…(Продолжение. Начало см. «ЗОВУ РИТМ», март-июль 2019)
«ДИАГНОСТИКА» ОТКЛОНЕНИЯ (ИЛИ ВЫПАДЕНИЯ ИЗ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА ЖИЗНИ)
Теперь, после разговора о конце технократического безумия (см. ЗОВУ РИТМ, июль 2019 – прим.ред.), видимо, следует сказать и о том, что этот общий процесс вовсе не означает, что для каждого все будет происходить «автоматически» и каждого ожидает «приз» на блюдечке с голубой каемочкой. Чтобы оказаться в том или ином месте или уровне эволюционного процесса жизни, каждому самостоятельно нужно «шевелить лапками» или «извилинами мозга», ориентироваться и двигаться в «правильном» направлении. Иначе запросто можно оказаться на обочине или в осадке. Подчеркиваем, жизнь следует рассматривать в целом, а не в рамках какой-то отдельно взятой «теории» (политической, или экономической, или еще какой-то). Как раз акцентуация на чем-то одном и последующее «развитие» в этом одном направлении, в ущерб всему остальному или за счет всего остального, и есть реальное отклонение (или патология). Потому что сама Природа предусматривает целостное (всестороннее или гармоничное) эволюционирование.
Отсюда и представления о «гармонично развитом человеке» («всесторонне развитой личности») и «неполноценном человеке», тех или иных отклонениях (девиациях) в поведении и характере личности. Отсюда же, если иметь в виду уже весь социум, и представления о «золотом веке» и «несправедливом обществе».
Обычно такие вещи редко кто напрямую соотносит с собой. Типа, «причем тут я, если все ходят на работу, получают зарплату, тратят деньги на покупки» и т.д. Не происходит в этом случае соотнесения единичного с целым, определения своего личного места, или своих координат на общей «шкале» эволюции жизни (т.е. в обыденной жизни многие предпочитают не задумываться о том, куда на данный момент склоняется из-за его текущих действий чаша весов его личной судьбы и судьбы его рода в перспективе, потому что распространяется среди людей обманчивое представление о том, что каждый всего лишь «частица, атом» общества, живущий один раз). А зря. И еще, на таких «среднестатистических» людях или обывателях трудно судить о тенденциях и симптомах (проявлениях отклонения). Поэтому давайте обозначим все необходимое на ярких, заметных вещах, на явных проявлениях, как это делают ученые или художники.
В психологии и психиатрии заметное (явное) проявление отклонения принято считать от простой «акцентуации» характера до «мании» (уже заболевания). Не забываем при этом, что мы с вами продолжаем говорить о формах безумия (сумасшествия) - от личного (к примеру, когда кто-либо чрезмерно поглощен чем-то) до общественного (например, когда говорим о «технократическом безумии»). Как вы понимаете, то и другое тесно переплетается, раз еще классики подчеркивали, что «нельзя жить в обществе и быть свободным от него». Состояние общества оказывает давление и способствует формированию того или иного типа личности, в том числе способствует торможению (подавлению) одних качеств характера и развитию других качеств, в т.ч. отклонений, вплоть до заболеваний, которые приняты называть «манией».
МАНИЯ (от гр. mania - безумие, восторженность, страсть), как заболевание, характеризуется постоянным избыточным возбуждением эмоциональной и умственной сферы (поэтому вся современная культура и манипулятивные технологии сконцентрированы на выработке интеллектуальной и эмоциональной «пищи» для подсаженных на этот диагноз). Как указывается в справочниках, мозг непрерывно выплескивает воспоминания, впечатления, а также проецирует наружу разнообразные действия и движения. Всё нараспашку — вот формула классического маниакального больного. Ему «спокойней» под наблюдением вездесущих видеокамер и когда вся информация о нем на виду всего «лайкающего» интернета! И можем сказать, оглядываясь вокруг себя, что современная технократическая цивилизация как раз способствует больше отклонениям – через все разнообразные пси-технологии, рекламу и шоу, не говоря уже о иерархически складывающейся социальной структуре и о том, чем больше всего остального дышит и живет современное общество.
И когда вокруг постоянно слышишь разговоры о деньгах, как существенном факторе (или «сверхценности» больного) конечно же, не пройти мимо такого персонажа, как Гобсек.
