30.04.20
Проекты » Культура оздоровления души и тела » Психология » Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) » Возрождение здравомыслия (или По страницам забытой "Логики") - 4
https://psyforums.r.worldssl.net

(Продолжение чтения учебника: С.Н.Виноградов, А.Ф.Кузьмин. Логика. Москва, 1954. См. начало в «ЗОВУ РИТМ», январь-март 2020)

Продолжаем с вами чтение школьного учебника «Логика» 50-х годов СССР дальше. Во избежание повторов некоторые моменты мы здесь пропустим (например, тема «мышление и язык» подробно рассматривается в наших работах по языкознанию). А вот о значении логики для мышления можно привести короткую цитату еще раз:

 

§ 5. Значение логики.

 

Можно логично рассуждать и не зная науки логики, так же, например, как можно практически владеть языком, не изучив грамматики. Но как изучение грамматики повышает культуру нашей устной и письменной речи, так и изучение науки логики повышает культуру нашего мышления.

Чтобы научиться стройно и последовательно излагать свои мысли, правильно пользоваться логическими формами, надо знать науку логику…

Известный русский педагог К.Д.Ушинский говорил, что основания разумной речи находятся в логическом мышлении.

Знаменитый русский учёный К.А.Тимирязев считал прямой обязанностью каждого гражданина развивать в себе способность к логическому мышлению...

Содержание мыслей, конкретные знания всегда являются главным, основным в правильном мышлении. Поэтому не следует думать, что с помощью одной только логики можно научиться правильно мыслить. Логика не может заменить фактических знаний, которые приобретаются путём изучения других наук, путём активного участия в производственной и общественной работе.

Изучение логики оказывает большую помощь в процессе овладения новыми знаниями. Логика помогает скорее и глубже понять содержание учебного материала, подготовиться к урокам, решить задачи, стройно и последовательно изложить свои мысли - в устной или письменной форме - и обосновать свои рассуждения. Логика помогает найти и выделить главное, основное в изучаемом материале, лучше усвоить его содержание…

 

Быстрого чтения учебника логики у нас не получается. Сами понимаете, мы же с вами перемещаться во времени в ту эпоху, эпоху 50-х годов СССР, не собираемся, нам с вами жить сегодня. Из этого учебника нам нужна только система мышления, да и та уже в переработанном виде, потому что ту логику, да еще в идеологическом преломлении и с социальными условностями того времени, нельзя линейно приложить к настоящему моменту.

Мы все же живем в совершенно другой эпохе. Более того, живем в переломный момент, когда старое уже не работает, а нового еще почти нет. Из старого мы с вами можем взять только опыт! В данном случае, опыт логических решений. Поэтому, читая старый учебник логики, мы с вами постоянно обращаемся к происходящему сегодня, раз приходится осмысливать и переосмысливать постоянно меняющуюся ситуацию.

А это сложно. Сами видите, вроде бы с одной стороны в обществе наблюдается стремление все рационализировать, формализовать, заключить в рамки простой, всем понятной логичности. Но иногда, как говорится в старой поговорке, простота хуже воровства. Упрощение сопровождается упущениями, с утратой богатого содержания. А еще, о чем не принято рассуждать, упрощение связано с понижением эволюционного уровня человеческого бытия. Мы же с вами не хотим переселяться в пещеры? А вот упрощение быта и образа мышления нас сталкивает на более низкий, на минерально-растительный уровень, так сказать, жития-бытия. А на таком низком уровне, как вы можете оценить сами, оглядываясь вокруг, кипят страсти, зашкаливают эмоции, и нет уже никаких правил. С одной стороны, вроде бы желание придерживаться определенной логики. А с другой, буря эмоций, вплоть до игнорирования всякой логики. И в этой противоречивости приходится как-то ориентироваться. Вот как сегодня.

Об этом, например, рассуждает в своем выступлении известный современный ученый Татьяна Черниговская (см. видеоролик от 6 июня 2019 года https://www.youtube.com/watch?v=p6UEBWCPJws  или https://www.poisknews.ru/category/video).

