03.01.11
Зимние цветы в офисе Пресс-центра ЗоВУ. - Фото: Наталия Зорина. 2010г.

Когда мы начинали свою исследовательскую и просветительскую работу, все казалось очевидным и простым. Ну что тут невообразимо сложного? Ведь мы точно знали, что культура нужна как воздух, как пища для души, как нить, связующая нашу повседневную жизнь с вековой историей и традициями. Шедевры культуры могут дать силы и наполнить смыслом каждое мгновение жизни. Разве можно недооценивать важность всего этого? Особенно в современном мире и современной ситуации. Ситуации, когда РАЗЛАД между всеми сторонами человеческой жизни, видимо, уже достиг своего пика.

 

Мы видели, что деструктивные настроения, негативные эмоции, страх, агрессия, злоба и отчаяние переполняют людей. Все это лишает людей возможности здраво и спокойно воспринимать происходящее. Мешает находить нужные конструктивные решения, а значит, нередко лишает людей и выхода.

 

Какими мы были наивными!?

ПОТРЕБНОСТЬ В КУЛЬТУРЕ НАДО ФОРМИРОВАТЬ И ПОДДЕРЖИВАТЬ. Иначе… Иначе может наступить крах!

Тогда, много лет назад, разве могли мы представить себе стриптиз под шедевры классической музыки? Не менее печальным пророчеством стал фильм «Окно в Париж», снятый в 90-е годы. С горечью оглядываешься назад, осознавая весь ужас деградации и разложения. Уровень культуры (точнее, бескультурья) просто поражает. Видимо, вся система современных рыночных отношений, словно лакмусовая бумажка, выявляет подлинный уровень культуры людей.

Теперь без стриптиза невозможно представить ни одного «приличного» концерта, а шутки «ниже пояса» стали обычной реальностью. Проституцию и упрощенный секс всеми правдами и неправдами приравнивают к любви. Многие современные деятели, кажется, уже из последних сил навязывают нам стандарты упрощенного западного мира. «Простейшие» пока занимают явное большинство. Умным, культурным и образованным очень трудно. И это жизнь. Сегодняшняя жизнь во всей ее полноте и многообразии.

Общество лжи и гнилой морали не оставляет человеку шансов найти достойные смыслы для своей жизни и развития. Противопоставить ему можно только ВОЗРОЖДЕНИЕ, ВОЗРОЖДЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ, ВОЗРОЖДЕНИЕ РОДОВОЙ ПАМЯТИ.

И нет необходимости забывать о здравой естественной жизни и человечности. В дни деградации и разложения роль возрождения древних знаний, родовой памяти, традиций и культурного наследия трудно переоценить. Роль в этом процессе настоящей творческой интеллигенции велика. И как бы трудно не было нам выполнять то, к чему призывает нас наше внутреннее знание, мы должны следовать своему предназначению.

А еще, в наши дни русским вменяют отсутствие традиций и культуры. Мол, есть народы с историей, культурой и традициями, а вот русские… Свои традиции, культуру и историю надо помнить и знать. Роль в этом родовой памяти очень велика. И совершенно не важно, какой национальности человек. История, традиции и культурная самобытность есть у каждого народа. А человеческая и гражданская позиция духовной, творческой интеллигенции может решить очень многое, может ВЕРНУТЬ ПОДЛИННЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЛЮДЯМ И ОБЩЕСТВУ.

Сегодня мы все получили то, к чему так сильно рвались?

Правда, результат, скорее шокирует. Возникает невольный вопрос: «И что теперь»? Ведь надо идти в ногу со временем, быть созвучным всему происходящему. Жить полноценно и ЗДРАВО в том реальном окружении, какое есть сегодня! ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО? И если да, то как достичь этого состояния? Состояния ЛАДНОГО равновесия со всем миром? Таким миром, какой есть сегодня вокруг нас.

 

Ну, хорошо. Посмотрим вокруг, как вообще обстоят дела с культурой. Даже не оценивая.

Неужели для надлежащего «культурного уровня» нам (якобы не имеющим своей культуры) теперь нужно пойти по соседям и соседним странам и учиться у них? И сколько нужно учиться для соответствующего уровня? На кого из них равняться? И, самое главное, как себя вести после такого «культпросвета»: ведь соседи живут и культурны по-разному. Вопросов много.

Выходит, изучать культуру других народов полезно (хотя бы для того, чтобы съездить к ним в гости и не опростоволоситься!). Но этого явно недостаточно для окультуривания собственной жизни.

