06.02.11

Продолжаем публикацию статей Андрея Геннадьевича Резункова. Начало см. в 3, 5, 7, 11-м номерах журнала за этот год. Окончание публикации. Начало см. в 11-12- м номерах 2010г.

От редакции

 

Резунков А.Г.,

доктор философии, член Русского Географического общества, руководитель общины «Крина», разработчик календарной системы «Коловорот»

 

 

Хороши хороводы, Хорса хранящие

 

Летнее Солнце – оно гор ячее, жар кое, на гор е, на вершине, на макушке, от него просто хоро шо. Как выразить это всё одним словом? Хорс ! Имя солнечного бога прочно живёт в современном русском языке. Попробуйте определить, что такое хоро шо. Это так же трудно сделать, как определить, что такое Солнце. Даль выводит слово “ хоро шо ” от “ краса , краше , кор аше ” – но ведь это тоже определение Солнца: красно Солнышко, красивое. А гар на д i вица или гар н i й 17 хлопец – от них так и пышет красотой, здоровьем, жизненной силой. Многие кра ски имеют «солнечные» оттенки – кра сный, жёл тый, зол отой, ор анжевый, кар мин, охра . Последняя в современном цвете выглядит скорее тускло 18 , чем ярко. Но название у неё ёмкое, выразительное.

Солнце хор овито. В этом старинном слове заключено, по крайней мере, два значения: хорошо и хранить ( авест . haur vaiti – “стережёт”, отсюда хор бат – хра нитель огня в авестийском хра ме). Кстати, само слово хра м ( хоро мы) того же корня. Хоромы – это строение, где мы можем с хор ониться от непогоды, неприятеля, дикого зверя. Есть у нас и другая защита – хор угвь (хоруг, корогва, корогьвь) – это знамя, на котором раньше вышивали солярные знаки, а затем – иконы.

Основной энергетический центр человека, находящийся как раз в подреберной области, называется солнечное сплетение или хар а. Хара ктер 19 является как раз мерой проявления этой энергии, а зна хар ь, это тот, кто знает, как управлять этой энергией и как её восстанавливать. Можно предположить, что хра брый ( хоро брый) человек обладает развитым центром хара .

Обрядовым действием, посвящённым Хорсу, является хоровод (он же харагодъ или карагодъ ). Хор – это и круг (в словаре Даля есть слово хоро графия – описание области, округа, места) 20 , и собрание певчих для согласованного пения 21 , и групповой танец 22 . Хороводы играют или водят от первых тёплых дней до Покрова, то есть до первого снега. Хороводят вокруг костра или на поляне, в полдень, на восходе или на закате Солнца. Как правило, для хоровода встают в круг, взявшись за руки или положив руки на плечи соседям. Мужчины или юноши чередуются с женщинами и девушками. Хороводный шаг медленный, плавный с подражанием в движении словам хороводной песни. Хороводные песни протяжные, часто многоголосые. Правильно сорганизованный хоровод – это когда движения людей и их пение сливаются воедино, в общий натянутый, звенящий круг, который вздымается в общем порыве к Солнцу-Хорсу. Из этого хоровода уходит всё чуждое, лишнее, инородное и поток чистой энергии изливается как жертвоприношение богам.

Славянский Хорс также не одинок в мифологическом мире 23 . Обычно его сравнивают с египетским Хором 24 (Гором), что в переводе значит высота, небо . Гор изображался в виде сокола, человека с головой сокола или Солнца с крыльями. Сокол – солнечная птица, она летает со коло м, то есть с Солнцем. Авестийское " hvar na " – сияющее солнце. А хур ы ( иранская мифология ) – божественные сущности, боровшиеся за упорядочение космоса и социума, против хаоса, тьмы и зла. Корос греческий бог света. По-персидски солнце называется кор шид. Хор муста – в мифологии монгольских народов верховное небесное божество. Хора лдар ( осетинская мифология ) – небожитель, божество урожая. Но в египетской мифологии присутствует Хат хор (букв. «дом Гора», т.е. «небо») – богиня неба, небесная корова, родившая Солнце. Интересно, что в греческой мифологии Горы , дочери Зевса и Фемиды - богини времён года, покровительницы урожая и живительных сил природы: это божество роста - Ауксо, цветения - Талло и зрелого плода - Карпо. Они упорядочивают жизнь человека, вносят в неё установленную ритмичность, наблюдают за её закономерным течением. А Хариты , дочери Зевса и Эвриномы (по другой версии – Гелиоса и Эглы) – благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни: сияющая Аглая, благомыслящая Евфросина и цветущая Талия 25 .

