30.01.20
https://i.ytimg.com

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ: ЧТО ПРОИСХОДИТ С ЦИВИЛИЗОВАННЫМИ ЛЮДЬМИ?

(мнение эксперта)

 

Прежде чем перейти к тому, о чем мы с вами хотим беседовать, приведем мнение эксперта о состоянии современного цивилизованного человечества, в какую сторону сегодня движется «технический прогресс» и якобы «развиваются» люди. Сразу предупреждаем, что здесь только цитаты, и советуем прочитать в указанном источнике статью полностью. Надеемся, с пользой! Итак, см.:

 

- Современное сознание действительно упрощается. Однако это касается не только молодежи, но всех современных людей. Упрощение происходит за счет вынесения некоторых его функций наружу - под рукой всегда смартфон с выходом в интернет. Так, оперативная память сейчас активно вытесняется в ежедневники, напоминалки на смартфоне, заменяется умением «гуглить». И структура сознания меняется…

- …Образное мышление у людей развивается активнее, чем логическое. Подавляющее большинство сейчас почти не умеет анализировать. Длинные тексты больше не заходят, толстые книги - не продаются…

- …Конечно, необходимы и логическое, и образное мышление, но с таким перекосом в пользу последнего человек превращается в идеального потребителя…

- …У современного человека поп-культуры автоматизмов в поведении гораздо больше, чем у человека традиции, жившего в предыдущие эпохи. Мы все погружены в плотную управленческую среду. Автомобилист, движущийся по дороге, подчиняется правилам, в голове у него работают фоновые программы. И таких дисциплинарных практик в разных сферах нашей жизни очень много… Это свидетельство того, что спонтанное поведение уходит в прошлое. А люди-машины - это идеальные граждане, которыми легко управлять…

- …Сейчас мы имеем дело не с политикой, а с гибридом политической сферы и сферы искусства - «обществом спектакля»…

- Мы живем в постидеологическую эпоху - крупные идеологические комплексы уже рухнули, и людям это уже не интересно. Идеологии вообще больше не воспринимаются…

- …Политика как публичный обмен идеями давно перестала существовать - об этом в XX веке говорил еще французский революционер Ги Дебор. Чуть позже философ Фрэнсис Фукуяма сказал, что в обществе рухнули «фабрики доверия» - школа, семья, государство...

- …Если совсем просто, в обществе модерна (это конец XIX - середина прошлого века) был некий общий центр, объединяющий людей. В постмодерне (вторая половина XX и начало этого столетия) - много центров. А в нашей постпостреальности - очень много центров, и все они крайне слабые… Вместо старых источников доверия появляются новые, но они дают слабый эффект…

- …В эпоху масс людей держит система потребления. Именно поэтому правительства всех стран пристально следят за его уровнем: если он упадет - пиши пропало. Сегодня нас объединяют вещи и услуги. Но и эта система может сбоить - к примеру, экологическое идеологическое движение пытается подрывать установки общества потребления, правда, пока неясно, насколько успешно…

- XX век освободил людей от государства, от политики, от пола, но что теперь? Мы видим растерянного человека, готового на многое - примкнуть к любой группе, к любому источнику ориентации... Увы, сегодня нет ничего, что увлекло бы всех и сразу. Но без солидарности человеческие существа жить не могут, потребность в Другом - это наша базовая потребность…

Андрей МАКАРОВ, профессор, культуролог.

(Источник: Без памяти и доверия: что происходит с современным человеком? - https://www.rosbalt.ru/piter/2020/01/25/1824441.html)

***

ТАК ЧТО ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ ПРОИСХОДИТ?

 

В Природе у всего живого есть своя ниша. Естественная ниша есть и у такого вида живых существ, который называется в современной научной литературе «человеком разумным». Несмотря на наличие тысяч определений и статей о том, что такое «человек разумный», ясней не становится. И по сей день актуален вопрос «кто мы»? Ну да ладно, пойдем пока дальше.

Чем больше искусственного, тем дальше оказывается живое существо от своего первоначального состояния, от своего врожденного природного потенциала и своей естественной ниши. Оно как бы уходит из Природы и от своего предназначения. В некотором смысле его можно было бы назвать уже и другим биологическим видом. Но современная технократическая цивилизация настолько слаба, что не может создать уникальный искусственный аналог даже одной единственной живой клетки (хотя специалисты вроде бы давно работают с искусственными клетками, воссоздающими отдельные функции живой). Современная «наука» дальше применения и изменения изначально данного «природного материала» не в состоянии продвинуться (коррекция ДНК, клонирование, частичное программирование поведения и т.п. – и все, на этом «власть» ученых заканчивается). Поэтому создание новых биологических видов (не путать с «породами») не предвидится, кроме уродования имеющихся живых существ разными экспериментами. Наоборот, благодаря глупости и жестокости большей части зависимых от «цивилизации» людей, природное разнообразие живого мира в наши дни только стремительно сокращается. Это к вопросу об экологии и уничтожении собственной среды обитания «оцивилизованными», а теперь уже и оцифрованными на всю голову людьми.