Напомним вкратце по справочникам, кто это такой. «Гобсек» (нидерл. Gobseck «Живоглот») - произведение французского писателя Оноре де Бальзака, написанное в 1830 году и впоследствии вошедшее в собрание сочинений «Человеческая комедия»… (https://ru.wikipedia.org)
Или вот более подробную информацию возьмем из другого источника:
«…Ростовщик Гобсек, которого Бальзак называет то человеком-автоматом, то человеком-векселем, окружен ореолом таинственности. Никто не знает, кто он, откуда, есть ли у него родные, друзья, даже богат он или беден. Зато обратившиеся к нему в трудный час люди точно знают, что от него нельзя ждать ни пощады, ни милосердия. Ему безразличны человеческие несчастья так же, как политические страсти. Долг, вера и все прочее ни в коей мере не могут повлиять на его служение золоту, которое единственное определяет радости и огорчения его жизни.
Гобсек - одна из версий образа «скупца», о котором во все времена немало написано в мировой литературе. (Символично совпадение в годе написания романа Бальзака и трагедии А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» с ее центральным образом Барона, служащего злату, «как алжирский раб, как пес цепной».) Гобсек не похож на другие первостепенные персонажи эпопеи Бальзака, данные, как правило, в развитии, в «воспитании чувств», в «утрате иллюзий». Без роду и племени, без возраста, он как будто родился лишенным всяких иллюзий насчет людей, слабости и пороки которых использует себе на благо. «Все человеческие страсти, распаленные столкновением интересов в нынешнем обществе, проходят передо мною, и я произвожу им смотр, а сам живу в спокойствии. Научную вашу любознательность, своего рода поединок, в котором человек всегда бывает повержен, я заменяю проникновением во все побудительные причины, которые движут человечеством. Словом, я владею миром, не утомляя себя, а мир не имеет надо мною ни малейшей власти», - говорит о себе Гобсек (Ср. слова пушкинского Барона: «Мне все подвластно! Я же ничему».) Гобсек убежден, что человек человеку враг, поэтому его кредо: «...лучше самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили». Всемогущий дряхлый старик с его чудовищной властью над людьми из разных слоев общества в сущности персонифицирует власть денег там, где все продается и покупается.
И все же ростовщик Бальзака - романтический, возвеличенный злодей, «рыцарь наживы», на которого падает отблеск его золотого богатства, и трудно поверить, что у него есть что-то общее с ничтожной старухой-процентщицей из «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевского, хотя она его прямая литературная наследница…» (https://dic.academic.ru)
Видимо, не имеет смысла препарировать здесь этот художественный образ дальше или продолжать еще подробней нашу «диагностику» в этой простой статье, которая предназначена для диалога с читателями, а не для научного журнала. Мы яркий образ Гобсека привели лишь для того, чтобы на его примере, как через призму, читатель попытался взглянуть на современную технократическую цивилизацию в целом. К тому же в подобном образе (Гобсека, или «скупого рыцаря», или «старухи-процентщицы», или других похожих персонажах) содержится уже явное указание на то, что сущность современной цивилизации заключается именно в нем, когда тот же Гобсек заявляет: «я владею миром»! В этом смысле, мы с вами можем сказать, что современная технократическая цивилизация – это, по сути, Гобсек, как «маниакальная» структура, базирующаяся на исключительно финансовой составляющей, когда вся хозяйственная система (т.е. «экономика») «мерится» в деньгах!
Современная технократическая цивилизация, как и Гобсек, ценит только деньги и технику, и в то же время нисколько не ценит людей. Происхождение и истоки современной «технократической цивилизации» нам с вами пока что неизвестны, как и тайна происхождения Гобсека (вы ведь не столь наивны, чтобы принять за чистую монету официальную историю и другие науки, созданные для оправдания существующей «системы»). Такая «цивилизация» Природой не предусмотрена, она, как заболевание, взялась (для нас) как бы «ниоткуда», хотя предки, скорей всего, на себе испытали жестокое ее проникновение в земной мир (просто свидетельства «инфицирования» Земли уже тщательно «затерты» современными технократическими «науками»). Зато известна постоянно декларируемая цель – «научно-технический прогресс», т.е., подчеркиваем еще раз, «прогресс наук и техники», а не людей, если кто до сих пор вычитать буквально написанное не научился! Судьбы миллионов и миллиардов людей на Земле технократам (и всей технократической системе) интересны гораздо меньше, чем содержание и развитие техники, как средства преумножения денежных средств. Вся политика и экономика как бы «маниакально» нацелены именно на это. В том числе и такие «человеческие» понятия, как «долг», «вера», «счастье», «благо» и т.п., эксплуатируются как камуфляж для сокрытия этой основной цели и обмана простых людей (якобы все делается для них, как «цивилизованных потребителей»).
