03.04.21
https://pbs.twimg.com/media/D2aLJA6XQAAd4bW.jpg:large

 

Весна. Март. В руках мартовский номер одного из старейших сохранившихся по сей день толстых журналов страны – ежемесячный литературный журнал «Урал». Выходит с 1958 года, вот уже почти четыре 16-летних цикла. Свежий номер, такой же многостраничный, как и в прежние времена! Еще пахнет типографской краской! Проза, поэзия, драматургия и т.д. Листаешь журнал и думаешь:

«А ТЕМ ЛИ СЕГОДНЯ ЗАНЯТЫ ЛЮДИ, ПОНИМАЮТ ЛИ, В КАКОЕ ВРЕМЯ ОНИ ЖИВУТ?»

Ну, пока даже безотносительно к журналу в руках, можно сказать, что понимающие в этом мире все же есть. Много на эту тему информации можно найти. Например, ведь и вы тоже, наверное, слышали известную песню певицы Лолиты «На Титанике», которая впервые прозвучала как раз в год 60-летнего юбилея журнала «Урал», в 2018 году. А там, в песне, есть такие выразительные слова:

«Нет не надо слов, не надо паники –
Это мой последний день на Титанике.
Вот и вся любовь…»
и т.д.

Это, если что, как раз О ТОМ, В КАКОЕ ВРЕМЯ МЫ С ВАМИ СЕГОДНЯ ЖИВЕМ!

Последний день и крушение в Атлантическом океане гигантского для того времени парохода в апреле 1912 года сейчас тоже почти у всех зрителей перед глазами после фильма-катастрофы Джеймса Кэмерона «Титаник» (1997).

Тоже ведь намек на тот же апрель! Помните нашу редакционную заметку прошлого года «Тот самый апрель»?

И вот уже ровно год все мы с вами в процессе, все являемся участниками давно напророченного великого процесса! Вот он откуда, смысловой вопрос, когда смотришь на людей вокруг: «Понимают ли они, в какое время живут?» Ну да, заодно, конечно же, возникает и вопрос:

«А КАК НАДО, КАК НАДО ЖИТЬ В ТАКОЕ ВРЕМЯ?»

Ясно, что для всех одинакового ответа нет. У каждого своя судьба, своя дорога в жизни, каждый находится на своей личной ступени развития во всех смыслах. Вместе с тем есть у людей и общие задачи: одни для мирной жизни, другие для военной, третьи для такого переходного времени, какое сегодня переживает весь мир. В песне же Лолиты «На Титанике» есть свой ответ:

«…Я себя сделала сама! Я никому, ничего не должна -
Отпустила и взлетела выше, к далеким берегам;
Вопреки шансам и острым волнам…»

И вроде бы, если прислушаться, в песне идет речь даже о Любви!..

Еще более явственно это видно в фильме Д.Кэмерона «Титаник», который, по сути, вовсе не о крушении самого большого парохода. Потому что перед нашими глазами разворачивается фактически краткая история Любви, большой любви в экстремальных, в трагических условиях.

Как будто и песня Лолиты, и фильм «Титаник» призывают не паниковать, а в любых условиях ЖИТЬ ОСМЫСЛЕННО, ЛЮБИТЬ И РАДОВАТЬСЯ!

Вот она, эта мысль, с которой держишь в руках свежий мартовский номер журнала «Урал»! С такими мыслями листаешь и вчитываешься в опубликованные в нем произведения. Вроде бы есть даже о любви. Например, рассказ Николая Коляды на 142-й странице так и называется – «Любовь»! И что же в нем подразумевается под любовью?

В данном случае, как вы понимаете вопрос не к писателю: он реалистически отражает действительность, как и подобает согласно методу. Вопрос к «отражению», т.е. к той социальной действительности, которая показана в рассказе. Перед нами история о том, как девушка влюбляется и переживает свою влюбленность на фоне серого быта, низкой самооценки и непонимания. Вот цитата:

«…Люба жила в маленькой, тесной двухкомнатной хрущевке со всей своей семьей… Хорошо, что у них в квартире был балкон. Люба сделала там маленькую квартирку для себя, маленький уголок, крошечный свой мир. Поставила стульчик, столик. Балкон был застекленный… На балконе было интереснее, чем в квартире и даже чем в телевизоре. Люба всегда сидела там и смотрела на улицу, на людей, кто чем занимается, кто куда идет, кто с кем встречается… Там она мечтала. Там было как в другом мире. Там было интересно. И в телефоне, в интернете тоже было интересно. И никто не мешал ей на балконе…»

И девичьи переживания:

«…Нет, не мог он, такой красивый, двадцатилетний, присылать только ей одной эту фотографию.
- У него и подружки богатые и красивые, не такие, как я, - подумала Люба и снова хотела заплакать, но не заплакала - слез уже не было. И настроения никакого не было. Умереть хотелось…»

Она долго перебирала слова, что бы такое написать в ответ, писала и стирала в телефоне, пока нечаянно не отправила сообщение:

- «Мне очень нравится. Я люблю тебя, Федя».

