) возможно не видеть дальше собственного носа, не видеть последствий своих поступков и деяний. Только по причине недалекого ума можно отказываться от вековых традиций и законов природосообразного (божественного) поведения для человека (ведь при всей своей наивности даже сегодня многие люди понимают, что отказ от здорового образа жизни влечет за собой опасность заболеваний, физических и даже психических). И только неразвитый ум, не сознавая общей картины жизни (людей, вокруг людей, в природе в целом), может вести себя жестоко и преступно, как будто такое «безумное» поведение не влечет никаких последствий!

По сюжету оперы «Царская невеста» мы с вами уже увидели, что к моменту событий, изложенных в опере, т.е. ко второй половине XVI века, мир людей фактически перевернулся. Можно даже добавить, перевернулся с ног на голову! Это сегодня, когда сознание людей все еще в положении «верх тормашками» (и соответственно незавидно складывается и их текущая «жизнь»), многим до сих пор все еще не кажется происходящее в опере чем-то из ряда вон выходящим (типа, подумаешь, отравили одну женщину и убили другую, сегодня происходит немало еще более жутких преступлений с людьми, порой еще и массовых, и ничего, мол, технический прогресс движется вперед!). Люди привыкли к состоянию деградации (патологии) и к проявлению жестокости (тоже патологии). Не стало здравого эталона, как нужно жить человеку, и нет его по сей день! Сравнивать людям не с чем, и они сравнивают с тем, что творится вокруг сегодня. А сегодня мы, к сожалению, имеем уже не исправленную ситуацию, а запущенную, очень запущенную социальную болезнь. Настолько запущенную, что она стала неприятной, но почти что обыденной «нормой».

Когда запущенное «отклонение» (болезнь) становится привычной («нормой»), люди ведут себя неадекватно во всех слоях общества. Как в этой опере. Вот почему социально-психологически ситуация в «Царской невесте» очень даже «узнаваема» и актуальна для наших дней. Зрители наблюдают на сцене почти что современную ситуацию в обществе, если не считать исторический реквизит и антураж.

Если бы перед глазами и в памяти людей был здравый «общественный идеал» (подлинная человечность, говоря о которой мы фактически ставим знак равенства между природосообразностью и божественностью), они бы видели мельчайшие отклонения от здравого! Любые признаки патологии, или симптомы социальной болезни.

Конечно, мы не будем здесь вновь перечислять все «неадекватности», высвеченные в опере и уже упомянутые нами. Достаточно вновь указать здесь на ОТНОШЕНИЕ МУЖЧИНЫ К ЖЕНЩИНЕ, и многое сразу же прояснится (тем более в опере «Царская невеста» внимание как раз акцентируется именно на этом, как на основной проблеме). Видите ли, вот захотелось вдруг царскому опричнику Григорию иметь (во всех смыслах) красавицу Марфу, и он движется в этом направлении вопреки всему. И неправильно здесь (со здравых позиций) говорить, что опричник Грязной действует исключительно «по любви»! По любви (в высшем и здравом понимании) нельзя попирать божественные законы и общественные нормы жизни, и трудно представить насилие над женщиной, которую любишь по-настоящему (а не на словах или в больном воображении), трудно представить пренебрежение ее чувствами и мнением. Речь идет о преступном и неадекватном с самого начала.

А почему он так себя ведет? Потому что так воспитан, потому что вокруг уже сложились такие «НРАВЫ», КОГДА ЖЕНЩИНА УНИЖЕНА, ПОДАВЛЕНА ФИЗИЧЕСКИ мужской силой и мужскими правилами игры в социуме, КОГДА С ЖЕНЩИНОЙ УЖЕ МОЖНО НЕ СЧИТАТЬСЯ. Вот эти только что сказанные слова настолько приелись, как часто повторяющееся клише, что мало кто теперь на них задержит внимание.

Люди сегодня настолько привыкли ВЫЖИВАТЬ УРОДЛИВО, что для обычного театрального зрителя «привычно» (как в обыденной жизни сейчас, а не в XVI веке) видеть и в опере жестокую игру недоразвитых (или испорченных с малолетства) «мальчиков» с бородами и без, которые играют по выдуманным (может быть, ими же, если не навязанным со стороны) правилам.

Эти (психологически) «малолетние преступники» при «законных званиях и должностях» относятся к противоположному полу почти что как к «добыче», «призу» и «прислуге», когда «девочкам», как существам «второго сорта», нет места в «серьезных» играх больших мальчиков.

