01.04.11
Огонь, вода и медные трубы? - Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2011.

Творчество есть процесс превращения невозможного в возможное.
П. Г. Кузнецов.1

 

О невозможном люди начали мечтать, видимо, с момента постепенной утраты своих способностей. Сначала для компенсации были придуманы волшебные средства (универсальные: палочки, рыбки разных видов, не утратившие способностей современники-чародеи; и узкофункциональные: шапки, ковры, мечи, сапоги, скатерти). Затем творчество человека пошло дальше безобидных сказок, появились первые технические объекты. Всё невозможное стало достигаться при посредничестве техники. Новое «волшебное средство» оказалось коварным, по сути – потребовало от своих «идолопоклонников» принесения человеческих жертв.

Творчество – это ещё и создание нового, того, чего до этого не было в явном мире. Каждый человек всю свою жизнь, с рождения, приносит в наш мир что-то неповторимое. Творчество многогранно, и в жизни ему всегда, как и подвигу, есть место. В этой статье мы коснёмся грани, которая связана с творческими идеями самого простого уровня.

 

Когда детям для развития воображения дают задание придумать новое существо, мышление начинает двигаться самым лёгким путём. А именно: «скрещивать» искомое новое существо из уже известных («Что будет, если скрестить ужа и ежа? - Два метра колючей проволоки!»).

В истории человечества также полно примеров подобного «детского уровня» творчества, дошедших до нас в сказках и мифах: кентавры, черти, ангелы, русалки, сирены… Есть примеры подобного объединения и в природе – летающие рыбы и мыши, двоякодышащие земноводные. Иван Мичурин применил этот же приём в растениеводстве для создания новых сортов. Результаты широко известны.

Придуманная тварь всегда приобретает хотя бы одно новое свойство, которого нет по отдельности у составляющих его первосуществ (как в бородатом анекдоте: хорошо иметь мужа-кентавра – и мужик в доме, и скотина в хозяйстве!).

Человека тянет к творчеству, поэтому он неустанно придумывает и новые средства для самовыражения. Сказки постепенно трансформировались в фантастику, в рассказы о будущем. Детская привязанность к скрещиванию породила научную фантастику (наука + сказка).

Особенно привлекательным для авторов объектом, по-прежнему, остаётся человек с его возможностями: в этом ряду беляевские человек-амфибия, Ариэль, уэллсовский человек-невидимка, пулестойкий «глиняный бог» А.Днепрова, защищённый от инфекций супер-иммунитетом «король крокодилов» А.Ломма и т.д. Модель чаще всего так же проста: человек + новое свойство.

Заметим, некоторые «научно-фантастические» идеи напрямую заимствованы из русских сказок: полёты, телепортация, супер-оружие, невидимость, неуязвимость – а первым «человеком-амфибией» был, видимо, Садко! В мрачной истории Дориана Грея, например, за вывеской из оригинальной уайльдовской рецептуры безсмертия несложно распознать сказки про молодильное яблоко и Кащея.
Логично было в век НТР ожидать и появления «мутанта»: человек + машина, раз уж повсюду нас окружает техника. Таких идей в фантастике, как известно, полно. Появился и специальный термин – киборг.

С появлением кинематографа фантастика обрела широкий экран. Потребовались в большом количестве и новые идеи спецэффектов для визуального воздействия на чувства, и новые сюжеты. Правда, «детский уровень» и здесь частенько имеет место. Более или менее оптимистичные «сказки» осваивают незастолблённые ранее идеи синтеза человека с мухами, летучими мышами, кошками, пауками; и венчают этот паноптикум люди-крестики.

Рано или поздно, вслед за философами, сценаристов должна была посетить идея ницшевского сверхчеловека, универсального всемогущего существа. Сериал «Герои» – массовый сборник новых человеческих сверхвозможностей, где в основе сюжета – противостояние двух сверхчеловеков, олицетворяющих, видимо, Добро и Зло. Оба героя, пребывая во цвете лет, шпыняют друг друга молниями и прочими «блюдами» из меню своих возможностей, и так же слабо дружат с умом, как и остальные западные супермены. Видимо, сценаристам не приходит в голову мысль, что новые возможности – не просто дар Божий, а результат развития тела, мозга и нравственности. По-другому ведь получится обезьяна с гранатой. Что мы «у них» и наблюдаем.