И запаниковала, пытаясь хоть как остановить отправку сообщения, но было уже поздно. Потом и на работе кассирша «Пятерочки» Люба «всё думала: зачем она отправила ему эту эсэмэску, дура глупая»?

А что касается людей вокруг, пока работала в магазине, то тут такая штука, цитируем по рассказу:

«…И, правду сказать, чем дольше она работала, тем больше кота своего Кузю любила. Потому что все люди, оказалось, были злые и неприятные…»

Понимаете, все плохо у Любы. Не только с самооценкой и парнями! В институт который раз не поступила, в работе кассиршы не очень-то клеилось, тут еще сообщение отправила, какое не хотела, и много каких еще неприятностей…

Ну да, рассказ, в конце концов, с хорошим финалом.

Однако самое же примечательное во всем рассказе, это когда к ней, влюбленной, пришел прямо в магазин тот самый Федя, судя по всему, тоже запавший на нее, неравнодушный к ней, и она вдруг подумала впервые за все время:

«Бог есть!»

Ну да, все же мы с вами слышали о том, что «Бог есть Любовь» и т.п., как знаем и о том, что в другое время люди предпочитают об этом не задумываться. Как обычно, у многих людей в голове вообще нет целой картины, и все там - просто как набор случайных вещей в сумочке, которые не имеют отношения друг к другу. Как и в рассказе, где вообще вроде бы нет места Богу, но Бог все же возникает на короткий миг в момент «чуда» исполнения желания, чтобы потом снова раствориться в быту и отношениях. И когда Бога еще раз вспомнят, и вспомнят ли? Это раньше еще задумывались о том, чтобы жить по Богу, а сейчас, когда людей тотальным атеизмом отвернули от Бога (как будто он перестает существовать только потому, что люди по глупости решили, что его нет), мало кто задумывается о том, чтобы идти за Богом. В итоге, оказываются в беспомощном положении слепых котят.

ВОТ ТАК ОБЫДЕННО И ЖИВУТ СЕЙЧАС МНОГИЕ-МНОГИЕ, ДАЖЕ НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ, В КАКУЮ ЖЕ ЭПОХУ С КАКИМИ ЭПОХАЛЬНЫМИ ЗАДАЧАМИ ОНИ ПРИШЛИ.

Совсем как в рассказах А.П.Чехова или других классиков XIX века о «маленьком человеке», от которого ничего не зависит в этом мире, или как, помните, растительное существование персонажей в повести Н.В.Гоголя «Старосветские помещики»! Впечатление, как будто ничего не изменилось за последние 200 лет, и даже сегодня, когда процесс обновления уже вовсю идет, люди не готовы еще к тому великому моменту, о котором далекие предки, владеющие Знанием, искренне мечтали!

Итак, к рассказу, как к литературному произведению, претензий нет: талантливый писатель написал хороший рассказ. Нравится – читайте! Интересно будет даже с точки зрения наблюдения, что творится в современном обществе.

Но если бытописание соответствует тому, что видим вокруг, это еще не значит, что к реальности вот это мужское описание девичьих (или женских) переживаний тоже имеет какое-то отношение. Если с натяжкой, то разве что «какое-то» (надо же как-то понятно для мужчин, для их «логики» пересказать женское видение)! Вот так, скажем, по-мужски «линейно» женщины не мыслят, если даже пытаются где-то как-то соответствовать напридуманному мужчинами (вы же понимаете, что в современной цивилизации большинство вещей выстроено по «мужской логике», поэтому и зашли всей цивилизацией в глобальный тупик, к вопросу о ложной мужской гордости за свою «логичность», равнозначную «ограниченности сознания» и «отрыву от реальности», чего многие из них даже не осознают). Женская психика, женская психология, простите, все-таки строится иначе и отличается от мужского! По большому счету, даже больше соответствует Природе, чем мужское (хотя бы потому что, простите, не мужчины рожают). Природа – она женского рода! Если мужчины этого не понимают, они выпадают в осадок или заходят в тупик.

