20.03.22
https://i.ytimg.com

 

Дорогие читатели! Сегодня мы начинаем еще один большой и важный разговор о том, как ориентироваться в реальности в это сложное время. Касается это того, что мы все с вами называем «ЖИЗНЬЮ». В качестве наглядного практического примера мы будем опираться на спектакли Народного театра драмы ДКЖ в Екатеринбурге, объединенные в трилогию военного времени «РАДИ ЖИЗНИ» (см. http://rzdrama.ru/repertuar.php). Почему именно на такой пример? Чтобы лучше понять и прочувствовать, что есть Жизнь и что ее не бывает без сильных чувств и глубоких переживаний. И если кто избегает этих состояний и размышлений, то он избегает человеческого пути, избегает быть человеком! Но давайте по порядку, с самого начала. От редакции

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

О ЖИЗНИ, как показывают наблюдения за окружающими, сегодня очень и очень трудно разговаривать. И что это такое – ЖИТЬ, каждый сегодня понимает по-своему. В процессе беседы суть постоянно ускользает, исчезает за подменами и второстепенными нюансами. Поэтому сначала уместно договориться с читателем, о чем речь на самом деле, а потом перейти к основному.

Давайте для начала разберемся с понятиями. Иначе можем не услышать друг друга.

Наверное, и вами замечено, что современная технократическая цивилизация (уже во всем мире, независимо от общественного строя) потому она «технократическая» (в переводе на русский «техновласть»), что постоянно и почти во всем преимущество – уже почти неосознанно, «автоматически» - отдается «техническому», а не человеческому. И делается это, как вы понимаете, самими людьми: отсюда и вопрос, насколько они сохранили адекватность и здравомыслие! Или они уже безнадежные - вот такие, искалеченные «системой» и бездумно взирающие на остальных, сохранивших здравость, как на «отставших от прогресса»?

Что остается делать в ситуации «технократического режима» любому человеку, чтобы как-то оставаться на плаву, если не дают просто «быть»?

Это мы вспомнили древний такой вопрос выбора. Конечно, и вы помните древнюю поговорку «быть или казаться»! И когда человека, в ситуации жесткого выбора, лишают возможности «быть», а хочется - инстинктивно - сохраниться, то остается только «казаться».

И еще. Вы все с детства помните из сказок зачин такой – «Жили-были…» В народной памяти испокон веков «жить» и «быть» - это одно целое! Поэтому если современные люди, посреди всего технического, как-то привыкают и не обращают внимания на такие «мелочи», раз утрачено большинство реальных ориентиров, то мудрые предки в ситуации «казаться» сразу бы увидели полное отрицание жизни! Если «быть» - это все равно, что и «жить», то «казаться» - это для них другой полюс, это для них уже точно «не жить»!

Понимаете? Мы сейчас не в слова играем, а стараемся просто логично, по полочкам, разложить ту информацию, которая у немалого числа людей как бы в куче, все приблизительно, с подменами и даже дезинформацией.

Более того, раз мы коснулись сказочного и народной многовековой мудрости, позвольте напомнить, что у предков существовали четко определенные понятия «Жить» и «Нежить» (как имена существительные). Не будем вдаваться в подробности, чтобы не уходить от основной темы, но напомним все же суть: «Нежить» - это, в памяти народной, если вкратце, «все, что, имея человеческий облик, не живет и не является естественным человеком»! Не забывайте об этом в дальнейших рассуждениях и в своей практике. Особенно, когда сталкиваетесь с роботами и теми, у кого тщательно промыты мозги! Реальность – это все же немного другое, чем кажется и чем в обыденности сейчас принято думать.

И вот теперь, после такого уточнения, обратите внимание, что происходит и в каком месте шулерски передергиваются карты, чтобы обмануть зазевавшегося – подсунуть ему вместо настоящей ЖИЗНИ ее «технический» суррогат – ПОДРАЖАНИЕ жизни, что неразборчивыми принимается за настоящую «жизнь».

Подменяется все. И за привычными словами и оборотами, как бы «прогрессивненько», начинают заблудившиеся видеть другое, чего на самом деле в них уже нет. Почти как в фильме «Кин-дза-дза», помните на заправочной станции? «Женщину вынули, автомат засунули». Но современные люди, вынужденные крутиться и успевать, к сожалению, уже и не смотрят, женщина там, или уже просто «автомат»! И сами таким образом способствуют вытеснению живого и распространению «автоматизмов», «роботизации» самих людей!

Например, в выражении «образ жизни» теперь подразумевается уже некий ограниченный алгоритм социального поведения, не связанный с прежними ни «жизнью», ни «образом». И вот такие подмены и выхолащивания сути происходят во многом! Происходят не абстрактно где-то, а целенаправленно, в конкретных местах – в общественном сознании и в сознании конкретных людей. Где-то мы видим эти подмены, а где-то пропускаем и принимаем, сами начинаем пользоваться подмененными понятиями, раз некогда каждый раз устраивать разборки по этому поводу с окружающими и можно вызвать порой с их стороны и агрессию на себя в таких попытках.

И вот так, постепенно и часто исподволь, происходит насаждение вокруг нас технократического режима принуждения (по сути, бесчеловечного, хотя люди «автоматически» стараются не замечать в слове «технократический» его «бесчеловечной» сути). Если А.П.Чехов, к примеру, говорил о том, чтобы «по капле выдавливать из себя раба», то в современной обыденности технической цивилизации каждого «по капельке» делают роботом или зомби.

Понимаете, о чем речь? Видели песенки или танцы «под робота»? Это не шуточки или прикол какой-нибудь, а предательство человеческого, человечности, одно из тысяч и тысяч проявлений тотального «попугайства», «подражания» - «КАЗАТЬСЯ» кем-то, а не быть самим собой, не жить своей собственной жизнью.

И в такой огромной массе толпотворения (от слова толпа) разнообразного «казаться», как в копне сена иголка, теряется суть понятия «жить», и оно становится бездумным употреблением (синонимом) наряду с «казаться». Вот так получается привычный и поэтому незамечаемый кошмар, когда «жить» и «казаться» - уже одно и то же, и когда начинаются чудовищно нелепые разговоры о «жизни робота» и «искусственном разуме»! И мало кому приходит в голову, что таким образом успешно преодолена грань здравомыслия и воцарился тоталитарный режим безумия, как в романе «1984» Оруэлла (помните: «война – это мир» и т.п. политические идиотизмы).

Точно так же в «технократическом», по сути, обществе, сколько бы не говорили (по инерции или в целях обмана) о «воспитании» и «обучении» «цветочков жизни», за этими понятиями стоит уже нечто другое, можно сказать, «фабричное» - «штамповать заготовки» для нужд технократической цивилизации: ведь людей использовать в качестве роботов дешевле! Обманывать их, к примеру, внушать молодежи (обманутая, она уже не обидится, а будет мечтать), что они, молодые, есть «заготовки» успешных бизнесменов и прочих знаменитостей, почти что их «двойники», которые завтра станут такими же «успешными» и «состоятельными», внушать, умалчивая о том, что у робота, у любого механического изделия, даже у наручных часов, нет понятия «завтра» и чувствования «времени», чувствования настоящей «ЖИЗНИ»!

Кажется, что так легче обрести все необходимое, поэтому и заходят в ловушки за бездуховной «халявой». Есть ведь и те, кто готов на «временные», как им кажется, лишения всего «человеческого», чтобы потом, по достижении «успеха», зажить, как им кажется, «по-человечески». У них, видимо, такой же тоталитарный бред, как в антиутопии «1984», когда «нежизнь – это жизнь»! И они просто не думают, не соизмеряют свои силы и возможности, а хватит ли их на то, чтобы вернуться из «нежизни - в Жизнь»? Сколько их, таких обманутых, навсегда убегающих в обратную сторону от себя, не понимающих, что «подражать» кому-то, «казаться» кем-то – это не жизнь?

