04.08.19
Кадр из фильма «Кин-дза-дза» (1986)

Памяти гениального режиссера Георгия Данелии (5 августа 1930г. - 4 апреля 2019г.)

 

Мы живем в такое время, когда впору утром, проснувшись, начинать день с цитаты из пророческого фильма режиссера Георгия Данелии (1930-2019) «Кин-дза-дза» (1986):

- Еда есть?

- Каша...

- Какая?

- Пластиковая...

И, похоже, об этом времени в прошлые века в разных источниках (поэтому трудно установить авторство) оставили даже пророчество:

- Еды будет много, а есть будет нечего.

А разве не так сегодня? Кто почти каждодневно бывает в продуктовых магазинах города и не просто хватает с полок первую попавшуюся на глаза еду, а еще и внимательно смотрит на описание состава продуктов, тот подтвердит слова специалистов по питанию и здоровью:

- …Она {видимо, пищевая промышленность – прим.ред.} нас травит, зашлаковывает и мы за это еще платим деньги... Раньше наши бабушки ели 2-3 яблока и им хватало, а сейчас нам нужно съедать килограммы. Пищевой промышленности не выгодно, чтобы продукты быстро портились. Их убивают консервантами – разрушают ферменты в продуктах – и продукты становятся вечными. Выгодно удешевление продуктов, через применение заменителей: вкуса, запаха, цвета, через добавление красителей, разрыхлителей, эмульгаторов, стабилизаторов, заменителей сахара – аспартам, усилителей вкуса – глутамат натрия, ГМО и др. Горе от ума!.. (https://viktorcoral.jimdo.com)

Вы видели растения, какими они становятся в плохих условиях содержания и питания? Какие-то чахлые, жалкие, нездоровые, правда?

А когда людей кормят почти мертвыми и искусственными продуктами, они разве могут быть здоровыми умом и телом, жизнерадостными и счастливыми? Способными масштабно мыслить и творить!

Современные рыночные порядки такие, что когда недавно одна компания попыталась в рекламе своей продукции напомнить людям «свежее долго не хранится», ее чуть было не оштрафовали и вынудили убрать эти слова. Чтобы было как у всех – продукты, которые никогда не портятся! Почти! Даже когда разлагаются на составные части. Вроде «пластиковой каши» в «Кин-дза-дза»!

Все-таки хорошо, что люди начинают понимать, что происходит в современном цивилизованном мире – хотя бы в течение последних десятилетий. Об этом как раз и слова авторов, которые в этом созвучны нам. Поэтому и материал получится как тематическая подборка цитат, разве что местами вставим свои комментарии, в качестве небольшого дополнения.

Вот о фильме Георгия Данелии «Кин-дза-дза» неизвестный автор пишет еще лет пять назад:

***

«Приспичило пересмотреть Кин-дза-дзу. И вот тут, через 25 уже лет, до меня дошло, о чем, собственно говоря, этот фильм… А фильм на самом деле пророческий получился. Ключевая фраза там — фраза пацака Би: «Общество, где нет цветовой дифференциации штанов, не имеет цели»… Би с Уэфом при этом несколько раз, настойчиво — то есть явно не случайно — повторяют: ну и отсталая у вас планета! Дикари! И воду еще на лутц не перевели, и леса еще есть, и порядочные люди. Дикари! И с жаром объясняют смысл своей жизни — про дифференциацию штанов. Это важно! Мы тогда воспринимали это со смехом, а на самом деле это совершенно точное предсказание будущего.

- УЭФ: а как у вас определяют, кто кому должен кланяться?

- ПРОРАБ, ДЯДЯ ВОВА: Ну это на глаз.

- УЭФ: Дикари!… вот смотри: тот, у кого много чатлов есть, получает желтые штаны, и ему пацаки должны не один, а два раза кланяться. А тот, у кого очень много чатлов — имеет малиновые штаны, и ему не только пацаки, но и четлане должны кланяться, и эцилопп его не имеет права по ночам бить!

Через несколько лет нам начнут объяснять, что мы дикари. Весь цивилизованный мир, живущий по рыночным законам, знает по совершенно четким признакам, кому надо кланяться — именно тому, у кого много чатлов. А мы все еще на глаз определяем! И разве мы не слышали — «у нас нет цели, только в рыночном обществе у человека есть цель»? И у нас появилась «цветовая дифференциация штанов». Не то, что в советском обществе не было иерархии и требований кому-то «кланяться» — было, герой фильма и не отрицает. Но потом стало все совершенно цивилизованно — те, кому следует кланяться, «у кого много чатлов» — стали отличаться от обычных пацаков людей одеждой, машинами, жилищами, средой обитания, привычками… Общество обрело цель — приобретать и приумножать чатлы. Заодно постепенно исчезли и другие признаки «дикарства» — интернационализм, дружба, благородство, честь… Здравствуй, Плюк! Кстати, и господин Пе…ну вы поняли… тоже появился.