Или же они, девочки, должны играть по действующим (т.е. «мальчишеским») правилам, т.к. «других правил нет» и даже «не бывает», по их мнению! Такое вот предлагается «великодушное равноправие» – жить девочкам по меркам мальчиков. Задумываться в таких условиях (как тогда, так и сегодня) уже не принято о том, что при таких «правилах игры» исчезает в социуме естественный женский эталон («компас») и возникает мужская половая дезориентация (от сексуальных отклонений до извращений в половой сфере). Потому что это все «несущественно» и потому что «нет ничего важней» мальчишеских игр (в этом месте можете подставить почти все виды деятельности людей в современном обществе от бизнеса и политики до развлечений и досуга).

Как и в рассматриваемой опере! Опричник Григорий хочет иметь красавицу Марфу и хочет иметь власть над людьми! Для него привычно менять одну женщину на другую, в крайнем случае, красть их и насиловать. «Добропорядочный» боярин Лыков тоже хочет иметь Марфу, но лучше бы «как в Европе», куда он съездил по делам (вы в курсе, что творится сейчас в половой сфере там, в Европе, и когда это у них там началось?). Купец Собакин хочет высокого положения в обществе и материальных выгод за счет пожертвования дочерью. Тоже «ничего личного», а все ради блага дочери (и «общества» с его «моральными» устоями)! А Любаша, однажды украденная из родительского дома и изнасилованная, хочет сохранить свое униженное положение при насильнике и избавиться от «соперницы», которой грозит со временем, возможно, такое же положение, как ее...

Чтобы было понятней, давайте теперь еще раз об этом же с другого ракурса. Создатели «Царской невесты» (начиная с момента французской революции, когда была написана драма, и кончая моментом предреволюционной ситуации в России, когда была создана опера) имели в виду, что на самом деле в произведении речь идет о БОРЬБЕ ДВУХ МИРОВ – мира ЛЮБВИ И ТРАДИЦИИ (сюда можно отнести Марфу и Лыкова, имея в виду уже века разложения традиции до них, тем более Лыков уже «заражен» после поездки на Запад) с миром как бы «ЗАРАЖЕННЫХ» духом разложения, отказа от всего здравого, связанного с Любовью и Традицией. Так или иначе на этой стороне оказываются многие другие «персонажи» произведения, а не только опричники. Как бы катализатором этого противостояния миров служит некий «чуждый элемент», олицетворяемый в опере голландцем Бомелием, уж слишком шустро и заинтересованно участвующий в процессе разложения традиционного уклада.

Если трудно понять через «исторические» термины, давайте попробуем тогда приблизительно сказать сегодняшним языком: в этом случае на самом деле оперу следует воспринимать как ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ, и происходящее в опере разрушение мира Лада равнозначно современной «сексуальной революции». Исторический период Ивана Грозного закончился «смутным временем». Поэтому создатели «Царской невесты» словно хотят предостеречь, что грядет в России очередная «революция», новое «смутное время» с новыми «опричниками», терроризирующими население.

А что же сегодня, когда сознание людей еще более дезориентировано? Нам хотят устроить еще одну страшную революцию («цветную»), наподобие той, в которую погрузили Россию в начале ХХ века?

Если люди ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ (как в начале почти каждого века после «смутного времени») поддадутся на эту провокацию, значит, страшные уроки истории последних 400 лет впрок не пошли! Как известно, ломать – не строить, и с учетом прошлых уроков «революции» ничего путного не может получиться и на этот раз! Людей толкают вместо решения основной проблемы (борьбы между мирами Любви и нелюбви, и фактической войны между полами) на разрушение своей страны и истребление друг друга, на следующую нищету и разруху, когда о любви и справедливости думать будет некогда (когда остается только полуголодное выживание, как после каждой войны или революции). Получается, сегодня нас снова толкают к следующей ступени падения и разложения (под лозунгами социальной «справедливости» и т.п.). Вот такой «перевод» на современный язык, если хотите.

В таком трагическом раскладе все привычно держатся за сложившуюся «ненормальную» социальную ситуацию, извлекая из нее свои выгоды, кто как может. Как и в современном обществе (суть такая же, только внешняя видимость другая).

Но нельзя в этом месте и считать, что это произведение сплошь о социальных патологиях, когда само ОБЩЕСТВО ТАК ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННО УСТРОЕНО. И сознание людей уже настолько уменьшилось (его рабочего «объема» недостает для полноценного осмысления действительности), что люди уже и не задумываются о том, что ВСЕМ ВМЕСТЕ НУЖНО НАЧАТЬ ЖИТЬ СОВЕРШЕННО ИНАЧЕ (ЗДРАВО). Почти каждый при этом норовит улучшить лишь свое собственное положение в этой уродливой «системе» и желательно за счет кого-то другого (у «мальчиков», как и описывается в опере, обычно за счет «девочек»).