Большинство современных экспертов в своих оценках исходят из сложившейся картины мира в современной технократической цивилизации, т.е. картины заведомо ограниченной, неполной. Потому что современная наука – формализованная, социализированная и технологизированная – во многом оторвана от невероятно огромного живого мироздания и имеет лишь смутные представления о целой картине «большой» Реальности (на самом деле необъятно большой, в сравнении с «микроскопическими» прикладными «теориями и практиками» ученых официальной науки).

Людям страшно узнавать правду. Они упростились и опустились до такого состояния, что не хотят ее! Поэтому предпочитают слушать лишь существенно смягченное мнение разных экспертов, выраженное на «малопонятном» для них научном языке.

Страшно узнавать правду еще и потому, что уже чересчур далеко откатились от первозданной природной ниши для человека разумного. Людям за несколько поколений успешно упростили сознание обманом и насилием. Лишили людей прошлого, переписав историю (и теперь они не знают не только «кто мы», но и «откуда мы»). Дали людям ложную «картину мира» через выхолощенные якобы «знания» современных «наук», которые каждая отдельно от других о чем-то своем и целостной картины нет. Создано и создается множество разных сводов «правил поведения в обществе», нарушение которых людьми считается «противозаконным» и сурово карается. И все равно не получается создать «идеальное технократическое общество» с идеально исполнительными «биороботами» из людей, а современная цивилизация зашла в глобальный тупик. Генерального плана «развития» нет, и люди так и не знают, «куда же идем» (есть такая железная инсталляция над промышленным зданием на берегу реки Исеть в Екатеринбурге: «Кто мы, откуда, куда мы идем» - см. фото).

Обманутым «цивилизацией» людям хочется верить, что их страдания имели хоть какой-то «светлый смысл» - и жизнь прожита не зря.

А правда, если откроется, может оказаться слишком горькой! Вот и закрывают глаза, продлевают сон. Хотя давно пора пробуждаться!

А еще страшнее – знать, что люди сегодня лишены правды о том, как же следует правильно на самом деле жить человеку.

И страшновато было бы узнать, как они каждодневно совершают тысячи ошибок, а может быть и преступлений, потому что основываются в своем поведении и деятельности на неполноценных данных о «жизни» и «обществе». Это для них настолько как бы «запретная» или даже «несуществующая» для обдумывания сфера, что проще вытеснить из памяти Высший Закон и признать себя «атеистом» и «материалистом» (хотя атеизм и материализм «сражаются» большей частью лишь с «религиозными» и «идеалистическими» предрассудками, но ничего не говорят о естественном предназначении человека разумного, тщательно стираемого из людской памяти).

Но ведь молчание в вопросе, насколько правильны их поступки и решения в жизни, не помогает, потому что та жизнь, которая людей не устраивает (от слова совсем), и есть результат того, насколько правильно то, что они вытворяют. Особенно в случае, когда вроде бы все «хорошо», а потом - «бац», вдруг катастрофа! Последствия сами за себя говорят!..

Не будем о грустном. Сейчас времена уже другие, можно и поменять кое-что! И действительно есть сегодня немало людей, желающих и пробующих жить иначе. Все-таки в нынешний переходный период они понимают, что ДЛЯ НОВОЙ ЖИЗНИ НУЖНО УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ, ВОЗВРАЩАТЬ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ НАВЫКИ ПОЗНАНИЯ И ДУМАНИЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ХОТЯ БЫ ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РЕАЛЬНОЙ ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА И СМЫСЛЕ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.

Нам вот стало известно, что с этой целью люди сегодня находят и читают старые учебники – те, которые достались от раннего периода оставшейся в прошлом страны «СССР». Например, среди них оказывается и школьный учебник психологии (см. Теплов Б.М. Психология. Учпедгиз, Москва, 1953г.).

Представляете, раньше в школе учили психологию! А на нашей памяти в старших классах школы был лишь какой-то невразумительно составленный предмет, называющийся «Этика и психология семейной жизни», который преподавался обычно неспециалистами и который, в конце концов, тоже отменили!

Ну, а что же касается возвращения к понятной психологии, то это правильно, кажется! Если не заниматься ею топорно (так можно только оттолкнуть от знания)!