Напрашивается и параллель с греческим Хроносом ( z o n o r C ), богом времени, которого народная этимология сблизила с Кроносом (К z o n o r ), одним из титанов, отцом Зевса. В Греции отмечались кронии , праздник начала нового года, на котором господа и слуги менялись обязанностями и воцарялось безудержное веселие.

Наверное, неслучайно имя Хорса созвучно с хоро нением. Харон – перевозчик мёртвых в аид ( греческая мифология ). Хорон ( западносемитская мифология ) – бог подземного мира, защитник царской власти, изображается в виде коршуна. Русская Карна ( карити – оплакивать) провожает героев в последний путь. Харги ( тунгусо-маньчжурская мифология ) – хозяин нижнего мира, отвозит души умерших в мир мёртвых. Хара Суорун ( якутская мифология ) – чёрный ворон, дух-покровитель. В русском обычае на колядки на лицо одевают маски- хари , чтобы защититься от злого воздействия. Может быть, не лишено здравого смысла предположение, что кар навал, кара нтин, кара ул имеют общее корневое и смысловое значение.

Известен славянский народ – хор ваты . И кар пы , ранее проживающие в Кар патах . В Чехии есть область – Char vaty . Под Киевом есть гора Хор ивица ( др-рус . Хор евица , Хор ива ). Легендарный Хорив, брат Кия и Щека также связан с Киевом.

 

 

Дажбо - то, что бог даёт

 

Дати , дать - вручить, предоставить, ссудить, снабдить, даровать, позволить. Общеславянский корень * dati , инд-евр . - * do -, * d э : латин . do и греч . i m o d i d - даю, авест . dadaiti и др.-инд . dadati - даёт.

У Срезневского:

дать слово - обещать и отвечать за данное слово;

дать славу - восславить, возблагодарить;

дать суд - дать право на суд и разрешить тяжбу;

дать правду - разобрать дело, судить;

дать правду или вину - оправдать или обвинить;

дать мзду - подкупить.

В.Даль добавляет: дать руку - поручиться; дать знать - известить; дать дорогу, место - посторониться; дать хлеба - дать средства жить.

Дан ие, дав ание, даян ие, дат ьё бывает различным. Дажба или дажбо - то, что бог даёт. Дача - то, что вы даё тся в виде жалования, содержания, пайки ( по дач ки ) или даже надела земли (отсюда дач ные участки ). Дань - по дат ь , то, что положено от дат ь повелителю (отсюда под дан ные - те, кто от даю т по дат ь и дан ники , платящие дань ).

Общеславянский корень bogъ и индоевропейский корень bhag- - “наделять”, “раздавать” близка к древнеиранскому, авестийскому baga- - “участь”, “судьба” и санскритскому bhaga - “счастье”, “благополучие”, “красота”, “любовь”. В современном хинди бхаги означает счастье. Когда что-то удаётся, мы говорим «Слава богу!», тем самым, порою неосознанно, славим Бога. Если нас ожидает некое дело с сомнительным исходом, мы говорим: «Ну, дай бог!» или «С богом!». А если мы с чем-то не согласны или хотим чего-то избежать, говорим: «Упаси боже!», «Не дай бог!», «Побойся бога!», «Избави бог!». Когда же надо заручиться поддержкой, восклицаем: «Ей богу!» или «Видит бог!». И снова обращаемся к высшей инстанции - божимся , в надежде на её помощь и опору.

Восточнославянский Даждьбог, он же Дажьбог или Дажбо - “бог дающий”. Это та ипостась единого Бога, что даёт нам Благо, является конкретным носителем счастья. В «Слове о полку Игореве» автор называет русских людей Дажьбожьими внуками. Русский человек испокон веков считал себя не рабом божьим, а сыном, внуком божьим, частью бога - и это ему всегда придавало сил.