А если еще вспомнить в этом месте древние традиции (см. вышесказанное), то кем становится существо, которое «имея человеческий облик, не живет и не является естественным человеком», но лишь простовато подражает человеческому или хочет казаться кем-то? Не здесь ли кроются истоки всякой преступности и прочей бесчеловечности (т.е. в похожести на «нежить», когда переступают человека в себе, предают его, вместо взращивания в себе подлинной человечности, душевности и духовности).

Как в такой ситуации разговаривать с ними о Жизни, настоящей Жизни, а не о том, что им КАЖЕТСЯ «жизнью»?

И, разумеется, разговор получается только с теми, кто слышит, кто хочет разобраться, уточнить свое понимание Жизни, найти созвучных себе, кто понимает так же…

Но и это еще не все. Далее разговор с теми, кто понимает, что такое – Жизнь, продолжается глубже и глубже.

Продолжается, если они уже осознали, что Жизнь – это сильные чувства, глубокие переживания, высокое напряжение духовности, духовной энергии, напряжение сил, позволяющее идти все выше и дальше, расти душевно и духовно! Это готовность к подвигу! Готовность показать Жизнь и поделиться опытом своих реальных достижений на этом поприще.

Почему мы еще и эту сторону затрагиваем?

Примеры из современных случаев показывают, что немало людей если себе позволяют сильные эмоции, то только «положительные», вроде как в мелодрамах и сериалах, где «хороший конец». А вот согласиться на такой фильм, как, например, «Иди и смотри» (1985) режиссера Элема Климова, многим сегодня сложно и даже тяжело.

Это ведь, если подумать, страх сильных чувств, страх глубоко прочувствовать трагическое. Отказ меняться, совершенствоваться! По сути, зафиксироваться и оставаться навсегда как есть (как неживое существо, робот или зомби), даже если в плену противоестественных условий, где тебя унижают и только используют, нещадно эксплуатируют. Потому что издревле, еще со времен античного искусства, переживание и сопереживание трагичного и трагедии понималось - через «катарсис» - как освобождение тела и психики, как очищение и возвышение души. В этом же ключе переживание трагичного понимается до сих пор и в психологии – как «процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта», с последующим целительным эффектом и лучшим пониманием себя. Но нет, оказывается, им проще оставить все как есть навсегда – если только обстоятельства позволят.

Они же не понимают и не видят, что «обстоятельства» уже не позволят больше никогда! Пошла эпоха перемен!

Такая же сложная ситуация получается со спектаклями Народного театра драмы ДКЖ в Екатеринбурге, объединенными в трилогию военного времени «РАДИ ЖИЗНИ». Многим современным зрителям трудно и это прочувствовать.

Тогда какой же опыт, какое знание и какую память о той же Великой Отечественной войне 1941-1945 годов они смогут передать другим, включая и близких людей, и детей и внуков, чтобы такие трагедии и трудности не свалились на их головы, как теперь происходит в некоторых странах, где поднимает голову фашизм?

И большой вопрос, насколько люди разных стран на Земле, столкнувшиеся сегодня с фашистской напастью, понимают происходящее и адекватно реагируют на ситуацию, не паникуя и не становясь беспомощной жертвой или пособником фашистского произвола? Насколько, если они избегали и избегают даже осмысления того, как люди раньше выходили из таких трагичных положений и выходили с победой?

Итак, с одной частью трилогии «Ради Жизни» мы вас знакомили в майском номере «ЗОВУ РИТМ» 2021 года. Та наша статья называется «Во имя Жизни», и посвящена она была 45-летнему юбилею рассказа «Ветеран» писателя-фронтовика Бориса Васильева (1924-2013) и театральной постановке в рамках трилогии «Ради Жизни».

Вкратце напомним содержание и приведем цитаты, чтобы потом продолжить дальше.

 

ВО ИМЯ ЖИЗНИ!

 

Каждый год 9 Мая вся страна празднует День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Мы с вами смотрим парад, видим ветеранов войны с боевыми наградами на груди. И часто даже не задумываемся, что у войны есть еще и другая сторона – ТЫЛ, обеспечивающий боеспособность армии. И не только производством вооружений и боеприпасов, но еще и всевозможной ЗАБОТОЙ О ЖИЗНИ – от кормежки до стирки. Сколько протянет любая армия без надежного тылового обеспечения всем необходимым? Вот ведь почему в любой войне немалое значение имеет задача отрезать противника от тыла и путей снабжения. Это вроде бы все-все понимают...

КАКУЮ ПРОБЛЕМУ ПОДНИМАЕТ В ЭТОМ РАССКАЗЕ Борис Васильев?

…Понимает героиня рассказа, Алевтина Ивановна, ветеран вроде бы той же войны, что …она была на другой войне, не менее суровой и тяжелой, жестокой и рискованной. В этой войне тоже делали все возможное для Победы! Алевтина Ивановна помнит о тех днях на пределе человеческих возможностей все до мелочей…

…Алевтина Ивановна тоже была бойцом, только бойцом «банно-прачечного отряда, а попросту говоря – прачкой»! Тот, кто не видел или не понимает эту сторону войны, может пренебрежительно хмыкнуть, как будто служить в банно-прачечном отряде так же легко, как пару своих носочков выстирать. А на деле и тут на долю женщин выпадает каторжный труд, который и описывает Б.Васильев в рассказе «Ветеран»:

«…Двести пар заскорузлого от крови и пота обмундирования и горы окровавленных бинтов ждали их на каждом рассвете войны. Двести пар были нормой, а бинты шли сверх всякой нормы и в первую очередь, потому что их не хватало. И с рассвета и дотемна бойцы банно-прачечного отряда гнулись над корытами и кипящими баками. В пару не видны были ни руки, ни лица, и это было хорошо, потому что заодно не видно было и слез, капавших прямо в мыльную пену, прожигая в ней дорожки до самого кипятка. И только техник-лейтенант Фомушкин знал об этих слезах. И вздыхал.

- В войну соль дорожает, а слезы дешевеют. Вот какие дела, девчата.

От кипятка и ядовитого, пронзительно вонючего мыла трескалась и уже не заживала кожа. Ее разъедало горячей пеной, и девушки всегда старались прятать от мужских глаз свои красные, распухшие, покрытые язвами руки.

А потом как-то незаметно, исподволь стали исчезать и ногти. И стирать стало не просто больно, но и страшно: а вдруг они, эти ногти, так и не вырастут никогда! И девушки очень расстраивались и плакали теперь не только от боли и усталости, но и от страха. Вернуться с фронта с лапами вместо рук: что это за женщина без ноготков?..»

Представляете, сколько на это уходило самоотверженного труда и сил? Сколько времени? Представьте, если бы все это пришлось делать тем самым бойцам, кто держал в руках оружие в ожидании вражеского наступления и сражался? В реальности полевые условия войны и окопная жизнь суровей, чем в кино. Много бы они навоевали?..

