07.03.21
https://absolutera.ru

А вы знаете? Впрочем, это довольно распространенная ситуация в современном обществе. Обычно дальше общих слов, сути которых говорящие и сами плохо понимают, дело и не идет. Сейчас у многих людей вообще плохо с аналитическим развернутым мышлением и аргументацией (наверное, и вы замечали, как в комментариях участники обсуждения уже через несколько коротких эмоциональных фраз скатываются к ругани и безвозвратно уходят от темы), хотя обучаемость у них на уровне приспособления к технике пока еще достаточная. А повод написать на эту тему подвернулся случайно.

Идея статьи родилась с того момента, когда попалась совершенно случайно на Ютубе китайская фантастическая мелодрама "Искусственная девушка" (2017), режиссер Се Юньпэн. Наверное, пересказывать вообще нет смысла. Мы ведь вообще-то не о фильме, а о том, что за этим фильмом стоит. Поэтому ограничимся аннотацией к фильму:

«Доудоу (Дун Нина) - робот нового поколения, подаренная одинокому мужчине Ян Дуном (Се Юньпэн) его лучшим другом. Доудоу нужна для того, чтобы готовить, убирать и удовлетворять своего хозяина в постели, но с самого начала она ведет себя не совсем как робот и больше всего на свете хочет стать человеком и познать настоящую любовь…»

Сюжет разворачивается почти как боевик, с похищениями, коварством и обманом, ревностью и нежными чувствами, чтобы можно было сопереживать происходящему на экране и даже умилительную слезу пустить к концу от счастливого финала. Когда герой, наконец, примет «чувства» робота к нему, как «чувства человека», и далее у него на много-много лет «счастье» с «искусственной девушкой», пока в конце мы не увидим уже седого немощного старика, сидящего в инвалидной коляске, которую толкает все та же неизменно молодая «искусственная девушка», якобы научившаяся преданно «любить по-человечески». Смотрите, если интересно (ссылка, если не поменяется со временем: https://youtu.be/Abo5_n9piyU).

Но мы, как уже сказано, не ради такой рекомендации заговорили о фильме. Вопрос в том, о чем фильм на самом деле, что нам хотят сказать создатели этой картины? Может быть, в этом диалоге, когда в фильме робот Доудоу возвращается к своему создателю, чтобы сказать ему:

- «Я хочу человеческое сердце… Вы сделали меня, верно?.. Вы наделили меня способностью к обучению и анализу… Я очень хочу быть с ним, со своим хозяином… Я хочу избавиться от этого желания, но чем больше я этого хочу, тем сильнее оно становится. Доктор, надеюсь, вы мне дадите сердце… Я хочу, чтобы он знал мою любовь… Я не хочу быть просто игрушкой для него…»

Соответственно, возникает вопрос, откуда такой странный запрос у робота, ну почти как у героев сказки «Волшебник Изумрудного города» А.М.Волкова (1939), которые тоже пришли к «волшебнику Гудвину» за тем, чего им якобы недостает, и что у них на самом деле есть? Помните оттуда: «На самом деле Страшила, Дровосек и Лев давно уже обладали качествами, о которых мечтали, но им просто не хватало веры в себя».

Но не будем отвлекаться, а вернемся к нашей теме. Робот – это, конечно, общее понятие. Сейчас в области робототехники довольно разветвленная терминология. И вы сами слышите отовсюду, как назойливо нам сегодня навязываются понятия «искусственный интеллект», «цифровая экономика» и даже «цифровой концлагерь». В данном случае, конечно, речь идет об «андроиде», т.е. буквально о «человекоподобии».