Так или иначе, все равно свою «культурную» линию нужно вырабатывать! Не говоря уже о том, что у нас, вопреки общепринятому с недавних пор мнению, существует своя древнейшая культура и древнейшие традиции. Эта культура и эти традиции не перестают существовать лишь потому, что от нескольких последних поколений скрыли реальные факты и отбили у них родовую память.

Даже само понятие «культура» говорит об этом. Не смотрите на то, что стараниями разных формалистов это понятие искажено основательно, даже его происхождение приписывается древним римлянам и толкуется «культура» якобы как «нечто, относящееся к сельскому хозяйству»…

Но на самом деле те же древние римляне прекрасно взаимодействовали с природой. И, в отличие от современных интерпретаторов, плохо знающих латынь, они в толковании «культуры» не ограничивались сельским хозяйством. Несмотря на то, что выращенное на своих полях для них много значило и в смысле организации жизни, и в смысле вложенных трудов. Культура ими понималась почти что так же, как они восприняли еще более древние традиции, которые являются общими как для древних римлян, так и для предков современных русских.

В этом свете, КУЛЬТУРА – в изначальном понимании, это своего рода древнейшее естествознание и способ взаимодействия с окружающей природой, организации своей ладной жизни в ее пространстве.

Именно это лежит в основе всех позднейших культур. Это является своего рода «общим знаменателем» в совокупности всех известных культур.

Даже различные народы, языки и традиции – это современные изменения первоначальной общей для всех культурной основы, т.е. измененные способы адаптации той или иной общности людей в других, отличных от первоначального, условиях в другой местности и в другое время.

Зная это, уже не будешь выбирать малорезультативный «экстенсивный подход» в выработке культуры, заключающийся в изучении культуры других народов (это играет лишь вспомогательную роль в организации культурного обмена и сотрудничества с соседями, в диалоге культур).

Ведущая роль в формировании культуры принадлежит даже не «вспоминанию» того, «как жили наши предки славяне». Ведущая роль принадлежит возрождению естественных знаний о природе и человеке, как основе культур всех народов на земле. А если попутно «вспомнятся» традиции и культура родных предков, от этого будет только хорошо.

Мы это говорим для того, чтобы люди четко ориентировались в приоритетах и уровнях знаний. Не плутали в информационных дебрях, подразумевая одно и имея на самом деле совершенно другое. И чтобы ставили вполне реальные цели и выбирали эффективные пути их достижения. В конце концов, это тоже культура, частица наших древнейших знаний о жизни человека разумного. Что для вас самое первостепенное сегодня?

 

Как и на что ориентироваться? Ведь для этого не всегда надо копаться в каких-то сложных первоисточниках и теориях. Все просто и все перед глазами. Наглядно. Смотри и учись, называется!

Во-первых, познавать естественную основу культуры, естествознание, законы природы. Как направление, ориентир и практическую опору.

Во-вторых, быть информированным в происходящем сегодня. Это еще занимательнее, если понемножку. Не просто в качестве пассивного зрителя или потребителя, которому скармливают все, что выдают телевизор и другие СМИ. А в качестве активного искателя знаний, культурных ценностей. Надо же от чего-то отталкиваться, чтобы двигаться. Двигаться не куда-то вообще, а в нужном направлении. В этом смысле, современная массовая культура выдает на гора такие перлы, что нельзя не «оттолкнуться» в поиске «живой воды».

Примеров очень много.

Еще совсем недавно бытовали такие слова, как «прекрасная, красивая, очаровательная…» А сегодня очень часто вместо них употребляется одно «универсальное» понятие «сексуальная». Не потому ли, что не понимается разница между «красивой» и «прекрасной», или между «красивой» и «очаровательной»?!

Или вот еще лет так 20-30 назад мы с умилением слушали песню на слова Л.Дербенева «Три белых коня»! Даже подпевали:

«Остыли реки и земля остыла
И чуть нахохлились дома.
Это в городе тепло и сыро,
Это в городе тепло и сыро,
А за городом зима, зима, зима.

И уносят меня, и уносят меня
В звенящую снежную даль
Три белых коня, эх, три белых коня
Декабрь, январь и февраль!..»