Да, даже в таких, казалось бы, беспросветных условиях, женщины, т.е. совсем еще девушки, мечтали о будущей, послевоенной счастливой жизни! И радовались всему, что приближало это счастье! Автор даже в таком маленьком рассказе не упускает случая передать мгновения радости и светлые мысли о чистой любви. Например, каково даже просто читать о серьезных намерениях подруги Алевтины Ивановны и влюбленного в эту подругу молодого лейтенанта, начинающего вроде бы семейную жизнь навсегда прямо здесь, в фронтовых условиях, но погибающего через несколько дней, после чего молодая вдова никогда уже не выходит замуж…

Много чего еще вспомнила Алевтина Ивановна, что здесь, в маленькой статье, не помещается (и поэтому очень советуем сам рассказ «Ветеран» Б.Васильева прочитать)…

…Она не стала рассказывать о том, что выстрадала за годы войны, потому что увидела в зале радостные лица празднично разодетых людей. И не захотела омрачить их настроение страшными воспоминаниями.

Но дело ведь еще в том, что такое как бы «двоемыслие» - чувствовать и переживать одно, а говорить совсем другое, формальное, дежурное, привычное и поэтому никем уже почти «неслышимое» - вот такое происходит на всех уровнях годами и превращается в дурную традицию. Не получается, как и в этом рассказе, у всех выступающих на таких торжествах быть перед ныне живущими, как сказано в рассказе Б.Васильева «ПОЛНОМОЧНЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ТЕХ, КТО ПОБЕДИЛ, И ТЕХ, КТО НЕ УВИДЕЛ ПОБЕДЫ»!

Вот этот разрыв связи между поколениями и показал так ярко Борис Васильев в этом рассказе. И мы видим, что «тех, кто победил и тех, кто не увидел Победы» НИКТО уже после войны не представляет по-настоящему. Все время говорят уже О ЧЕМ-ТО ДРУГОМ. Даже когда вроде бы разговор о событиях на войне, но как-то чересчур отстраненно.

Почему так происходит, и происходит по сей день, хотя сколько уже лет прошло после той войны? ГДЕ ЖИЗНЬ? ГДЕ ЖИВАЯ ПАМЯТЬ, ГДЕ ЖИВЫЕ ЧУВСТВА И ЖИВАЯ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ?

Не так ли за формализмом нейтральных выражений УХОДИТ ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ и остается вместо живых воспоминаний просто мероприятие для галочки в бюрократических отчетах? Вот о чем еще рассказ Б.Васильева «Ветеран», помимо описания женского героизма в Великой Отечественной войне, понимаете?

В ОБЩЕСТВЕ, ВЫСТРОЕННЫМ ПО МУЖСКОЙ ЛОГИКЕ И ТЕХНОКРАТИЧЕСКИМ МЕРКАМ, НЕ ПРОСТО НЕДООЦЕНИВАЕТСЯ, НО ЕЩЕ И ПРИНИЖАЕТСЯ ВО ВСЕМ ЗНАЧЕНИЕ ЖЕНСКОГО ВКЛАДА В ОБЩЕЕ ДЕЛО.

Касается это и подвига женщин в Великой Отечественной войне, о чем неоднократно напоминал в своих произведениях Борис Васильев (а не только в рассказе «Ветеран»). Повесть и фильм «А зори здесь тихие», пожалуй, знают все, не говоря уж о других книгах писателя, в которых он тоже затрагивает эту проблему.

В условиях войны, как бы на контрасте, еще осознается, что там за Жизнь, а что служит смерти… На первом плане Жизнь, забота о Жизни! А у Жизни – прежде всего женское лицо! Ведь и мужчины там воюют за Жизнь, за Родину, за своих родных женщин и детей.

А вот после войны на первый план снова выходят мужские и технические дела. Женское отодвигается на второй план, как нечто вспомогательное, не столь важное, в сравнении с тем, чем заняты мужчины... Но это говорит не о том, что мужские и технические дела важней. Это всего лишь говорит о «мужской логике», оторванной от реальности. И о том, насколько мужчинами не учитывается женская сторона жизни. Ведь это во многом как раз МУЖСКИМИ РУКАМИ И МУЖСКОЙ ЛОГИКОЙ, КСТАТИ, СТРОИТСЯ СОВРЕМЕННЫЙ ТЕХНОКРАТИЧЕСКИЙ МИР, ОТОРВАННЫЙ ОТ РЕАЛЬНОСТИ И ЗАХОДЯЩИЙ В ТУПИК.

Они, мужчины по обе стороны враждебного противостояния в современном мире, заигрались совсем в свои «мальчиковые игры» и все еще не понимают, что ушли не туда в своих теориях. Для них новые танки, новые истребители и новые военные корабли – «это круто»! А женщины – да «о чем с ними говорить, они не понимают, как это круто»…

Проблема не в том, что мужчины не понимают «женскую логику» и женскую сторону Жизни, проблема в том, что мужчины оторваны от живой реальности, от жизненных основ и уведены в искусственную технократическую цивилизацию. Чего они в своем большинстве, к сожалению, даже не осознают.

А что касается женской стороны, по большому счету, они, женщины, и в мирное время, и в войну все делают ВО ИМЯ ЖИЗНИ и вполне довольны этим, даже счастливы этим…

Такова она, полнота ощущения Жизни и ответственность за эту Жизнь во всех мелочах! Ведь в живом все важно, как в выношенном ребенке. Только вот мужская сторона то, что в семье выстраивается женскими руками и женским сердцем, часто не замечает, принимая все так, будто все это складывается «как-то само», а вот он, мужик, «пашет», «вкалывает», «обеспечивает». Можно сказать, ради этого дома почти не бывает! Таково подчас как бы «механическое» или «фрагментарное» представление о вещах, где чем-то можно проигнорировать ради каких-то планов. Игнорируют же часто как раз «женским» и тем, что для Жизни. Ведь пока мужчина где-то занят своим «суперважным» - пусть даже для семьи, для дома, – дом этот кто-то держит! Но эта мысль почему-то не возникает, потому что В ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ И ЦЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКИЕ.

Тема эта большая и серьезная – конфликт между тем, что против жизни, и тем, что во имя жизни. В рассказе «Ветеран» Борис Васильев касается ее только вскользь. Для него важней тема сохранения памяти о той войне, о героях той войны, и тема людских судеб и характеров. А мы, надеемся, еще продолжим с вами наши беседы о Жизни и во имя Жизни!

(продолжение следует)

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2022г.)

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", март 2022

 

 

 

Дорогие читатели! Продолжаем наш с вами важный разговор, начатый в прошлом выпуске журнала, о том, как ориентироваться в реальности в это сложное время. Касается это того, что мы все с вами называем «ЖИЗНЬЮ». В качестве наглядного практического примера мы и на этот раз будем опираться на спектакли Народного театра драмы ДКЖ в Екатеринбурге, объединенные в трилогию военного времени «РАДИ ЖИЗНИ» (см. http://rzdrama.ru/repertuar.php). Трилогия театральным коллективом анонсируется на сайте Дома культуры следующими словами:

 

- 80 лет назад 22 июня 1941г. шторм военного лихолетья остановил мирное течение жизни Великой страны. Военная стихия не знает пощады: она испытывает на крепость силы и духа, воли и веры. Она способна сломить, растоптать, уничтожить человека, забрать у него самое дорогое, лишить смысла жизни. Как не потерять веру, не сломиться, когда впереди у юности не любовь, мечта и жизнь, а огонь пулемёта или незамеченный фугас? Как не потерять надежду, зная, что твой ребёнок погибает от голода, а тебе надо снова и снова впрягаться в плуг для выполнения трудовой нормы? Как не потерять рассудок и любовь, годами не получая весточки от любимого? Коллектив Народного театра драмы в память о трагическом событии июня 1941 г. попробует ответить на вопрос, как и сегодня, в условиях информационной войны, выжить и остаться человеком.