Приведем здесь и краткий пересказ ее выступления для тех, кому некогда выйти лишний раз в интернет:

 

«…В последние годы социальный мир начал рассыпаться с нарастающей плохой энергией. Я не имею в виду, что раньше люди были хорошие, а теперь они стали плохие. Всегда были мерзавцы, были наглецы, были лгуны, были праведники…

Но были правила, которые эти отрицательные персонажи сознательно нарушали. Они говорили: «на ваши правила нам наплевать». Но то, что раньше в эти правила укладывалось, теперь вроде никуда не укладывается…

Сейчас эта система рухнула целиком. Никто не верит никому. Фактам верить нельзя, потому что неизвестно, факты они или не факты.

Я не намекаю на то, что стало банальным – что называется fake news, это вообще всем известно…

Это касается вообще всего. Поскольку существуют огромные хранилища в интернете, в сети, где собрано всякое. И то, что является истиной. И то, что является придуманным две минуты назад, но хорошо сказанным. И то, что вчера было истинным, но сегодня уже опровергнуто, и никто не дал себе труда это опровержение опубликовать… Сказать всем, что было открытие, и стул больше не стул, а арбуз.

Так что маленькие дети, не говоря о студентах и взрослых людях, ежели чуть какой вопрос появляется, - лезут естественно в Википедию. И там могут найти как информацию, которая правда, так и информацию, которая с той же степенью вероятности никакого отношения к правде не имеет. Но я Википедию привела как крайний пример. Кроме Википедии там масса всего, с чем неизвестно что делать. Вот это даже нам, ученым, интересно, на самом деле...

Какие у меня есть ключи верификации истинности или неистинности? Мне скажут: «Да, но это опубликованная статья!». Тоже мне заявление! Сколько журналов, которые должны целиком отправиться в печку как можно скорее. Исчезла настоящая экспертиза.

Вы мне на это можете сказать, что нет, все-таки не исчезла, есть мировые журналы международные, где еще какая идет экспертиза!

Согласна, но у меня есть и другие соображения по этому поводу, а именно – журналы принадлежат определенным школам. Я в данный момент имею в виду уже не бизнес там и такие вот интересы, как бы низкого сорта. Одни придерживаются таких идей в науке, а другие придерживаются других в науке. И они друг друга считают либо плохими профессионалами, либо чуть ли не жуликами. Статья, которая попала сюда, а написана в парадигме вот той, будет отвергнута как идиотская статья или мура. Хотя на самом деле это вполне нормальная статья, просто люди стоят на противоположных позициях...

Я собственно к чему это рассказываю. Мир в этом смысле стал таким пестрым, что нужно иметь довольно много, как сейчас сказали бы, аутсайдерской информации, другой информации, для того чтобы понять, что ты получаешь. И тут встает совсем плохой вопрос – а именно, а что мы будем считать правдой? Все-таки Куликовская битва была или нет? Мы же найдем людей, которые скажут: «не было ее, все это выдумано». Более того, эти люди будут профессора с хорошим индексом цитирования, и они хорошие честные ученые. Просто они с другого бока на эту тему смотрят. А что должен делать школьник или студент? Вот как ему быть?..

В общем, я не хочу застревать на этой теме. Моя идея как бы, которую я этим хочу сказать -

Рухнуло все. Нет доверия к социальным фактам, нарушены все правила игры в политической сфере. Если мы договорились, что вы не будете этого делать, то я подразумеваю, что если мы с вами люди из одной социальной страты, то эта договоренность какой-то смысл имеет, да? А оказывается, что уже нет. Вчера договорились, а сегодня передумали. Без объявления войны нарушаются все правила – и все! Примеров этого мы видим сотни, если не тысячи ежедневно!..»

 

Итак, пора обозначить, прежде чем читать дальше (на данный момент мы с вами одолели только одну главу учебника «Логика», которая называется «Предмет и задачи науки логики»), некоторые промежуточные выводы. При этом к тем выводам, которые попутно делали до этого, возвращаться пока не будем, ограничимся рамками обозначенной здесь ситуации (для чего и взяли большой фрагмент выступления Татьяны Черниговской).

Что мы имеем в данном случае?

