05.08.19
На берегу Исети возле сквера у Драмтеатра в Екатеринбурге. - https://ngzt.ru/posts/bez-kommentariev-ekaterinburzhtsam-otkazyvayutsya-ob-yasnit-pochemu-polnostyu-perekryli-ploschad-u-dramy

Памяти гениального режиссера Георгия Данелии (5 августа 1930г. - 4 апреля 2019г.)

 

…(Неожиданное продолжение. См. начало «ЗОВУ РИТМ», апрель- май 2019)

 

НЕОЖИДАННОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ

 

Да, действительно неожиданное продолжение. Потому что мы и не собирались трогать эту тему, когда начинали статью в апреле. А потом привели случай в Екатеринбурге лишь как рядовой пример (один из примеров в современной технократической цивилизации) того, о чем рассказывали в апрельском номере по фильму Георгия Данелии «Кин-дза-дза» (1986). Но у жизни свои законы. И происходящая на наших глазах неправда втянула нас в обзор этих событий (народного протеста на берегу Исети в середине мая против вырубки деревьев юбилейного сквера).

Возможно, к моменту публикации материала многое изменится (следите за событиями сами, в наши задачи это не входит), а пока все продолжается. И мы ведь пишем не хронику событий и не репортаж ведем, а продолжаем перечислять примеры неправды (такой же, как в кино, «как на Плюке», понимаете?).

 

КТО С БОГОМ - ЗА СОХРАНЕНИЕ ПРИРОДЫ!

 

Что нас волнует по сей день в ставшем большим событием на всю страну противостоянии на берегу Исети?

Именно НЕПРАВДА.

Очевидная неправда в официальных сообщениях, когда нас, простых людей откровенно сталкивают лбами. Якобы какие-то «безбожники» ПРОТИВ «храма на драме». Не будем ссылаться на многих других, скажем пока о себе. Мы считаем себя православными, с Богом в душе!

Но мы, как и многие другие горожане, выступившие с протестом, считаем, что для храма нужно выбрать другое место, а не уничтожать деревья маленького сквера на берегу Исети возле Драмтеатра. Мы за сохранение деревьев! Мы за сохранение Природы!

И что же? Нас теперь нужно относить к «безбожникам», «бесам», как беспардонно заявляют в некоторых СМИ? Выставлять «противниками храма»? Так это же неправда!

Выходит, для кого-то создавать неправду - это «нормально»? «Кто же на Плюке правду думает», да?

 

ТАК КТО ЖЕ «ПРАВОСЛАВНЫЙ»?

 

Более того, мы даже считаем себя «православными» - кто по убеждению, кто по крещению, а кто по тому и другому. «Православными» на сто процентов, с самого своего рождения! Как «физические лица», если пользоваться юридическим термином.

А не с момента переименования с какого-то времени, как это случилось с «РПЦ» (т.е. «Русской православной церковью»), как «юридическим лицом», которая официально так называется только с 1943 года. К вопросу об «исторической справедливости» (о чем вспоминают в связи с храмом на драме» в эти дни довольно часто), «РПЦ» исторически относится к «христианским конфессиям» и не представляет всех официально считающих себя «православными», потому что представляющими «православие» считаются, согласно имеющимся официальным источникам, еще и старообрядческие объединения, и другие, объявляемые со стороны РПЦ «неканоническими», «православные организации русской традиции». Не говоря уже о том, что у понятия «православие» свои собственные древние корни и традиции на русских землях, о чем официально сегодня не любят вспоминать.