Источник: http://rzdrama.ru/repertuar.php

 

Сегодня мы обратимся к первой части трилогии режиссера Ольги Васильевны Петровой под названием «ВИКТОРИЯ», премьера которой состоялась в 2020 году. Сами понимаете, театральную постановку лучше увидеть своими глазами. А в статье удобней обратиться к первоисточнику, на основе которого создан спектакль – к рассказу Валентина Распутина «Женский разговор», который мы и будем цитировать. Тогда будет понятно, о чем именно спектакль, почему среди многих писателей для спектакля выбрали В.Распутина (1937 - 2015) и выбрали среди многих его произведений именно этот рассказ (1994-го года). Для начала приводим аннотацию к театральной постановке.

От редакции

 

АННОТАЦИЯ:

 

Темнеет мартовским вечером в деревне в восьмом часу. Электричества нет, и горит в окошке только тоненький огонёк керосинки. Да и нужен ли в эту пору жизни внучки Виктории яркий электрический свет, который обнажает и выхватывает из реальности только поверхностные смыслы? А если именно сегодня и сейчас при свете этой тусклой лампы в речах её бабушки Натальи откроется ей сокровенное таинство «женского разговора», которое позволит ей заглянуть в себя саму, излечить свою раненную душу, понять своё женское предназначение?

Сможет ли городская внучка Виктория напитать себя мудростью веков, увидеть те нравственные ориентиры, о которых течёт округлая, певучая речь бабушки Натальи, которыми с детства в деревенской среде, как камешек «округляется» водой в реке, «округляется» и формируется личность человека? Сегодня как никогда нашим детям нужна наша поддержка: направляющий свет в окошке, маяк или свеча надежды, - тот разговор, то верное, правильное слово, тот свет, который даже в военное лихолетье давал многим поколениям нашей страны силы верить, надеяться и любить.

Источник: http://rzdrama.ru/repertuar.php

 

 

ЖИТЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ, А НЕ КАЗАТЬСЯ

 

... (Продолжение. См. начало "ЗОВУ РИТМ", март 2022)

 

СПЕКТАКЛЬ «ВИКТОРИЯ» И РАССКАЗ «ЖЕНСКИЙ РАЗГОВОР» О ЖИЗНИ

 

Рассказ Валентина Распутина «Женский разговор» не потому только «женский» - это мы о названии, - что женщины разговаривают посреди ночи о Жизни, а более всего потому, что касается ЖЕНСКОЙ СТОРОНЫ МИРОВОСПРИЯТИЯ, которая сегодня многим и многим мужчинам, любого возраста, остается непонятной настолько, будто такой темы, такой стороны Жизни вовсе не существует.

Именно так, большинство мужчин видят в женщинах не реальную женщину, а свое представление о ней, и сердятся, если женщина своим поведением и мыслями не вписывается в придуманную ими картинку.

Редкий мужчина в современных условиях дорастает до открытия женской стороны Природы и Жизни. Если смотреть с литературоведческого аспекта, что каждое следующее произведение – это как новое открытие, как следующая ступень раскрытия художественного таланта автора, то можно сказать, что В.Распутин сделал для себя это открытие, когда уже больше полувека на свете прожил и решил поделиться своим открытием. А большинство мужчин, как показывает современная действительность, за всю свою жизнь так и не дорастают, не догадываются об этой (женской) стороне Жизни, потому что современная технократическая цивилизация нивелирует разницу между полами, формирует некую психологическую «среднеполость» (при том, что первичные половые признаки биологически и пока что социально тоже сохраняются). Раз техника и техническое не имеет пола, то «бесполая» технократическая цивилизация стандартизирует и людей, постепенно уничтожает естественные половые роли мужчин и женщин. Уже настолько, что не только для мужчин не существует женской стороны Природы, женского мировосприятия и специфический женской стороны Жизни и женской роли в Жизни, но уже и для немалого числа женщин, особенно молодых, раз они вынуждены вписываться в технические реалии современной цивилизации. Почти так же, как мужчины, которым адаптация к техническому дается проще и которым техническое (и «технический прогресс») кажется даже само собой разумеющимся и логичным. Как будто так и надо и иначе быть не может!

Вот к этому молодому поколению женщин, не имеющих ни опыта, ни знания естественных законов жизни, и относится героиня рассказа В.Распутина «Женский разговор» Вика, Виктория, которой всего 16 лет, а она уже успела забеременеть и сделать аборт, за что и сослали ее родители на «перевоспитание» к бабушке в деревню, да еще в зимнее время, когда там особо и занятия-то нет. А другая героиня – ее бабушка Наталья, выросшая и вышедшая замуж еще до Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Вот между ними глубокой ночью и происходит разговор о Жизни. Если вы понимаете, что в художественном произведении все имеет значение, каждая деталь, то вовсе не случайно и то, что разговор происходит ночью. Ночь здесь, как минимум, характеризует такие вещи, что в пространстве общения не видно Знания, не просматривается связь между поколениями, да и эпоха все еще продолжается будто «ночная», «светлое будущее» и «ясность» еще не наступили! О самой Вике в рассказе В.Распутина есть характерные строки:

«…Девка она рослая, налитая, по виду - вправду в бабы отдавай, но умишко детский, несозревший, голова отстает. Все еще по привычке задает вопросы там, где пора бы с ответами жить... Скажешь - сделает, не скажешь - не догадается... Распахнутые серые глаза на крупном смуглом лице смотрят подолгу и без прищура, а видят ли они что - не понять…»

Тоже ведь яркая деталь, высвеченная с точки зрения житейской мудрости. Смотреть – не значит видеть. На вид как взрослая, а умом почти ребенок. Так писатель обозначает то обстоятельство, что современная технократическая цивилизация тормозит развитие людей и на самом деле навсегда хоронит многие скрытые способности человека, не дает им раскрываться. Если в Древности уже к годам семи человек обретал немалую житейскую мудрость (об этом давным-давно мы рассказывали в статье «Сказка о семилетнем герое»), условия нарочно в древнем обществе для раннего развития создавались, то в современной технократической среде даже в 16 лет все еще считается «несовершеннолетним», период детства у нас и во многих странах мира официально считается до 21 года. Странно это, но с этой точки зрения на срочную военную службу, защищать страну от врага призывают, выходит, «детей», с 18 лет! А ведутся сейчас, кстати, обсуждения на уровне министерств о продлении периода детства до 25-30 лет!

Между прочим, до Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, когда росла бабушка Наталья из рассказа В.Распутина, детство даже официально заканчивалось в 14 лет. Люди созревали раньше. Так что служить Родине и воевать за нее уходили в армию вовсе не дети, да и заключали браки (женились и выходили замуж) в стране тоже не дети, если уж касаться брачного возраста.

А сейчас что, получается, разрешено вступать в брак с 18 лет (и даже с 16-ти в отдельных случаях) совсем «детям»? Распространены ранние половые связи, можно сказать, тоже в возрасте «детства», так что случай с беременностью 16-летней Вики в рассказе «Женский разговор» вовсе не исключение в современном развращенном обществе.

В общем, если приглядеться, много нечеловеческих нелепостей в технократической цивилизации, когда к человеку относятся как к техническому средству, как к вещи, с которой можно проделывать все что вздумается! Любые эксперименты под красивые слова заботы о нем.