Вот ведь какая трагедия (и даже беда) случилась тогда, несколько веков назад. СЕГОДНЯ ЭТА ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ НЕ ВЫПРАВИЛАСЬ, А ТОЛЬКО ЕЩЕ БОЛЬШЕ ЗАПУТАЛАСЬ, усложнилась настолько, что люди не понимают подлинной трагедии случившегося с предками и не видят выхода из современного тупика (ведь памяти о древней здравой Традиции стало еще меньше, а сознание «ушло» от Природы еще дальше - в искусственно выстроенную современную «действительность»). Большие и серьезные «мальчики», занимающие «статусные» места в социуме, и сегодня продолжают играть в свои преимущественно «технические» («технократические») игры – финансовые, экономические, политические, военные, культурные, научные… Как будто в песочнице «понарошку», а не в реальной действительности. И ЗАХОДЯТ В ТУПИК ЕЩЕ ДАЛЬШЕ, даже не понимая, что однажды наступит то, что обозначается широко всем известным словом, когда «заходить» дальше будет некуда (и, может статься, некому)!

«Мальчики» настолько увлеклись и уверовали (видимо, от своего «очень большого»… ума, конечно) в то, что они все «особенные» (в сравнении, разумеется, с «девчонками», которые по-прежнему чуть ли не «второго сорта» - относительно мальчиков). Что они, серьезные «мальчики» при серьезных местах, играют как надо и так играли «всегда». И в мыслях не допуская совершенно другую ситуацию и другую игру по другим правилам. Даже когда все заканчивается трагично. Как в опере «Царская невеста».

Дезориентированные (в половой сфере) «мальчики» давно уже и по сей день не понимают, что НА ПРИРОДУ И ЖИЗНЬ НУЖНО СМОТРЕТЬ ЦЕЛОСТНО И ПОСТУПАТЬ ТАК, КАК НУЖНО ПО ЗАКОНАМ ПРИРОДЫ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА (А «целое» - это, как минимум, женское + мужское + природное вокруг с его законами).

И не верят, что ТАКОЙ ШИРОКИЙ ВЗГЛЯД (И ТЕМ БОЛЕЕ ГЛУБОКО ОСМЫСЛЕННЫЙ ПОСТУПОК) НЕВОЗМОЖЕН ДЛЯ МУЖЧИНЫ БЕЗ РЕШАЮЩЕГО УЧАСТИЯ ЖЕНЩИНЫ. Они смотрят на все исключительно «по-мальчишески», в их личной «логике» все «правильно до грамма» (и не видят, что в живой реальности природного целого все по-другому). Они напоминают каких-то зомбированных существ, т.к. здравых объяснений их поведению и решениям, как в XVI веке, так и сегодня просто не существует. Однако заигравшиеся «мальчики» (во всех слоях общества снизу до самого верха) этого не понимают!

К сожалению, «мальчиков» жестоко развели (или им самим понравилось сладко обманываться) в том, что они обойдутся не только без «девочек» в «построении прогрессивной цивилизации», но даже ими, «девочками», будут пользоваться в своих играх как им, мальчикам, в любой момент захочется!

«Мальчики» до сих пор живут иллюзиями, в целом не готовы признать историческую ошибку и кардинально поменять ситуацию!

Вот ведь о чем, на наш взгляд, рассказывается в этом произведении! В общем, сходите на «Царскую невесту» Н.А.Римского-Корсакова! Посмотрите внимательно, что же происходит на сцене, о чем буквально кричат яркие образы и прекрасная музыка! И сравните с тем, что происходит в стране по сей день, раз из пучины всевозможного беззакония люди за несколько веков так еще и не выбрались (о чем свидетельствуют сегодня как сводки текущих новостей СМИ, так и новые художественные произведения – получается, есть много-много именно сегодняшних свидетельств и фактов о том, как люди губят себя, друг друга и родную землю с ее природными сокровищами)! Это ведь прямое подтверждение актуальности и в наше время проблематики оперы Н.А.Римского-Корсакова «Царская невеста». Поэтому ее ставят, поэтому на нее зрители ходят!

Сколько же еще постановок этой оперы должно быть, и сколько же людей должны погибнуть в наказание за свои неправедные помыслы и деяния! Или же, наконец, остающимся в живых осознать происходящее и пробудиться из кошмарного сна? Чтобы остановить трагедию и НАЧАТЬ, НАКОНЕЦ, НОРМАЛЬНУЮ СОЗИДАТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ! СЧАСТЛИВУЮ, ЗДРАВУЮ, ПО ЗАКОНАМ ПРИРОДНОГО ЛАДА! С ВЕРОЙ И СО СВЕТЛОЙ МЕЧТОЙ О ГРЯДУЩЕМ!

