23.01.11
Тальков камень. Урал. 2010. Фото: А. и В. Крупеня

Сегодня никого уже не удивишь такими давно известными фактами, как то, что сирот в стране только за 20 лет «сближения с Западом» на рубеже тысячелетий и эпох стало больше, чем было даже в военное время. И тем, что воспитание и обучение «по западным стандартам» приносит очевидные (для понимающих) горькие плоды и разочарования, тоже не удивить. Так или иначе, за эти годы практически все с этим сталкивались. Поэтому и сейчас, в то время, когда «верхи» хотят протолкнуть еще и «ювенальную систему», чтобы у народа еще больше стало западных «благ» и в каждой семье родители с детьми общались с «кодексом» в руках, сам народ все больше и больше отворачивается от таких «ценностей», вносящих раскол в уже и без того ослабленные семьи. И трещина «несовместимости характеров» между верхами и низами катастрофически расширяется. Так дело в этом «демократично» оформленном союзе может дойти и до скандального «развода»!.. Но сейчас не об этом.

 

Мы хотим сказать о том, что, наконец-то, все же многим стало понятно практически, на своем опыте, что не только Запад и Восток – очень разные вещи, почти несовместимые. Оказывается, западные ценности не приживаются и у наследников древней «северной цивилизации». Почва у нас другая, наверное, и корни другие! Но не будем заглядывать в далекую древность.

В народе ведь помнят и недавние добрые традиции. Они еще могут сослужить добрую службу и сегодня. Давайте вспомним бегло хотя бы некоторые из этих здравых традиций, бытовавших у народов нашей земли до недавнего времени и имеющих огромное значение в воспитании детей и преемственности поколений.

 

Известно, что в быту и жизни прежде придерживались старинных обычаев и традиций, передаваемых из поколения в поколение. ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ОБЫЧНО РАСПРОСТРАНЯЛИСЬ НА ВСЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ, ОТ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДО БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЕ.

Предки старались воспитать своих детей смекалистыми, трудолюбивыми и выносливыми в работе. Больше всего ценились зрелость, самостоятельность, способность здраво решать возникающие задачи. И этому учили (не назидательно, а своим примером) с малых лет. Да, предки действительно считали труд источником жизни. Но в этом отношении у них не было современной неразборчивости, когда труд ценится преимущественно по денежному эквиваленту. Предки ценили только тот труд, который развивает человека и возвеличивает его достоинство, сплачивает близких и снабжает род продуктами жизнеобеспечения. А бережное отношение к природе распространялось и на человека, на умело организованную самореализацию, раскрытие творческого потенциала и сохранность здоровья. Предкам в благополучные времена даже в голову не приходило, что людей трудом можно доводить до деградации. Для них труд – это неотъемлемая часть гармоничной и всецелой организации жизни. ТРУД ДОЛЖЕН БЫТЬ КРАСИВЫМ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ, ОСМЫСЛЕННЫМ И ДОЛЖЕН ПРИНОСИТЬ РАДОСТЬ, СЧАСТЬЕ, ПОЛНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ. Без современной узкой специализации, но и не без особого мастерства в каком-либо деле!

 

Устойчивость традиций и обычаев поддерживалась, прежде всего, не какими-то там «внушениями», а целесообразностью принятых правил в организации жизни, без всяких излишеств и какой-то там дрессировки навыков. От детей не требовали «уважения к обычаям и правилам», как это подчас происходит сегодня, когда и в самих-то обычаях разбираются не очень. Дети просто осваивали их на практике, осознавая на своем опыте их целесообразность и пользу.

Детям прежде вообще ничего не «внушали», как это нередко дурно сейчас понимается. Даже «почтительного отношения к родным» или «взрослым» у детей тогда не требовали. Почтительное отношение формировалось на основе реальных достижений и жизненных ценностей. Наверное, сейчас очень много искажения в понимании древних традиций, потому что на них смотрят через призму современных основательно подпорченных социальных отношений.

Дело в том, что и сегодня, и сейчас при естественном взаимодействии почтительное отношение к родителям формируется без излишних назедательных бесед, естественно. Если опыт взрослого востребован и ценен, то и почтительное отношение в этом взаимодействии СКЛАДывается. Ценится все что действительно нужно!

