19.10.22
Кадр из кинофильма «Белый Бим Чёрное ухо» (1977)

 

45 лет назад, в сентябре 1977 года в прокат вышел двухсерийный кинофильм режиссера Станислава Ростоцкого (1922 - 2001) по одноименной повести Гавриила Троепольского (1905 - 1995) «БЕЛЫЙ БИМ ЧЕРНОЕ УХО» (повесть вышла свет в 1971 году). Этот фильм признается до сих пор одним из лучших произведений о дружбе человека и собаки. И до сих пор неравнодушные люди пишут и о повести, и о фильме, оставляют в комментариях свои отзывы. Вот хотя бы некоторые из них, попавшие на наши глаза при подготовке этой заметки:

«…Прекрасный, но тяжелейший фильм! Посмотрела пару раз в детстве и вряд ли буду смотреть вновь, слишком уж тяжелый для меня…»

«…Фильм смотреть без слёз невозможно... Смотрела давно, пересматривать не могу, потому что буду реветь, не плакать, а именно реветь. Но кто не видел, смотреть обязательно надо!..»

«…Фильм очень искренний, проникновенный и трогательный! Спасибо режиссёру и всем участникам этого фильма!..»

Уместно привести и краткую аннотацию фильма из открытых источников, всего несколько фраз:

«Трогательная лирическая киноповесть о судьбе собаки, теряющей любимого хозяина, об отношении людей к «братьям меньшим», которое как рентгеном просвечивает души, выявляя в одних низость и мелочную подлость, а в других - благородство, способность сострадать и любить…»

А вместо пересказа содержания хочется привести две рецензии, можно сказать, развернутые отзывы с рекомендациями о фильме «Белый Бим Черное ухо».

***

«…Фильм я смотрел в семилетнем возрасте единственный раз в жизни 31 июля 1982 года. Правда, еще читал книгу, но это мало связано с тем, что до сих пор помню фильм, отчетливо и в деталях. Наверное, это самый страшный фильм детства, который мне довелось смотреть. Говорят, что с детскими страхами нужно бороться, но этот я собираюсь хранить и лелеять. Моя ватага кошек, которая живет у меня дома, об этом знает гораздо больше меня…

Душераздирающая история Белого Бима осталась в памяти каким-то надрывом, затрудненным дыханием и желанием заплакать без каких-либо причин. Как же я ненавидел тетку, соседку Ивана Ивановича, хозяина Бима! Мне она потом виделась в некоторых гнусных женщинах. Не менее удручает образ одинокого человека, созданный Тихоновым, сыгравшего Ивана Ивановича. Мысли по этому поводу, конечно, определенные, а имеет ли право человек надеяться исключительно на самого себя, имеет ли право заводить животное, если он один? Не буду развивать мысль, слишком уж она ужасающая.

«Белый Бим» навсегда остался для меня чем-то настоящим, это больше чем фильм, потому что смотреть его я больше никогда не стану. С одной стороны, эта картина слишком сильно на меня повлияла, а с другой, она сохранилась во времени, в моей памяти, как образец качественного фильма, вряд ли еще таковой будет, несмотря на то, что советские фильмы, как оказалось, смотреть вполне себе можно…

«Белый Бим Черное ухо» не советую, его не смотрят, им живут…»

(источник: https://otzovik.com/review_6941196.html)

***

«…Главная нить сюжета в том, что пенсионер Иван Иванович, ветеран войны, потеряв сына и жену, решает завести собаку. Из нескольких породистых щенков сеттера выбирает самого маленького и неуклюжего, с «неправильной» окраской и называет его Бимом. Несмотря на то, что все говорят, что собака «с дефектом», из щенка вырастает очень добрый умный и преданный пес. Примерно через два года Ивана Ивановича начинает сильно беспокоить осколок в груди, полученный на войне, и его увозят в больницу в Москву, а Бим пускается на поиски своего хозяина.

Фильм очень грустный и печальный. Он даже скорее не о собаке, а о злости, жестокости и равнодушии людей. Биму попадались и друзья, но от большинства повстречавшихся собаке не было ничего хорошего. Первой моей реакцией было неприятие этого, мысль, что это гипербола, не может быть такого. А потом я подумала, и поняла, что может. Более того, встречается кругом. Ведь в фильме нам показывают историю всю целиком, и зритель знает, что Бим добрый, не больной, не бешеный, просто сильно тоскует по хозяину. А сколько было случаев в моей жизни, когда я просто проходила мимо бродячих собак или отпугивала привязавшихся щенков, не особо задумываясь, что с ними будет. Да и все мои знакомые фактически поступают точно также. Дети гораздо более добрые, пытаются подкормить бездомных кошек и собак, но родители быстро учат, что этого делать не следует, не знаю почему.

