…(Продолжение. Начало см. «ЗОВУ РИТМ», март-июнь 2019)
КОНЕЦ ТЕХНОКРАТИЧЕСКОГО БЕЗУМИЯ
В продолжение актуальной в наше время темы безумной идеи «власти над миром», мы бы предложили читателю внимательно прочесть интервью с историком и социальным философом Андреем Фурсовым (в нашем маленьком издании мы не можем себе позволить полные перепечатки больших материалов, поэтому полный текст см. в «БИЗНЕС Online» по ссылке https://www.business-gazeta.ru/article/424812). Мы ограничимся здесь небольшими цитатами (выделяемыми в нашем тексте жирным курсивом). Важными цитатами, имеющими значение в контексте всего того, о чем мы рассказываем.
И, раз в связи с последними драматическими событиями сохранения юбилейного сквера на берегу Исети в центре Екатеринбурга, где столкнулись интересы РПЦ, бизнеса и власти, с одной стороны, и простых горожан, с другой (см. наши публикации с марта 2019 «Какой дурак на Плюке правду думает» и «Мгновения крутого разворота»), коснулись и РПЦ («Русской православной церкви»), которая является одной из «христианских» конфессий, мы не могли пройти мимо такого справедливого замечания историка А.Фурсова:
- Если учесть, что современный Запад тоже лишен христианства, а под видом далекого прошлого «Игры престолов» нам демонстрируют одну из версий мира будущего, то это далеко не случайно. В посткапиталистическом мире ниша христианства будет весьма узкой, если вообще будет…
Это больше к вопросу, почему «христианство» на русских землях вынуждено как бы «перекраситься» в «православие». Историк прав, и наши христиане тоже чутко улавливают исторические тенденции: во-первых, православие здесь исконно, а следовательно, закрепиться на этой земле возможно только, скажем мягче так, под личиной «православного», независимо от того, искренне это делается или из лукавства (если даже поначалу «крестили» Русь огнем и мечом). Иного все новые и новые нарождающиеся поколения людей, как дети этой земли, здесь просто не примут, даже не осознавая почему, почти инстинктивно. Об этом говорит и печальная участь прежней церкви до 1917 года, и небольшой авторитет нынешней церкви в народе, несмотря на активное распространение своего влияния во властные структуры страны. Во-вторых, поле действия христианства, в т.ч. и «православного», на людей с течением времени действительно будет уменьшаться, независимо от количества храмов и размеров капитала религиозных организаций. Поэтому деятельность под флагом «православия» здесь, на русских землях, – это для христианства как бы вынужденный шаг и шанс дольше сохраниться.
Кроме этого, нужно отметить и такой «феномен» русской земли, - можно сказать, и духовный, и психический, - как фактор внутреннего ПРЕОБРАЖЕНИЯ всего: что сюда ни привноси – с Запада, к примеру, - все будет на этой земле видеться иначе, и проявлять себя иначе, чем на Западе, т.е., как давно многими на практике замечено, западные технологии здесь «не работают». Поэтому даже в этом смысле нисколько не удивительно, что даже чуждое христианство здесь становится постепенно православным, хотя и не может полностью освободиться от своей сущности.
Только вот осознают ли деятели РПЦ бремя огромной ответственности, которую на себя взяли? Ведь на этой земле нельзя быть «православным» только на словах. Это быстро становится заметным (как люди в наше время заметили, что «христианское духовенство» живет и действует больше не по-православному, а так, как следует из логики бизнеса). Да и по судьбе свыше рок неминуемо свершится: чем больше фальши, обмана и греховности, тем суровей и расплата. И больше всего это касается не обманутых прихожан, а тех, кто на земле берется представлять Бога. Зря некоторые воображают, что можно переиграть Бога!
Словом, жизненные примеры убеждают, что настоящее православие не может держаться на неправде. И будущее все же за настоящим православием, не говоря уже о том, что собственно Православие – это не совсем религия, в современном понимании «религии».