В справочниках пишут, что андроид – это обычно «робот-гуманоид или синтетический организм, предназначенный для того, чтобы выглядеть и действовать наподобие человека. Такой робот может оснащаться органами биологического происхождения, либо другими, не уступающими по функциональности и внешнему виду. Как персонажи из научной фантастики, андроиды встречаются во многих кинофильмах («Бегущий по лезвию», «Искусственный разум», «Ева: искусственный разум», «Двухсотлетний человек», «Я, робот», «Из машины», «Пассажиры» и т.д., а также в видеоиграх…»

В данном случае не исключается и некоторый элемент клонирования – видимо, для объяснения странных для робота (но, можно добавить, естественных для человека) запросов «искусственной девушки». Объяснение кроется в словах «доктора», создателя этого робота, у которого, оказывается, когда-то была дочь, больная раком:

- «…Чтобы сохранить память о нем, я извлек ее несколько мозговых клеток и сохранил их. А потом вживил их тебе… Так что ты вполне можешь стать человеком. У тебя уже есть сердце…»

Понимаете теперь, почему мы вспомнили в этом месте великого и могучего Гудвина?!

А зрители фильма в своих комментариях говорят о другом. Вот несколько цитат:

- Есть японский фильм, он называется "Моя девушка киборг". Это копия на тот фильм, правда, сюжет изменён…

- Фильм слизан с игры, даже сцена когда ее чуть не разобрали из «Detroit: Become Human» 2015… с них слизано…

- Китайская копия Спилберга "It" («Искусственный интеллект»), только коротко и концовка изменена…

- Китайцы искусно научились заниматься плагиатом, но так и не научились вкладывать душу в претворяемое творчество во всём…

Но нам больше всего понравилось в комментариях зрителей к фильму такое высказывание:

- Мудрый фильм. Андроид мечтает о сердце, когда люди о нём даже не вспоминают…

М-да, в китайском фильме робот Доудоу, от лица которого ведется рассказ, в финале говорит:

- Я снова жива! Быть человеком здорово!

Наверное, эту сцену лучше показать людям, подражающим роботу в танцах и поведении?

А мы отправились искать «Искусственный разум» Стивена Спилберга, о котором зрители тут намекнули:

- «Искусственный разум» - очень хорош, но довольно тяжёлый в плане душевных переживаний. Не развлекательный. Смотрите на одном дыхании…

Как понимаете, отправились мы за первоисточником.

***

«Искусственный разум» - американский научно-фантастический фильм-драма режиссёра Стивена Спилберга, снятый в 2001 году по мотивам рассказа Брайана Олдиса «Суперигрушек хватает на всё лето» (1969). Экранизация вольная, именно лишь «по мотивам», у создателей фильма начала XXI века, видимо, была другая задача, чем у писателя в 60-е годы XX столетия. Все-таки вокруг почти у всех «компьютеры» и на носу уже «цифровизация». Или вы думаете, что технопарк людям навязывается действительно для их блага? В общем, сюжет начинается в фильме С.Спилберга с того, что:

«…Дэвид - мальчикоподобный робот, запрограммированный на любовь к своим человеческим владельцам. Компания тестирует своё творение на одном из сотрудников, Генри Свинтоне, и его жене, Монике. Сын Свинтонов, Мартин, был помещён в анабиоз до того момента, пока не найдётся способ вылечить его редкую болезнь. Несмотря на то, что Монику поначалу пугал Дэвид, она всё же активировала в нём программу проецирования любви. Дэвид также подружился с Тедди, роботом-плюшевым мишкой, который заботится о благополучии андроида. После того как лечение для Мартина было найдено, тот возвращается домой, где наступает соперничество между ним и Дэвидом…»

Что это за «любовь» имеется в виду, которую можно «программировать» и «проецировать» на кого-нибудь, видимо, нужно посмотреть в фильме, потому что, как мы с вами давно знаем, слова каждый человек понимает по-своему. Да и в фильме, вполне в духе С.Спилберга, дальше начинается такое смешение человеческого с нечеловеческим, что в этом некий «порядок» может найти разве что сам режиссер. Судите сами, вот цитата из описания сюжета фильма:

«…В Манхэттене Дэвид встречает своего создателя, профессора Аллена Хобби, который рассказывает ему, что их встреча - это эксперимент, показывающий реальность любви и желания Дэвида. Кроме того, становится ясно, что изготовлено уже много копий Дэвида, в том числе и версии женского пола. Дэвид, к своему сожалению, осознаёт, что не является уникальным. Впав в уныние, он пытается покончить жизнь самоубийством, упав с выступа небоскрёба в океан…»