Бабушка Вики даже не догадывается об уровне деградации, нравственного и духовного упадка современного общества и уровне незрелости, инфантилизма людей, хотя о «недорослях» заговорили еще в XVIII веке. Поэтому бабушка, рассказывая о суровых условиях ее молодости, говорит о крайних случаях, когда замуж:

- «…Выходили в деревне и в шестнадцать годочков, как тебе…»

Живя в деревне, она не догадывается о том, что технократическая цивилизация тормозит развитие, и современные люди зреют очень медленно или вовсе остаются инфантилами, зависимыми от системы. Поэтому бабушка не учитывает, что 16-летний возраст времени ее молодости – это не то же самое, что 16-летие ее внучки: если раньше в таком возрасте чувствовали себя ответственным взрослым, то сейчас в таком возрасте продолжается еще детство, иной раз и развращенное (или извращенное, в смысле понимания жизни), как у Вики.

Мы много читательских отзывов просмотрели на рассказ В.Распутина перед тем, как сесть за статью, отзывы большей частью поверхностные, к сожалению, как раз в «духе времени», т.е. современного технократического образования, в котором много формализма и нет души. В отзывах сквозит непонимание того, о чем на самом деле сказал писатель. В.Распутин смотрит на ситуацию в рассказе с позиции житейской мудрости, обращающейся к настоящему Знанию и к настоящей Традиции, которых в современных условиях катастрофически недостает.

Вот почему важно сказать о том, что же остается незамеченным современным читателем? И по этой же причине хорошо, что по рассказу «Женский разговор» В.Распутина создан еще и спектакль «Виктория». Надо, надо доносить до людей настоящие знания о Жизни! Надо раскрывать людям глаза в этот переломный момент истории, чтобы меньше было личных трагедий. О трагичной судьбе человека в современной цивилизации думал и В.Распутин. Недаром в рассказе бросается в глаза тревожная такая мысль (цитируем):

«…Все теперь не так. На холодный ветер, как собачонку, выгнали человека, и гонит его какая-то сила, гонит, никак не даст остановиться. Самая жизнь гончей породы. А он уж и привык, ему другого и не надо. Только на бегу и кажется ему, что он живет. А как остановится - страшно. Видно, как все кругом перекошено, перекручено…»

На то, что «все теперь не так», обращает внимание и совсем юная еще Вика, но по-другому. Совсем наоборот. Современная цивилизация отрывает молодежь от традиций, от старшего поколения, от живых знаний, внушает пренебрежение ко всему этому, чтобы проще было манипулировать их сознанием. Отсюда и не свои суждения Вики, проходящей фактически школу отторжения от настоящей жизни. Это же ее слова бабушке:

- «…Что ты мне свою старину! Проходили!.. В первом классе проходили. Все теперь не так. Сейчас важно, чтобы женщина была лидер…»

Она же не понимает, что в технократической цивилизации «лидер» - всего лишь шестеренка с движком, которую использует система и которая на самом деле зависит во всем от системы. Отсюда у нее заученные невесть откуда формулировки, типа:

- «Лидер - это она ни от кого не зависит, а от нее все зависят. Все бегают за ней, обойтись без нее не могут…»

На что у бабушки возникает резонный вопрос:

- «…А живет-то она со своим мужиком, нет?..

- Когда ка-ак... Это не обязательно.

- Ну, прямо совсем полная воля. Как у собак…»

Тут ведь нужно заметить, что «со своим» тоже понимается по-разному в Традиции и в современных частнособственнических реалиях. Отвечая на вопрос Вики о ЦЕЛОМУДРИИ, бабушка Наталья говорит ей о настоящих знаниях прошлого, которые отвергнуты технократической цивилизацией, забыты деградирующим обществом:

- «…Целомудрие?.. Это не про вас… С умом штанишки не скидывают…»

Но отвечать надо, пока Вика спрашивает, пока проснулось хотя бы любопытство. Ведь перед этим с Викой говорили совсем иначе:

- «…Все надоело…

- Ишо жить не начала, а уж все надоело. Что это вы такие расхлябы без интереса к жизни?

- Почему без интереса? - то ли утомленно, то ли раздраженно отозвалась Вика. - Интерес есть...

- Интерес есть - скорей бы съесть. Только-только в дверку скребутся, где люди живут, а уж - надоело!.. Ты говоришь: уедешь, а мы с тобой ни разу и не поговорили…»

Вот случай поговорить и возник, Вика спрашивает. Дальше бабушка все-таки раскрывает Вике своими словами, по-простому, суть целомудрия и обостренной чувствительности, чувствования друг друга в паре:

- «…К нему прижаться потом надо, к родному-то мужику, к суженому-то. - И подчеркнула "родного" и "суженого", поставила на подобающее место. - Прижаться надо, поплакать сладкими слезьми. А как иначе: все честь по чести, по закону, по сговору. А не по обнюшке. Вся тута, как Божий сосуд: пей, муженек, для тебя налита. Для тебя взросла, всю себя по капельке, по зернышку для тебя сневестила. Потронься: какая лаская, да чистая, да звонкая, без единой без трещинки, какая белая, да глядистая, да сладкая! Божья сласть, по благословению. Свой, он и есть свой. И запах свой, и голос, и приласка не грубая, как раз по тебе. Все у него для тебя приготовлено, нигде не растеряно. А у тебя для него. Все так приготовлено, чтоб перелиться друг в дружку, засладить, заквасить собой на всю жизню.

- Что это ты в рифму-то?! Как заучила! - перебила Вика.

- Что в склад? Не знаю... под душу завсегда поётся… Но ты-то с лежи супружьей поднялась искриночкой, звездочкой, чтоб ходить и без никакой крадучи светить. Ты хозяйка там, сариса. К тебе просются, а не ты просишься за-ради Бога…»

И о ЧУВСТВОВАНИИ друг друга:

- «…А что с дедушкой... Жили и жили до самой войны. У нас в заводе не было, чтоб нежности друг дружке говорить. Взгляда хватало, прикасанья. Я его до каждой чутельки знала.

- У вас и способов не было...

- Чего это? - слабо удивилась Наталья. - Ты, Вихтория, не рожала... Как пойдет дитенок, волчица и та в разум возьмет, как ему помогчи. Без дохторов, без книжек. Бабки и дедки из глубоких глубин укажут. У людей пожеланье, угаданье друг к дружке должно быть. Как любиться, обзаимность учит. Тяготение такое. У бабы завсегда: встронь один секрет, а под ним еще двадцать пять. А она и сама про них знать не знала.

- Это правильно, - подтвердила Вика. А уж что подтверждала - надо было догадываться. - Женщина теперь сильнее. Она вообще на первый план выходит.

- Да не надо сильнее. Надо любее. Любее любой…»

Но как это понять современным бездушным образованием, поэтому Вика опять раздражается:

- «…Бабушка, ты опять отстала, ты по старым понятиям живешь…»

Может быть, мы не заметили, но ни в одном отзыве, отклике на рассказ не отметили современные читатели эти слова из древней мудрости, вложенные в уста много пожившей и много испытавшей женщины, деревенской бабушки Натальи, слова о СИЛЕ ЛЮБВИ, РОДОВОЙ ПАМЯТИ, ПРОБУЖДЕНИИ ВЛОЖЕННЫХ ЗНАНИЙ, ВЕДАНИИ И ЧУВСТВОВАНИИ, ВЗАИМНОСТИ.

Да что пересказывать – перечитайте еще раз внимательно то, что В.Распутин передает читателю через ведающую бабушку по законам жанра: потому что ему бы самому не поверили, молодой еще, а к бабушке прислушаются! Вот ведь даже Вика: приспичило – так стала спрашивать!

Но все равно Вика спорит, отстаивает внушенные со стороны формулы, потому что без них – и вовсе страшная пустота. Вот она и говорит, какой хочет быть:

- «…Целе-устремленная - это значит, идет к цели. Поставит перед собой цель и добивается. А чтобы добиться, надо такой характер иметь... сильный…»

О цели она судит абстрактно, к тому же на уровне современного испорченного понимания, где каждое слово – как бы само по себе. Поэтому Вике не понять пока, не почувствовать, что на самом деле Цель, Целость, Цельность, Поцелуй, и даже Человек – от слова цель, - все они одного единого живого корня!