Если в эти майские дни, стремясь отстоять место для очередного храма (на этот раз на месте сквера), представители РПЦ допускают политические «перехлесты», со словами об «исторической справедливости», почему же они не говорят людям о том, что они не представляют всех «православных» (и всех верующих – тоже, потому что есть другие религиозные конфессии)? И не говорят о том, что их организация исторически вообще-то относится к «христианству восточного, греческого образца» с характерным термином «ортодоксия», который и переводится сейчас как «православие», а ранее переводили с греческого как «правоверие» (и до реформ Никона, т.е. примерно до середины XVII века, термин «православие» в отношении христианства не использовался). И эта христианская организация официально считалась «Соборной (Кафолической) Апостольской Церковью». Это только сейчас говорят, что «православие» и «ортодоксия» равнозначны. На английском же языке и сегодня «Русская Православная Церковь», как сразу бросается в глаза в справочных источниках интернета, включая Яндекс-переводчик, называется, к примеру, Russian Ortodox Church.

Это к вопросу о том, так кто же «православный», и зачем чересчур безапелляционно пользоваться этим термином, выставляя противниками «православия» всех, кто не согласен с местом строительства храма на месте сквера? Чтобы сознательно вводить в заблуждение людей в целях политической манипуляции общественным мнением!?

 

ВО ЧТО ИГРАЕМ С НАРОДОМ?

 

Знаете, а народ уже не доверяет власти и официальным заявлениям!

РИА «Новый День» провел опрос на своем сайте, чтобы узнать, что думают читатели агентства о развитии событий вокруг сквера у драмтеатра (см. https://www.uralweb.ru/news/society/501938.html). Пускай не очень репрезентативный, но характерный. Согласно данным получается, что пока только около 4% думают, что храм может быть построен в другом месте, и только 17% надеются на какой-то компромисс, а 57% вообще считают, что храм на этом месте будет построен, а народные протесты продолжатся.

И это несмотря на заявление главы региона, губернатора области, который дал понять, что этот сквер в качестве места строительства храма теперь уже рассматриваться не будет. Теперь – это после реакции из Москвы. Глава Свердловской области опирается при этом на данные опроса ВЦИОМ, согласно которым «58% опрошенных заявили, что храм нужно построить в другом месте, не в сквере у театра драмы, а 74% назвали выбор места неудачным».

Но официально пока что, судя по новостям в СМИ, против решения губернатора выступает своими действиями мэр города, который (в народе политически) считается выдвиженцем того же губернатора. Это еще больше вызывает подозрение о каких-то закулисных сговорах. Во что играем-то с народом – в «доброго и злого полицейского», как приема манипуляции людьми, а на самом деле они заодно – губернатор с мэром? Или на самом деле перед нами вновь конфликтная ситуация, как продолжение того сценария, когда в памяти людей еще свежо многолетнее противостояние областной власти с городской администрацией Екатеринбурга?

Ведь это неправда, когда из мэрии через официальный сайт заявляют, что «горожане могут лишиться второй ветки метро из-за протестов против строительства храма…», (http://www.ural.aif.ru). На метро у города и области просто «денег нет»! Так что нужно просто «держаться»! За что-нибудь.

В общем, не будем все перечислять, почему у народа есть основание для недоверия, и это, конечно, чревато сохранением взрывоопасной ситуации.

 

КТО МАСЛО В ОГОНЬ ПОДЛИВАЕТ?

 

К тому же ситуацию провокационно подогревают голоса со стороны местной епархии РПЦ, которая не собирается считаться ни с опросом ВЦИОМ, ни с предложением губернатора:

«У нас есть договоренность, что предстоит один опрос, который будет легальным, который будет иметь юридическую силу. <…> Я с этим [заявлением губернатора об исключении сквера из списка мест для строительства собора] не согласен. <…> Исключение любого участка будет оказанием давления на предстоящий опрос. Легитимность этого опроса [после исключения]" - я буду первым, кто ее оспорит», - сказал Максим Миняйло, руководитель отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Екатеринбургской епархии (https://tass.ru/obschestvo/6463055).

Мы отнюдь не против социальной роли религии в обществе и созидательных высказываний представителей РПЦ. Более того, с некоторыми словами и действиями согласны, наподобие и в том числе, например, таких, когда в беседах с людьми тот же М.Миняйло «на вопрос о насильном насаждении культа РПЦ в последнее время… ответил: «В экспансии стоит обвинить пивные и винные магазины. Их явно больше, чем церквей. Вот это экспансия» (http://www.ural.aif.ru/society/faith/eto_nado_prekratit_otec_maksim_minyaylo_prizval_ekaterinburg_uspokoitsya).

