08.03.20

…(Продолжение. См. начало «ЗОВУ РИТМ», январь 2020)

Чувствуя, мы переживаем своё отношение к тому, что мы познаём или делаем; принимая волевое решение, мы исходим из определённых мыслей и чувств.

Психическая жизнь, несмотря на всю её сложность, изменчивость, кажущуюся иногда капризность и неустойчивость, подчинена, так же как и все другие явления действительности, определённым законам.

Психология имеет задачу установить законы психических процессов и тем самым дать научное объяснение этих процессов.

2. Психические свойства личности, т. е. наиболее существенные и устойчивые особенности, которые характеризуют каждого человека в отличие от других. К числу психических свойств личности относятся: интересы и склонности человека, его способности, его темперамент и характер.

Психология ставит перед собой задачу изучить формирование и развитие психических свойств человека. Как создаются интересы человека? Как развиваются его способности? Как формируется его характер? Исследование такого рода вопросов составляет одну из важнейших задач психологии…

 

…Вот такое начало из старого школьного учебника. На первый взгляд, кажется, все логично, все понятно. Только вот насколько понятно, что именно мы, т.е. каждый из нас, подразумеваем под каждым понятием, под изложенными мыслями?

Наверное, мы еще продолжим листать эту книгу. А пока хотелось бы подумать вот о чем. На данный момент мы с вами обозначили следующие моменты:

Первый момент касается состояния современного цивилизованного человечества, в какую сторону сегодня движется «технический прогресс» и якобы «развиваются» люди. По многим данным получается, что на самом деле техническим прогрессом прикрывается деградация человеческого. Когда техника «развивается», если можно так выразиться, а люди – нет!

Второй момент касается Природы, в которой у всего живого есть своя ниша. Естественная ниша есть, разумеется, и у «человека разумного». Но чем больше искусственного (вплоть до т.н. «искусственного интеллекта»), чем больше «цивилизованного», тем дальше люди пока что оказываются от своей естественной ниши. Люди как будто уходят из Природы и от своего предназначения. И ничем хорошим для отворачивающихся от Природы это не может закончиться. И все это от того, что люди сегодня слишком увлечены «социальной игрой», навязанной современному обществу «цивилизацией».

Третий момент заключается в том, что современная «цивилизованная» наука дает неполноценную картину мира. Большинство экспертов в своих оценках исходит из картины заведомо ограниченной, неполной. Потому что современная наука – формализованная, социализированная и технологизированная – во многом оторвана от живого мироздания и имеет лишь смутные представления о «большой» Реальности. Это видно и на примере психологии, о чем дальше еще будем говорить.

Искаженное и на много раз «научно» и «политически» подкорректированное прошлое (в данном случае это об официальной истории) не позволяет видеть, а что же происходило на самом деле, что за катастрофа случилась с людьми. В силу чего мы пришли именно к такому результату? Но даже по искаженным данным якобы «цивилизованного развития» и «научно-технического прогресса», что нам и подается в учебниках в качестве несомненного достижения, видно уже, что в этой картине похвастаться нечем. Наоборот, картина весьма тревожная. Снова и снова перечислять множество подтверждающих фактов и событий не стоит. Достаточно напомнить как бы «общефилософские» выводы деятельности «цивилизованного» человечества (об этом много сказано другими исследователями, об этом не раз напоминали и мы).

Если XIX век ознаменован ОТКАЗОМ ОТ БОГА, а XX век – ОТКАЗОМ ОТ ЧЕЛОВЕКА, то К ЧЕМУ ЖЕ МЫ ТОГДА ПРИДЕМ В XXI ВЕКЕ?

В данном случае мы не уходим от темы, от психологии, а наоборот, стараемся максимально уточнить, О ЧЕМ РЕЧЬ НА САМОМ ДЕЛЕ! Это важно, потому что уже давно люди перестали понимать языки, на которых они общаются, несмотря на большое число разного рода учебников и словарей. Все становится у людей условным. Все буквально забалтывается, каждое следующее поколение понимает сказанное ранее иначе. В результате, ни преемственности знания и опыта, ни ориентиров в реальности у современных людей в большинстве случаев уже не остается!

