20.03.11
Проекты » Новые материалы о праздниках » Банк поздравлений » Феномен праздника как неотъемлемая часть календаря
Масленица. Екатеринбург. - Фото: Пресс-центр ЗоВУ. 2011

Май - традиционно весенний праздничный месяц. Поэтому именно для этого номера мы попросили у А.Г.Резункова его статью на тему праздников. Специально для такого случая автор даже внес некоторые изменения. Так получилась новая редакция статьи. Автор начинает в аннотации с того, что « Праздники – это неотъемлемая часть человеческой культуры, человеческой жизни. Праздники не придуманы – они также необходимы как еда, сон, работа. Это не просто отдых и не столько отдых, как просто другое состояние жизни, противопоставленное будням. Автор более 15 лет подготавливает и проводит праздники. На основе теоретических и практических представлений он считает, что на сегодняшний день культура проведения праздников сильно деформирована и нуждается в активном изучении и восстановлении ».

От редакции

 

Резунков А.Г ., доктор философии, член Русского географического общества, руководитель общины Крина

 

ФЕНОМЕН ПРАЗДНИКА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ КАЛЕНДАРЯ

 

Обратимся к понятию ПРАЗДНИК в различных словарях. В «Толковом словаре » Ожегова Праздник рассматривается как – 1.День торжества, установленный в честь или в память кого-чего-н. Первомай – п . весны . 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. 3. Выходной, нерабочий день. 4. День радости и торжества по поводу чего-н. 5. День игр, развлечений.

Здесь нет определения, есть набор признаков, которые, тем не менее, проясняют картину. Во-первых, – это торжество ; во-вторых, – оно установлено в честь кого- или чего-нибудь; в-третьих, – присутствуют элементы игр, развлечений; в-четвёртых, – это нерабочий день (точнее, свободное от работы время). Отдельной статьёй упоминается церковь как организатор праздника.

«Советский энциклопедический словарь » определения праздника не даёт, но чётко указывает, что такое Праздничные дни в СССР: установленные законом дни, посвящённые выдающимся событиям, традиционным датам, чествованию работников определённых профессий и т.д. Нерабочими являются следующие П.д .: 1 янв. – Новогодний праздник, 8 марта - Международный женский день, 1 и 2 мая – День международной солидарности трудящихся, 9 мая – Праздник Победы, 7 окт. – День Конституции СССР, 7 и 8 нояб. – годовщина Великой Окт. социалистич. рев-ции . В списке праздничных дней, профессиональных праздников и памятных дат на 2010 год, отмечаемых на государственном уровне, таковых указано 205 . Они, конечно, не все равнозначны: разве можно поставить на один уровень День матери России и День судебного пристава или День сурдопереводчика. Причём нерабочих (выходных) дней стало чуть больше (появились религиозные праздники), названия сменились, а сроки практически остались те же . Отсюда можно извлечь дополнительную информацию: праздничные дни устанавливаются законом.

«Философский словарь» не рассматривает «праздник» как философскую категорию.

Ознакомившись с современными представлениями о празднике, захотелось заглянуть немножко в историю. Владимир Иванович Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» толкует слово Праздник как день, посвященный отдыху, не деловой, не работный, пртвпл . будень ; день, празднуемый по уставу церкви или же по случаю и в память события гражданского, государственного, или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до места, до лица. В.Даль чётко разделяет праздники церковные, гражданские и государственные, причём отмечает, что существуют ещё и праздники местные, местничковые, а также личные. В слово Праздный Даль вкладывает следующие понятия: незанятый, порожний, свободный, пустой.

Измаил Срезневский по материалам письменных памятников IX - XVIII веков выпустил «Словарь древнерусского языка» . В нём несколько десятков слов с корнем « праз ». Здесь представлены слова, имеющие непосредственное отношение к празднику:

Праздь – свобода, освобождение, избавление.

Праздьнь – свобода, досуг; праздность.

Празьнь – свобода; досуг; праздность; бездействие (?); медленность (?).

Праздьность – пустота.

Праздьньство – праздность; праздник, торжество.

Празьньство – бездействие; остановка в работе.

Праздьновати – быть свободным; бездействовать; отдыхать, не работать; радоваться, торжествовать; устраивать праздник, пир; совершать церковное воспоминание священного события; праздновать, не поститься.

Празьновати – освобождаться от работы, отдыхать, праздничать.

Празьнити – освобождать, отвлекать.

Празьньновати – не заниматься, лениться (?).

Праздьникъ – торжество, празднование; праздничное угощение, праздник; веселье; праздник, как день церковного воспоминания о святых или о священном событии; изображение на иконе священного события; обряд.

Празьникъ – торжество, праздник, пир; церковное празднование воспоминания о священном событии.