Он ведь прав. Люди своими глазами видят, как страна разрушается многими способами - от экономики до образования. Но в случае с юбилейным сквером возле драмтеатра, ситуация совершенно иная. Он говорит:

«Сейчас в разгоряченном состоянии все. Человек в состоянии аффекта: гражданская война, чуть ни убивать друг друга вышли. Конечно, это повлияло на опрос. Это болевая точка, это нарыв, который все стали трогать. Какое у больного желание, кроме того, чтобы к нему не прикасались…» (https://www.e1.ru/news/spool/news_id-66098386.html?utm_source=ok&utm_medium=social&utm_campaign=e1)

Мы в данном случае не согласны с ним и позицией, занятой епархией. Потому что люди не против храма выступают, о чем много уже сказано. И даже многие готовы помогать в строительстве храма, но только не на месте сквера.

Люди защищают деревья! Люди защищают честь города (право не быть очередными вандалами)!

Мы тоже считаем, что возведение храма на месте юбилейного сквера – это кощунство и продолжение разрушительной социальной политики, когда веками вновь и вновь переписывается история, разрушаются исторические памятники и традиции. И вот почему этот момент актуален в данном случае.

 

КАК НЕ СТАТЬ ПРЕСТУПНИКАМИ И ВАНДАЛАМИ

 

Знаете ли вы (помните ли), что в 1948 году к 225-летнему юбилею города на улице 8 марта создан Дендрологический парк?

На его территории была часовня, построенная еще в конце XIX века, которая использовалась в советское время как парковый павильон. Ее отреставрировали и вернули церкви в 90-е годы прошлого века.

Но вопрос не в этом, а в другом. В том, что ни у кого же сегодня не возникает идеи воздвигнуть храм святой Екатерины в юбилейном Дендрологическом парке города?

В 1973-м году к 250-летию в центре города торжественно открыли Исторический сквер. Идеи воздвигнуть храм святой Екатерины в юбилейном Историческом сквере у людей тоже не возникает!

К очередному юбилею, к 275-летию города Екатеринбурга, в 1998 году реконструирована площадь Труда. Как известно из официальных источников, при содействии Екатеринбургского общественного благотворительного фонда «Институт истории и археологии» на ней была установлена часовня во имя святой великомученицы Екатерины. Разве этого недостаточно, чтобы помнили святую? (К вопросу о том, что «храм на драме» недавно уже покушались разместить там, только народ «помешал» переделать юбилейное место).

В том же 1998 году на Октябрьской площади появился сквер — как подарок к 275-летнему юбилею Екатеринбурга (см. об этом в киножурнале «Кинолетопись Урала № 4 (1998). Екатеринбургу - 275 лет» (на сайте net-film.ru, или по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=tChbHp2jGig). И с тех пор этот сквер относится к любимым зонам городского отдыха.

«Тут в свое время болотина была. За театром росла некошеная трава, плавно выходящая к неблагоустроенному берегу реки, – рассказывает Константин Пудов. – С одной стороны, это была такая деревенская действительность в самом центре города, а с другой уникальность Екатеринбурга в том, что в советские, брежневские, хрущевские времена он не был стандартно застроен в центре типовым жильем, вроде пяти- и девятиэтажек. Оставались пустые зоны недооформленные». Одной из них была часть набережной у театра драмы. Здесь появились дорожки и фонтан, без которых сейчас сложно представить сегодняшнюю «драму»… (https://itsmycity.ru/2018-08-18/chto-stroili-v-ekaterinburge-ko-dnyu-goroda)

Люди выстроили этот сквер ко Дню города, к его 275-летнему юбилею, так же старательно и на многие годы, как Дендрологический парк или Исторический сквер! Понимаете?

