21.03.11
Кадр из фильма "Аватар"

(продолжение. Начало см. во втором номере журнала «ЗОВУ РИТМ» за 2010г.)

 

 

Вообще-то такой большой шум и ажиотаж вокруг фильма «Аватар» настораживает. Ситуация складывается, если смотреть на это трезво, какая-то нелепая. Ведь о чем говорит такой факт, с которым восторженно делятся в новостях СМИ?

«…На протяжении 13 лет, прошедших с выхода в прокат «Титаника» Джеймса Кэмерона, его рекордные кассовые сборы ($1,843,201,268) оставались непревзойденными. Однако все изменилось 24 января 2010 года, когда эту планку преодолел «Аватар» - касса нового фильма Джеймса Кэмерона теперь составляет $1,858,562,198 (а ведь прокат еще продолжается)…» (см. http://news.mail.ru)

Но что собственно смотрели с умилением и со слезами миллионы зрителей 13 лет? О чем говорит нам фильм «Титаник», если убрать фактологическую сторону о кораблекрушении? – О НЕВОЗМОЖНОСТИ ЛЮБВИ И НЕВОЗМОЖНОСТИ ЖИТЬ, О ТОМ, ЧТО ВСЕ ТЩЕТНО, КОГДА ВОКРУГ РУШИТСЯ ТО, ЧТО СОСТАВЛЯЛО ОПОРУ И СМЫСЛ? Короче, о смерти, о том, как «работает» конвейер уничтожения практически «стандартно» (одинаково), унося сотни, тысячи разных жизней?..

Выходит, как говорится в нашем отечественном фильме, в котором давным-давно саркастически высмеяны подобного рода «истории»: «…Сия пучина поглотила ея. В общем, все умерли»! Вспомнились ли вам по этим словам жизнеутверждающие и любвеутверждающие светлые кадры фильма «Формула любви»?! Нужно ли было отказываться от такого своего живого и родного ради «заграничных» заупокойных спецэффектов? Кому еще не очень понятно теперь, с какой стороны пахнет смертью, какая цивилизация рекламирует и насаждает ее, разукрашенную всевозможными спецэффектами смерть, по всему миру? И соответственно, какие люди отказываются от ценностей жизни во имя ценностей смерти и всего мертвого?! Это мы пока, в частности, все о том же фильме «Титаник».

Но вернемся к «Аватару». А сейчас что же получается? Тот же самый Джеймс Кэмерон превзошел сам себя? Чем и в чем? Создатель железного и компьютеризированного до мозга «Терминатора» вдруг познал не просто окружающую природу, но и вообще живой естественный мир? Так ли? Давайте разберемся!

О ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИИ «СКАЗОЧНОГО, НЕРЕАЛЬНОГО» ЖИВОГО МИРА И «РЕАЛЬНОГО, ПОЧТИ ЧТО ПРИВЫЧНОГО» ТЕХНИЧЕСКОГО МИРА мы уже сказали. Повторяться не будем. О том, что показанный в фильме «живой мир» слеплен из современных философических и экологических представлений и гипотез о «живом мире» на фоне живописных картин природы и компьютерных спецэффектов – тоже. Да ведь это нисколько и не скрывается, об этом заявлено откровенно: перед нами «ФАНТАСТИЧЕСКИЙ» фильм!

В принципе, весь сюжет передан в краткой аннотации к фильму: «Бывший десантник Джейк Салли получает предложение отправиться на далекую планету Пандора, где добывается редкий минерал. Проблема в том, что Джейк не может ходить после тяжелого ранения. Но ее удается решить за счет так называемого Аватара - клона наделенного необходимыми для выживания на негостеприимной планете качествами, которым можно управлять посредством специального интерфейса…» и т.д.

(http://www.kinonews.ru/movie_1031/avatar).

А все остальное, типа: « На экране воплощен мир, похожий и близкий существующему, но превосходящий его во всем », - это фантазии и домыслы зрителей, неискушенных в познании настоящего живого мира.

 

Скорее правы некоторые трезвые журналисты, косвенно ссылающиеся на этот фильм, как на знакомый читателю материал (как это пытаемся использовать и мы для объяснения некоторых вещей о реальности). Например: «Безграничность человеческой фантазии стала еще безграничнее благодаря «Аватару» 3D. У этого лидера кинопроката универсальный сюжет, который вы найдете и в Евангелии, и в классическом вестерне. В мир, находящийся в опасности из-за несправедливости, попадает честный индивид, который, сражаясь с силами зла, доходит до границ ада и потом, словно «бог из машины», известный по античному театру, вдруг спасает мир и уходит, оставляя после себя изменившиеся человеческие сердца. В заключительной сцене «Аватара» побежденная и отвратительная (скорее всего, американская) армия возвращается в свой «старый и умирающий мир». Благородная планета Пандора, наполненная милейшими дикарями, цветочками и зверюшками, спасена» ("Reflex", Чехия. - http :// www . inosmi . ru ).