Теперь самое интересное — насчет материально-технологического уровня галактики Кин-дза-дза. В то время все это убожество тоже воспринималось как пародия на «наше убожество». Все эти ободранные стены, вонючие колодцы, ржавые скрипучие механизмы… Но в этой версии «сатиры на нашу действительность» чего-то не хватало. Сейчас я понимаю, чего. Реально цивилизация Кин-Дза-Дза — вовсе не убога. Это постиндустриальное, непредставимо развитое технически общество. Это такой постпанк. Ржавые болты и сортир с песком — в звездолете, способном преодолеть световые расстояния за секунду. Сегодня ты нищий артист, а завтра раздобыл спичку — и покупаешь целую планету. Причем планета стоит всего 60 чатлов, а воздух к ней — 90 чатлов. Парадоксы рынка, вроде нищего с мобильным телефоном.

В принципе любой плюканин мог бы устроить локальный коммунизм, если у него есть немного денег или немного мозгов. Купить воду, залить планету океанами, вырастить леса, перевоспитать идиотов, в общем, создать Альфу 2,0.

Но кому это на хрен надо? Уэф точно выражает высшее желание любого плюканина: «они все будут нам кланяться, а мы будем наслаждаться». Как господин Пе Же: сидеть в бассейне с водой и дергать за колокольчик своего пацака. Скучно не будет. Вся жизнь плюканина — игра. Сегодня ты в пожизненном эцихе, а завтра — на вершине. Но послезавтра тебя могут трансглюкировать, так что наслаждаться даже самыми убогими радостями будет не скучно.

Здесь Данелия со своим пророчеством перепрыгнул через ступень. Это — логическое продолжение «цивилизованного мира» в будущее. Это идеально развитый, утопический капитализм — он будет выглядеть именно так (при хорошем раскладе, конечно, если люди вообще выживут, и если все эти технологии возникнут!). То же, собственно, предполагают и западные писатели — например, Нил Стивенсон в «Алмазном веке» — безграничные материальные возможности, полная свобода, и неописуемое убожество личности. Эти полуобезьяны могут по своим техническим возможностям преобразить целый мир, исследовать Вселенную, стать бессмертными… Но зачем им это нужно? Их смысл жизни — борьба за чатлы, за цвет штанов и высшая идея — «чтобы мне все кланялись». Их общество не «дикарское», оно имеет цель и смысл!

А дядя Вова и Гедеван возвращаются назад, в свой обыденный мир, где сын-двоечник, за кооперативную квартиру не плачено, в МГИМО не поступить… В светлый, оказывается — а мы и не знали этого, но все познается в сравнении — прекрасный мир, которому так недолго осталось существовать. Ку.»

(http://newru.org/predperestroechnye-filmy-polnye-predchuvstviya-grazhdanskoj-vojny/)

***

Но разговор у нас с вами не о «светлом прекрасном мире», который мы потеряли. Нельзя ностальгически приукрашивать и то, что было тогда, в СССР (об этом мы уже писали немало и повторяться не будем, см., в частности, наши недавние публикации: «Как разводят "мальчиков", или Почему "так хочется в СССР"?» - «ЗОВУ РИТМ», октябрь-декабрь 2018, «Кому на Руси жить…» - «ЗОВУ РИТМ», ноябрь 2018). Да, продукты тогда были преимущественно настоящими, натуральными, живыми, хотя и в дефиците для большей части населения. Но с этим люди, пережившие страшные события войн, голода и послевоенного восстановления хозяйства, мирились, рассчитывая на лучшее в будущем, которое им всем хотелось видеть непременно «светлым». Да, у многих-многих советских людей было немало человечного, душевного, которое в обыденной жизни и трудовых буднях, в быту, может быть, проявлялось не всегда и не так заметно, но в решающие моменты в людях пробуждались лучшие качества – и героизм, и дружба, и самоотверженность в стремлении к прекрасному будущему, и многое другое. Но было там, в той стране, и другое - частное, мелкое, невежественное, низкое, и тоже в массовом масштабе, практически везде, судя по личным наблюдениям и публикациям СМИ, что, в конце концов, и составило опору и поддержку «политической верхушке» при развале СССР и полном развороте на «капиталистический» Запад.

Разговор у нас сейчас о настоящем, сегодняшнем. В прежних публикациях (см., в частности: «Между реальностью и иллюзиями, или Кто управляет вашим сознанием» - «ЗОВУ РИТМ», август-октябрь  2018, «Куда показывает компас…» - «ЗОВУ РИТМ», июль 2018) мы описали, каким образом современная технократическая цивилизация не просто ограничивает людей низшим, минерально-растительном уровнем эволюции, но еще и разворачивает их поступательное движение в противоположную сторону так, что люди теряют перспективу, даже больше – и смысл Жизни, и Жизнь, и Бога. И тогда в перевернутом сознании людей (это примерно так, как когда стоишь на голове) все эти вечные ценности – уже лишь какие-то «пережитки» отсталого прошлого.