Отсюда можно сделать следующие выводы: во-первых, смысл слова за тысячу лет существенно не изменился, это свобода, отдых, бездействие – ведь раньше нерабочий день назывался неделя – день неделания, во-вторых, – торжество, и в-третьих, – пир, праздничное угощение.

В предисловии к энциклопедии «Русский праздник» И.И.Шангина пишет: « Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу и гибели мира. Праздничных дней в России XVIII—XIX вв. было много: сто сорок - сто пятьдесят в году. … Праздники отмечались обычно всей общиной, в них должны были участвовать все взрослые жители села, деревни, городского квартала или улицы. Игнорирование празднества людьми физически и психически здоровыми рассматривалось как грех, нарушение этических норм и Божьих установлений.

Кроме общинных праздников в русском быту существовали праздники семейные: именины, популярные в основном среди городского населения, и семейные братчины, отмечавшие важные события в жизни близких родственников, происшедшие в прошлом и завещанные для почитания.

Общинные праздники длились несколько дней: от одного до двенадцати, в зависимости от значимости праздника. Многие из них имели так называемые предпраздники и попразднества. Предпраздник был необходим для создания у людей определенного психологического настроя на праздник. Попразднество решало задачу выведения человека из праздничной гульбы в будничную, повседневную жизнь. Семейные торжества проходили обычно в течение одного дня.

Каждый из праздников имел свою отмеченную давней традицией программу. Своеобразие праздничного ритуала зависело от самого события, лежавшего в основе праздника, его происхождения и значимости для общества. … Каждый праздник имел своих главных и второстепенных действующих лиц, свои атрибуты, свои песни, заговоры, словесные формулы, нередко и свои специфические блюда. В то же время праздники имели и много общего

Из этой длинной цитаты, в которой, кстати, обо всём говориться в прошедшем времени, сделаем следующие выводы:

•  праздник - неотъемлемая составляющая нормального течения жизни.

•  сто сорок - сто пятьдесят праздников в году – это примерно 40 % времени.

•  существуют праздники общинные и личные, семейные.

•  праздники могут длиться до 12 дней.

•  празднику необходим предпраздник и попразднество.

•  каждый праздник имеет свою программу, сценарий.

 

Самое конкретное определение праздника дала С.М.Толстая .

Праздник одно из главных понятий народного календаря, «сакральное» время, противопоставленное повседневному, «профанному» времени будней. Различаются великие, большие и малые П. К первым относятся Рождество, Пасха и Троица, празднуемые несколько дней, ко вторым - остальные «годовые», (двунадесятые) П. - Благовещение, Крещение, Успение и т.д., к третьим - прочие.

П. отличается от будней запретом на все или некоторые виды работ, который вступает накануне П., после захода солнца…

П. могут быть «святыми, светлыми, чистыми, благими», с одной стороны, и «злыми, погаными, вредными, некрещёными, страшными, тяжёлыми, кривыми, пустыми, напрасными, никакими» – с другой. Дни (праздники) могут быть также мужскими и женскими, молодыми и старыми, куцыми и хромыми, безумными (бешенными) и глупыми, гнилыми и глухими, мёртвыми и весёлыми, крепкими и тяжёлыми, богатыми и бедными, крутыми и ленивыми, толстыми (жирными) и голодными, тёплыми и холодными, сухими и мокрыми, огневыми и водяными, градовыми и ветряными и т.п. Для обозначения П. широко используются цвета: белый, красный, чёрный, зелёный, пёстрый…

Само понимание П. как опасного для людей разрыва границы между «тем» и «этим» миром составляет элемент языческой картины мира. Все П., как большие, так и малые, считаются опасными…

Хотя в этом определении рассматриваются только христианские праздники, но здесь выделен, на мой взгляд, основной момент : любые праздники находятся на грани «того» и «этого» мира и являются опасными.

Фасмер в своём «Этимологическом словаре русского языка» приравнивает слова праздный и порожний . А порожний – это не только пустой , но и находящийся на пороге, на грани, например, миров.

У Даля выделено: празъ – прдл . запд. смл . или презъ , черезъ, чрезъ, сквозь, насквозь. Через порог, сквозь грань миров надо пройти.

Попытки определить феномен праздника, понять его роль в обществе предпринимались уже в античную эпоху (Геродот, Платон, Аристотель). Праздник является предметом исследования ученых в новое и новейшее время. В наши дни к изучению теории праздников, в том числе и календарных, обращаются этнографы, социологи, философы, историки, фольклористы, литературоведы многих стран; например: К.Кереньи [ Kerenyi , 1938], О.Ф.Больнов [ Bollnow , 1955; 1968], В.И.Чичеров [Чичеров, 1957], Э.Лич [ Leach , 1961], В.Я.Пропп [Пропп, 1963], М.М.Бахтин [Бахтин, 1965], М.Элиаде [ Eliade , 1965; 1987], С.А.Токарев [Токарев, 1973], Я.П.Белоусов [Белоусов, 1974], Л.А.Абрамян [Абрамян, 1977(11); 1983], А.И.Мазаев [Мазаев, 1978], Б.А.Рыбаков [Рыбаков, 1981], К.Жигульский [Жигульский, 1985], С.Я.Серов [Серов, 1983], Л.А.Тульцева [Тульцева, 1985], А.И.Арнольдов [Арнольдов, 1985] и многие другие .