Бабушка Наталья тоже видит это не так абстрактно, как Вика, а через конкретные образы. Бабушка говорит:

- Ну и что… И такие были. Самые разнесчастные бабы. Это собака такая есть, гончая порода называется… Дадут ей на обнюшку эту, цель-то, она и взовьется. И гонит, и гонит, свету невзвидя…

- Бабушка, ну ты и артистка! При чем здесь гончая? И где ты видала гончую?

- И гончую, и эту, про которую ты говоришь, целе-устреленную... Как есть гончая на задних лапах. Ни кожи ни рожи. Выдохнется при такой гоньбе кому она нужна? Нет, Вихтория, не завидуй. Баба своей бабьей породы должна быть…»

Конечно, хочется, но слабо верится, что у Вики все сложится хорошо в будущем. Слабо верится, потому что между поколениями разрыв. Сама-то бабушка, прошедшая войны и прочие социальные катаклизмы страны, не так уж много древних знаний получила от своих предков, тоже вынужденных выживать в сложных условиях. Да и то, что узнала, не смогла передать сыну, а сын – своей дочери Вике, внучке бабушки Натальи. Все они живут врозь. Каждый по-своему и каждый для себя.

Нет преемственности между поколениями, живая воспитательная среда Традиции разрушена. Вместо настоящих знаний – пакет неполноценной информации, вместо цельного мировосприятия - фрагментарное сознание, далее слабая чувствительность и слабый организм, отрыв от Природы, как будто каждый в своем персональном танке сидит: то обороняется от всех, то со страху давит всех, кто попадается на пути! Как на войне. Невидимой, и от этого более страшной и разрушительной для неопытных душ, не имеющих для выживания в этом мире ни знаний, ни ориентиров. И еще много от чего беды и проблемы у современных людей, о чем мы в других работах много рассказывали, поэтому здесь повторяться не будем (см. серии наших работ «Психология людей новой цивилизации», «Назад в Будущее», «Властелин времени» в рамках проекта «Возрождение Человека»).

Законы Природы не изменились, соответствовать ее условиям для гармоничной и полноценной Жизни нужно, как и раньше. Зато изменились в рамках технократической цивилизации и потребительского общества сами люди: упростились и почти ушли из Природы, перестали ее понимать, но наполнились страхами и прочими ненужными в ответственный момент эмоциями. И думают уже не о том.

Как душевно травмированная Вика, которая не слышит предостережения бабушки и все еще пытается встроиться в «цивилизацию», где ей уже довольно плохо. Вика пока не понимает бабушку и все еще возражает ей:

- «…Все не о том ты… Все теперь не так…»

Не доходит еще до Вики, что проблемы у современного человека не во внешних условиях, а внутри него самого – в душе и сознании. Не доходит, что так продолжаться не может. Что дальше одно из двух – либо погибель заблудшего, либо душевное перерождение, возрождение к новой Жизни! Иного не дано!

Однако бабушка Наталья, раз внучка спросила, все же подробно рассказала Вике о своих мужьях – первом, погибшем в Великую Отечественную войну, и втором, вернувшемся с той войны контуженным друге мужа, дедушке Вики (об этом лучше прочитать в самом рассказе В.Распутина). Рассказала так, как это видится не с уровня нынешних сплетен, а с уровня многовековой Традиции складывания отношений между мужчиной и женщиной.

- «…Не два мужика у меня было, а один. В одного сошлось. На войну уходил такой, а воротился не такой…»

Только вот поймет ли Вика, а если да, то когда? А пока что вот такая реакция:

- «…Забавная ты, бабушка, - неопределенно сказала Вика и громко, со вкусом зевнула.

- Вот поживешь с моё, и даст тебе Бог такую же ночку поговорить со внукой. И скажет она тебе: забавная ты старуха. Не отказывайся: и ты будешь забавная. Куда деться? Ох, Вихтория, жизня - спаси и помилуй... Устою возьми. Без устои так тебя истреплет, что и концов не найдешь…»

Вот такие вам примеры того из рассказа, какой глубокий смысл в него вложил почти четверть века назад, в трудные «лихие девяностые» годы, В.Распутин для читателей - того времени читателей и будущих тоже, т.е. для нас с вами.

Так что советуем вновь прочитать весь рассказ внимательно, а при возможности - посмотреть еще и спектакль (который, быть может, появится еще и в видеозаписи для интернета – для тех далеких зрителей, кто не может приехать в екатеринбургский театр).

А мы, познакомив с рассказом, не будем пока торопиться с выводами (ведь свои комментарии мы уже добавили по ходу), а перейдем сейчас к третьей части театральной трилогии «Ради Жизни»…

(продолжение следует)

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", апрель 2022

 

 

 

Окончание. В номерах «ЗОВУ РИТМ» за март и апрель 2022 года мы уже представили вашему вниманию две части из трех трилогии «Ради жизни» (см. http://rzdrama.ru/repertuar.php) по рассказу Бориса Васильева «Ветеран» (1976) и по рассказу Валентина Распутина «Женский разговор» (1994).

А теперь вот вторая часть трилогии «Ради жизни» - по пьесе Андрея Евстафьева «Почтальон и море» (Источник: журнал «Урал», №5 за 2015г. – см. http://uraljournal.ru/work-2015-5-1403).

АННОТАЦИЯ:

Боец берёг родных: он не писал о тяжести боевых действий. Он отправлял родным слова заботы, любви, слова долга и решимости защищать свою землю, свой отчий дом. Родные берегли бойца: они не писали о тяжести трудовых будней. Они тянулись к бойцу словами светлой заботы, верной любви и неиссякаемой надежды. Шесть миллиардов писем было доставлено с 1941 по 1945 гг. Шесть миллиардов тетрадных листочков с весточкой, дарующей надежду на жизнь. Мчались в западном направлении почтовые поезда. Ежемесячно они доставляли 70 млн. писем, которые связывали страну с передовой. Почтовые вагоны и машины с корреспонденцией имели не меньший приоритет, чем вагоны и машины с боеприпасами, - ничто не могло лишить бойца единственной возможности через слово стать ближе к родным. Остановить письмо могла только бомбёжка или цензура, которая кроме упоминания военных данных не допускала безнадЕжных настроений в письмах. Иной раз случалось и так, что боевые товарищи могли до поры до времени не сообщать плохих новостей другу, потому что лучше всех понимали, как важно воину идти в бой, зная, что дома всё хорошо. Но была ещё одна, непреодолимая сила, встающая на пути почтальона. И она, как и война, приходила внезапно.

Источник: http://rzdrama.ru/repertuar.php

 

 

ЖИТЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ, А НЕ КАЗАТЬСЯ

 

... (Окончание. См. начало "ЗОВУ РИТМ", март-апрель 2022)

 

СПЕКТАКЛЬ «ПОЧТАЛЬОН» ПО ПЬЕСЕ «ПОЧТАЛЬОН И МОРЕ»

 

Пьеса начинается с такого эпизода, в котором во время Великой Отечественной войны (1941-1945) начальник почтового отделения выдает почтальону пачки писем. Цитируем по пьесе Андрея Евстафьева «Почтальон и море»часть разговора между ними:

 

«…НАЧАЛЬНИК (выдает пачки конвертов). - Сто сорок семь писем для ста семей…

ПОЧТАЛЬОН. - С войны пишут мало. А тут столько писем! Люди будут рады… Вот хорошо!