Вот и здесь, вроде бы само слово «ПСИХОЛОГИЯ» - в переводе с греческого – это «душа + знание», т.е. ЗНАНИЕ О ДУШЕ или ЗНАНИЕ ДУШИ, или УЧЕНИЕ О ДУШЕ.

Выходит, когда-то люди признавали душу!

А теперь?

А теперь ни в одном научном справочнике не найти о душе ничего. НАУКА ДАВНО ОТКАЗАЛАСЬ ОТ ДУШИ. Более того все чаще и чаще сегодня констатируют то, что было известно давно, т.е. одновременный «научный» отказ, помимо души и Бога, еще и от всего т.н. «тонкого мира», другого плана бытия, Вселенной и всего мироздания, плана бытия, который можно познавать только совершенствуя себя и раскрывая свои природные способности. Поэтому и психология, после отказа от всего важного для человека разумного, это теперь всего лишь:

- «наука, изучающая человеческую психику, закономерности в поведении отдельных людей и их групп, а также особенности их взаимодействия между собой, т.е. изучающая все психические процессы – как осознаваемые человеком, так и не осознаваемые...»

И считается теперь, что психология - наука очень молодая, что она возникла только к концу XIX века. А все, что было до этого, - теперь уже ненаучно. Хотя и оставили из всего, что было в прошлом, очень мало, чтобы достоверно судить о нем, прошлом, что там было и как. Все лишнее для «нового порядка» уничтожено. Все якобы «ненаучное» зачеркивается и начинается все с нуля, чтобы мы не знали, откуда мы и куда. А вместо «истоков человечества» рисуется уже какая-то жутко фантастическая картина прошлого, представляемая людьми, которые его, это прошлое, либо совсем не понимают, либо хотят оболгать.

Даже в учебнике, который мы с вами сейчас листаем, сказано, что

«Психология – наука, изучающая психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания… интересы и способности человека, его темперамент и характер…»

Т.е. о душе теперь могут говорить только в религиозной и художественной литературе. А наука говорит только о «психических процессах», осознаваемых и неосознаваемых.

Узнавая об этом, многие интуитивно чувствуют, что у них как бы отнимают важную сферу познания жизни или хотят скрыть ее (мы говорим о тех, кто задумывается о жизни, а не о тех, кто живет бездумно).

А что же тогда остается? И начинаем ли после этого лучше понимать природу человека, лучше раскрывать и применять свой личный потенциал, лучше ориентироваться в реальности?

Хочется в этом месте, прежде чем продолжать наш рассказ дальше, привести вкратце красноречивые суждения современного известного нейропсихолога Татьяны Черниговской (с такого вот источника: https://rusplt.ru):

Это очень важно. Следите за мыслями (цитатами)!

- …А какой мир на самом деле? Вот это и есть единственный вопрос. Мир на самом деле, независимо от наших глаз, ушей, мозгов, а он есть вообще?.. Для человека, у которого галлюцинации – они точно такая же реальность, как и мир для нас. А вы тогда с чего вообще взяли, что всё, что вокруг нас – не галлюцинация? Какие у вас доказательства?.. Может, у нас коллективная галлюцинация… Субъективный мир – это тот мир, который я вижу. А почему я такой мир вижу? Потому что такие глаза, такие уши, такие носы, такая кожная чувствительность, и прочая. Вот как Господь нас создал…

Вы поймите правильно! Нейропсихолог не шутит, а ставит трезвый вопрос! Несмотря на чрезвычайное многословие в науке, несмотря на лишь кое-какое пользование природными ресурсами и материалами, между прочим, включая и самого человека, современная НАУКА НЕ ЗНАЕТ ПРИРОДУ! На кого же еще сослаться в такой ситуации, кроме «Господа»?

Очень простыми словами говорит Татьяна Черниговская о том, что:

- «…Мы - это то, что мы помним. Если у нас стереть нашу память, то мы перестанем быть собой.

Мы – это то, что мы знаем. В противном случае мы просто организм, который… и это я с любовью к человечеству сообщаю, что стремительно идет к тому, чтобы стать сборищем организмов, которые просто переваривают пищу. Вот если это так – то тогда я спрашиваю, стоило ли рождаться.