ПРЕЖДЕ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК – И СТАР, И МЛАД – ЗАСЛУЖИВАЛ ПОЧТЕНИЯ И УВАЖЕНИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СВОИМИ СПОСОБНОСТЯМИ И МАСТЕРСТВОМ, ЗАСЛУГАМИ И УМЕНИЕМ ЛАДНО ЖИТЬ! Не было «формализации» отношений, возрастных разграничений. Только по тому, что кто-то на сколько-то лет старше. Потому что отношения были гибкие и глубокие, в зависимости от мудрости и текущих задач. А жизненная зрелость и сейчас не зависит лишь от возраста.

 

И вообще, «РЕГЛАМЕНТАЦИЯ» И «ФОРМАЛИЗАЦИЯ» ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ СТАЛА УКОРЕНЯТЬСЯ ПОСТЕПЕННО ТОЛЬКО С НАЧАЛА «НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ВРЕМЕН», ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ УГРОЗЫ ГАРМОНИЧНЫМ УСТОЯМ ЖИЗНИ и опасности деградации. Поэтому на это следует обращать внимание, когда вы внимаете речам «компетентных» специалистов по «традициям», и понимать, о каких и какого времени «традициях» вам говорят. Например, сами понимаете, что осознавать целесообразность и осмысленно, по доброй воле, придерживаться «уважения друг к другу» - это не то же самое, что «требовать» уважения и почитания.

 

ЧЕТКО СЛЕДУЕТ РАЗЛИЧАТЬ, ГДЕ ЧТО НА ЧЕМ РЕАЛЬНО ОСНОВЫВАЕТСЯ В НАШИ ЗАПУТАННЫЕ ВРЕМЕНА. Ведь даже сегодня есть искренняя неподдельная любовь к родителям - у одних. И корысть прикрыться «родственными отношениями» - у некоторых других, желающих продолжать получать родительскую заботу, будучи давно уже взрослыми. Или у некоторых нерадивых родителей сегодня может быть порой незаслуженное требование «почитания родителей» от своих детей. Сами знаете, разговоры о сомнительных традициях в атмосфере лжи и непорядочности только отталкивают от них и ухудшают социально-психологический климат как в семье, так и в любом коллективе.

 

Надо различать искусственное от естественного, формальное от живого. Бывает так, что обиженные на жизнь и судьбу взрослые члены семьи и рода могут просто0напросто разрушать адаптационный ресурс более младшего поколения. И такие случаи к большему сожалению достаточно распространены в наши дни. Надо понимать, что в благополучной Древности «почитание родителей» не считалось «святой обязанностью», «долгом» или «требованием». Просто-напросто с малых и сознательных лет дети любили и учились у родителей и их окружения (рода, общины) заботе о близких. И проявляли к близким искреннюю любовь и благодарность, как могли и умели. Заботились о родителях, как родители заботились о них. Это же всего лишь простая взаимность в проявлении чувств, единение во взаимопомощи. Человечность!

Поэтому бывает крайне неприятно сейчас слышать в разговоре о традициях слова о том, что детям что-то там «строго внушалось», что дети «обязаны оплатить долг» родителям, а родители «обязаны воспитать» или «вырастить», как будто дети в таком случае это что-то вроде горшочков с цветами, а родители – подневольные трудяги, пристроенные к детям в качестве надсмотрщиков! От таких формализованных подходов до сплошь механической (не для людей) «ювенальной системы» рукой подать. А потом остается только удивляться, как докатились до такой ужасной жизни!

ЖИЗНЬ ЗДРАВАЯ И ЛАДНАЯ ДЕРЖИТСЯ НА НАСТОЯЩИХ ЧУВСТВАХ И РАЗУМНЫХ ОТНОШЕНИЯХ. Без регламентов и кодексов. Живые отношения никогда приемлемо не формализовать никакими законами и правилами. И за деньги тоже не купить.