И еще я не понимаю, почему фильм называют детским. Порою мне так и хотелось взять и расплакаться навзрыд. Впрочем, может дети легче воспринимают такие вещи. Думаю, несмотря, на то, что фильм очень грустный, думаю, я бы дала его посмотреть ребенку. Он наводит на мысли о сострадании и помощи ближним и животным, и это полезно.

Я советую фильм к просмотру – отличные актеры, отличная режиссура, отличный сюжет…»

(источник: https://otzovik.com/review_118220.html)

***

Просмотренный фильм навевает нам другие мысли, быть может, нетипичные, не просто об отношении людей к собакам, а гораздо больше. Возможно, и с некоторой высоты происходящего на Земле сегодня в масштабе всей цивилизации. Наш опыт показывает, что редко анализируют в таком ракурсе.

Обычно ведь как? Считается, что в прошлом прирученные человеком животные помогали ему выживать. А сегодня, в условиях такой вот цивилизации и отчужденности людей друг от друга (в смысле термина «атомизация общества»), люди воспринимают их, в первую очередь, даже как товарищей и собеседников. Чуть ли не «очеловечивают» (что тоже нисколько не удивительно, раз некоторые теперь умудряются вслух «разговаривать» даже с техникой – с принтером там, автомобилем и т.п., шутя, но всё же).

Однако нужно заметить, что люди по-своему любят, порой сильно привязываются к домашним питомцам, и надеются получить в ответ такое понимание и участие с их стороны, какого часто не находят в своем окружении среди людей. Когда каждый занят чем-то своим и нет дела до остальных. Порой эти чувства, это отношение к домашним питомцам бывает большим, глубоким, как, например, у Ивана Ивановича, владельца Бима в рассматриваемом фильме.

А еще считается, что когда люди разговаривают с животными (кошками и собаками), последние не понимают смысла фраз, но реагируют на звуки человеческой речи, чутко воспринимают энергетику и эмоции. И своим поведением, как правило, отражают, будто зеркало, внутреннее состояние хозяина. В каждодневном взаимодействии у людей складывается даже впечатление понимания без слов или сопереживания. Однако нужно все-таки отдавать себе отчет, что кошки и собаки (впрочем, как и все остальные животные) – это совсем другой мир, другой царство Природы, загадочное даже для тех, кто эту сторону жизни давно и долго изучает. И соответственно, другой «язык» и другая «логика», а не те «сюси-пуси» по-людски, как с ребенком, какими объясняют реакцию и поведение питомцев их владельцы.

Прежде всего, ЧЕРЕЗ НИХ, ДОМАШНИХ ПИТОМЦЕВ, ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ЛУЧШЕ ПОНЯТЬ СЕБЯ, СВОИ ПРОБЛЕМЫ И ДАЖЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, СВОЙ ПУТЬ.

Животные ведь «не лгут», у них от природы истинные реакции и чувства, а вот многие-многие люди почти оторваны от Природы, от своего животного естества (ведь природное – это вовсе не примитивные инстинкты и низкие страсти, как порой людям внушается, чтобы запугать природным). И, будучи оторванными от Природы, люди, много умничают и обманываются, фантазируют и теоретизируют. Со стороны такой поток слов нередко кажется бредом, будто им что-то мерещится! Более того, люди выдумывают нередко то, чего в реальности вообще не существует, и ведут себя соответственно, т.е. неадекватно реальности.

Отсюда и все беды – и самих людей, и домашних питомцев (о чем, отчасти, как раз и фильм «Белый Бим Черное ухо»).

Домашние животные сегодня массово страдают от (выразимся мягче) непонятливых людей. И на улице, и нередко даже дома – от хозяев. Ведь они, люди и зверушки, в этом случае почти как в параллельных мирах: зверушки – в природном царстве, а люди – в искусственно созданной «цивилизации» со всеми ее неживыми, т.е. мертвыми, системами функционирования, в которых люди застревают, как в плену, порой на всю оставшуюся жизнь.

А вот на вопрос, ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ КОШЕЧКИ И СОБАЧКИ, хочется ответить все же с другого края. И вспомнить для начала о том, что вообще-то люди деградировали (до уровня нижних центров по энергетике), но не замечают этого.

(Не говоря уже о том, что для многих с их «типовым общим образованием» сферы тонкой энергетики человека, на их же беду, даже «научно» не существует.)