Конечно, весь этот толстый журнал мы с вами обсуждать здесь не собираемся (полистайте сами по ссылке в конце этой нашей зарисовки). Но, может быть, стоит посмотреть хотя бы на еще одно произведение в этом же номере «Урала». В качестве примера, созданного как раз женским видением. Мы имеем в виду пьесу Надежды Колтышевой «Жизнь в розовом стрессе». Содержание тоже пересказывать не будем (мы надеемся, что читатель сначала с указанными произведениями как-то ознакомится, чтобы было понятно, откуда и куда мы ориентируем). Сюжет действительно разворачивается вовсе не линейно, не по «мужской логике», да и коллизия пьесы разрешается тоже нелинейно, развязка неожиданная. В финале (цитируем):

«…Сергей достаёт из кармана кучу таких колечек из фольги, надевает Наташе и себе на все пальцы. Смотрят друг на друга, молчат, улыбаются, играют в детскую игру «Колечко-колечко» и вдруг превращаются в детей. Ей 10, ему - 15, сидят на нижней полке, болтают ногами, смеются. Поезд едет, радио поёт. Жизнь продолжается».

Одно лишь мешает принять это произведение за образец «женского мировидения» - что существенно оно приправлено социальным, простите, «информационным мусором», важным, быть может, для придания пьесе колорита «жизненности» (типа, «совсем как по-настоящему, как у людей»). Или это для подчеркивания эрудированности персонажей. Но ни к развитию действия пьесы по ее композиции, ни к реальности женской природы не имеющим отношения. Этот «информационный мусор» только мешает видеть суть. Не должно быть лишнего, всего должно быть в меру, как у Шекспира, А.Пушкина или А.Чехова.

Зачем мы привели эти примеры – рассказ и пьесу?

Да, нам хочется представить известный давным-давно уральский литературный журнал, который продолжает выходить, несмотря на кризисы в стране и многие другие проблемы. Но мы вовсе не собирались оценивать литературные достоинства публикаций (литературная критика не по нашему ведомству).

Как вы заметили, наверное, еще в начале зарисовки, мы предложили взглянуть на то, чем и как живут современные люди, с высоты происходящих сегодня глобальных процессов и тенденций. А произведения из журнала взяли в качестве ярких художественных примеров (ну не на эмоциональные же комментарии под ютубовскими роликами ссылаться).

Вот с этой точки зрения, с сожалением должны признать, что ни персонажи произведений, ни сами произведения, вроде бы должные дать хоть какие-то ориентиры или идеалы, ни даже авторы произведений, похоже, НЕ ЗНАЮТ, ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО И КУДА ДАЛЬШЕ?! Не говоря уже о том, что замечено было выше: нет осмысленного понимания того, в каком времени, в какой эпохе пребываем и какие задачи, присущие именно и только этой эпохе людям необходимо решать! Ни в современной литературе, ни в обыденной жизни людей. Как будто люди просто поддерживают свое существование на уровне растительности на поверхности планеты.

Поэтому давайте оставим в покое эти произведения. Мы их предложили, напоминаем, для яркого художественного примера, чтобы посмотреть, а как же это происходит – отрыв от реальности эпохальных задач человека разумного и опускание до растительного уровня и простого быта. Когда уровень сознания не позволяет видеть ни утраченного (чего лишились люди в ходе деградации, в сравнении с предками, потому что история переписана), ни дальнейшей перспективы (куда следует идти и как, чтобы найти решение, выход из кризиса, и перейти на следующий уровень космической игры).

Важно было увидеть на примерах, что линейная или плоская (понимайте как хотите) «мужская логика» не найдет выхода из кризиса (или перехода в новую реальность). Не найдет ни на каком уровне социальной иерархии снизу доверху (иначе не было бы той ситуации, которую сегодня создают искусственно почти во всех странах , не осознавая последствий). Только в СОЦИАЛЬНОЙ (политико-экономической) плоскости решения ни в мировом, ни в частном порядке (для каждого по отдельности) уже не будет.
Важно было показать, что искать нужно как бы в «объеме» (какими словами еще сказать об этом привыкшим к «плоским» формулировкам!) и находить «нелинейные» решения, неожиданные.

Понимаете что за штука. Попробуем сказать об этом проще. Представьте, что впереди «золотая пора» всеобщего счастья, любви и радости. И там живут легкие, пластичные, во всех отношениях гармоничные существа, которые, к примеру, можно сравнить с «шариками». А мы тут со своими экономическими и личными проблемами, и с детства не наученные радоваться и любить, такие вот мрачные и угловатые, как исковерканные «треугольники», «квадратики» и «кубики»! И какие у нас в таком случае шансы пройти в эту «золотую пору», если мы не «круглые», как требуется, и умеем только оставшуюся сумму в кошельке как-то посчитать? Чем и как мы, угловатые такие и кривые, должны вписываться в новую реальность, в которую нужно, если говорить на примере этого образа, протискиваться совершенно «круглыми», иначе, «квадратными» и «треугольными», не пройти? Мы как-то меняемся, учимся и готовимся жить иначе? Или закрываем глаза и занимаемся только бытом, только социальными отношениями здесь, не желая думать, что уже наступает завтра, что нас глобальные процессы стремительно несут куда-то и в какой-то момент неподготовленные могут шмякнуться об закрытую дверь в будущее! Или найти иной какой печальный финал.

