В этом выпуске журнала продолжаем публиковать материалы о Г.С.Шаталовой, подготовленные руководителем клуба «Вита» К.П.Порожским. Предыдущий материал см. «ЗОВУ РИТМ», декабрь 2022. Дополнительный материал см. на стр. http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2470
От редакции
ШАТАЛОВА ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА ВЧЕРА
Воспоминания глядят в глаза,
Воспоминаний обмануть нельзя.
Они по самой сути мои друзья и судьи
И мои наставники…
Живут во мне воспоминания,
Живут во сне и наяву…
Пока я помню – я живу…
(Роберт Рождественский)
Продолжая рассказ о Г.С.Шаталовой, мне хочется окунуться в прошлое, как бы вновь прожить те события, которые произошли во время наших встреч на школах здоровья, где-то в походе, дома. Ведь как отметил Карл Густав Юнг «Прошлое никогда не уходит, оно в свернутом состоянии живет в каждый момент моей жизни».
Главной причиной этих воспоминаний я бы назвал интересный факт, что я сейчас нахожусь в том же возрасте, когда Шаталова впервые приехала к нам. И эти воспоминания позволяют мне по-новому взглянуть на те встречи, вновь прочувствовать их, осознать и осмыслить, чтобы лучше понимать её, себя и события в настоящем, чтобы строить будущее. Причём я хочу изложить в этой статье не только свои воспоминания, но и воспоминания моих друзей из клуба «Вита». Основной целью этих воспоминаний является как-то раз высказанная Г.С. Шаталовой мысль: «Придёт время, когда не только мою фамилию, но даже букву «Ш» из неё забудут. Но я хочу, чтобы жила разработанная мною система естественного оздоровления». Именно реализации этой задачи я и мои друзья посвятили свою деятельность в клубе здоровья «Вита».
Начать хочется с первых лекций Галины Сергеевны в Екатеринбурге, которые состоялись в Горном институте 14 и 15 декабря 1988 года. Вот как вспоминал организацию этих лекций В.Ю.Свендровский (в те годы руководитель группы по занятию хатха-йогой): «Впервые с Шаталовой мы встретились на семинаре по Йоге в Дагомысе осенью 2018 года, где она выступила с лекцией. Тогда я и пригласил её в Свердловск, но она ответила уклончиво, сославшись на занятость. И вот 12 декабря 1988 года раздается звонок: «Послезавтра буду у вас. Встречайте. Рейс такой-то. Шаталова». Как выстрел. На носу новогодние хлопоты… Я был в полной растерянности. Начал искать помещение. Все отказали. Единственный, кто не отказал, Порожский Константин Павлович».
Действительно Владимир Юлианович позвонил мне и попросил о помощи в организации лекции Г.С.Шаталовой для жителей Свердловска. Я конечно спросил: «А чем она занимается?». Он напомнил мне о её статьях, которые я, как выяснилось, читал (речь в них шла об экспериментах Галины Сергеевны со сверхмарафонцами). Я ответил, что информация интересная, но мне она показалась невероятной. Я в такие чудеса тогда не поверил. Но лекцию организовать согласился.
Встретились мы в фойе актового зала Горного института. Мне протянула руку невысокая женщина с красивыми светлыми волосами, удивительно спокойная и внимательная, но вместе с тем подвижная. Рука ее оказалась сухой и горячей. Она на секунду задержала мою руку и внимательно взглянула в глаза. Я помню, как поразила меня глубина ее взгляда и удивительное ощущение сердечной теплоты. Как ни странно, полностью исчезло чувство скованности, суеты, неловкости.
А потом состоялась та удивительная лекция, которая сразу круто изменила мое отношение к себе, миру, людям. Это был впечатляющий рассказ о совершенно новом отношении к жизни, о невероятных возможностях, которые скрыты в каждом из нас. Но больше всего меня поразила сама Галина Сергеевна. Она продемонстрировала не только прекрасные ораторские способности (следует отметить, что в зале, где присутствовало около 600 человек, не было микрофона) и феноменальные знания, она показала пример умения зажечь сердца людей. Она сумела открыть многим глаза, чтобы по-новому взглянуть на мир.
В конце лекции, которая продолжалась более 3 часов, возникла идея организовать клуб, чтобы затем провести школу-семинар. Несколько человек предложили свои кандидатуры в качестве организаторов инициативной группы, но Галина Сергеевна по разным причинам их отклонила. После лекции она подошла ко мне, взяла под руку и сказала: «Вы будете руководителем клуба». Я сказал, что очень мало что знаю в этой области. Она ответила, что это не главное, и добавила, что этот клуб не должен быть спортивной секцией, он должен быть местом встречи творческих личностей с разносторонними интересами, где должно найтись место музыке, живописи, живому человеческому общению. Я ответил, что это мне достаточно близко и понятно, и поэтому согласился. А еще я согласился потому, что очень захотел стать участником первой уральской школы здоровья. Именно рассказ об этих школах Шаталовой и показался мне наиболее интересным в лекции. Теперь я считаю 16 декабря 1988 года днем начала моего пути к новому. Он стал впоследствии и днем рождения нашего клуба, который мы назвали по предложению первого президента клуба В.Ю.Свендровского «ВИТА» (Жизнь).