Сюжет действительно «универсальный», неоднократно в разных вариациях повторявшийся на Земле в ходе насильственного насаждения порядков современной технократической цивилизации, начиная еще с первых «звездных десантов». Но ведь показывается только оправдание моральных сентенций, типа: « сколько веревочке не виться, а конец будет » или « добро, в конечном счете, сильнее зла и побеждает » и т.п. Все фантазии, рассказики крутятся лишь вокруг того, чтобы зритель расчувствовался.

А зрителю есть от чего расчувствоваться: осознает он это или нет, но ему дают понять, что в новом фильме катастрофически и жалко «тонет» все тот же очередной «Титаник», но уже в виде современной технократической цивилизации. И все события фильма – СЛОВНО СОН главного героя, ибо в реальности ничего подобного и быть не может, или СЛОВНО МЕЧТА О СПАСЕНИИ посреди всего обреченного. Ведь каждого зрителя этого фильма окружает суровая действительность, которой сейчас запугивают людей через все СМИ, действительность, якобы переполненная катастрофами и войнами, авариями и преступлениями. На этот привычный фон люди уже не реагируют стрессом, а просто втихую надеются (как миролюбивые илолы в фильме «Машина времени», на которых ночами охотятся морлоки), что их лично эти ужасы не коснутся. И фильм «Аватар» дает им такую иллюзорную надежду.

 

Да, перед нами «сон» или «мечта» цивилизованного человека технократического мира. Мира, погибающего от своих же проблем. Чтобы «прилетел вдруг волшебник в голубом вертолете» и «защитил» цивилизованного « придурка », как откровенно сказано в фильме «Аватар», не желающего или уже не способного расстаться со своими пороками (от цивилизации) и измениться. Исцелиться! В реальности же так не бывает. В фильме все шито белыми нитками, и это видно во всем.

Ну, начнем с того, что представительница естественного мира может пытаться чему-то обучить деградирующее существо технократического мира, но, при наличии стольких равных и здоровых мужчин своего мира, никогда - даже из жалости - не соблазнится на физически и генетически слабого чужака. Это всего лишь иллюзия или надежда обреченного – чтобы его «выбрали» (т.е., на самом деле, «спасли»)! Настоящая женщина, обладающая огромными знаниями о Природе, включая и вопросы наследственности, не пожелает своим детям судьбы «изгоя» или «больного» в своем племени. Живая и разумная Природа выбирает для потомства лучшее! Это естественный закон жизни!

И даже из этого понятно, к вопросу о противопоставлении двух миров, почему в современной технократической цивилизации люди деградируют. Люди с какого-то момента решили, что могут давать потомство в любом состоянии (невежественном, пьяном, больном, заразном и т.п.), т.е. не будучи всесторонне готовыми к зачатию, деторождению и воспитанию. В результате, все больше и больше становилось слабых, дающих еще более нездоровое потомство. Затем дошло до того, что под флагом ложно понятого «сострадания» создали целую систему сохранения и культивирования «немощных и больных». Понятно же, что мы тут не призываем оставить в беде слабых и больных: если они рождены, им нужно помогать адаптироваться к условиям жизни. Идея в другом. Ведь на самом деле всем здравомыслящим понятно, что наилучшая забота, настоящая зрелая ответственность и истинное сострадание (по законам Природы!) заключаются в том, чтобы УПРЕЖДАТЬ (а для чего еще человеку дан Разум!) возможный «негатив» или «отклонение» и давать потомство только в том случае, когда сами максимально подготовлены к этому и уверены, что родится полноценно ЗДОРОВОЕ СУЩЕСТВО. Так было в естественном природосообразном мире, в котором с детства готовились стать безупречно здоровыми и мудрыми родителями! И так еще будет, когда люди расстанутся с невежеством технократического мира в отношении самого ценного – ЖИЗНИ разумного существа! В технократическом мире, как известно, больше ценится техника, чем люди. В этом и вся беда.