 

И еще одна особенность разговоров о традициях. Когда говорят, что «дети с малых лет на примере старших учились гостеприимству», не учитывают содержательную сторону, и считаются лишь внешней, формальной стороной, т.е. обращают внимание на, как говорится в современной науке, «социализацию», на приобретение «социальных навыков». Это тоже современное искаженное видение традиций. Да, человеку жить среди людей, и социальные навыки для него очень важны. Предки это осознавали и не пренебрегали «социализацией». Но при этом для предков важнее всего было в обучении тому же «гостеприимству», например, САМОРАСКРЫТИЕ растущего маленького человека, полное ПРИНЯТИЕ им самого себя, умеющего ЛАДИТЬ с окружающими. Совсем другой акцент (как видите, не ограниченный формальной стороной, но и не исключающий формальности). Очень ценилось «УМЕНИЕ ЛАДИТЬ», можно даже сказать что это качество считалось одним из важных, системообразующих. Отсюда и поговорки, типа: «Уважишь и угостишь человека – уважишь и угостишь себя». Даже из современной психологии известно, что не принимающие себя люди не в состоянии выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

 

Да, сейчас мы сталкиваемся с тем, что сохранившиеся традиции и обычаи «формализованы», и часто даже их смысл давно утрачен и сопровождаются теперь надуманными объяснениями «почему». Зачастую от многих традиций сегодня осталась просто пустая, выхолащенная, чаще бессмысленная форма. Когда ребенка с первых лет учат, например, «вставать, когда в дом входили взрослые» (или в класс входит старший, если это в школе) и т.п., то начинают «объяснять», мол, «так принято», или «это знак уважения», «приветствие» и т.п. Никакой научности и рационального подхода в этом нет, и при этом еще хотят, чтобы дети выросли гармонично развитыми гениальными существами, способными творить и нестандартно мыслить! Откуда этому взяться, если воспитатели сами толком не знают истоков того предмета, о котором рассказывают, и на ходу придумывают или пересказывают чьи-то искусственные объяснения?!

А все же элементарно просто было в Древности по поводу того же «вставания при взрослых». Это не форма «приветствия» и не «знак уважения». Все основано на целесообразности естественных взаимоотношений, чувствования другого человека и рациональности. Тогда никто (при любой степени родства и возрастных различий) к другому без надобности не подходил: ПРОСТРАНСТВО ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА БЫЛО СВЯЩЕННО. А если кто уж подходит, то значит, веское основание на это имеет. Подходит по очень значимому поводу, достойному того, чтобы «войти» в пространство другого человека, прервав его занятия. Следовательно, в целях экономии времени и сил (своих и другого человека), нужно своевременно и эффективно открыться навстречу миру другого человека и быть готовым полноценно, всем своим существом, внимать (воспринимать, взаимодействовать).

Понимание подлинных смыслов традиций, обычаев и социальных навыков было осмысленным в начале их формализации, когда мудрецы передавали знания потомкам уже в наступающие «неблагоприятные времена». Но в смутное и темное время смыслы отчасти утратили, отчасти утаили и исказили. Так и стали получаться известные сейчас старинные «своды требований» и «списки обязанностей», объясняемых в разной социальной среде по-разному и произвольно.

 

Попробуйте теперь сами, в целях исследования или упражнения в традициях, найти здравое, естественнонаучное обоснование тому, почему, например, принято было у предков «каждого человека, гостя или путника встречать радушно и гостеприимно». Почему хозяева дома считали своим долгом накормить гостя и дать ему приют и т.д.?

Таким путем можно прийти к существенным выводам и начать понимать, КАКИЕ ТРАДИЦИИ ЕСТЕСТВЕННЫЕ, НАСТОЯЩИЕ, НАСТРАИВАЮЩИЕ НА ЛАД? А какие относятся к недавнему времени, искажены или даже просто придуманы в не столь давнее время в интересах отдельных групп людей? К примеру, на каком основании сложились представления о недопустимости воровства, и почему сейчас воровство получило широкое распространение? Почему ценились люди смелые, честные, стойкие и разумные, а также уравновешенные, спокойные, владеющие собой и гостеприимные? Почему не одобрялось, не принималось предками нечестность, легкомыслие, всякие там капризы? Или почему считалось слабостью публичное выражение горя? Или почему было важно знать свою родословную? Какой в этом разумный смысл? И почему в России не так уж и давно были уничтожены родовые книги?

 

Или вот взять другой аспект жизни, когда выросшие дети создают уже свою семью. Ведь к созданию семьи своих взрослых детей родители готовились на самом деле не с выбора невесты или жениха, а заранее, можно сказать, с рождения младенца. А это соответственно подразумевает и осмысленную стратегию воспитания, рассчитанную на много лет, до совершеннолетия ребенка. Но и при выборе невесты или жениха огромное значение имела «родовая принадлежность» или «родословная». Потому что нужно было учесть множество факторов прошлого и настоящего в соединении родов, чтобы дать безупречно здоровое потомство и благополучное продолжение рода.