Дальше из интервью историка заслуживает внимания следующая важная мысль:
- Капитализм как система дышит на ладан, его уже почти нет. Начинается переходная эпоха к чему-то принципиально иному и не обязательно лучшему, скорее наоборот. И если не случится глобальной катастрофы, то будущее, которое нас ожидает, не будет однородным и гомогенным, пока полностью не установится новая система…
Верно, сегодня «капитализма» уже «почти нет»! Хотя есть еще корпорации и бизнес, банки с деньгами под процент, массовые промышленность и потребление, торговля и развлечения, войны и армии, государства и даже капиталисты, но все это – в каком-то уже подвешенном состоянии и как бы просто по инерции. Держится все на «вчерашнем» сознании и «вчерашних» договоренностях.
Никто не знает, как нужно действовать сегодня, в изменившихся условиях, и действуют как вчера! Отсюда массовые ошибки во всех сферах современной жизни и на всех уровнях политики и экономики, заканчивающиеся в лучшем случае безрезультативно и провально, в худшем - трагически. И тем более никто не знает, каким будет завтра! И какие «правила игры» установятся завтра.
- Будущее — это мир нескольких будущих, причем некоторые из них весьма футуроархаичны… И, похоже, главной ценностью данных миров будет власть как способность контролировать ресурсы и поведение масс.
Да, каждая земная власть воображает, что (до поры до времени) вполне контролирует ресурсы и поведение масс. И это все-таки обусловлено, можно сказать, «объективной» ситуацией. Помните классическую фразу о том, что каждый народ заслуживает то правительство, которое имеет? Вот.
Уровень сознательности и познания космических законов Жизни людьми обусловливает то, кто будет править в том или ином месте массами, делающими «неправильный» жизненный выбор.
Образно говоря, не будут «грешными» массами править «святые»: для «грешных» найдутся такие же «грешные» временщики-управляющие, которые будут «творить произвол» ровно столько, сколько потребует ситуация. Разумеется, для таких «временных управляющих» испытание властью – свой серьезный урок, от которого зависит, есть у них будущее или нет. Потому что просто так (безответственно и безнаказанно) нельзя занимать те места, откуда для всех остальных на земле должны исходить правда и справедливость свыше. А если существует несколько временнЫх потоков, «несколько будущих» (как минимум, скажем так, когда одни заканчивают свой земной путь, а другие только-только начинают), то «компетенция» каждой власти простирается только до границ действия их «пространства», дальше которого для нее ничего «не существует».
А до «ничего» нельзя и дотянуться! «Дальше» может видеть только «просвещенная власть», свыше, от Бога.
Но многим это, пожалуй, никак «не светит», потому что до этого еще нужно дорасти эволюционно.
— …Пик научной фантастики (и советской, и западной) пришелся на 1960–1970-е годы. Однако в 1970-х годах этот жанр начал постепенно затухать и сходить на нет, уже в 1980-х на Западе начинает набирать силу жанр фэнтези. Конечно же, это неслучайно. Именно 1960-е годы стали пиком научно-технического прогресса в ХХ веке. К тому времени закончилась первая половина ХХ столетия, за эти полсотни лет было изобретено столько, что все казалось возможным, верилось, что прогресс будет нарастать по экспоненте. 1960-е — это мир безудержного социального и культурно-технического оптимизма. Человек полетел в космос, запустил искусственные спутники и задумался об освоении других планет. Но этот порыв человечества в будущее создавал определенную угрозу для власть имущих как на Западе, так и в Советском Союзе…
Не забываем также и о том, что на это время приходится пик т.н. «атеизма», т.е. оголтелого «безбожия» во всех сферах жизни и на всех уровнях социальной структуры.
До сих пор ведь религиозные организации заняты своими делами, т.е. религиозными (думаем, многие люди уже не перепутывают Бога - с религиями от его имени). И на состояние духовности общества, на реальное возвращение людей к Богу поэтому религиозные организации почти никак не влияют, на самом деле.