О деградации людей, с точки зрения эволюции разума, мы в одной из статей писали еще лет 20 назад (т.е. писали о том, что деградация сознания происходит на всех уровнях общества снизу до самого верха; происходит, как в сообщающихся сосудах, одновременно у наблюдателей и наблюдаемых, поэтому почти никем и не фиксируется, раз не с чем сравнивать).

Если лет сто назад еще понимали, что это такое - «царства природы» (с которыми связано раскрытие эволюционного потенциала человека разумного и которые мы вам описывали, в отношении самого человека, как минеральный, растительный, животный, человеческий ступени развития), то сегодня технократическая цивилизация - вместе с чересчур «цивилизованными» людьми - находится преимущественно на самом низком, на минерально-растительном уровне. По сути, ниже кошечек и собачек.

И не стоит в этом месте обижаться, реагировать эмоционально. Если кому обидно, вспомните фразу из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром»:

- «Не обижайтесь, это же правда. А на правду нельзя обижаться, даже если она горькая…»

Ведь сказанное по уровням не означает, что наши домашние питомцы «умнее» людей (хотя их поведение в природных царствах на порядок «логичней» поведения оторвавшихся от Природы людей). Это означает в первую очередь, что животные на своем месте, в своей природной нише (3-я ступень, «животное царство природы»). А вот люди нет, люди этой цивилизации «ушли» из своей природной ниши! В рамках искусственной цивилизации как будто с дуба рухнули (у них доминанта теперь на уровне нижних центров). И немного тронулись умом, потому что стали выдумывать (теоретизировать) то, чего в реальности не бывает. А им кажется – бывает, раз они понаделали много такого «технического»! Так и появились на Земле противоестественные вещи, в которых люди сами заблудились и которые очень плохо влияют на состояние здоровья и ума людей.

В общем, на сегодня люди умственно оторваны от Природы, от настоящей реальности, где-то витают в фантазиях о мироустройстве и о себе в то время, когда поддерживающий жизнеобеспечение ума их организм все еще остается в Природе (отсюда у людей уверенность, что все в порядке, что они «целые», хотя многие ученые и исследователи давно уже заявляют о т.н. «социальной шизофрении» или «фрагментарности сознания» современных людей). Теперь в своем поведении люди следуют условным социальным правилам (согласно сформированному или внедренному извне «социальному» сознанию, подобному вирусу), но во многом-многом уже не следуют безусловным природным законам, «голосу сердца» и тревожным «сигналам тела» (раз собственное сознание, разум от Природы у них не «активирован» и все еще дремлет).

Так вот, если кошечки и собачки не могут повлиять на социальные процессы современной цивилизации, то они хотя бы в индивидуальном порядке пытаются вернуть к Природе, к реальности тех людей, у кого обитают. Всячески, как могут, поддерживают их. Можно сказать, «спасают», тянут их из «болота»…

Только, к сожалению, многие люди при этом совсем-совсем не понимают «животной логики» природы (в данном случае через собак и кошек). Будучи изолированными в искусственно созданной «цивилизации», люди не дорастают до законов живого в природе и часто рассуждают о них лишь теоретически, гипотетически, если вообще рассуждают, касаются этой темы (хотя им самим кажется, что рассуждают «научно»). И эмоционально так приписывают животным свои фантазии и людские мысли, почему домашние питомцы так или иначе себя ведут с людьми. Например, когда говорят, что «домашние животные могут вести себя как друзья, проявляя безусловную и непредвзятую любовь к своим владельцам» - это на самом деле с точки зрения людей, а не со стороны кошек и собачек. Но такова уж почти общепринятая людская интерпретация. И много чего еще не так интерпретируют люди в домашних питомцах – в их настроении и поведении, состоянии здоровья и пищевых предпочтениях, а также в отношении к людям.

Почему себя так ведут на самом деле домашние животные и какова при этом их «мотивация» и «логика» (возьмем эти слова в кавычки), большинству людей сегодня почти неведомо, существуют лишь догадки. Поэтому здесь и продолжать дальше не будем о том, как они защищают и даже лечат человеческие недуги, прежде всего, в энергетическом плане. Это уже область тех, кто по-настоящему чувствует и понимает животное царство Природы.

В общем, У НАШИХ ЗВЕРУШЕК ТРУДНЕЙШАЯ ЗАДАЧА, МОЖНО СКАЗАТЬ, МИССИЯ СВЫШЕ, – ПОМОЧЬ ХОТЬ СКОЛЬКО-ТО ЛЮДЯМ В ЭТО ТРУДНОЕ ВРЕМЯ.