 

Можно взять для примера еще один «промах» фильма в отношении естественного мира. «Аватар» сфабрикован по шаблонам голливудских вестернов о завоевании индейских земель и боевиков о войне во Вьетнаме. Создателям фильма кажется, что технически вооруженная армия способна на все, а одолеть примитивные племена и вовсе легко, т.е. не мытьем, так катаньем техника признается в качестве универсального средства могущества и власти. Всего лишь на основании войн с немощными и слабыми противниками, которые не стремились и не учились воевать. Это даже не войны, а фактически заведомое истребление не способных сопротивляться.

А это большое заблуждение технократического мира! Потому что всевозможное боевое оружие – от огнестрельных до средств массового уничтожения – создано исключительно со страха технократов, жуткого страха перед естественной силой: боязни приблизиться к нормальным разумным существам и стремления убивать издалека, подло и с безопасного для себя расстояния.

За весь период современной технократической цивилизации на Земле технократы имели дело чаще со слабыми, и, похоже, у них стерлось в памяти, что они вообще носа не могли совать в те зоны Вселенной, где процветают естественные цивилизации. Того и гляди, из них там могут сделать, к примеру (для понятности вспомните образ из фильма «Кин-Дза-Дза»), что-то вроде кактусов! Вот почему «технократы» бесчинствуют только в «сумеречных» или «серых» зонах Вселенной.

Что же касается Земли, то и здесь к началу наступления «неблагоприятного периода» все, кому нужно было уйти, ушли с Земли. Это же естественно: например, когда начинается ледниковый период, основная масса жителей перебирается в более пригодные для жизни места. Так же и в космосе.

А по разным причинам остающиеся на Земле были предупреждены о «неблагополучных временах». И, конечно, коварно и жестоко напасть на них так, как это живописно показано в фильме «Аватар», для вооруженной всевозможными орудиями и средствами убийства армии агрессивных «технократов» особого труда не составляло.

 

Может быть, и хватит примеров. Ведь их в фильме так много для желающих обмануться, уйти в сладкие грезы.

Вопрос лишь в том, какие иллюзии подбрасывает фильм «Аватар» тем, кто не желает видеть живую реальность и вспомнить все? Ведь «иллюзиомания», по большому счету, ничем не лучше наркомании.

Другой же вопрос в том, что именно пытаются перезаписать в сознании и подсознании людей, тенденциозно и исподтишка освещая, так или иначе, отразившиеся в исторической и религиозной литературе события далекого и близкого прошлого? С целью подготовить общественное мнение ко всяким грядущим «цивилизованным новшествам»? На что людей ориентируют? В том числе и через этот фильм. Понимаете?

На что ориентирует зрителя фильм «Аватар»?

Когда есть понимание, чем кормят (в книжках, фильмах и т.п.), еще не все потеряно. На всякий яд в природе имеется противоядие. А культ смерти преодолевается культурой ЖИЗНИ. При условии, что есть четкое понимание и чувствование того, что это такое - ЖИЗНЬ!

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2010г.)

 

 

 

Из отзывов читателей:

« Здравствуйте, Команда ЗоВУ! Если позволите, я добавлю каплю дёгтя в бочку мёда восторженных восклицаний по поводу фильма «Аватар». Фильм, на мой взгляд, довольно примитивный в традиционном стиле голливудских боевиков – форме привычной и понятной обывателю Запада. Хотя, конечно, надо отдать должное авторам в красочном оформлении этого боевика. Я думаю (возможно, я и ошибаюсь), что основная идея фильма не в том, что сама планета является живым единым организмом, как реализующаяся Гармония, здесь автор, на мой взгляд, использовал традиционную (уже ставшую традиционной, но обессмысленную) тему, используемую писателями-фантастами. Ведь племена на планете изображены дикими, лишь использующими некие ритуалы, знакомые авторам по ритуалом некоторых народов современности. Основной же темой этой эпопеи, на мой взгляд, является мысль, высказанная очень робко в начале фильма, суть которой заключается в том, что: вы сначала кого-то обозначаете врагом, а затем его истребляете и порабощаете. Вот в этой короткой фразе, на мой взгляд, и выражается основная идея этого фильма. Всё же остальное – красочный антураж-иллюзия, скрывающая и, одновременно, подчёркивающая этот принцип – квинтэссенцию современной цивилизации Запада, с которой авторы, на мой взгляд, и отождествляют современную цивилизацию людей, ибо нечто другое, отличное от их цивилизации, - это цивилизация инопланетная, возможно, не очень понятная и самим авторам. Ведь в конце фильма, колонисты выдворяются назад - на уже мёртвую Землю.

С уважением, Владимир К. (25.02.2010)

* * *

 

 

Публикуется в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ» , апрель 2010.

Чтобы получать такие материалы, подпишитесь на наши рассылки!

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=826