Такой поворот и такие технические «способности» уподобиться человеку – это действительно похлеще, чем китайские переживания андроида в предыдущем фильме! А финальная часть фильма - как будто вообще в стиле фильма ужасов, которая в приложении к жанру фантастики, в которой в данном случае мы не увидели «научности», хотя фильм считается «научно-фантастическим», так вот финальная часть и ужасна, и смешна (смешна, скорей с научной точки зрения). Вот как это рассказывается в описании к фильму:

«…Дэвид и Тедди спускаются на дно на поиски Феи, которая оказывается статуей из аттракциона. Тедди и Дэвид оказываются в ловушке, когда колесо обозрения падает на их транспортное средство. Полагая, что Голубая Фея реальна, Дэвид просит, чтобы она превратила его в настоящего мальчика, повторяя своё желание до того момента, пока его внутренний источник питания не кончается. Так проходит две тысячи лет. Человечество вымерло, а Манхэттен похоронен под несколькими сотнями футов льда. Роботы превратились в высокоразвитые гуманоидные формы. Они находят Дэвида и Тедди, выясняют, что те являются древними роботами, которые видели живых людей, и размораживают их. …Получив и осмыслив воспоминания Дэвида, футуристические роботы реконструируют дом семьи Свинтон и объясняют ему при помощи интерактивного изображения Голубой Феи, что невозможно сделать его человеком. Тем не менее, по настоянию Дэвида, они воссоздают Монику через образец ДНК из пряди её волос, которую сохранил Тедди. Но она может жить лишь один день, и этот процесс не может быть повторён. Дэвид проводит свой самый счастливый день с Моникой и с Тедди. В конце дня она ложится спать в последний раз; Дэвид ложится рядом с ней, закрывает глаза и отправляется «туда, где рождаются мечты». Робот-медвежонок Тедди залезает на кровать и смотрит на засыпающих Дэвида и Монику…» (источник: Википедия)

Судя по этому сюжету, сам С.Спилберг прекрасно понимает, что робота «невозможно сделать человеком». Поэтому особенно забавно выглядит, как робот Девид проводит «свой самый счастливый день»!

Тут и вспомнишь невольно А.Гайдара с его афористичными словами: «что такое счастье, каждый понимал по-своему»! Оказывается, по С.Спилбергу, «счастье» бывает даже у робота! Вот до чего можно исказить представления о жизни!

В общем, хотите увидеть «счастье» робота - посмотрите фильм С.Спилберга! Интересно ведь, чего тут больше, режиссерских фантазий или непонимания живой реальности? Или перед нами недоигранное детство С.Спилберга?

Недаром, наверное, Брайан Олдис, по мотивам рассказа которого нафантазировали этот фильм, высказался о фильме С.Спилберга так:

- Это хрень. Научная фантастика должна быть логичной, а здесь обилие логических ошибок!..

Мы тоже не поняли момента «перехода», откуда у робота «ну совсем человеческое»? Какой-то фантастический «скачок», без промежуточных звеньев эволюции, как сказали бы антропологи, и только! Если у такого фильма кассовые сборы на сотни миллионов долларов и немало положительных отзывов кинокритиков, то это – на наш взгляд, пускай субъективный, тоже показатель низкого уровня современной цивилизации, заслуживающей такую «хрень»!

А мы отправляемся дальше, к первоисточнику 60-х годов ХХ века, когда деградация не так сильно была заметна, как сегодня.

Что же было там, на заре робототехники? Может быть, раньше мыслили более здраво, чем сегодня, когда технократическая цивилизация уже зашла в тупик?

