06.02.11

Продолжаем публикацию статей Андрея Геннадьевича Резункова. Начало см. в 3, 5, 7, 11-м номерах журнала за этот год. Продолжение публикации. Начало см. в 11-м номере.

От редакции

 

 

Резунков А.Г.,

доктор философии, член Русского Географического общества, руководитель общины «Крина», разработчик календарной системы «Коловорот»

 

 

 

Жива – жизненная сила

 

Ж – седьмая буква русской азбуки носит название живете – 2 л . мн.ч., повел. накл. от жити , что обозначает жи знь, жи вот, жи ть. В этой Жи , которая созвучна китайской Ци и японской Ки , сконцентрирована жизненная энергия, жизненная сила, веление жизни и закон жизни. Кстати, само слово си ла несёт в себе ту же основу (славянскую богиню жизненной силы называют Жива, Дзиева, Сива). Фасмер сравнивает праславянское sila с литовским siela – душа, дух. Физическое тело лишь тогда живо, когда в животе живёт Жива.

Неуёмный Ярила-зародитель вдохнул живительную силу в зерно и яйцеклетку и передал заботу о росте Живе-охранительнице, носительнице жизни. Теперь она будет спокойно и деловито радеть о взрослении и созревании. Жива со своими спутницами и помощницами Живицами реют над землёй, и от их ласковых взглядов всё наполняется жизнью и здоровьем.

Жива – олицетворение красоты цветущих садов и гармонии зеленеющих лугов, прелести любви и здоровья. Это и розовощёкий малыш-крепыш, и пушистая зверушка. Но не только в нежном возрасте посещает нас Жива.

На своём уделе человек строит свой дом, строит свой мир. Сначала этот мир зависит от многих людей – родителей, учителей, начальников. Если у него нет сил, его мирок так и останется пристроенным к чьему-то миру. Но первый шаг к своему миру – это мечта, это фантазия, это творение образа мира. Если эта мечта, этот образ жизненен, т.е. светел, красив, гармоничен – к нему придёт Жива и добавит жизненные силы для воплощения этого образа, для построения этого мира. Это большое искусство – быть небесным женихом извечной невесты, богини жизни и плодородия – Живы. Но если удастся поселить в свой дом Живу, в него потянутся и люди, и звери, и растения, и отдадут все силы, чтобы этот дом Живы стоял. Как поведёт хозяин своё хозяйство – по пути правды или по пути кривды – такой и будет у него мир. Бог атый хозяин близок к богу, бед ный хозяин с бедой дружит. В налаженном хозяйстве лад ное житьё, с ладом и усладой.

 

 

Смерть – мера жизни

 

Жизнь всегда борется со смертью. Смерть имеет корневую основу мер (умер), мор , мар которая проявляется как в имени богини смерти Мар ы- Мор евны так и в имени хозяина зимы - Деда Мор оза. Можно продолжить этот мер зкий ряд: умирать, замерзать, мр азь, кики мор а. Есть такой индоевропейский корень * mi -, * mei -, обозначающий обмен, посредничество, согласие, мир, дружбу, симпатию и меру. Др.индийский Митра ( Mitra , ударение на последнем слоге) буквально понимается как друг, другой участник договора. Митра со своим братом Варуной установили и поддерживают космические законы. Может быть это смелая гипотеза, но с мер ть, мер а и мир это близкие по смыслу слова. Смерть есть мера жизни.

Наши далёкие предки не воспринимали смерть так драматично и однозначно, как это присуще более современным поколениям людей. Славяне не знали за собой греха, не знали об ожидающем их по христианскому вероучению божьем суде, а потому руководствовались в своих поступках законами окружающей природы. И к смерти относились как к переходу к новой жизни. А возможность такового ежегодно доказывала ему сама природа, раз за разом умирая и возрождаясь вновь.