Мы – это то, как мы себя идентифицируем. Мы как котёнок, смотримся в зеркало, и не всегда видим льва, считаем себя ничтожествами, набитыми комплексами, что ничего не можем, ничего не умеем…

Мы – это то, как мы себя размещаем во времени и пространстве. Недаром, когда человек попадает в психиатрическую клинику, ему сразу говорят: как вас зовут? Который год? Это как ориентировка, где ты находишься. У нас много временных шкал, например, общей истории земли и человечества, есть история меня как моей жизни. Есть шкала дня недели, мы - это то, куда мы себя помещаем. Здоровая психика – это когда человек знает, где он, когда он, несмотря на все противоречия и обстоятельства себя как-то узнаёт. Это меня веселит: возьмите свои фотографии, где вам 2, 4 месяца. С чего вы вообще взяли, что вы – это вы? Там же вообще другое. Поменялось тело сто раз, кожа вся, всё, мировоззрение, был либерал и романтик, а стал ретроград и вообще мерзавец. А потом ещё раз передумал. Что вам даёт основания считать, что это всё ещё одна и та же личность, кроме паспорта?

А мы миру доверяем? Мы про мир что-нибудь знаем, потому что у нас есть дверь в мозг – в англоязычных книжках так и пишут, windows или doors to the brain, это что? Это органы чувств. Уши, глаза, носы и так далее. Каким мир видим – такой он и есть. Как смогли, так и потрогали, унюхали… а мы себе-то доверяем?

Что считать реальностью? Что происходит на самом деле или где-то висит? Мы сотрудничаем с миром и хотим с ним быть в каких-то отношениях? Мы пытаемся понять других? Вот другие – это термин, который означает другое сознание. Это может быть просто другой человек, даже если он близкий друг. Кошка, мышка, муравей, инопланетянин… у вас какое есть основание считать, что они смотрят на мир так, как мы?

Мы можем чувствительность рецепторов у животных измерить, знаем, как примерно кто что видит, а в смысле видит и понял – это голова, и вот туда мы влезть не можем. Мы можем посмотреть на мозг с помощью томографов, но это не поможет…»

(и т.д. см. источник: https://rusplt.ru/society/tatyana-chernigovskaya-tsivilizatsiya-37415.html)

 

Вот так. Поэтому легко сказать, как в учебнике психологии, что «…источником ощущений, представлений, мыслей является внешний, материальный мир, а психика, сознание человека, является отображением окружающего мира…»

А ВОТ КАК ЭТО ВСЕ ПРОИСХОДИТ И С ЧЕМ СВЯЗАНО? КАК ЭТО ПРЕДСТАВИТЬ И КАК ЭТИМ НАУЧИТЬСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ?

Ответа в пределах современной науки на самом деле нет (если не считать «ответом» разные там манипулятивные психотехники, рассчитанные на кратковременные «достижения» и «успех» в социуме, которые растают как дым).

Чтобы искать ответ, нужно совершенствоваться и даже выйти на передний край науки, шагнуть в неведомое, непознанное.

Все на самом деле еще вовсе не столь ясно, как нам порой кажется и как бодро об этом говорят в литературе, в т.ч. и научной.

Пока лично не познано и не освоено, для каждого все это – лишь слова, слова, слова

Поэтому и разговор о психологии, разговор об этом советском учебнике, а далее еще и по отдельным темам и терминам этой науки – это не так-то просто. Нам очень хочется, чтобы вы вникали во все детали, чтобы психология для вас не осталась просто словами, чтобы вы извлекли пользу, чтобы это помогало вам ориентироваться в реальности и осмыслить свою жизнь на перспективу

А еще разговор о том, что в нашей стране до определенного времени был совершенно иной подход к знаниям, к науке, к образованию в целом и к учебникам в частности. Разговор о том, что тот прошлый и разрушенный подход позволял достигать очень серьезных положительных результатов. Что теперь? 

(Продолжение следует)

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2020г.)

 

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", февраль 2020

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2423