 

А теперь хотелось бы подвести итог.

Время, в котором мы живём, делится на праздники и будни. В будни мы зарабатываем хлеб насущный, в поте и в труде. Но приходит праздник, когда начинает петь душа, когда хочется думать не только о том, как накормить свою плоть. Праздник – одно из главных понятий народного календаря, «сакральное» (от латинского sacrum – священное) время, противопоставленное времени будней, когда люди освобождаются, «опорожняются» от повседневных дел и забот. Праздник – это разрыв «мирского» времени, который может заполнять несколько суток, но может укладываться и в несколько минут: молитва, посещение храма, медитация, духовное песнопение. Праздник – это мир чувств, эмоций, стихий, это состояние общения человека с Богом в нужное время в нужном месте. На встречу с Богом невозможно опозданье, но правильно выбранное время и место даёт лучший результат. И для гармонии жизни необходимо, чтобы будни были уравновешены праздниками, а праздники буднями.

Праздник – это изменённое состояние сознания. Мир открывается с другой стороны, перестаёт быть обыденным и становится сказочным, волшебным. Современные люди во многом утеряли это состояние, но, тем не менее, они отличают обычный обед от праздничного застолья. Особенности праздника определяют особенности стола.

Праздник – это переходное состояние, когда вести себя обыденным образом не рекомендуется, потому что это может быть опасно. К природным, календарным праздникам, которые определяются самим космосом, добавляются все обряды перехода: зачатие, родины, всевозможные возрастные инициации, дни рождения, свадьбы, похороны, проводы души. Иногда кажется, что они к календарю не имеют никакого отношения. Но от момента зачатия зависит и момент рождения, этим определяется судьба, а значит и кончина. В мире даже самые случайные вещи не случайны.

Продолжительность праздника определяется самим характером праздника. Праздники, приходящиеся, например, на солнцевороты (Коляда и Купала) отмечаются не один день и стоятся по разветвлённому, насыщенному сценарию. Но даже если праздник невелик по продолжительности, у него обязательно есть своя программа действия.

На праздник нужно настроиться. Перед большими праздниками необходим пост – подготовка тела и духа. Хорошим подспорьем бывает баня – она и моет, и чистит, и укрепляет. Для непосредственного вхождения в состояние праздника в различных традициях используют алкоголь, наркотические средства, музыку, свет. Правильно подобранная музыка и светотехника может сильнее воздействовать на психику, чем алкоголь и наркотики. Посещение музыкальных концертов, театрализованных представлений – это отклики с древнейших времён настройки на праздничное настроение. И современные праздники не обходятся без музыки, пения, иллюминации. Опять же, на праздники принято пить вино. Другое дело, что любители устроить праздники из буден пьют вино и в будни, но это тема другого разговора.

Праздник кроме входа имеет и выход. Находясь долгое время в состоянии праздника, нужно грамотно и аккуратно выйти из этого состояния. Я не говорю про похмелье. Люди, проходившие длительное лечебное голодание знают, что вернуться к нормальному питанию достаточно сложно и если не соблюдать определённые правила, можно сильно навредить себе.

(Статья написана в марте 2004 года, доработана в апреле 2010)

( г.Санкт-Петербург )

* * *

 

Публикация в журнале «ЗОВУ РИТМ, май 2010г.

 

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка , «Азъ», М., 1993

Советский энциклопедический словарь . Гл.редактор А.М.Прохоров. М. «Советская энциклопедия», 1988 (с.1051-1052)

сокращения слов – по первоисточнику

http://www.vprazdnik.ru/prazdniki/russtate/

День России (12 июня) сменил день конституции, День народного единства (4 ноября) пришёл на смену 7 ноября

Философский энциклопедический словарь. Редкол.: С.С.Аверинцев и др. М. «Советская энциклопедия», 1989.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка . т.I-IV СПб., 1880 (M., 1955.) (т.3,с.380-381)

Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка , I-III, М.: «Книга», 1989 (т.II, ч.2, с1364-1369)

Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря Иллюстрированная энциклопедия «Искусство-СПб» , 2001, стр.5-11

Славянская мифология . Энциклопедический словарь. М., «Международные отношения», 2002 с.388

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка . Т.1-4, СПб., «Азбука», 1996

Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл . М.Наука. Главная редакция восточной литературы. 1989 (Джарылгасинова Р.Ш. с.13-15)

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=819