В сущности, современная технократическая цивилизация – это (в идеале) система, где «все продается и покупается». Она не идеальна, как мертвый технический механизм, потому только, что создана «на природном материале», на живом и разумном. Как паразитическая структура, питающаяся чужой живой энергией.
Конечно, эта неживая «система» стремится к невозможному - чтобы не зависеть нисколько от живой Природы, как источника энергии, и функционировать автономно, как «вечный двигатель». Но раз полная независимость от Природы невозможна, «паразитическая структура», как некое «отклонение» или «мания», функционирует на природных ресурсах и обманутых людях.
И еще один важный момент для понимания происходящего в современном мире. Раз все пути вселенские ведут к Богу, то все живое не может не развиваться, не двигаться в этом генеральном (эволюционном) направлении. Единственная возможность для «паразитической системы» («технократической цивилизации») максимально продлить свое существование – это ТОРМОЗИТЬ живые эволюционные процессы любыми средствами.
Именно это и происходит во всех сферах общественной деятельности современной технократической цивилизации, если приглядеться. Но, как вы понимаете, в какой-то момент «давление» растущей Жизни пересилит «крепость» технократической структуры, и выбьет любую пробку, разнесет любое препятствие на своем пути! Жизнь возможно притормозить, но нельзя остановить.
Наблюдающие за происходящим в современном мире понимают, что этот момент настал.
ДИАГНОЗ: СИНДРОМ «ЭКОНОМИЧЕСКОГО» РАССТРОЙСТВА УМА
Давайте рассмотрим на конкретном примере из современных событий, как это происходит, чтобы понимать, что рассказанное нами – это не абстракция и не фантастика, а простое объяснение того, что сегодня в обществе происходит везде, и как себя ведут люди, оказывающиеся внутри «технократической системы». Чтобы уж точно осознавать, что «технократия в голове» – это фактически болезнь, сопряженная подменой живого искусственным, механическим, безжизненным, мертвым, оторванным от природных, естественных, божественных процессов.
Возьмем частный случай такого технократического безумия. Прямо из текущих новостей. Вот широко известный новостной сайт «Взгляд» информирует о том:
«Почему не тушат лесные пожары в Сибири.
Горят леса не только в Красноярском крае, но и в Иркутской области, Бурятии, Забайкалье и Якутии… Огонь занял площадь порядка 2,3 млн гектаров, 95% из этих территорий являются труднодоступными… Губернатор Красноярского края… считает, что распространение огня в лесах является естественным и контролируемым процессом. «Никому же не приходит в голову топить айсберги, чтобы у нас было потеплее. Вот нечто похожее, думаю, применительно к лесным пожарам в зоне контроля. Это обычное природное явление, бороться с которым бессмысленно, а может даже и вредно», – передает Ura.ru слова главы региона.
Однако население охваченных пожаром регионов категорически не согласно с тем, что горящие леса, пусть и отдаленные, не представляют опасности. Россияне начали сбор подписей под требованием ввести режим ЧС на всей территории Сибири. Они жалуются на то, что из-за пожаров невозможно дышать, а гарь застилает солнце даже за 700-800 км от огня. Кроме того, от огня гибнет флора и фауна, понижается уровень грунтовых вод. А это, в свою очередь, грозит дефицитом пресной воды, а еще губит урожай дикоросов, который является частью рациона таежников…» (https://vz.ru/society/2019/7/29/989847.html)
Не будем уходить от темы на дополнительную информацию из скандально известных данных (они широко распространяются и доступны в сети интернет) о том, что пожары, помимо природных причин, возникают еще из-за систематических «криминально-коммерческих» поджогов, чтобы сокрыть масштабы разграбления лесов нашей Родины. В частности, легко доступны материалы из недавних выступлений журналистов и отдельных депутатов о том, что счетная палата Красноярской думы выявила хищение ресурсов на почти пятьдесят миллиардов рублей за короткий период. Эта информация - на ваше усмотрение.