НАЧАЛЬНИК. - Ничего хорошего. В конвертах одни похоронные сообщения…

ПОЧТАЛЬОН (глядит на конверты). - Сто сорок семь «похоронок»???

НАЧАЛЬНИК. - Да. Все мужчины в этой деревне погибли.

ПОЧТАЛЬОН. - Все???

НАЧАЛЬНИК. - Все. Попали в окружение…

ПОЧТАЛЬОН. - Все погибли?! Но… так не бывает!

НАЧАЛЬНИК. - Идиот! Это - война!

ПОЧТАЛЬОН. - Но кто-то остался… жив?.. Хоть один кто-то?..»

 

Следующий эпизод происходит в море на пароме, который пытается пришвартоваться к берегу при уже начинающемся шторме. Но не успевает. Как будто по роковому стечению обстоятельств. Медлят, медлят паромщик и почтальон. На берегу стоит большая толпа женщин и детей, которые ждут вестей от своих родных с фронта. Добрых вестей. Представляете, каково вручать им сообщения о том, что тех, от кого они все ждут хотя бы несколько слов знакомым почерком, уже нет, что они погибли в бою!? Почтальон и паромщик решают между собой, кто же из них будет передавать похоронки этим женщинам и детям.

 

«…ПОЧТАЛЬОН (отдает почтовый мешок). - Давай к ним выйдешь ты.

ПАРОМЩИК (не берет мешок). - Я?.. Нет… Это не моя работа! Ты почтальон, а не я…»

 

Ни почтальон, ни паромщик не в состоянии становиться вестниками беды. И как будто даже сама природа против этого, роковой силой обрушиваясь на паром. Большая волна рвет трос, паром уносит от берега, затем он переворачивается и тонет.

В следующем эпизоде перед нами дом рыбака на острове, куда паромщик и почтальон везли письма с похоронками. На кровати лежит почтальон, голова его в бинтах. Перед ним как будто паромщик.

 

«…ПОЧТАЛЬОН (вспомнил). - Где мой мешок?!

ПАРОМЩИК. - Ветер в море унес.

ПОЧТАЛЬОН. - Долго я так лежал?

ПАРОМЩИК. - Пять дней.

ПОЧТАЛЬОН. - Пять дней?! Ты им СКАЗАЛ?

ПАРОМЩИК. - Нет.

ПОЧТАЛЬОН. - Пять дней! В деревне никто не знает, что все мужчины погибли!

ПАРОМЩИК. - Никто…

ПОЧТАЛЬОН. - Надо сказать.

ПАРОМЩИК. - Думаешь, надо???

ПОЧТАЛЬОН. - Конечно!

ПАРОМЩИК. - Ты им скажешь, что ждать некого?

ПОЧТАЛЬОН. - Да!

ПАРОМЩИК. - Зачем?

ПОЧТАЛЬОН. - Я должен, я - почтальон!..»

 

Но когда дом заполняют деревенские жители и все смотрят в ожидании в глаза почтальону, происходит обратное. В ходе долгого разговора почтальон так и не решается сказать о похоронках. Вот несколько цитат из разговора:

 

«…ГЛАВНЫЙ СТАРИК. - Как на фронте дела?

ПОЧТАЛЬОН. - Тяжелые бои… Плохие новости…

ГЛАВНЫЙ СТАРИК. - Обещали войну быстро закончить!

ПОЧТАЛЬОН. - Нет, война будет долго.

ГЛАВНЫЙ СТАРИК. - Плохо. Нас тут сто семей! Поглядите, одни старики, бабы и дети. Кормиться надо, а в море ходить некому...

ПОЧТАЛЬОН. - У меня был мешок. Почтовый мешок.

ГЛАВНЫЙ СТАРИК. - Нет, не нашли. Там были письма для нас?..

ПОЧТАЛЬОН. - Я обязан сказать, они…

ГЛАВНЫЙ СТАРИК. - Мы ждем их назад! Что вы хотели сказать?

ПОЧТАЛЬОН. - Ваши мужчины… Они… Они…

ГЛАВНЫЙ СТАРИК. - Они знают, что мы переживаем за них! Они нам снова с фронта напишут. Верно?

ПОЧТАЛЬОН. - Не знаю…

ГЛАВНЫЙ СТАРИК. - Люди напишут письма мужчинам. Возьмете назад?

ПОЧТАЛЬОН. - Конечно, брать письма - это моя работа.

ГЛАВНЫЙ СТАРИК. - Лодку дадим. Поплывете назад, когда море уляжется. (Делает знак людям, все уходят.)

ПАРОМЩИК. - Не смог?..

ПОЧТАЛЬОН. - Не смог.

ПАРОМЩИК. - Да, нелегко. Ведь они же спасли тебя, а ты должен им принести горе.

ПОЧТАЛЬОН. - Горе пришло без меня!

ПАРОМЩИК. - Да! Но они не знают!

ПОЧТАЛЬОН. - Знают или не знают - какая разница?

ПАРОМЩИК. - Большая разница! Пока они не знают - они живут надеждой.

ПОЧТАЛЬОН. - Но мужчин уже нет!

ПАРОМЩИК. - Для них мужчины еще живые…»

 

Дальше по пьесе в дом начинают приходить по очереди женщины разного возраста с письмами и посылками на фронт для своих родных, но почтальон так и не решается никому из них сказать о том, что те, кому предназначены эти письма и посылочки, уже погибли.

Смотрите обо всем этом подробней в спектакле или читайте в пьесе. Когда все уходят, между паромщиком и почтальоном продолжается разговор:

 

«…ПОЧТАЛЬОН. - Что мне с этим всем делать?!

ПАРОМЩИК. - Перчатки возьмешь себе, хлеб съешь, табак выкуришь, а муку отвезешь жене…

ПОЧТАЛЬОН. - Нет…

ПАРОМЩИК. - Да!

ПОЧТАЛЬОН. - Я - мерзавец…

ПАРОМЩИК. - Ты - почтальон. Так будет лучше для всех.

ПОЧТАЛЬОН. - А куда мне везти эти письма для мертвых???»

 

Разговор этот прерывается, когда в дом входит старик, остающийся старшим в этой деревне.

 

«…ГЛАВНЫЙ СТАРИК. - Вот письма моим сыновьям. Надеюсь, Господь им поможет. (Дает два конверта.) Лодка готова.

ПОЧТАЛЬОН. - Ну, наконец-то…

ГЛАВНЫЙ СТАРИК. - Плывите скорее. Шторм как война - он приходит внезапно…»

 

Но ситуация не такая бытовая. Пора сказать, что замысел автора пьесы в другом – глубже и объемней. Автор рисует другую картину. Картину, которую простыми глазами не увидеть. Чтобы понять смысл пьесы, нужно подключать чуткое сердце! Вот смотрите далее по цитате из пьесы:

 

«…ГЛАВНЫЙ СТАРИК. - Вы с кем тут говорите?

ПОЧТАЛЬОН. - Кто?

ГЛАВНЫЙ СТАРИК. - Вы.

ПОЧТАЛЬОН. - Я? С паромщиком.

ГЛАВНЫЙ СТАРИК. - С паромщиком???

ПОЧТАЛЬОН. - Да.

Пауза.

ГЛАВНЫЙ СТАРИК. - Паромщик утонул пять дней назад.

ПОЧТАЛЬОН. - Утонул???

ГЛАВНЫЙ СТАРИК. - Да. Утонул вместе с паромом. А вас мы спасли…»

 

Скажете, мистика какая-то? Что почтальон сильно стукнулся головой и просто бредит? Возможно, кого-то устроит и такой медицинский факт.