***

Итак, «Суперигрушек хватает на всё лето» (англ. Super-Toys Last All Summer Long) - научно-фантастический рассказ Брайана Олдисса 1969 года (рассказ в переводе с английского можно прочитать по ссылке: https://www.litmir.me/br/?b=285610&p=1). Начать хочется здесь с найденного нами читательского отзыва, потому что в нем много интересных моментов о рассказе (приводим сокращенно):

«Любителям экшена рассказ Б.Олдисса "Суперигрушек хватает на все лето" может показаться скучным, тоскливым, лишенным динамики и даже полноценного сюжета. И со всем этим, в общем-то, можно согласиться. Фантастика Олдисса - не приключенчески-захватывающая, она - философская. Для меня это основной критерий ценности литературы любого жанра

Разыскала и прочитала рассказ после просмотра фильма Спилберга "Искусственный разум", который был создан по мотивам "Суперигрушек". К достоинствам фильма, сохранившего, все же, основной мотив рассказа - мотив одиночества, как раз можно отнести напряженную динамичность, насыщенность событиями, новыми персонажами, приключенческую составляющую. Получился, скорее, экшен. Именно поэтому, я думаю, фильм многим нравится больше, чем книга. Но вот идея за этими всеми чисто внешними моментами, спецэффектами оказалась практически вытесненной. У зрителя после просмотра только и возникают вопросы: зачем вообще создавать таких роботов, да еще и принимать их в семью?

Книга же на первый план выдвигает не события или собственно событие принятия биологическими родителями в семью ребенка-андроида, а идею или даже комплекс идей: идея о человеческой противоречивости и непостижимости (человек хочет быть любимым, программирует на любовь машину, но не верит в любовь машины); проблема взаимовосприятия, неспособности адекватно воспринять себя глазами другого (Дэвид не понимает равнодушия к нему родителей и страдает от этого, потому что не воспринимает себя так, как воспринимают они, - в качестве машины; с другой стороны, Моника чувствует себя одинокой, потому что не воспринимает себя в качестве объекта любви для Дэвида, ведь она знает, что он - машина, а разве способна машина чувствовать?); идея сложности определения идеала - одна из ключевых в рассказе: герои пытаются определить для себя понятие "настоящий" в значении "хороший", т. е. такой, который соответствует некому общепринятому образцу. Первоначальная, лишь кажущаяся очевидной, идея о том, что андроид Дэвид более настоящий и человечный, чем его биологические родители, потому что он их любит, а они его нет, не оправдывает себя - "Никто не знает, что на самом деле значит "настоящие" - т.к. родители как раз очень хотят быть родителями, больше всего на свете. Вот только ребеночка они хотят... настоящего. Отказ от попыток определения понятия "настоящие" применительно к родителям позволяет главному герою не ожесточиться против родителей, а по-прежнему нежно любить их. В этом, я думаю, основная мысль рассказа: если кого-то любишь, не рационализируй, не рассуждай и не пытайся логически объяснить себе причины его поступков или слов. Просто люби. Не разум, а любовь, пусть даже отвергнутая, придает существованию подлинный смысл. Истина эта не нова, конечно, но, читая "Суперигрушки", ее постигаешь не только умом, но и сердцем». (Источник: https://otzovik.com/review_4994289.html)

***

Очень хочется привести несколько авторских цитат из этого рассказа Брайана Олдисса (в переводе с английского Владимира Гришечкина, в журнале «Если», №4 - 2002г.):

- Задыхающийся от перенаселения мир - идеальное место, чтобы чувствовать себя одиноко…

- …На мировом рынке появились наши первые синтетические жизнеформы… Вот парадокс: мы научились создавать жизнь, живую материю, но не разум…

- Несмотря на то, что три четверти всех людей в нашем перенаселенном мире голодают, благодаря закону об ограничении рождаемости нам с вами продуктов пока хватает. Наша главная проблема - ожирение, а не истощение…

Это так, антураж, на фоне которого высвечиваются основные идеи рассказа.