Мы считаем, как и многие горожане, что это просто преступление и вандализм – уничтожение или переделка сквера под иной проект! Это невероятное неуважение к людям, к их вкладу в благоустройство города, к их позиции! Что просто немыслимо даже предлагать что-либо, что посягает на неприкосновенность этого места. Как такое вообще допустили! Дело даже не просто в том, что власть нынешняя отменила решение прежней власти (такое случается). А в том, что она покушается вновь на изменение истории и зону личного (общественного) пространства людей.

Какие могут быть разговоры об «исторической справедливости», когда она так грубо нарушается, как в случае с проектом «храма на драме» и силовым подавлением народного протеста против несправедливости?!

И, раз этот факт так мало и редко был на слуху в дни майского протеста, хочется спросить, - спросить как у защитников сквера, так и у СМИ, освещающих драматические события со сквера, - а что у вас с вопросом сохранения исторических ценностей (разве подарок к юбилею города не является исторической ценностью!)? И что у вас еще с исторической памятью?

 

ЧТО У НАС С ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТЬЮ?

 

Первым делом хочется спросить, если речь идет о восстановлении «исторической памяти» и «исторической справедливости».

Нам говорят, что при основании города был сооружен Собор во имя святой великомученицы Екатерины, который был разрушен в 1930 году. Тогда почему собор, если имеет такую ценность, не восстанавливается в первозданном виде, как музейная ценность? Или, если нет уже такой возможности, хотя бы в таком окончательном виде, как на официальных открытках епархии, когда такой вид, после всех перестроек и достроек, собор обрел только к самому концу XIX века, за 30 лет до его разрушения?

Такой вот короткий срок у этого сооружения, пока большевики его не уничтожили. Может быть, поэтому здание собора не успело стать исторической ценностью (даже для служителей церкви), и именно поэтому храм собираются якобы «восстановить» сейчас на основе проекта, который нисколько не похож на разрушенный?

Тогда стоит ли называть это «проектом восстановления»? Люди же, при всей недостаточности информации, чуют неправду, и воспринимают проект не как «восстановление» исторической справедливости, а просто как «очередной новый храм» нечестным путем. Это становится фактором раздражения народа. Не поэтому ли от 70 до 92 процентов опрошенных были против его строительства на «историческом» месте, на современной площади Труда?

А еще хочется спросить, город на Урале основан разве для сохранения памяти святой великомученицы Екатерины? Она разве уроженка этих мест?

В своем историческом очерке Д.Н.Мамин-Сибиряк описал начало нашего города, как строительство завода и крепости:

«Представьте себе совершенно пустынные берега Исети, покрытые лесом. Весной 1723 года явились солдаты из Тобольска, крестьяне приписных слобод, нанятые мастера, и кругом всё ожило, как по щучьему велению в сказке. Роняли лес, готовили место под плотину, клали доменные печи, поднимали крепостной вал, ставили солдатские казармы и дома для начальства…»

Здесь строили завод и крепость, а не памятные места святой Екатерины, тем более официальные источники говорят, что она родилась в египетской Александрии, в дельте Нила, т.е. далеко-далеко отсюда. Вся ее жизнь тоже прошла далеко от Урала, и ее мученическая смерть тоже случилась там же, в «Римской империи». Ни рождение, ни жизнедеятельность, ни смерть святой великомученицы Екатерины не связаны с Уралом и его металлургическими заводами.

Выстроенные места поначалу именовались в документах как «Новозачатые Исетские заводы». Как рассказывается в Википедии:

«…В июне 1723 года по инициативе де Геннина было предложено дать новому заводу-крепости имя Катериненбурх — в честь Екатерины I, на что он испросил разрешение у самой императрицы в своём письме от 6 июня 1723 года:

«…около сих заводов зачал крепость и осмелился до указа именовать Катериненбурх, а зовется Катериненбурхом в память Вашего Величества»

Ответ пришёл в сентябре — предложение де Геннина было одобрено, однако в императорском указе название немного видоизменилось — Экатеринбурх... При этом Василий Татищев, вновь командированный на Урал и пробывший здесь до 1738 года, не был сторонником немецко-голландской терминологии и до последних дней придерживался названия Екатеринск...