Замысел же автора и символическая суть всей пьесы в другом. Отчасти это раскрывается в финальном эпизоде пьесы. Возьмем оттуда еще одну цитату:

 

«…Море. Почтальон плывет в лодке. На дне лодки лежат коробки с посылками и письма. Сидят паромщик и почтальон…

ПОЧТАЛЬОН. - Почему ты не дал мне сказать?

ПАРОМЩИК. - Потому что меня отправили с того света мужчины, они просили заставить тебя молчать.

ПОЧТАЛЬОН (оглядываясь на остров). - Эти люди на острове умрут…

ПАРОМЩИК. - Да, умрут, но с надеждой.

ПОЧТАЛЬОН. - Без надежды нельзя…

ПАРОМЩИК. - И без писем тоже.

ПОЧТАЛЬОН. - Что ты хочешь сказать?

ПАРОМЩИК. - Эти письма ты доставишь по адресу.

Поднимается шторм. В вое ветра слышно пение погибших мужчин, шторм переворачивает лодку, почтальон исчезает в высоких волнах. Плывут письма и коробки с посылками дальше и дальше».

 

Как видите, с обыденного уровня вся пьеса может показаться какой-то непонятной мистикой. Мы не знаем, конечно, насколько глубоко сам автор, как художник, осознает представленную им же в пьесе картину.

Да, в пьесе помимо земного плана присутствуют и другие уровни, сопряженные с мифическими символами.

Например, стихия воды как граница между мирами и как слияние их в одно целое. Образ моря в пьесе сразу же отсылает нас к знакомым образам хотя бы из греческой мифологии. Наверное, многие помнят оттуда реку Стикс в подземное царство мертвых. И лодку с перевозчиком душ Хароном, имя которого переводится как «обладающий острым взглядом». Ведь и в пьесе А.Евстафьева ведет почтальона в нужном направлении как раз такой вот символический паромщик!

Да и во всей представленной картине пьесы мы видим с вами не просто маленький эпизод войны. В малом отражается большое. Помните в произведении Бориса Васильева и его экранизации «А зори здесь тихие»? Как много всего заключено в маленьком произведении – что в повести, что в фильме! А вот о пережитых вместе с героями событиях в сводках Совинформбюро сообщили всего лишь несколькими словами, как о «боях местного значения».

Так и здесь, - в спектакле «Почтальон», в пьесе «Почтальон и море», - через небольшое событие с затонувшим паромом и переживаниями почтальона отражена, как в капле Вселенная, вся огромная трагедия войны и огромный масштаб человеческой Жизни.

По пьесе, все мужчины деревни погибли в бою. По пьесе же, дети и женщины без мужчин-кормильцев просто обречены, потому что островная деревня держалась исключительно за счет рыболовного промысла, которым теперь заниматься здесь некому.

А вы знаете и помните, сколько было трагичных боев в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, и сколько миллионов бойцов погибло? Представляете так же, сколько было на просторах страны таких вот опустевших деревень и городов?

Но не только это представлено в пьесе. И суть не просто в том, чтобы сделать нравственный выбор и совершать подвиги, или правильные поступки в экстремальных условиях. Пьеса не просто о героизме и трагедии войны. У нее многослойный смысл, в ней автор хочет сказать о необъятном целом, которое не объять глазами, а можно только душой. О том целостном, где сосуществуют миры видимый и невидимый – хочет сказать о едином пространстве Жизни, многомерности ее, о переходах между мирами и отсутствии смерти, о неразрывной связи между мирами, между ушедшими в мир иной и оставшимися в этом мире. И о том, что все происходящее в этом мире имеет смысл только ради Жизни (в самом высоком понимании этого слова).

Людей долго, в течение многих поколений, отучали от понимания этой целости и глубины осмысленной Жизни. Сегодня люди вроде бы и жаждут «полной» правды о том, что было и что происходит в стране и во всем мире сейчас. Но при этом немало еще тех, кто вовсе не готовит себя к этой правде, не осознает, что необходимо иметь высокоразвитое сознание, совершенный дух и огромное сердце, чтобы соприкоснуться с многоплановой полной правдой о ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. К сожалению, пока еще люди, в своем большинстве, не дозрели до того, чтобы вместить эту трагичную правду о случившемся на Земле в своем сознании, потому что она, эта все объясняющая правда, касается не отдельных событий, личностей или стран, а тысячелетней Жизни на всей планете в целом во многих планах бытия.

Теперь наступает время вновь пробудить здравое восприятие и глубокое чувствование Жизни, вновь начать воспринимать целостно все живое, близкое и далекое, в этом и ином мирах, понимать их неразрывную связь. Знать, что души не умирают, что близкие души всегда рядом! И поддерживают связь на всех уровнях и планах Бытия!

Без этого в наступающей новой эпохе никак! И есть надежда, что люди все же будут в состоянии познать всю Правду о Жизни на Земле!

***

P.S. Кстати, небольшое дополнение. У пьесы Андрея Евстафьева «Почтальон и море» (Источник: журнал «Урал», №5 за 2015г. – см. http://uraljournal.ru/work-2015-5-1403) есть своеобразное продолжение под названием «Улыбка». Продолжение тоже условное, потому что сюжетно оно не связано.

Просто в театре нам представили трилогию «Ради жизни» из произведений трех авторов – Бориса Васильева (рассказ «Ветеран»), Валентина Распутина (рассказ «Виктория») и Андрея Евстафьева (новелла «Почтальон и море»).

А рассмотренная на этот раз пьеса – это тоже только одна, начальная часть трилогии, но уже не в театральной постановке, а в трилогии Андрея Евстафьева. У этой трилогии еще две части – это пьесы-новеллы «Улыбка» и «Бенгальский принц в Сталинграде».

Но об этом уже см. в указанном номере журнала «Урал». Здесь же ограничимся для полноты краткой информацией о пьесе Андрея Евстафьева из журнала «Урал»:

АННОТАЦИЯ:

Когда в 1944 году мой молодой дед уходил на войну, моя бабушка была молодой и была беременна. Она провожала его на железнодорожной станции, все женщины вокруг плакали, провожая своих мужей, но моя бабушка была спокойна. Почему? Потому что дедушка сказал ей, что обязательно останется живой, и дал слово, что вернется с войны через год, в первый день весны, когда восходит солнце. Он это сказал специально, чтобы она не плакала, как все женщины, и не огорчалась, провожая его на войну.

В конце войны пришло сообщение, что дед был убит в битве за Берлин. Но бабушка продолжала надеяться и верить, что он вернется, потому что дед дал слово вернуться. Каждый год много лет (!) моя бабушка ходила на станцию и ждала деда. Он обещал. Он дал слово вернуться живым в первый день весны.

Моя бабушка умерла в возрасте 75 лет во время перестройки. Она так и не дождалась мужа с войны. Когда мы, родственники, хоронили ее, она лежала в гробу, на ее лице осталась улыбка. Почему она умерла с улыбкой? Для всей моей семьи это до сих пор загадка.

 

Замысел картины в пьесе «Улыбка» такой же объемный и символический, как и в рассмотренной здесь. Такое вот дополнение к пьесе «Почтальон и море», в которой продемонстрирована целостность Жизни, отсутствие границ между мирами и связь между родными душами. И представлено понимание того, что Жизнь поддерживается не красивыми словами, а на осмысленном чувствовании безграничной всеобъемлющей Любви.

И раз у Жизни (с большой буквы) нет конца, то и жить можно только по-настоящему!

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2022г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", май 2022

 

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2461