С одной стороны, о достижениях цивилизации, вероятных в далеком будущем (ведь перед нами фантастический рассказ). Например, вот:

- Искусственный слуга станет как бы продолжением помещенного у него в голове компьютера. Это миниатюризованное устройство будет в состоянии справиться с любой ситуацией, решить любую проблему, какая только может возникнуть в среднестатистическом доме - разумеется, с некоторыми оговорками... Наш слуга обладает интеллектом, который поддается контролю извне… В черепе нашего синтетического "домработника" помещается небольшой компьютер... Мы сумели найти способ напрямую соединить компьютер с синтетической плотью…

- В будущем мы планируем выпускать слуг более совершенной конструкции с признаками как мужского, так и женского пола. Они не будут иметь тех ограничений, о которых я уже упоминал, и - обещаю вам! - это будут подлинные биоэлектронные организмы. Компьютерный мозг этой модели будет не только обладать способностью к индивидуальному программированию - мы намерены соединить его с Мировой информационной сетью. Благодаря этому каждый покупатель нашей продукции сможет иметь дома собственного биоэлектронного Эйнштейна. Персональное одиночество будет побеждено раз и навсегда!..

Вот так в 60-годы ХХ века мечтали победить в далеком будущем ОДИНОЧЕСТВО людей, которое давало знать о себе уже в те годы. Вот так мечтали обустроить людям КОМФОРТ в капиталистическом обществе. Даже квартиры обозначены в рассказе, вот цитата:

«…Открыв дверь (замок сработал, отреагировав на рисунок сетчатки глаза Генри), он вошел в квартиру, синтетический слуга - следом. И тотчас Генри окружила знакомая иллюзия сада, купающегося в вечном лете. Он и сам порой удивлялся, каких успехов достигла техника полиреала, создававшая внушительных размеров миражи в ограниченных пространствах современных квартир. Прямо перед ним цвели розы и глицинии, чуть дальше стоял дом. Иллюзия была полной - белоснежный особняк в георгианском стиле выглядел уютно и гостеприимно…»

Как вы думаете, насколько совместимы комфорт и одиночество? Если вам страшно одиноко, вас сильно будет интересовать, какая вокруг вас среда – комфортная или нет? Видите, какие вопросы поднимает писатель в коротком таком рассказе. И к тому же над каждым довлеет АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ СИСТЕМЫ технократической цивилизации, который показан через пример контроля над рождаемостью. Цитата:

«…Краешком глаза Генри заметил в руке Моники еще влажный фотостат, очевидно, только что вынутый из настенного печатающего устройства, и узнал стандартную "шапку" министерства Народонаселения. Изумление, робкая надежда отразились на его внезапно побледневшем лице.

- Моника, что... Неужели выпал наш номер?!

- Да, мой милый, да! Мы выиграли главный приз в еженедельной родительской лотерее! Теперь нам можно зачать ребенка!

Генри издал радостный вопль. Схватив друг друга за руки, они несколько минут кружились по комнате...»

Но уже и так понятно, что это не единственная проблема людей в рамках такой сильно «технизированной» цивилизации. Посреди изобилия техники, искусственного общения и все возрастающего одиночества люди разучиваются общаться и вести себя по-человечески. Понимаете, об этом тревожились, об этом думали в 60-е годы ХХ века, а сегодня на дворе XXI век, и люди все дальше заходят в тот технический тупик, о котором было известно давно. Мы же давно говорим, что «тупик» - от слова «тупой», и умные туда не ходят! Героиня рассказа, которая очень сильно хочет родить ребенка и стать мамой, при этом не умеет налаживать контакт даже с искусственными «детьми», т.е. роботами. Цитата из рассказа:

«…Ответ заставил Монику прикусить язык. Зачем она тратит время на разговоры с машиной? Почему бы ей просто не подняться наверх, не обнять Дэвида и не поговорить с ним, как подобает любящей матери и любящему сыну?..»

Да-да, это не пустые тревоги. Знаете же поговорку, с кем поведешься… Вы разве не видите сегодня вокруг, с кем больше общаются люди – друг с другом или со смартфонами? А в этом рассказе тоже, пока взрослые радуются разрешению властей родить ребенка, на них с улицы через окно смотрят маленькие домашние роботы Дэвид и Тедди:

«Увидев их, Генри и его жена посерьезнели.

- А как быть с ними? - спросил Генри.

- С Тедди проблем не будет. Он функционирует нормально.

- Разве с Дэвидом что-то не в порядке?

- Его вербально-коммуникационный узел по-прежнему барахлит. Боюсь, Дэвида снова придется отправить на фабрику.