 

Надо подчеркнуть еще и такой момент, как ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ ПРЕДКОВ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ЖИЗНИ И ГИГИЕНИЧНОСТЬ ЛИЧНОГО БЫТИЯ. Например, если «убийство, воровство и любодейство» считались материальными, телесными пороками, то «ложь, злословие, грубость и суесловие» относились к порокам языка и социальных отношений. Забота предков распространялась не только на экологию среды и гигиеничность отношений (это не просто нравственность, в современном понимании, а именно безупречность, чистота телесная и духовная!). Потому что все может иметь продолжение, в том числе и пороки, и грехи. А что посеяно, то и пожинается.

Ответственность за содеянное, за последствия, осмысленность поступков и деяний – это у предков тоже с малых лет. И даже больше.

 

Забота предков распространялась даже на сферу мыслей (не в смысле контроля над ними, а в смысле безупречности и чистоты помыслов, недопущения злобы и превратных мыслей). Но это было даже не «воспитание нравственности», как назвали бы сейчас. У предков это была всего лишь добротная, заботливая, рачительная во всех смыслах организация своей личной жизни каждым человеком в ладу с собой, с людьми (с миром) и со всеми природными стихиями.

Никто никого не «воспитывал». Может быть, и поэтому у многих людей сохраняется до сих пор подспудное ощущение, что с «воспитанием» что-то не так, какой-то подвох имеется. И поэтому люди не любят, когда их «воспитывать» начинают. Чувства людей не обманывают: в Древности действительно никто никого не «воспитывал» (и слово «воспитание» имело другое значение, чем сейчас), а ВСЕ ВМЕСТЕ ПРОСТО СТРЕМИЛИСЬ ЛАДНО ЖИТЬ И ПОМОГАТЬ В ЭТОМ ДРУГ ДРУГУ! И ВСЕ ВМЕСТЕ СТРЕМИЛИСЬ К ЖИЗНИ СОВЕРШЕННОЙ, ЛАДНОЙ, КРАСИВОЙ!

 

Что касается «сохранения природы», то Природа сохранится. В этом можно не сомневаться. А вот современная цивилизация стоит перед риском самоуничтожения, гибели в экологической катастрофе.

ЛЮДЯМ НУЖНО ВЕРНУТЬСЯ К ТРАДИЦИОННЫМ СПОСОБАМ МЫШЛЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ, К ЗДРАВЫМ ЖИЗНЕННЫМ ОРИЕНТИРАМ, КОТОРЫХ ПРИДЕРЖИВАЛИСЬ ДАЛЕКИЕ МУДРЫЕ ПРЕДКИ. Для здравой жизни не надо каких-то там дополнительных программ, дорогостоящих мероприятий, бюрократических органов и комиссий. Опять же тут надо помнить, что ЖИЗНЬ ПРЕДКОВ БЫЛА ОРГАНИЗОВАНА ОЧЕНЬ ЭКОНОМИЧНО, БЕЗ ИЗЛИШЕСТВ, потому что излишества представляют лишь ненужный груз и отягощают путь. Мешают идти, мешают жить!

ДЛЯ ЗДРАВОЙ ЖИЗНИ ВАЖНА МУДРАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ, СЛЕДОВАНИЕ ПО ЛАДНОМУ И ЕСТЕСТВЕННОМУ ПУТИ ПРИРОДЫ. Прежде ладно организованная личная жизнь, а потом уж общественная. Потому что в здравое общество объединиться могут только здравые во всех смыслах человеки!

 

Сейчас организация личной жизни людей тоже происходит на уровне их экологических знаний и психологической готовности. У кого низкий уровень знаний и готовности, у тех разрушительное, катастрофическое поведение. Невежество их несет беды как себе, так и окружающим людям. А у кого уровень экологических знаний и внутренней готовности растет и уже достаточно высокого уровня достигает, те рано или поздно встают на ПУТЬ ВОЗВРАЩЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ ВЕЛИКИХ И СЛАВНЫХ ПРЕДКОВ.

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2010г.)

(публикация в эл.журнале ЗОВУ РИТМ, октябрь 2010)

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=707