Ведь о трагическом разрыве между уровнем технических достижений и уровнем нравственности в ХХ веке заговорили теперь тоже! И по высшей, космической логике Жизни должно быть ясно, что «технократической цивилизации», нарушающей высший (если выразиться знакомыми вам понятиями) «божественный промысел», о котором люди стали забывать, будет обозначен «предел роста». И теоретически, и практически.
И «притормозить научно-технический прогресс» решают по иронии судьбы как раз «власть имущие», неправедные интересы которых и будут затронуты в первую очередь. Потому что на самом деле смысл не в технике, не в груде всевозможного «мертвого» железа, а в живом сознании людей! У мертвого железа не только нет «будущего», но вообще нет понятия времени, в том смысле, как «время» понимают люди.
«Прогресс» имеет смысл только как прогресс нравственности, эволюционный путь сознания людей к Богу, а если этого нет, то любое «техническое отклонение» от божественного пути будет пресечено «свыше», по природным законам, которые люди перестали понимать (в пылу атеистической «борьбы» с религиями люди как-то забыли самого Бога и законы естественной человеческой Жизни).
И как только уровень нравственности стал бы «догонять» уровень достижений техники, «технократическая власть» оказалась бы ненужной (как это пытались, кстати, показать в лучших произведениях советской фантастики). Вот они, эти безумные кошельки, и тормозят перемены, как могут.
Это к вопросу о том, что нет в божественном мире абстрактного «абсолютного зла». И порой «добро» творится как раз руками вставших на путь «зла».
- …К концу 1960-х годов происходит перелом, причем на очень простом основании: номенклатура по корыстным групповым причинам отказалась от рывка в будущее и предпочла начать интегрироваться в капсистему. Наиболее проницательные наши фантасты интуитивно уловили этот поворот. Иван Ефремов пишет роман «Час Быка»… На Западе перелом происходит по схожим причинам… Можно сказать, что советская номенклатура и западная верхушка сработали здесь синхронно. Результатом стало торможение научно-технического прогресса во второй половине ХХ и начале ХХI века... …Идейным обоснованием торможения стал экологизм, превратившийся в квазиидеологию. Первый доклад Римскому клубу (он создан в 1968 году) назывался «Пределы роста». В нем утверждалось, что человечество в своем индустриальном развитии достигло пределов, избыточно давит на природную среду, надо тормозить промышленно-экономическое развитие, перейдя к «нулевому росту»…
Как видите, «власть имущие» для сохранения благополучных условий существования для себя лично (а не для всего человечества), решили «законсервировать» движение человеческой жизни на планете на «минерально-растительном уровне» эволюции.
Теперь о жанре фэнтези, который приходит на смену научной фантастике.
- …Поворот от научной фантастики к фэнтези с ее доиндустриально-иерархическим, далеким от рациональности (еще одна черта антимодерна) миром магов и колдунов имеет четкую классовую основу. Выражаясь марксистским языком, это отражение загнивания капиталистического общества и того факта, что капиталистическая верхушка взяла курс на торможение научно-технического прогресса…
Мы в этом месте понимаем историка. На современном «научном» или «рациональном» языке и с плоскости современной «научной картины мира» еще нельзя объять и объяснить «иррациональную» космическую Жизнь во всем объеме и многомерности. Если сказанное историком справедливо в рамках принятых на сегодня представлений, то оно будет недостаточным в объеме как бы «неучтенного» метаисторического.
Да, «поворот» от научной фантастики к фэнтези – это, с точки зрения «технического пути», почти остановка.