Жизненный путь человека русские люди рассматривают как длинную и трудную дорогу, по которой тот идёт от момента рождения до момента смерти, причём начало и конец пути смыкаются в одной точке: "Родится человек на смерть, а умрёт на живот". Бог выпустил человека "на белый свет, в божий мир" для того, чтобы он достойно прожил отведенное ему земное время, пахал и засевал землю, любил и защищал свою "отчину" от врага, вырастил сильных, добрых детей, а затем спокойно вернулся в тот мир, из которого вышел, веря, что с его смертью жизнь на земле не кончается: "Жили люди до нас, будут жить и после нас".

 

 

Русские Солнцебоги

 

СОЛНЦЕ, солнышко – наше дневное светило; величайшее, самосветное и срединное тело нашей вселенной, господствующее силою тяготенья, светом и теплом над всеми земными мирами, планетами. Так определил в своём Словаре понятие «Солнце» В.И.Даль. О Солнце можно говорить очень много и нельзя сказать в двух словах. Если спросить любого человека «Что такое Солнце?», он, не задумываясь, ткнёт пальцем в небо и скажет: «Вот, смотри». Разве можно объяснить очевидное?

Солнце определяет всю нашу жизнь. Солнце несёт свет и тепло, но спряталось оно за тучи – похолодало, помрачнело. Не смотрит Солнышко на Землю – плохо Земля плодоносит, и люди становятся хмурыми, мрачными, но если палит беспрерывно – иссушит, выжжет. Солнце встало, взошло – день настал; солнце закатилось, село – сумерки и ночь. И вот вам, пожалуйста, совершенно различные времена суток, совершенно различные состояния. А как отличается зимнее Солнце, которого всегда мало, от летнего – жаркого, палящего. Но Солнышка в мешок не поймаешь. И сокол выше Солнца не летает. Творящее, дарящее блага и карающее, неуправляемое и непостижимое – Солнце воплотило в себе первоосновное божественное начало. И к нему обращается человек в течение дня и в течение года со словами приветствия, благодарности и просьбы.

В славянских наречиях имя небесного светила звучит сходно: сонце (укр), слънце (болг), slunce (чеш), slonce (пол). В европейских языках то же созвучие : sol (лат), z o i l e h (греч), saule (лит, др.-прус), Sonne (нем), sun (англ). Древнеиндийское suras и авестийское hvare значат – солнце , солнечный свет. Посмотрите, насколько похожи по звучанию и по смыслу слова : сол нце, кол о, Кол яда, гел ио.

В каждое время года Солнце светит по-разному. Зимой, когда день становится совсем коротким и холодным, происходит чудо – зимний Солнцеворот. Нарождается новый год и к нам приходит юное Солнце – Коляда . Весенний Ярила приносит яр ость и яр кость, он на яр ивает землю, почву, природу, чтобы та раскрылась, расцвела, набрала сил для плодоношения. Летний Хорс делает Земле хор ошо, а щедрый Дажьбог наполняет закрома урожаем. Плоды собраны, ссыпаны в закрома. Нет больше ярких красок, всё серое – от чёрного цвета земли до белого снега. Наступает суровое время Кощея , который над златом чахнет. И такой коловорот – круглый год, каждый год.

 

 

Календарь – Коляды дар

 

Наши предки Солнце звали Коло , ведь оно ходит по кол ее, кол есом, о коло, по сол онь. А время зимнего Солнцеворота прозвали Корочуном – ведь это самые короткие дни в году. После него хоть на воробьиный скок, да прибудет дня. В Корочун приходит Коляда – маленький Коло, юное нарождающееся Солнце. Среди холодной зимы, когда всё замерзает и находится в состоянии летаргического сна, Коляда дарит людям радость надежды: морозы не вечны, окрепнет Солнышко и вернётся тепло. Коляда – в этом имени можно найти два божественных начала – Коло и Лада, которые слили воедино свет и гармонию, плодородие и космический порядок.