Затем было принято решение о проведение первой Уральской Школы здоровья по системе Г.С.Шаталовой. Владимир Юлианович после долгих переговоров и поездки в Москву договорился с Галиной Сергеевной провести школу в сентябре на базе «Солнечный камень», после её очередного эксперимента в пустыне. В работе школы принимали участие около 100 человек, среди которых были представители Свердловска, Ревды, Тагила, Челябинска, Миасса, Тюмени, Москвы, Нижневартовска. Вот как вспоминает события той школы врач нашего клуба А.И.Щинов:
«На школу Шаталовой я вырвался в отпуск, дома оставалась жена с двумя детьми, младшей было только 4 месяца, сами понимаете, сколько было забот. Галина Сергеевна приехала на нашу турбазу прямо из Средней Азии. Загорелая, энергичная, в спортивном костюме, стройная. «Ей 73? Да ну…не может быть. Вообще то – седая».
С первого взгляда было видно, что она уверена в своих действиях, взглядах, словах, имеет большой опыт лекционной работы и не боится общаться с людьми любого положения в обществе, образования и научных заслуг… Каждое утро она вела 6-ти километровую пробежку группы, состоящей из почти сотни участников школы. Проговаривала на бегу формулы самовнушения, давала команды направляющим и замыкающим, регулировала ритм и темп бега, не упускала из внимания красот пейзажа и призывала нас любоваться вместе с ней (окрестности Верхней Сысерти – живописнейший уголок Урала). После бега вся группа шла к пруду (это в конце сентября) и Галина Сергеевна всех увлекала купаться: в открытом купальнике спокойно, с улыбкой, даже с наслаждением входила в ледяную воду и тихонечко, расслабленно плыла, горделиво и грациозно стряхивая брызги со стриженых волос.
Когда же дело дошло до гимнастических занятий, она, непринуждённо комментируя достаточно сложные позы, дошла до конца своего комплекса, сложилась как перочинный ножик, положила голову на колени, руки изящно – рядом, и умиротворённо произнесла: Итак, расслабляемся и отдыхаем! Я думал, что умру от унижения. Мне было 31, а ей 73! И она так отдыхает!? Да это я «отдыхаю», как говорит нынче молодёжь!
Интересным для меня был и заведённый ею режим школы, разбивка на устойчивые группы, обучающие дежурства на кухне, художественная самодеятельность, посиделки после ужина в обеденном холодном зале с традиционными «тремя вопросами», которые Шаталова предложила формировать коллективно, выделяя главное в наших проблемах, а также общение со многими интересными людьми, приехавшими на школу.
Интересным и во многом необычным было и общение с Галиной Сергеевной. Она умело использовала элемент таинственности. Она дозировала информацию, обещая открыть ещё многое. Она давала задания только тем, кто очень просил. Как никто, она умела зажечь интерес слушателей и учеников, желание соответствовать, подражать, стремиться. А сама посматривала своим испытующим, иногда насмешливым взглядом, ободряла, а потом вдруг ставила новый вопрос и удалялась, заставляя искать ответ самому. Она умела вести себя так, что больные, пришедшие на консультацию и видевшие её впервые, были готовы выполнять все рекомендации, даже необычные и меняющие весь их образ жизни. Значительно позже я имел возможность лично наблюдать эти удивительные отношения на многих примерах, просидев с ней однажды на консультативном приёме пациентов весь день с утра до позднего вечера. Она не теряла активного внимания всё это время, заряжая больных верой в выздоровление. Иногда обращаясь ко мне с коротким вопросом о физической сути и возможностях ЯМРТ-исследования или иммуно-ферментного анализа, о действии некоторых неизвестных ей современных лекарств, как я теперь думаю, она просто не давала мне отвлечься, заставляя вникать в очередную клиническую ситуацию, участвовать, а не пассивно наблюдать за этим врачебным действом. И это в 90 лет. Не говоря уже о том, что практически все её советы и назначения давали результат. Это не просто врачебное искусство, это нечто большее. Это служение людям, но особое, с использованием всех даров, полученных от Бога.