 

Ведь у русского языка образный строй! За каждым словом стоит свой смысл, свой образ. И, подпевая, мы почти зримо воображаем, как сами уносимся с этими образами туда, в «звенящую снежную даль»! И вообще, это даже красиво, когда песня сопровождается реальным видеорядом, как это было сделано в фильме «Чародеи»! Образность теперь вытесняется и подменяется, теперь видеоряд помогает нашей природной образности! Видимо, в те годы, несмотря на советские идеологические установки, деятели культуры еще чувствовали прекрасные образы. И такой разительной подмены образов было меньше.

Представьте, какой контраст для тех, кто все это помнит и знает, в эти новогодние праздники выдали на всю страну по телевизору те, кто подменяет прежних деятелей культуры сегодня. Ведь сегодня демократично можно вместе с чужим переделанным произведением вылить на публику все свои «комплексы» и «отклонения». Свои шедевры создавать не получается, так чужие можно портить.

Поэтому видеоряд, вслед за исполнением эстрадной певицы, демонстрирует вместо трех коней и заснеженного загородного пейзажа, трех мужчин, усиленно изображающих жеребцов, и поющую, с садистской плеткой. Наверное, это современный юмор и в этом месте должно быть смешно! Но явная подмена образов вызывает слишком много вопросов! О чем хотела рассказать нам певица? Может, ее просто однажды не забрали с детского утренника? Вообще-то, даже не столь интересно, чьи тут сексуальные мечты и комплексы реализованы и транслируются, как произведение искусства: певицы, создателей этого номера или министерства культуры? И чья эта культура и какого она уровня? Это все вторично, как и все уходящее, умирающее.

Заметьте, мы, описав все это, не сказали практически ничего оценочного, хорошо это или плохо. Перед нами материал, и его надо трезво анализировать и применять в формировании своего культурного уровня сейчас. Вот что должно быть на первом плане. Все зависит от личного выбора, какая атмосфера вам по душе, ближе. Хотя бы в диапазоне двух упомянутых исполнений одной песни, как одного примера (из многих-многих) и ориентира для выбора пути.

Да, мы предлагаем не ворчать, мол, как было раньше и как стало сегодня. А просто сравнивать и выбирать, с кем рядом вам комфортнее, с кем вам пойти. С теми, кто с экранов телевизоров на огромную аудиторию транслирует образец жертвенного ассенизаторского труда по доразрушению, доразложению разрушенного и разлагающегося, всего отжившего, старого, уходящего (ведь надо замутить побольше, до физиологической экзальтации, даже истерить на всю катушку, взорвать, чтобы утащить во мрак как можно больше!)? Ведь таких камикадзе современного искусства тоже можно понять: их труд хорошо оплачивается и к тому же они, наверное, больше ничего не умеют!..

Или же вы с теми, кто, как альтернатива, на освобождающемся месте тихо, как нежные зеленые ростки, взращивает новое, идущее взамен шумно уходящему?

Тогда вам придется даже не ради того, чтобы казаться культурным или как-то выделиться, а чисто для себя, для собственного выживания в стремительно меняющемся мире, из практических, даже прагматических соображений находить живые примеры, искать незамутненные истоки настоящей культуры. Ведь это только сегодня в различных справочниках содержится множество наукообразных определений культуры, даже со ссылками на латынь, как якобы на предков. Определений, рассчитанных на падких «на готовенькое» и тех, кто ловится в эти хитрые сети с подменами под названием «современная культура».

На самом деле ни в одном из этих справочников не упоминается, что понятие «культуры» изначально связано с древнейшей естественнонаучной традицией познания мира, древним культом Ра, ощущаемого предками как «СВЕТЛОСТЬ, СОЛНЕЧНОСТЬ, БОЖЕСТВЕННОСТЬ». Само слово, без всяких искусственных определений, несло в себе суть, сущностное. И очень конкретное, чувствуемое и переживаемое. В полном согласии с образным строем родного языка, русского языка!

Представляете теперь, как сильно старались перед этим Новым годом создатели клипа с озабоченными артистами вместо трех коней, чтобы показать вам, что «солнечности, божественности» здесь искать не надо.

И вообще, чтобы вы не рассчитывали на халяву в культурных вопросах, а создавали настоящую культуру на свой вкус и собственноручно! Как это и было в изначальные времена! Если есть у вас такая потребность, значит, у вас хорошие шансы! И удачи вам на пути формирования или возрождения живой культуры!

Наталия ЗОРИНА, директор Пресс-центра ЗоВУ, руководитель проекта РИТМ, физик, педагог-психолог высшей категории, психотерапевт

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=317