Коло – идея вечности и вращения творящего акта. Кол – ось, вокруг, о коло которой происходит коло вращение . Владимир Даль определяет коловращать как обращать кругом, вертеть вокруг , а коло круг, окружность, обод, колесо . В толковом словаре Ожегова слово коловорот представляется как ручной столярный инструмент для сверления отверстий , и только как устаревшее, книжное понятие – это круговорот, непрерывное вращение . Коло врат , коло кат , коло верть – так на Руси называли зимнее и летнее солнцестояния (солнцевороты). Колоземицей , мироколицей называет Даль воздух, окружающий земной шар и образующий атмосферу. В.Даль выводит Коляду и слово календарь из римского понятия calendae . Хотя бытует и другое мнение. Коляда (или, как в «Велесовой книге» Коленда, или просто Коло) – бог круговращения материи и времени, которого особо вспоминают в начале года (колядки, колядовщики), подарил миру колендарь (Коленды дар), а римские календы приходились на момент празднования Коляды и были заимствованы.

Вестниками рождения нового мира приходят колядовщики , которые несут солнышко с зажженной в нём свечой или другим огнём. Солнышко украшено цветными лентами, сухими цветами, высушенными в песке с прошлого лета, соломой с коло сьями. В старину, когда живой огонь был единственным источником тепла и света, хозяева, выходя встречать посланников Коляды, гасили свой огонь и зажигали новый от Колядина Огня. Колядовщики разбрасывают зерна на хороший урожай, посыпают снег цветным толченым мелом в знак близкого цветения полей, разбрасывают цветные лоскутки, вырезанные в форме листьев и цветков. Вестники поют песни- колядки , славящие Рода, богатство и плодородие, восхваляют хозяина и хозяйку, а те ублажают посланников брагой, оладьями, пирогами. После праздника старый мир не возвращается, а возрождается обновлённым.

Коло можно найти во многих русских словах. Так кол есо несёт в себе символику круга, кругового движения и вращения небесных светил. На больших календарных праздниках колёса водружают на высокие жесты. На Колядки горящее колесо вкатывают в гору, по весне – катают, а на Купалу – скатывают с горы.

Есть такое интересное слово коло да . Оно обозначает толстое бревно, обрубок (так же называют различные предметы, сделанные из обрубка бревна – улей, гроб, челнок и пр. – но это уже производные). У южных славян есть обычай сжигать на рождество бадняк – круглое толстое бревно, а когда оно горит, стучать по нему палками и по характеру искр смотреть, каким будет новый год. Колодой называют полный набор игральных (и гадательных) карт. Всё это наводит на мысль, что колода и Коляда – ближайшие производные от общего слова. Может быть, случайно сохранились такие загадки 10 : « Лежит колода, по ней дорога, пятьдесят сучков да триста листьев », « Лежит колода поперёк дороги; в колоде 12 гнёзд, в гнезде по 4 яичка, в яичке по семи зародышков »? Обе имеют одинаковый ответ – год .

Из слова колода же В.Даль выводит и колод ец, колод езь – узкая и глубокая яма, иногда вырытая до водяной жилы; может быть одета срубом или камнем или цельною дуплястою колодою. Фасмер пытается связать колодец с кладом и холодом . В этом нет ничего удивительного – в русском языке как в шахматах все слова связаны, образуя единую живую картину мира. Кстати, колодец осмысляется как пограничное пространство, путь в ирий и канал связи с навьим, потусторонним миром. Вспомните, как падчерица попадает на встречу с Дедом Морозом.

Другая очень важная обрядовая штуковина – колокол , близка по написанию и звучанию, но не поддаётся логическому осмыслению. Может быть, это имя появилось от созвучия с колокольным звоном? А ещё говорят, что били « кол о кол » и придумали колокол, но это версия вызывает большие сомнения, но, тем не менее, в колокол бьют именно тогда, когда надо обозначить начало чего-нибудь или привлечь внимание к важному событию. « Язык есть, речей нет, весть подаёт ». Колокольным звоном провожают в ирий-рай душу умершего.

Но в колокол можно бить, а можно и коло тить . « Цепом бьют со всего плеча, а шубу колотят легонько ». « Молот бьёт, молоточек колотит ». Считается, что « колот ить» произошло от « колоть » – тыкать, пырять, наносить удар острым предметом ( колом ?). А от острого по хрупкому происходят с кол ы , поэтому сучки рубят, а дрова колют. Если мы пойдём от «дров» к «полену», а от «полена» к «колоде», сможем ли мы пройти по этому пути?