А тогда, в 1989 году из строгой больничной обстановки с дисциплиной и санэпидрежимом инфекционного стационара я окунулся в атмосферу живого ученичества-учительства, да ещё на лоне природы осенью, которую так люблю, ловил каждое слово Шаталовой и соучеников, бегал, купался, работал. И вдруг через 2 недели такой насыщенной жизни я заметил очень интересный эффект, чисто телесный, конечно. Живём в неотапливаемом помещении, едим одни овощи, по «калоражу» довольно скудно по меркам Минздрава и Института питания, выполняем физическую нагрузку примерно средней тяжести (иные дни постоянно на ногах), легко одеваемся, купаемся в такую холодрыгу, – а чувствую-то я себя прекрасно! Я не был тогда вегетарианцем, но собственный опыт заставил, именно заставил меня признать: животная пища не является абсолютно необходимым условием для здоровья. Последующие длительные периоды вегетарианского питания (до полугода чисто веганского, в остальное время – по преимуществу) подтвердили этот вывод. Животная пища – отвести душу, побаловаться, удовлетворить свои прихоти, вкусовые пристрастия, привитые воспитанием. Но стать вегетарианцем? Можно сколько угодно слушать лекции, читать научную литературу на вегетарианскую тему. Багаж зазубренных неверных представлений никогда не позволит претворить эти благие планы в реальную жизнь. Я начал догадываться, что такое «школьно-выездное» обучение принято Шаталовой для доказательства пользы её системы не зря, видимо, исходя из большого опыта «пустой» лекционной работы. Система даёт почувствовать свою эффективность не сразу, а у горожанина почти нет шансов в условиях устоявшегося быта применить её в полноте на протяжении месяца хотя бы.
Однако главное в школе начало проступать к концу. Постоянным рефреном почти всех лекций и главным итогом школы для меня была мысль об ответственности человека за своё здоровье. О свободе человека. Об огромных телесных возможностях человека и его совести, которая (в отличие от гордости, жадности и стремления к наслаждениям) только и является единственным настоящим стимулом к настоящей полезной, истинно человеческой деятельности. Самоограничение и принуждение себя к труду – залог телесного здоровья, но они родятся только от совести.
Ты нужен жене, детям, Родине, ты свободен, ты человек. Займись же тем, к чему ты призван, что достойно звания человека, что даст тебе счастье».
Восприятие первой школы Шаталовой существенно отличаются у её участников. Вот, к примеру впечатления Е.Д.Лучезарновой (Марченко):
«Она буквально заряжала собственным примером и неиссякаемым оптимизмом. Например, могла начать занятие с вопроса: «Кто в зале самый сильный? Выходите сюда, давайте, кто больше сделает упражнений на пресс». Выходил такой уверенный мужчина, шутя, приступал к упражнениям и не выдерживал соревнования с женщиной, которой было уже под 80 лет. Естественно, она прекрасно выглядела: следила за дыханием, питанием, прямо священнодействовала над каждым листочком, капусточкой, занималась медитативным бегом, то есть сама всё применяла на себе и учила других.
Здоровое чувство юмора и жизнерадостность также во многом определяли её мироощущение и влияние на других. Всегда было интересно наблюдать за Галиной Сергеевной. Однажды был такой забавный диалог: мы с ней стояли, беседовали, подошёл молодой человек и спросил: «Это здесь, что ли, учат, как овсом питаться?» Она тут же нашлась и ответила: «Ну, если овсом питаться, то я здесь главная лошадь». Смех! И все симпатии на её стороне. Ещё одна картиночка из жизни. В одной из бесед она говорит мне следующее: «Вы знаете, я на ночь обязательно беру какое-нибудь стихотворение и его заучиваю. Утром, ещё не открыв глаза, я пытаюсь повторить, что же я запомнила». Также системно, как над здоровьем, она занималась тренировкой памяти. Редко-редко в жизни мне удавалось встретить кого-то из людей, кто бы после 70 лет так осознанно подходил к тренировке своей памяти».
А вот воспоминания о той первой школе инструктора клуба Т.В Олифер:
«Первое моё удивительное воспоминание относится к тому времени, когда мы ждали её приезд на первую школу, которая проходила на турбазе «Солнечный камень». Мы жили там уже недели две, бегали по утрам под водительством знатоков здорового образа жизни, готовили блюда шаталовской кухни по рецептам из книг и статей, изучали самомассаж и йогу со Свендровским, всё приготовили к её приезду, даже концерт. И вот, свершилось! Из машины вышла элегантная, зрелая женщина, не бабушка, (хотя у неё уже были внуки, и годков набежало 73?) а именно взрослая красивая женщина. Улыбка на все 32, хотя не все 32 были родные. Она только что вернулась из пустыни, и мы отпаивали её свежевыжатыми соками, а перед отъездом она сказала, что соки восстановили белизну её зубов.
Вечером того же дня опять она нас всех удивила. Шёл концерт, подготовленный нашими силами. И кто-то из девушек после долгой разминки у всех на виду, сделал шпагат. И тут на сцену выбежала Галина Сергеевна и села в шпагат без разминки и подготовки. Все так и ахнули.