Вообще сюжеты, чтобы стать кассовыми, могут и не удивлять нас «недетскими» идеями, но должны опираться на возможно более древние, более мощные стереотипы-«площадки» в коллективном сознании. Один из «знатных мичуринцев» Голливуда – Джеймс Кэмерон. Разве сложно распознать в «Титанике» классический шекспировский сюжет о Ромео и Джульетте, помещённый в более современный антураж XX века? Душещипательная история о несчастной любви, стопроцентно «дающая кассу» ещё со времён Шекспира, конечно же, нашла отклик и в сердцах наших современников; это понравилось также инвесторам и режиссёру – что очевидно в следующем совместном с Шекспиром творении Джеймса, в «Аватаре».

Модель «Ромео + Джульетта на «Титанике» претерпела незначительное изменение, место действия теперь – другая планета. Тут и доказывать нечего: двое влюблённых принадлежат к двум враждующим кланам. В «Титанике» это - кланы богатых и бедных, в «Аватаре» – земляне и на’ви. Видовая разница во втором случае преодолевается изобретением аватара – химеры из сознания человека и тела на’ви. Окружающий героев антураж и набор приключений, предложенный режиссёром для главных и неглавных героев – это эмоциональный фон для зрителя, где грандиозная катастрофа (гибель суперсудна, битва за планету) масштабирует наше восприятие. От этого и любовь главных героев разрастается, и воспринимается невероятно «большой и чистой». Впрочем, это уже психологический приём. Кэмерон, безусловно, отличный психолог – а иначе в кассовом творчестве успеха не достичь.

Ну, а моя задача – демонстрация карамзиновского «ничто не ново под луною…» на широко известных примерах. История в «Аватаре», кстати, становится более оптимистичной по сравнению и с шекспировским творением, и с предыдущей работой Джеймса в «Титанике» (где «Ромео» умирает от переохлаждения). Возможно, Джеймс задумал «доработать напильником» созданный Шекспиром эгрегор трагичной любви, раз за разом производя «правку» коллективного сознания и переводя эту историю постепенно в русло с благоприятным для влюблённых исходом? В «первой серии» он спас «Джульетту», во «второй» – обоих влюблённых (тут меня посетила довольно циничная мысль: не значит ли это, кстати, что во второй серии «Аватара» Нейтири погибнет – чтобы у режиссёра Кэмерона сошёлся общий титанически-аватарный «баланс» влюблённых? Поживём – увидим).

Ну вот, о простейшем уровне творчества с примерами из жизни мы поговорили. В заключение, немного полезной информации.
Появление техники и технологий потребовало со временем всё большего творчества от людей, связанного с совершенствованием техносферы.

Тут возникли проблемы: оказалось, что далеко не все способны в конвейерном режиме генерировать идеи высокого качества, люди быстро выдыхаются.

Вторая проблема: использование техники снижает эволюционный уровень людей, понижается и качество разума. А для технического творчества нужен высококачественный разум.

Поэтому появились попытки разработать технологии творчества. Работоспособный алгоритм создал в ХХ веке советский изобретатель Г.С.Альтшуллер. Он, кстати, придумал и классификацию-регистр фантастических идей. Так появились четыре уровня «крутизны» творческой идеи (http://www.altshuller.ru/rtv/sf-register.asp), а также основанная на приёмах ТРИЗ и законах развития систем методология генерации идей в фантастике (к слову, Генрих Саулович потом создал и ТРТЛ – теорию развития творческой личности). Ему принадлежит и определение идеального творчества – это создание ИДЕАЛЬНОГО объекта, решения, произведения с ПЕРВОЙ попытки (его формулировку идеальности можно найти там же, на сайте). Он также выдвинул идею универсального образования, результат которого – умение делать ВСЁ в 16-17 лет (рассказ «Третье тысячелетие»).

Фантастика? Или хорошо забытое старое? В журнале «Ведическая культура» (№5, 2005г.) перечисляются 64 умения, делающих мужчину и женщину совершенными. Этот набор навыков, по версии журнала, был обязательным у наших предков. После овладения этими умениями можно было создавать полноценную семью. Найдите журнал в интернете и сравните древний и свой личный наборы умений! Кисловато? Нет худа без добра: чем больше разница, тем больше возможностей для начала работы над собой, ведь все волшебные средства для идеального творчества – внутри нас.

Геннадий ЛИТВИНЕЦ
 (Челябинск, март 2011).

1 Выдающийся советский учёный, автор концепции устойчивого развития, основанной на энергетическом инварианте (киловатт-час).

 

Публикация в эл.журнале ЗОВУ РИТМ, апрель 2011

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=849