В южнославянской мифологии Дабог – «царь на земле», противопоставляемый богу на небе. У западных славян – Dacbog . Дакша – в ведийской и индуистской мифологии отождествляется с отцом богов (греческая мифология сохранила имя Даная – сына царя Египта Бела, который, как и Дакша, является отцом 50 дочерей). Примечательной чертой Дакши является то, что он рождён от Адити 26 и он же родил Адити . Дакшина , в Ригведе представляется как богиня, несущая дары и богатства. Её имя восходит к древнему индоевропейскому обозначению правого (ср. авест . dasina , литов . desinas , слав . desn ъ , греч . z o r e t i z e d , лат . dexter , др.-кельт . dess и др .), означает овеществлённый символ благоприятной стороны в виде конкретного дара и даже ритуал, связываемый с ним. В кельтской мифологии Дагда ( Dagda ) – хороший, добрый бог, хозяин котла изобилия и Дану ( Danu ) – мать-прародительница богов. Дагон ( финик .), Даган ( западносим .) – покровитель земледелия, податель пищи. Дардан – сын Зевса и плеяды Електры, предок – прародителя римлян. 27

 

 

Кощуны Кащея Бессмертного

 

При имени Кощей или Кащей в нашем представлении возникает образ мрачного тощего старика, злого чародея с длинной седой бородой, который над златом чахнет в своём потайном жилище на краю света. Из сказок мы знаем, что он бессмертный, но смерть его спрятана в несколько вложенных друг в друга волшебных животных и предметах: «На море, на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт. В сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – игла, на конце иглы – смерть Кощеева».

В Словаре В.Даля «КАЩЕЙ – сказочное лицо, вроде вечного жида, с прилаг. бессмертный , вероятно от слова кастить 28 , но переделано в кощей, от кости , означая изможденного непомерно худобою человека, особенно старика, скрягу, скупца и ростовщика, корпящего над своею казною. Кащей – сам с ноготь, борода с локоть, пуга (бич) в семь сажен.»

Иванов и Топоров 29 выводят имя из тюркского kosci пленник , подтверждая древность мотива его наличием в русских заговорах и хеттских обрядовых текстах. Фасмер 30 кроме рассмотренных вариантов ещё предлагает кош лагерь, стоянка , и костить бранить . В словаре Аванесова, составленного по летописям XI - XIV вв. « кощь тонкий, худой ; кощей раб или слуга, ухаживающий за лошадьми (?)» 31 .

Не менее интересно другое гнездо 32 : кощуна = коштяна = коштюна басня, вздор ; кощунование = коштунование россказни ; кущение поругание, насмешка . Немного другой оттенок даёт Аванесов: кощоуна сказка, басня, легенда, предание, сказание ; лицедейство, представление 33 ; кощоуньникъ тот, кто ведёт пустые праздные разговоры, болтун, лицедей, скоморох ; коущьникъ актёр . У Даля: « Кощунить или кощунствовать , насмехаться над священными предметами, отзываться об них с презреньем, бранно, пошло; поругать, сквернить, осквернять, суесловить, буесловить». Если со всего этого сбросить налёт непримиримой борьбы христианства с “языческими” проявлениями во всём, то можно догадаться, что кощуны есть та самая «сказка, которая ложь, да в ней намёк…».

Так кто же такой Кащей бессмертный – отвратительный злодей или хранитель-благодетель? Алексей Андреев, современный этнопсихолог, на своих занятиях называл его подземным Солнцем, Солнцем, уходящим за горизонт. Тогда становится понятным, почему его называют пленником, узником, почему он хранитель богатств, которые уносит с собой в котомках и кошёлках. Кощея называют хранителем жребия. Конечно – сохранится урожай, все будут сыты, довольны, а нет – затягивай посильней пояса, голодная година пришла.

***

Мы рассмотрели далеко не всех славянских богов – их гораздо больше. Но какое бы у них не было имя – простое или сложное – оно имеет конкретный след в русском языке. И этот след дорожками и тропинками уходит в языки других народов, сближая, объединяя их.

(г.Санкт-Петербург)

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», январь 2011г.

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=764