Первый бег с Галиной Сергеевной. Конечно, все хотели бежать с ней и пришлось ей вести на бег огромную толпу. И опять я пришла в восторг, она расслабила и буквально ввела нас в транс, и её голос слышал каждый бегущий. Тогда я сразу поняла, каким должен быть настоящий оздоровительный бег, это бег-медитация, бег-полёт.
А после бега – купание в осенней воде пруда. Конечно, мы и до её приезда купались по утрам, но тут… Первое, что она попросила нас сделать, это снять купальники. И мы все вместе пошли в воду. Медленно и расслабленно. Это были непередаваемые ощущения, очень приятные. С тех пор никаких купальников. И массаж Мюллера. Разве сделаешь его в купальнике? Однажды она на мне показала, как надо делать распределение энергии по телу и так отхлестала меня по щекам, что они долго ещё горели огнём. Даже приятно».
Участник первой школы врач Б.Ф.Аленькин так вспоминает первые лекции Шаталовой на заводе имени Калинина в декабре 1988 года:
«Галина Сергеевна была чутка и к бытовым проблемам людей. У нас в группе была бегунья – марафонец Аня Харитонова, которая имела пятерых детей и не имела своей квартиры. Галина Сергеевна подозвала во время лекции руководству завода Анечку и говорит: «А это одна из лучших моих учениц - Мастер спорта, чемпион Советского Союза по марафону. Вот только жилья своего не имеет». Она сумела убедить руководство завода, и Ане выделили жилье в скором времени. Это мне запомнилось, потому что в то время этот вопрос решался с большим трудом».
Мне посчастливилось быть одним из организаторов той первой школы здоровья и естественно остались живые впечатления. Наиболее ярким событием школы была беседа с Шаталовой в Бажовской комнате, где присутствовали только организаторы и, по сути, были даны основные установки по организации деятельности клуба. Запомнились и купание в пруду, и пробежки по утрам, и походы, и занятия различными гимнастиками, а также лекции, беседы. Словом, впечатлений на целую книгу. Но наиболее памятными для меня были два события. Первое из них касалось именно методики обучения.
Важным элементом занятий в школе был релаксационный бег. Его принципы весьма существенно отличаются от спортивного бега. Мне естественно, в силу того, что я в то время занимался в клубе любителей бега, хотелось его освоить. В первый общий забег, который вела Галина Сергеевна, отправились сразу все 100 участников школы. Я бежал в середине группы и практически ничего за время бега не услышал. Утром следующего дня Галина Сергеевна выбрала из всей школы 9 человек, в том числе и меня. Я тогда решил, что наконец-то начнут учить как положено: в малых группах, индивидуально. Но дело пошло совсем по-другому. Галина Сергеевна разбила оставшихся участников школы на 9 групп и каждому из первой группы поручила вести свою группу, а сама ушла. Досталась группа и мне.
Я не помню все детали этого урока, но отчетливо помню, что я попросил помощи у группы. Я сказал, что в предыдущий день я мало, что услышал и предложил вместе вспомнить все, что говорила Галина Сергеевна во время бега. Успех был полный, так как эта практика позволила мне и группе глубже понять не только основные принципы бега, но и впоследствии освоить новую для меня методику обучения.
Второе наблюдение касается объема знаний. Некоторые участники школы сетовали на то, что слишком мало было дано новых упражнений, практически отсутствовала стройная программа их освоения. Каждый стремился взять как можно больше информации, надеясь дома ее переварить, применить в жизни. Галина Сергеевна как-то на одной лекции сказала, что не советует нам записывать лекцию. Она рекомендовала на лекции просто слушать, стараясь понять суть, ухватить то, что понятно, а затем сделать это программой своих практических действий.
В течение последующих лет работы под руководством Галины Сергеевны, мы убедились в гибкости её методики занятий, апробации разработанной ей системы оздоровления в самых различных условиях жизнедеятельности.
Мы прожили эти годы (более 30 лет) постепенно самостоятельно осваивая и развивая свою методику поддержания собственного здоровья, опираясь на систему естественного оздоровления Шаталовой. Это была большая работа в качестве инструкторов на её и своих школах здоровья, но основной опыт был получен на той первой школе в Верхней Сысерти. Благодаря этому опыту, сопряженному с поиском новых методов оздоровления и методики передачи знаний участникам наших школ здоровья, сформировался стиль работы нашего клуба, о котором мы расскажем в следующей статье.
ПОРОЖСКИЙ Константин Павлович, руководитель Свердловской региональной общественной организации. Профессор УГГУ, ученик Г.С.Шаталовой
(Фотографии с сайта клуба «Вита» - https://vitaclub.su )