Во-первых, нет у современной науки, оторванной от реальности, критериев выяснения, где правда, а где неправда. Отсюда как раз то, что «фактам верить нельзя». Верить нельзя потому, что реальность с ее динамикой остается по одну сторону постепенно образовавшейся «трещины», а мышление, оторванное от реальности, с его абстрактными, т.е. искусственными интерпретациями реальности, оказывается по другую сторону. Отсюда же острая проблема с «ключами верификации истины», как говорят ученые, а значит, и проблема с ЛОГИКОЙ в целом, в ее современном положении.

Ведь в последнее время и наука логики разветвляется, дробится на всякие там «логические науки», чего в самом начале разговора о логике мы с вами уже касались. Грубо говоря, наука как бы «развивается» сама по себе, как бы «размножается» путем «деления», как примитивные формы жизни минерально-растительного уровня. И «факты» служат только «пищей», «кормом» для вновь рождающихся наук. А реальность  существует сама по себе, вне технократических наук.

О том, что нужно двигаться в обратную сторону, в исходную – к ЦЕЛОСТНОСТИ – вспоминают в такой ситуации редко!

Во-вторых, в условиях, когда фактически мыслят неправильно и живут неправильно, люди деградируют, т.е. понижается их эволюционный уровень. Не случайно на сегодня «доминантой» современной технократической цивилизации оказывается уже нижний, минерально-растительный уровень эволюции жизни. И технический прогресс не компенсирует, а только усугубляет проблемы современного человечества.

Простите, но в таких условиях мы с вами можем сколько угодно говорить о правильном мышлении, о логике, только вот на минерально-растительном уровне превалировать будут эмоции! Что вы сами и наблюдаете вокруг. Вот почему и говорится для тех, кто способен еще понимать, что «все правильные мысли приходят только после того, когда эмоции заканчиваются».

Логика, она выше минерально-растительного уровня (мы в данном случае имеем в виду не абстрактные теории, существующие только в уме, оторванные от реальности, а как раз, можно сказать, живую логику, очень даже конкретно соединенную с реальностью в единое целое).

А раз у деградирующих людей превалируют эмоции, и логика у них работает только на как бы «короткой дистанции», не дальше собственного носа и сиюминутных интересов (частных, групповых, общих), то, разумеется, все чаще и чаще теперь «нарушаются все правила игры» на всех уровнях.

Но «правила игры нарушаются» не только вследствие деградации людей, а еще и в поиске новых правил для меняющихся на наших глазах условий окружающей действительности. И это оказывается еще одним фактором, о котором можем сказать «в-третьих».

И вот, в-третьих, меняется сама реальность, и в ней нужно будет мыслить и жить совершенно иначе.

РЕАЛЬНОСТЬ всегда динамична, многогранна, многомерна. Просто люди в какой-то момент оказались как бы в каком-то «постоянном мире», с «политикой» и «экономикой» там, всем как бы известными простыми «правилами игры». Оказались в мире грубом, страшном и даже жестоком, но понятном для запуганного простого ума. Оказались люди в мире противоестественном, как бы изолированном, как бы закрытом на какой-то «карантин» (и мы сейчас имеем в виду не муссируемую в СМИ тему «пандемии коронавируса», а весь отрезок времени существования современной цивилизации в последние века). Период этого, условно говоря, «карантина» примерно в тысячу лет заканчивается, а соответственно восприятию людей ОТКРЫВАЕТСЯ НАСТОЯЩАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, т.е. как бы исчезают границы (т.е. «открываются глаза»). И люди из искусственной среды технократической цивилизации оказываются В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. А в ней, разумеется, жить нужно по природным законам, а не по искусственным, которые были для «технократической цивилизации». По-другому просто невозможно!

Именно об этом мы и рассказывали все последние два десятка лет в наших статьях и книгах (от «Команды ЗоВУ» и «РИТМ»). Рассказывали для того, чтобы нас услышали и готовились к предстоящей НОВОЙ ЖИЗНИ. Все эти наши публицистические работы актуальны по сей день...

(Продолжение следует)

 

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2020г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", апрель 2020

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2434