Решение назвать город в честь императрицы имело под собой логическое обоснование — в петровское время это была вторая по величине стройка страны после Санкт-Петербурга.

Иногда говорится, что Екатеринбург назван в честь святой Екатерины Александрийской, однако документальных подтверждений этому нет. Более того, в таком случае город должен бы носить имя Санкт-Екатеринбург, но в названии города нет составляющей, которая обычно присутствует у городов, названных в честь святых (Санкт-Петербург, Санкт-Пёльтен, Сантандер и т. п.)…» (https://ru.wikipedia.org)

Получается, что горожане в данном случае имеют дело лишь с проектом одного из религий многоконфессионального уральского мегаполиса. И это заведомо не будет подарком к 300-летию ВСЕМУ ГОРОДУ Екатеринбургу, как это подается в проекте храма.

Однако сторонники храма на этом месте и радетели «исторической справедливости» порой все еще уверяют, что город основан во имя святой Екатерины, а заводы – это так, приложение, вроде «экономического обоснования» церковного проекта в уральской глубинке вдалеке от Египта.

 

КОМУ КАКОЕ ВИДИТСЯ БУДУЩЕЕ?

 

Тем более, как мы уже ранее указывали, храм на драме нарушает гармонию сложившегося пространства и плохо смотрится в окружении правительственных и культурно-развлекательных сооружений в этом месте. Как что-то из совсем другой сказки.

В некотором смысле это начинание логично только как «бизнес-проект» нового «храма вместе с прилегающим жилым комплексом», как некий «секретный заказ» заинтересованных сторон (как сказано, «под храм требуется участок в 0,6 га, при этом площадь всего проекта составит 11,6 га» в материалах к общественным слушаниям) – см. https://brodv.ru/2019/05/20/kak-poyavilsya-proekt-xrama-i-zhilogo-kompleksa-v-skvere-ekaterinburga. Но это уже не «подарок всему городу», т.е. всем горожанам, а уже нечто совсем другое. За красивой оболочкой опять торчит некрасивая неправда!

Поэтому люди и не доверяют официальным обещаниям и предполагают, что давление на горожан продолжится, чтобы храм со всеми его бизнес-приложениями выстроить именно на месте юбилейного сквера на берегу Исети, а не где-нибудь еще. Представители церкви в том, что этот храм будет, уверены «так же как в восходе солнца» (см. https://www.youtube.com/watch?v=EG-s16u1_WI).

Они этот проект продвигали давно, несмотря на протесты. И отступать не собираются, несмотря на протесты большей части горожан. Об этом свидетельствует, в частности, и последнее официальное обращение Екатеринбургской епархии к Главе Администрации Екатеринбурга от 24 мая 2019 (см. https://www.uralweb.ru/news/society/501989.html). В нем много красивых слов. Как говорится, мягко стелют да жестко спать! Недаром в обращении защита сквера представлена как «антигосударственный протест» (это цитата). Ни больше, ни меньше!

Не отступали они и раньше, еще в царские времена. Видимо, поэтому великий русский писатель Лев Николаевич Толстой и писал:

«Чем дальше от церкви, тем ближе к Богу».

За это его предали анафеме и отлучили от церкви.

А потом был 1917-й год!

Как бы высоко не вознесся, от реальности отрываться не гоже, забывать исторические уроки тоже.

Или кому-то как раз нужно, чтобы народ возмутился, как тогда?

А если не будет как тогда? Если все сложится совсем по-другому?..

И взойдет над землей правда!

Когда правду не думают, как гром среди ясного неба, она наступает неожиданно. Ведь мы же все-таки не на Плюке.

 

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2019г.)

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», июнь 2019

 

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2390