Но, с точки зрения эволюции Жизни и совершенствования Человека Разумного (для наглядности вновь ссылаемся на не раз показанную нами схему «внутреннего компаса», встроенного в природу человека разумного изначально) – это как раз разворот на правильный путь, если люди сумеют этой возможностью воспользоваться! Путь к высшей человечности и божественности! Путь, который потом, при достижении гармонии всестороннего развития, не отрицает и наличия «техники», но это будет уже другая техника, более высокого порядка, о котором ограниченная «минерально-растительным» потолком современная технократическая наука даже не подозревает, поэтому относит такие вещи к области «магии».
К вопросу же о возвращении в «прошлое». В прошлом у людей были не только ужасы описанных Средневековья и Античности, но еще и Золотой век, о котором мало сохранилось общедоступных достоверных сведений.
Да, у людей есть шанс как бы «вернуться» в «Золотой век», и этот шанс во многом связан с Россией:
- …Если мы посмотрим на последние 400 лет, то окажется, что российский северо-восточный вариант европейской цивилизации — единственный, который так и не лег под Запад — ни технологически, ни научно, ни культурно. Россия в XVIII–XIX веках создала свою культуру модерна и свою науку. Про советское время я вообще не говорю. Только один пример: в 1960-е годы в такой сфере, как компьютерная техника, СССР довольно долго опережал США, только волевым решением Политбюро в 1968 и 1973 годах работы были остановлены. Формальное объяснение было типа: денег не хватает, а все, что нам надо, мы и без того добудем. Трудно сказать, сработала ли здесь агентура влияния или это решение объяснялось простой глупостью сытой тупеющей верхушки, однако в дальнейшем в развитии компьютерной техники мы оказались зависимы от Запада, хотя первоначально обгоняли его, в том числе, и по этой линии.
Риск не воспользоваться предоставленным шансом разворота на «правильный», естественный эволюционный путь существует из-за позиции «верхушки» и сегодня. Но пока есть надежда, что там, «наверху», одумаются - и рокового «отставания» не будет. Отставания уже не от «Запада», а от естественных изменений, происходящих в космическом масштабе. Потому что этот шанс ожидает уже буквально почти все человечество!
- Вообще нужно заметить, что именно 1970-е годы стали тем временем, когда были «брошены кости», определившие судьбы мира аж на полстолетия, а может, и больше. Чтобы понять мир последних 50 лет, нужно углубиться в то время. При всей внешней благостности, впечатление которой производит брежневский «застой», в стране подспудно зрела катастрофа… В 1970-е годы мы проедали свое будущее. Мы предали забвению колоссальный рывок человечества… Но вышло все совершенно по-другому, а дирижировали этим определенные группы, которые и верховодят теперь в мире, пытаясь превратить его в совокупность мегакорпораций. Они лепят мир в своих интересах. Однако еще Гегель любил говорить о коварстве истории. Тот мир, который создали «хозяева истории» (Дизраэли), подходит к концу — вместе с их историей… Полвека они наслаждались своим триумфом, даже подарили себе полтора десятка «тучных лет», когда грабили территорию бывшего соцлагеря, а теперь пришла пора расплачиваться…
Говоря о «перспективах» человечества и о том, почему мир возлагает надежду на Россию, трудно сказать что-то внятное, во-первых, на современном невнятном «научном» языке, во-вторых, потому что грядет никому неизвестное «завтра».
Максимум «утешительного» предлагает, со своей стороны, историк Андрей Фурсов, которого мы сегодня цитируем:
— …РФ может предложить капиталистическому миру тот же капитализм, только, повторю, менее развитый… Не думаю, что на сегодняшний день мы способны предложить что-то внятное. Другое дело, что может реализоваться иной вариант: когда рушится система в целом и вокруг летят обломки, наибольшие шансы имеет не тот, у кого есть альтернативный проект, а тот, кто упадет последним... Ведь что такое Советский Союз? Это был антикапитализм, которому советская номенклатура не позволила превратиться в посткапитализм. Таким образом, этот вариант уже отработан. Судя по всему, ни христианство, ни другие авраамические религии тоже не могут предложить своего проекта. Да и вообще, новые успешные идеологические проекты рождаются не в кабинетах, а в острейших кризисах вместе с кровью. И скорее всего, что-то кардинально новое появится, когда кризис шарахнет очень серьезно…
Опять в классическом варианте, когда «верхи не могут по-старому, а низы не хотят»? Пожалуй, нет.