И ещё есть одно слово, слово-понятие, слово-гнездо: коло с . Связано ли оно с колом-солнцем и как? С маленькими солнышками можно сравнить зёрна, но никак не колос. На кол больше похожа солома – стержень растения, но, опять же, не колос. Однако только колос в имени своём хранит « коло ».

Мне кажется, что значимым словом из этого ряд является колдун – смысл этого слова уходит корнями в далёкое прошлое и уже забыт. По мнению Срезневского так в старину называли людей, совершавших обряд жертвоприношения. Оно созвучно таким словам, как колод а , колод ец , Коляд а . Рассматривая корень слова “колдун”, Афанасьев 11 построил такой ряд: колд = калд = кълд = клуд = куд , тем самым уровнял колдуна и кудесника не только по сути, но и лингвистически. Под воздействием христианской идеологии колдуны попали в разряд черных, вредоносных деятелей, причём с мрачной, отталкивающей внешностью.

Богат обрядовый стол колядок. Колядками называют выпеченные из постного ржаного или смешанного ржаного и пшеничного теста тонкостенными пирожками, начинёнными ягодами, грибами, творогом. Угощают гостей коливом – поминальной кутьёй, кашей из пшеницы, либо из полбы, рису (но также этим словом обозначают росток, побег, стебелёк). В русском языке сохранилось название обрядового хлеба – колобок , в Болгарии его называют питка, а в церкви – просфорка. Калач ( кол ач) – это белый хлеб с пористым мякишем, изготовленный из пресного теста, напоминающий по форме замок с круглой дужкой. В старину калачи выпекали к праздничным дням в специальной глиняной форме “калачный круг”.

Сейчас возрастает интерес к старинным славянским, а не заимствованным христианизированным именам. Но, тем не менее, большинство всё же скажет, что Николай и Коля – одно и то же имя. «Николай», в переводе с греческого, значит «победитель народов», но мы привыкли Николаев звать уменьшительно-ласково – Коля. Но Коля звучит как ласкательное от Коло, т.е. Солнышко. Но что интересно, Никольщина (день святого Николая, Мирликийского чудотворца; Никола зимний, холодный; Николин день – гостевой праздник, братчина: «Красна Никольщина пивом и пирогами») приходится на начало зимнего коловорота (19 декабря). Другое совпадение: Никола-вешний отмечается по старому стилю 9 мая, что совпадает с древним праздником, посвященным Микуле Селяниновичу. Кстати, «Микула» тоже старинное славянское имя, а не «уменьшительное» от «Николай».

Искатели легендарной Гипербореи пытаются найти её следы на русском Севере. Соло вецкие острова, Коль ский полуостров, река Коло – не несут ли эти названия отпечатка Солнечной страны, где полгода не садилось Солнце? Не из этой ли страны появились и былинные богатыри? Не оттуда ли наши предки направили свои стопы в Индию и Европу, построив по пути страну городов – Аркаим?

 

 

Ярая сила Ярилы

 

Ярь или ярина – растительная сила почвы, с соком поднимающаяся по стволам деревьев, из корней уходящая в стебель растения. Ярынь – вешнее состояние природы, когда цветут сады, зеленеют поля. Весной сеют яровой хлеб, который собирают по осени. Корова, которой нужен бык, " ярится ", и телёнок, который задорно бегает по полю, задрав хвост, тоже ярится.