Если вернуться к образу «Титаника», который очень даже подходит к современной ситуации, то там ведь тоже не было одинакового исхода для всех (полезно даже пересмотреть хотя бы фильм с точки зрения современной планетарной ситуации). Для кого-то там было «спасение», а для кого-то нет. Сейчас, если образно, довольно похожая ситуация, но уже ситуация крушения всего старого мира, неспроста же запели песни, вроде «На Титанике».

Вот почему и говорится, если сделать такие ОБЩИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ по теме, что сейчас:

1) старое «плоское мышление» не поможет,

2) «мужская логика» не увидит выхода,

3) да и «линейного» решения и перехода тоже не будет (постоянно повторяем о качественном изменении, а не количественном).

4) Беда мужчин не только в том, что их просто обманули и использовали для построения этого неправильного и несправедливого мира, который сейчас рушится, но и в неспособности кардинально обновиться (как бы прыгнуть выше себя). Отсюда самообман, иллюзорные теории и попытки хвататься за любую соломинку.

5) А еще мужское непонимание, что в одиночку, без женщины, прохода для них тоже нет.

6) Да и с женщиной - только лишь на социальном уровне - тоже решения не будет (не зря же мы для примера «объемного» или «качественного» прохода в новую реальность показывали другой уровень восприятия реальности на примере Йоги и раскрытия всех энергетических центров человека). На отношения и взаимосвязь мужского и женского тоже нужно смотреть в «объеме».

7) В бедственном положении пребывают и женщины, ориентированные на «мужскую логику» и мужские способы решения. Они не помогут ни себе, ни мужчинам.

Много еще можно перечислять вещи, к которым нужно готовиться, которые нужно делать сегодня, а люди заняты в это время непонятно чем, играют в какие-то социальные игры. Как будто у них «ноль» инстинкта самосохранения! Полный отрыв от Природы, от Реальности, замкнутость на искусственной песочнице хрупкой современной цивилизации, вместо божественного живого Космоса. На днях видели ролик на Ютубе, как в Австралии тысячи и тысячи мелких паучков, спасаясь от стихии, двинулись в сторону человеческого жилья, облепили стены гаража и других строений. Даже у насекомых вот есть чутье! А люди даже не хотят подумать, какая буря может их смести с лица земли, хотя природные предупреждения наблюдаются по всей планете. Все еще играют в маски и локдауны, в бизнес и политику. Хотя правила игры уже поменялись, как и условия жизни для человека.

Да, конечно, мы можем вновь и вновь повторять, что в этих суровых условиях нельзя паниковать. Хотя на фоне происходящего нас могут и не понять, как это можно в таких непростых и непредсказуемых условиях ЖИТЬ И ТВОРИТЬ В ЛЮБВИ И РАДОСТИ! Вот именно, могут не понять. Хотя некоторых так и тянет творить (тут, кстати, намек на все виды творческих профессий современности), но их беда в том, что они переориентированы на то, что можно назвать (чтобы не перечислять все жанры и виды) давним общим термином «искусство ради искусства»! В таком творчестве, как бы ни пытались самовыражаться и плескаться эмоциями, нет подлинной радости и настоящей любви (если по йоге, то подлинная радость и настоящая любовь как бы «на других этажах» восприятия и переживаний, на уровнях выше растительного). Есть какие-то проблески, лучики и изюминки, как в выше приведенных произведениях, но они, эти находки, теряются на фоне ненужного, уже отжившего, и не становятся ориентиром, «лучиком света в темном царстве» (это предназначение литературы и искусства с XIX века, когда было сформулировано, никто не отменял, если кто из деятелей культуры вдруг как-то запамятовал). Так что вот, для прохода в новую реальность придется заново и по-настоящему учиться и тому, как жить и творить в Любви и Радости! Это основное условие.

P.S. Ну и, напоследок, для тех, кто живет далеко от Урала и не имеет возможности достать журнал «УРАЛ», приводим ссылку на сайт журнала (http://uraljournal.ru/main) и электронную версию свежего номера: https://magazines.gorky.media/ural/2021/3
Приятного вам и полезного чтения!

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2021г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", март 2021

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2449