То, что грядет, будет непредставимо «круче» обычных «социальных революций»!
Безумные идеи технократов о «власти над миром» уже сделали свое дело и обанкротились.
Религии, застрявшие вместо реального движения к духовности примерно в этой же «технократической парадигме» представлений о мире, тоже оказались в тупике, на что и намекает историк:
— Но если уж мы заговорили о христианстве, то не могу не отметить, что в нем, точнее, в католицизме сейчас происходят очень интересные вещи. Год назад, в марте, Папа Римский Франциск в одном из интервью заявил, что на самом деле никакого ада нет и что души грешников просто распадаются и рассыпаются, «ничтоизируются». Вот рай есть, а ада нет. Но это совершенно меняет всю доктрину. А как же проблема дьявола? А чем вообще церковь тогда занимается?..
Ну, мы не очень в курсе, чем сегодня «вообще» церковь занимается, а вот из реальных событий - по защите деревьев в екатеринбургском сквере - узнаем, что занимается она, в частности, отжиманием общественных территорий и возведением храмов не вообще в любом месте, а именно в прибыльных местах, т.е. тоже является своего рода огромной «корпорацией» (на эту тему, кстати, можно найти за последние годы много публикаций в интернет-изданиях), т.е. просто занимается бизнесом на свечных заводах, разнообразных ритуалах и предметных атрибутах к ним и культовым сооружениям вообще. Бизнесом, как и все другие хозяйствующие субъекты капиталистического мира. Кто на чем, а она на «духовности», как говорится.
Возвращаясь к тому, почему мир возлагает надежду на русских, можно, в заключение, взять еще одну мысль из интервью историка и социального философа Андрея Фурсова. Это будет как раз в сторону коррекции «христианского» католицизма ближе к реальности, о чем было сказано в предыдущей цитате:
— …Природа зла в русской культуре не носит абсолютного характера. Зло абсолютно лишь в западной культуре: это может быть Саурон, это может быть Люцифер, это может быть кашалот в «Моби Дике». Это такое черное, беспримесное зло. А в русской традиции даже Баба-яга — отчасти комический персонаж… Даже с Кощеем Бессмертным в русских сказках можно договариваться. Русский человек самое черное зло не воспринимает как абсолютное… Я убежден, что даже на нынешнего очень сильно видоизмененного русского, российского человека чернуха не подействует так, как на западных людей… (см. «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/424812)
В общем, реальность диктует свое: если католицизм дрейфует в сторону существенной коррекции христианской доктрины, то и церковь в нашей стране давно уже движется в сторону «православия». Выживать в кризисных условиях пытаются, как видите, даже религии.
Но надежда у людей всего мира возлагается все-таки на сказочный «РУССКИЙ ДУХ». Не стоит печалиться об утраченных (все же технократических в основе) мечтаниях фантастической литературы «о коммунистическом будущем, других планетах и звездолетах». Несмотря на полет безудержной мысли, она была ограничена пределами привычного рационально-логического «минерально-растительного» представления о мире и природе, и Космос в ней представал чаще холодным мраком бесконечного вакуума, наполненного туманностями, звездами и планетами. И вот приходит фэнтези, пока еще в мрачных тонах, с одной стороны, как бы на службе безумных технократов, но уже, с другой стороны, с напоминанием о живом космосе, наполненном всевозможной жизнью пространстве Вселенной, о прекрасной природе и магическом восприятии мира. Обо всем том, что живо еще в наших народных сказках и, главным образом, в наших душах!
(Продолжение следует)
(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2019г.)
Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», июль 2019