***

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ:

Тема, поднятая в опере «Царская невеста», отнюдь не нова. Более того, многие люди сегодня понимают, где и в чем причина трагического «отклонения» от Природы, от генеральной линии (эволюционного пути) Жизни. Вернувшись из прошлого, обозначенного оперой Н.А.Римского-Корсакова «Царская невеста», к тому, что уже сейчас, сегодня, в качестве послесловия и примера актуальности поднятой темы, обратимся к уже совсем современному произведению:

 

БАЛЛАДА О РУССКОЙ БАБЕ

(Автор: Трофим (Сергей Трофимов)

 

Баба как женщина, баба как баба,
Баба, как символ России в веках.
Баба для русских сродни баобабу:
Та же надёжность и тот же размах.

Бабу растили, рядили, учили,
Бабу по печени били камчой.
Бабу прощали, жалели, любили,
В церковь водили с пасхальной свечой.

 

Баба – колхозница, баба на танке.
Баба, в жару продающая квас.
Баба – любовница, баба – путанка.
Баба, родившая Бога для нас.

Баба готовит, метёт и стирает.
Баба растит непослушных детей.
Баба предчувствует, баба гадает,
Баба не любит плохих новостей.

 

Припев:
Эй, братья, дядья да кумы,
Наши бабы лучше, чем мы.

 

Баба нас дёргает, пилит, пытает,
Баба гуляет сама по себе.
Баба напьётся и долго страдает
По несчастливой, по бабьей судьбе.

Баба нас вылечит и обогреет,
Баба создаст нам покой и уют.
Баба семью по осколочкам склеит.
Баба отходчива, если не бьют.

 

Припев:

 

В бабу поверили, в бабу вложились.
Бабе отдали бесплатный эфир.
Бабу подняли, на бабе нажились.
Бабе пошили парадный мундир.

Люди воскликнули: «Бабу на царство!»
Баба ответила: «Шли бы вы на…
В этом смертельно больном государстве
Я свою чашу испила до дна».

 

Припев:

 

Почти безвыходность ситуации представляете теперь?

С одной стороны, огромные массы тупо играющих в прежние игры так называемых (по современным социальным меркам) «мужчин», не готовых что-либо изменить в этой жизни. И не готовых открыть глаза на приближающийся… (скажем более нейтрально) «финал» затянувшегося в современной неадекватной цивилизации «спектакля» (вместо реальной, даже высокодуховной человеческой жизни по природным и божественным законам).

С другой стороны, у многих людей все еще какое-то «детское» что ли представление, вроде: если спектакль еще идет, то он будет длиться «вечно» (или вроде «на наш век хватит, а там хоть…»).

Ведь мало же понимающих суть происходящего на уровне автора приведенной баллады, и еще меньше способных искать и найти решение.

Хотя какое уже решение? К превеликому сожалению, его в рамках сложившегося в современной технократической цивилизации положения давно нет.

(Возможное решение упущено!

О том, что решение лежит в объеме измерений правильных, природосообразных отношений мужчины и женщины, а не в плоскости надуманных и каких-то краткосрочных, если не близоруких социальных, экономических, политических и иных каких-то мер и действий, мы давно и много рассказывали. Особо подчеркивали важное, осознавая существенный рубеж времени, как заметную веху между эпохами, в недавних 2014-2015 годов выпусках журнала «ЗОВУ РИТМ» такими нашими публикациями, как:

«Естественная жизнь человека и современная цивилизация»,

«Разность цивилизаций: в чем она и какой путь выбрать»,

«Мы строили, строили, наконец, построили (или Повторение пройденного)»,

«Теряешь любовь, теряешь защиту – теряешь все»,

«Женщина и мужчина, как ладное целое»,

«Между нами по-честному, или Кто оплачивает счета»,

«Как помочь мужчинам быть»,

«О чем не помнят люди»,

«Почему неизбежны перемены»…

И многими другими материалами, которые многими, видимо, были проигнорированы, а до многих на их беду так и не дошли. Затерялись в потоках мусорной информации, в которой захлебывается интернет. Не мешает сейчас и вспомнить о перечисленных публикациях. Они помогут лучше осознать и осмыслить то, о чем мы говорим уже в этой статье.)

Но если даже решения «здесь» уже нет, все равно очень важно именно сегодня глубоко осознать все случившееся. Проникнуть в самую суть, вникнуть в природный «механизм» Жизни, как это изначально было дано.

Ведь если речь идет (как это сегодня называется) о «ПЕРЕХОДЕ» в другое «измерение» Жизни (Реальности), то для многих такое глубокое осознание, влекущее пересмотр картины мира и внутренние изменения, входит как бы «в комплект» необходимых для «перехода» компонентов.

Понятно же, что он (это мы о «Переходе») для каждого возможен только по законам Природы!

По тем изначальным правилам человеческой жизни, о которых забыли еще во времена событий оперы «Царская невеста» и не вспомнили пока что до сих пор.

А ведь они, эти естественные правила, должны стать руководством к действию для новой Жизни! Без них никак. Надо им соответствовать!

 

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2018г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", июль-сентябрь 2018

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2372