Проблема ведь существует. Сколько же можно следовать за бурными эмоциями. Надо же когда-нибудь и НАУЧИТЬСЯ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ. А для этого нужно иметь хотя бы элементарное представление о том, как человек воспринимает окружающий мир и как формируется его сознание, что влияет на его поведение и убеждения…

Вот и нам стало интересно полистать старый учебник психологии для школьников – что же там было и почему ее с какого-то момента запретили преподавать в школах?

Если согласны, давайте полистаем вместе этот старый школьный учебник психологии!

Как оказалось, в первую очередь людей привлекает в старых учебниках ПОНЯТНЫЙ ЯЗЫК! Ведь психологической информации вообще-то сегодня полным-полно! Но современная научная психология (изображая серьезную науку для узких специалистов, а не для широкой публики), во-первых, ушла в теоретические и терминологические дебри, во-вторых, она преимущественно «западная», манипулятивная. Учит заставлять друг друга и принуждать окружающих делать то, что мы хотим для себя лично получить (как бы «человек человеку – вещь и робот»).

А наши люди, даже испорченные цивилизацией, стремятся вообще-то к душевности, понимания ищут! Вот почему и обращаются еще к старым книгам по психологии. Вдруг там какая подсказка! Важная для коренного улучшения хотя бы личной жизни.

Итак, открываем первые страницы старого школьного учебника Теплова Б.М. «Психология» (найдите этот учебник сами, мы ведь приводим только небольшие цитаты для комментариев).

И читаем там следующее:

***

 

Глава I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

§1. Общее понятие о психике

 

Психология – наука, изучающая психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер. Как протекают процессы восприятия, чувства, волевые процессы? Каковы законы памяти, воображения, мышления? Как развиваются способности и формируется характер человека? Вот вопросы, которыми занимается психология.

Человек является членом общества, и поэтому его психические свойства формируются под решающим влиянием общественных условий жизни. Именно в зависимости от условий жизни и деятельности человека в обществе развивается его психика, сознание...

…Источником ощущений, представлений, мыслей является внешний, материальный мир, а психика, сознание человека, является отображением окружающего мира.

Психика есть одно из свойств материи, возникшее в процессе её развития. Неорганическая материя не обладает этим свойством, она не ощущает и не мыслит; и в пределах органического мира далеко не всякая материя обладает психикой. Потребовался длинный путь развития живой природы, чтобы прийти к материи ощущающей и мыслящей. Психика человека есть особое свойство высокоорганизованной материи – свойство мозга. Свойство это заключается в отражении окружающей действительности.

Отражение предметов реального мира мозгом человека не следует понимать как пассивное отражение, подобное отражению в зеркале. Человек не пассивно воспринимает мир, он познаёт его в практической деятельности, активно воздействуя на природу и на других людей. В этой активной деятельности и возникают наши ощущения и восприятия – образы тех материальных предметов и явлений, которые через посредство органов чувств действуют на наш мозг, отражаются в нём.

Современная наука о мозге даёт нам знание физиологических процессов, совершающихся в работающем мозгу. Исследования И.П.Павлова в области высшей нервной деятельности открыли те физиологические процессы, которые составляют основу отражения реального мира мозгом человека. Эти исследования сняли покровы тайны с так называемой душевной деятельности: на огромном материале экспериментальных фактов доказано, что психика определяется внешними воздействиями, условиями существования.

Учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности, как величайшее достижение современной науки о мозге, является естественнонаучным фундаментом психологии.

Слово «психология» образовано из двух греческих слов: «псюхе» (душа) и «логос» (слово, учение), и значит «наука о душе».

По представлениям, возникшим ещё в древние времена и сохраняющимся до сего времени в религиозных верованиях и во взглядах некоторых буржуазных философов, душа – это нематериальное, бесплотное существо, живущее в теле человека и в момент смерти покидающее его. Согласно этим представлениям душа является носителем и причиной всей психической жизни человека: его чувств, мыслей, желаний. Такое понимание психики является идеалистическим.

Противоположное ему и единственно научное понимание психики – материалистическое. Мозг, а не бесплотная душа, есть орган нашей психической жизни, носитель всех наших психических процессов: мышления, чувств, воли. Отражательная деятельность мозга и составляет нашу психическую жизнь…

Психология изучает:

1. Психические процессы. Восприятие, запоминание, мышление, чувство, волевое решение – всё это различные виды психических процессов. Чтобы разобраться в сложном потоке душевной жизни человека, необходимо прежде всего распределить все психические процессы на определённые группы, выделить отдельные области, или стороны, психики, иначе говоря, произвести классификацию психических процессов. Наиболее общая и простая классификация основывается на различении трёх тесно связанных между собой сторон психической жизни: познания, чувства и воли.

Чтобы правильно понимать психическую жизнь человека, надо иметь в виду, что познание, чувство и воля не существуют обособленно друг от друга…

(продолжение следует)

 

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2020г.)

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», январь 2020

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2417