В достаточно современном словаре Ожегова 12 прилагательное ярый 13 толкуется как: 1) яростный; 2) страстно преданный, убеждённый; 3) яркий, светлый, сверкающий. У Владимира Даля 14 для слова ярый представлен более широкий спектр: огненный, пылкий, горячий; белый, блестящий, яркий; сердитый, злой, лютый, запальчивый; крепкий, сильный, жестокий, резкий; скорый, бойкий, неудержный, быстрый, крайне ретивый, рьяный; горячий, похотливый . В Словаре древнерусского языка Срезневского 15 : яра – весна, а ярый – весенний, яровой (но также гневный; гневливый, сварливый; жестокий; строгий; смелый, отважный; сильный, порывистый); ярь – яровой хлеб, а ярица – зерно ярового хлеба; яръкый – светлый, яркий, сверкающий, но также и суровый, гневный. Срезневский древнерусское слово ярость (которое должно писаться с юзом , а не с я , как написано) приравнивает к гневу, ярости; пылкости, горячности; строгости, суровости, но и к веселью . В Этимологическом словаре русского языка Фасмера 16 : яра – весна, ярь – яровой хлеб, ярые пчёлы – первый рой в улье летом, яровик – животное или растение этого года. Иванов и Топоров, Фаминцын и Фасмер приводят близкие слова из языков славянской группы: украинская ярь – весна, яровой хлеб, ярий , яровий – весенний, летний; древне-руский яръ – тоже весенний, летний; болгарское яра – весна; чешское jaro – весна, jary – весенний, этого года, яровой; словенский jar – весна, jary – свежий; польские jar и jarz – весна, jary – этого года, яровой.

Видно, что корневая основа яр несёт в себе ярую силу Весны и Солнца, в ней заключено живительное, зарождающее начало. Ей свойственна пылкая необузданность, которая может проявиться от безудержного веселья до сурового гнева.

Обратите внимание. Праславянский j а r ъ родственен авестийскому a у ar , уā r – год, готскому jer и немецкому Jahr – год, греческому a r w – время года, пора; z o r w – время, год. В английском языке year – год, а yard – ярд, меры длины. Один ярд равен 0.9144 метрам , а старинный русский аршин равен 0.7112 метрам (отметим, что оба названия созвучны и равны, примерно, длине ноги).

Хочется отметить ещё одну интересную деталь, может быть она не очевидна, но прослеживается: ярина , ярьна – овечья шерсть; ярка – молодая овца; яра – ягнёнок (в литовском eras , eris – ягнёнок, erena – баранина; древнепрусский eristian – ягнёнок, латинский aries – баран, и пр.) По астрономическому календарю год начинается с весеннего равноденствия, когда Солнце приходит в знак Овна-овцы ( aries ) и покровителем этого знака считается М арс ( Арес ) – яростный, весенний бог (впоследствии более известный только как бог войны).

Пик Весны приходится на начало мая. Православные христиане поминают 6 мая Георгия Победоносца-Змееборца. Георгий – один из самых почитаемых в народе святых. В народном сознании Георгий – хозяин земли и весенней влаги, покровитель скота защитник диких зверей, начинатель скотоводческих и земледельческих работ. Ведь и имя у Георгия – в переводе с греческого языка – земледелец. В народе же Георгия зовут Егорием, Ягорием, Юрием. Посмотрите, как созвучны имена Юра и Ярила. А в божественных именах собратьев Ярилы, имеющих своё гражданство по всей Евразии, также можно найти общую корневую основу. Солнцебогами называют арамейского Йарихбола и древнерусского Хърса , древнеегипетского Гора , армянского Арэва и древнеиранского Хварну . Из греческой мифологии хорошо известны богиня мать Гера и самый сильный герой Геракл . Гермеса , как и Ярилу, почитают на празднике пробуждения весны. Эрос , он же Эрот больше знаком как бог любви, а Арес (по римской мифологии известный более как Марс ) – войны. Список можно продолжить: ведический Арьяман и авестийский Айрьяман , южнославянский Герман и Ерды у ингушей. Все эти имена имеют прямое или косвенное отношение к плодородию. Кстати, тюркское слово йер как и скандинавское ерд означает – земля. А рунический знак < > под именем йеро расшифровывается как урожай. И уж, я думаю, нет необходимости объяснять, что такое хер и рассказывать о его роли в продлении рода… … …

(окончание следует)

(г.Санкт-Петербург)

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», декабрь 2010г.

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=763