По мере возможности, хотя бы чуть-чуть развернуть людей «к себе настоящему» - живому, естественному человеку. Это и есть возвращение в лоно Матушки-Природы, возвращение родовой памяти, включая и ПАМЯТЬ О ТОМ, ЧЕМ ЖЕ РЕАЛЬНО, НА САМОМ ДЕЛЕ ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ.

***

И, в заключение, коротко о том, почему так тяжело смотреть фильм «Белый Бим Черное ухо»?

Наверное, ответ понимает почти каждый первый.

Потому что фильм пробуждает настоящие сильные чувства, которые и свойственны естественному человеку, и от которых «цивилизация» людей отучает.

По логике технократической цивилизации, люди должны вести себя в социуме «ровно», как по линеечке, и «социально безопасно», без эксцессов. А выплескивать излишки энергии в пределах контроля, только в специально отведенных местах в специальных «играх» и прочих «культурных» мероприятиях. Остальные же силы «сдавать обществу» в «общественно-полезном труде», для которого пройдено соответствующее «специальное обучение» (или «программирование», если устраивает такой термин). Короче, люди поставлены фактически в условия исполнения роли «роботов», не имеющих собственного сознания (сознание им якобы «цивилизацией» дается в ходе «социализации» - это мы вновь о маленьком «вирусном» сознании извне). За пределы «программы» ни в мыслях, ни в поведении обычно «нельзя». Это у многих вообще как будто вшито в «программу». Поэтому со многими даже бесполезно рассуждать на темы, которые выходят за пределы их «программы», считающейся у них «сознанием» или «мировоззрением» (они либо не понимают, либо отказываются говорить на определенные темы, как будто в голову действительно внедрен строгий «запрет»).

Но вернемся к фильму и сильным чувствам. Ослабленные цивилизацией (включая и слабую энергетику), люди сегодня боятся сильных чувств, с трудом их переносят или порой вообще не выносят. Если же сильные чувства прорываются, бывает, не в состоянии владеть ими, поэтому подавляют сразу же, на корню.

И тем более боятся люди естественного (природосообразного) хода мыслей. Это им вообще кажется порой «социально опасной ересью». Куда уж таким до понимания «языка» даже своих домашних зверушек, не говоря уже о Языке Природы!

К тому же сильные чувства фильм «Белый Бим Черное ухо» вызывает вполне в традициях искусства - через трагедию, сострадание и катарсис.

Жаль, что некоторые боятся даже этого. Ведь ОБЛАСТЬ СИЛЬНЫХ ЧУВСТВ ПРОСТИРАЕТСЯ ДАЛЕКО ЗА ПРЕДЕЛЫ ТРАГИЧНОГО – ДО ОГРОМНОЙ РАДОСТИ И ВСЕОХВАТНОЙ ЛЮБВИ!

В общем, о чем бы люди не говорили и не писали, в конечном счете, они говорят о себе. Рассмотренный фильм тоже, по сути, не о собаке, а о людях.

В высоком понимании, через повесть и кинофильм обращение к человеку, который должен пробудиться сердцем и разумом.

Вот на что ориентировано, по большому счету, это произведение, если пока оставить в стороне такие «нравственные» мысли о братьях наших меньших, как ответственность за тех, кого мы приручили и приютили.

Помните, в философской повести Антуана де Сент-Экзюпери тоже была похожая мысль?

- «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Людям так удобней – считать, что «приручают».

Потому что слишком сложно им представить себе, что эти живые существа им даются от Природы в сопровождение – на Пути к себе, или же в помощь при выполнении своей миссии на Земле (потому что в технократической цивилизации слишком многое против человека, для его ослабления).

Тяжко пока людям с сильными чувствами, с пробуждением творящего разума, но другого пути у них и нет. Пора человеку возвращаться к выполнению своей естественной (или божественной) миссии на Земле. Той, ради которой они на самом деле и рождаются здесь. А для этого предстоит, если кто в состоянии, раскрыть весь свой могучий природный потенциал с сильными энергетикой, чувствами и разумом. Как прежде богатыри земли русской!

И все-таки, раз все эти мысли сложились по поводу 45-летнего юбилея выхода в свет фильма «Белый Бим Черное ухо», хочется напоследок привести две цитаты и оттуда. Хотя они из одноименной повести писателя Гавриила Троепольского. Эти цитаты очень даже уместны в свете наших раздумий и всего здесь изложенного:

Первая – «…У всех бездомных собак когда-то были хозяева…».

И вторая цитата – «…А жизнь идет... Идет, потому что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь…»

Так что живите сполна! Как предусмотрено или предназначено Природой. И пусть вам помогают в этом любимые братья наши меньшие!

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2022г.)

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», сентябрь 2022

 

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2467