- Хорошо. Подождем, пока не родится ребенок - посмотрим, как он будет работать. Кстати, чуть не забыл, у меня для тебя сюрприз - замечательный помощник по дому, и как раз тогда, когда помощь нам может понадобиться. Впрочем, взгляни сама, он в прихожей...

Двое взрослых вышли из комнаты, а мальчик и медвежонок сели на землю в тени стандартизированных розовых кустов.

- Слушай, Тедди, КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, ПАПА И МАМА НАСТОЯЩИЕ?

- Ты всегда задаешь такие глупые вопросы, Дэвид! - ответил Тедди. - НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ТАКОЕ "НАСТОЯЩИЙ" НА САМОМ ДЕЛЕ…»

Вот мы и подошли к тому моменту, который обозначен в названии нашей статьи.

В то время, когда роботы как бы пытаются шевелить микросхемами, т.е. «думать», сами люди давно потеряли ГРАНИЦУ МЕЖДУ НАСТОЯЩИМ И НЕНАСТОЯЩИМ, МЕЖДУ ИСКУССТВЕННЫМ (МЕРТВЫМ) И ЕСТЕСТВЕННЫМ (ЖИВЫМ). Мы вот уже почти два десятилетия объясняем это на разных примерах во многих статьях, только особо заинтересованного отклика и понимания проблемы пока не увидели. Как и в этом рассказе, цивилизация упрямо или безумно, но заходит в технократический тупик. В рассказе ведь тоже, как и в современной действительности, люди как будто «логично» решают текущие задачи быта и комфорта, бизнеса и техники, но НЕ ЗАМЕЧАЮТ, что они сами все больше и больше становятся НЕ ТОЛЬКО ИСКУССТВЕННЫМИ, НО ДАЖЕ НЕНАСТОЯЩИМИ.

Создавая вокруг себя иллюзии настоящего, люди становятся иллюзорными.

Вот почему в этом рассказе робот-мальчик Дэвид, в отличие от вроде бы живых взрослых, задается вопросом:

- КАК ОТЛИЧИТЬ НАСТОЯЩИЕ ВЕЩИ ОТ НЕНАСТОЯЩИХ?..

Это вам не фантасмагория Стивена Спилберга, задумавшего исказить и испортить замысел такого замечательного рассказа.

***

Как отличить настоящее от ненастоящего – это, кстати, издревле известно! Странно, что люди умудряются об этом забывать несколько раз на дню!

Даже мы вот в своих просветительских работах уже два десятка лет рассказываем об этом. Можем даже, в заключение к этому обзору, напомнить в трех словах.

Учиться отличать настоящее от ненастоящего, как известно из живого наследия знаний великих предков, можно высвобождая и раскрывая потенциал души человеческой.

А это, в свою очередь, возможно, когда человек от мертвых технических средств развернется к себе живому (не бойтесь, это не означает отказ от техники, вы можете оставить их себе до тех пор, пока не надоест!).

Суть в том, что с точки зрения техники, поймите, души не существует.

Поэтому можете себе представить, насколько еще живы те, кто отрицает наличие души! Может быть, это уже те, которые считаются «биороботами»? Вот вам и пример «ненастоящего».

Но даже примитивная китайская мелодрама о технике напоминает нам, «как здорово быть человеком» и «любить»!

Хотя, конечно, с технической точки зрения, любить – это не больше секса. Потому что для настоящего чувства нужна душа!

Мы вам не один раз уже напоминали о внутреннем компасе человека, который помогает ориентироваться в жизни – это и тонкая энергетика, и душа… Не будем пока вновь повторяться (по этой теме см. «Куда показывает компас» - в журнале «ЗОВУ РИТМ», июль 2018).

Главное, надо понять, что перед человеком – вовсе не в религиозном смысле, а в реальном – существуют только два пути – ОТ БОГА и К БОГУ!

Настоящее – только на Пути к Богу!

А поможет встать на этот Путь только Душа, потому что ДУША – ЭТО ЧАСТИЦА БОГА В НАС! А душу никакие роботы и искусственный интеллект не могут заменить!

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2021г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", февраль 2021

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2448