А мы приведем лишь мнение из другого источника по уже обозначенной нами здесь конкретной теме:
«Иван Курилла: Вот эта фраза, про то, что тушить лесные пожары не будут, потому что затраты на тушение выше, чем экономический ущерб от огня, - она очень важна (не в конкретно-политическом смысле, гораздо шире). Два или три последних поколения положили экономику в фундамент политического планирования (оттеснив историю, - да, тут у меня есть, конечно, bias). Экономическим языком переписали не только работу рынков или отношения людей на предприятии, но и вписали в нее культуру, образование, науку, природу - и саму политику, - все это теперь принято описывать языком экономистов. Не случайно и министр науки и высшего образования России - экономист (но это именно частный случай). Так вот, цитируемая сегодня фраза, - квинтэссенция "экономического подхода", и одновременно эпитафия ему. И спор тут не о том, учел ли автор потери от утраты здоровья населением территорий вблизи лесных пожаров; - речь о том, можно ли посчитать, например, стоит ли в пожаре спасать произведения культуры? (легко ведь: рыночная стоимость полотен сравнивается с затратами на пожаротушение). Было несколько лет назад посчитано, сколько стоит вся пресная вода в мире, или вообще все леса (и вроде бы, в мире уже есть такие деньги), - значит ли это, что можно их купить и уничтожить (загрязнить и пр.)? Или часть их (чтобы поднять цену на оставшееся)? В общем, тут на одной чаше весов - измеримая цена пожаротушения, а на другой - нечто неизмеримое (обычными инструментами), - и это верно и для лесов, и для образования, и для культуры… (https://www.facebook.com/ivan.kurilla.9/posts/10161771880400018)
Это как раз о диагнозе, о мании мерить жизнь только деньгами!
Это и есть явная патология, когда своим не просто ограниченным (из-за изъянов «цивилизованного» воспитания и обучения), но уже и больным (техноманией и «сребролюбием») умом пытаются посчитать НЕИЗМЕРИМОЕ – ЖИЗНЬ ВООБЩЕ И БОЖЕСТВЕННОЕ. Вред от таких людей, когда они находятся внизу социальной иерархии, возможно, не столь заметен, и больше сказывается на трагизме их личной судьбы (хотя вся эта кривая технократическая «система» как раз и держится на молчаливом «согласии», «страхе» и «смирении» огромной массы таких «маленьких людей»). А вот когда такие люди разными путями поднимаются высоко в структуре современного общественного устройства и занимают значимые должности, то их суждения и амбициозные (от во всех смыслах «головокружительного успеха» в карьере) действия оборачиваются большими разрушениями и потерями в масштабах страны.
Это только один пример из множества подобных. А таких «технократических» маний (во всем диапазоне от простого «сребролюбия» до «мании власти»), которыми страдают люди, находящиеся внутри патологически устроенной «технократической цивилизации», сегодня много. Соответственно, огромен и масштаб разрушений в природе и деградации в мире людей.
ВОЗМОЖНО ЛИ «ИЗЛЕЧЕНИЕ»?
Может возникнуть вопрос, а почему же Природа (или Бог) позволяет происходить такому «произволу», «беспределу» («мании»)?
Надо трезво осознавать, что Природа (и Бог) – не позволяет!
Существующую в этом мире «патологию жизни» люди САМИ выбирают и делают собственными руками.
Помните (из «умных» книжек), что на самом деле предназначение человека разумного на Земле – это быть «наместником Бога», т.е. представителем его здесь, имеющим и полномочия, и возможности? С чистыми помыслами и свободной волей творить все!
А если вдруг «помыслы» у некоторых «затемняются», до «умопомрачения», до «техномании» и всех вытекающих отсюда трагических последствий?
Тогда что делать Природе? Или, например, Богу? Казнить?
Как вы себе представляете Бога «с топором палача», когда «БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ»?!
Соответственно, вы должны понимать, что технократическая цивилизация – это искусственная структура, мертвый нарост на живом теле Природы, выросший на кривых помыслах и фантазиях «технократов» и «цивилизаторов».
Соответственно, люди сами должны «очиститься» и «излечиться». И тем самым «вернуться» на настоящий, природный (или божественный) Путь Жизни. В Природе могут быть лишь благоприятные и не очень благоприятные периоды для такого «возвращения», как времена года. Как вот сейчас, когда созрели условия для «перехода» к новому. И природа благоприятствует, и многие люди сами уже не хотят «по-старому».
С другой стороны, существующее положение вещей на земле для людей – это сейчас своего рода испытание. А еще как бы и «фильтр», как бы и «тест» - на человечность, на божественность, на соответствие природному предназначению человека разумного.
Законы природы никто не отменял, они не могут быть отменены. Их нельзя обойти! Для человека это – способность божественно разумно эволюционировать. А не болеть и деградировать… всякими там «маниями».
Поймите, не бывает в Природе абсолютного «зла»…
(Продолжение следует)
(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2019г.)
Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», август 2019