Даже в голове не помещается такой страшный переворот, если задуматься! Как святое за короткий срок может оказаться в сознании людей предметом насмешек и пренебрежения! И как люди толпою могут развернуться и пойти во мрак невежества и полной вакханалии! Однако это случилось!

А впереди они все видели как будто «конкретные» цели – «блага цивилизации» и «деньги», чтобы их иметь и наслаждаться своим положением! Как и показано в «Кин-дза-дза». Ничего, что это все – «идеалы» минерально-растительного уровня. Дезориентированные люди этого уже не понимают.

Потому что их сознание – через воспитание, обучение и массовую культуру – тоже формируется адаптированным именно к этому нижайшему уровню, которое кажется высочайшим (при перевернутом-то состоянии общественного сознания). К тому же в таком состоянии сознания люди большей частью уже и не способны ориентироваться в «высоких материях» духовности и повернуть назад, вверх по ступеням эволюции – к высокому, здоровому, живому, осмысленному…

Потому что в таком существовании не остается ничего абсолютного, вечного, святого. Кроме слов абстрактных. Есть перед глазами только конкретный «рынок», где все продается и покупается, а заодно и предается без раздумья, если это дает желанные материальные «дивиденды». Помните в «Кин-дза-дза», когда герои добираются в «центр» и по пути к ПЖ слышат внизу хор?

- Ку!!! Ку!!!

- Что они кричат?

- Продают.

- А что продают?

- Всё продают.

Качественно в таком мире ничего не меняется, потому что приоритетное место занимает техническое, искусственное, которое тоже только «модифицируется» - по мере деградации людей, по мере утраты ими природного потенциала и могущества (давно же понятно – уже на уровне аксиомы, что техника – это лишь искусственные протезы, взамен утраченного живого могущества).

В фильме «Кин-дза-дза» - перед нашими глазами далекое следствие технократической цивилизации, деградация «посткапиталистической» личности даже при очень высоком уровне технического прогресса. Пусть даже в качестве антиутопии.

Автор приведенного выше материала выделяет в фильме мысль о дифференциации, о социальном расслоении, цитируя создателей фильма: «Общество, где нет цветовой дифференциации штанов, не имеет цели».

Обратите еще внимание, кстати, на то, что создатели фильма через образ «штанов» (т.е. фактически через подчеркивание НИЗа, нижней части) чисто символически, образно гениально подчеркнули доминанту минерально-растительного общества и такой же личности! На минерально-растительном уровне ведущая ценность – это занять выгодное место, это статусность, это максимально достижимое положение в обществе. А для этого нужны «чатлы, чатлы, чатлы»! То, на что все можно купить! Важный момент в фильме.

А если тут вы еще вспомните, что шкала ценностей в таком обществе перевернута, то поймете, что «высшие ценности» такого общества – при здравом взгляде на вещи, при человечной оценке – заключаются по сути во всем противоестественном – против Жизни, против Любви, против Человека – хотя, как правило, облекаются в красивые слова, как негодный товар в привлекательную упаковку.

Но даже не это самое важное, что отметил Георгий Данелия в этом фильме. На наш взгляд, самое важное заключается в другой мысли. Вспомните, такую сцену из «Кин-дза-дза»:

ПРОРАБ: Я понимаю, у вас не верят словам… Ну вот что я сейчас думаю?

ЦАН: Что твоя жена по моргам звонит.

ПРОРАБ: Нет, вот что конкретно сейчас думаю?

ЦАН: Что отдашь.

ПРОРАБ: Ну, значит, правда.

ЦАН: Ха! Какой дурак на Плюке правду думает? (Передразнивает мысль Гедевана.) Абсурд!

ГЕДЕВАН: Вот потому, что вы говорите то, что не думаете, и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите. И вообще, весь этот горький катаклизм, который я здесь наблюдаю, и Владимир Николаевич тоже...

Достаточно выразительный момент, о котором стоит поговорить отдельно! Конечно, какой же дурак на Плюке правду думает, когда ее там давно уже нет! За «правду» принимают только скрытые или скрываемые намерения действующих лиц разложившегося общества.

Основная трагедия технократической цивилизации как раз в утрате ПРАВДЫ, как основы человечности, как живого ориентира к высшим ценностям. Когда утрачена живая Правда, как ценность более высокого порядка, чем ценности минерально-растительного уровня, люди уже и не отличают информированность (техническую информацию) от непосредственного Знания. Для них это просто слова об одном и том же, синонимы…

 (продолжение следует)

 

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2019г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", апрель 2019

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2384