Стоит ли смотреть

Естествознание

- Проекты
Страниц: 1

 

Аватар

Сегодня люди во многом утратили по-настоящему образное мышление, живое образное восприятие реальности. Поэтому они все чаще и чаще пользуются стереотипами, штампами современного кинематографа и литературы. Кино, словно костыль, компенсирует утраченные грани человеческой жизни, человеческого восприятия. И это не пустое едкое замечание в сторону современных людей, а часто встречающееся явление из нашего практического наблюдения.

В текстах, как известно, мы ведем свой разговор о естестве и естествознании, о современной цивилизации и древних предках, о живом и техническом. А люди при этом нередко видят в этих текстах лишь образы, навеянные различными киносюжетами. Нас это огорчает. Получается, что многие не могут связать наши рассказы со своей жизнью, им по тем или иным причинам проще это связать с образами из кино. Выходит, что режиссерам удается достучаться до зрителей. А нас пока слышат и понимают не всегда.

 

Такой вывод мы сделали, например, на основе фильма «Матрица». Как-то читатели стали наши тексты соотносить с этим фильмом и задавать вопросы. А мы фильм этот не смотрели и на многие вопросы ответить не могли. Таких примеров было немало, но случай с «Матрицей» оказался показательным. Хотя некоторые как раз стали понимать нас, и благодаря «Матрице». В итоге, пришлось даже посмотреть «Матрицу», чтобы понять, о чем вообще речь идет.

Поэтому когда нас спросили о фильме «Аватар», решили, что в этот раз стоит сразу посмотреть, чтобы не было странных накладок, как в случае с «Матрицей». И потом, если мы ведем свой диалог о жизни и естестве, то должны понимать своих читателей и то, что их интересует.

Вот и посмотрели мы фильм «Аватар», так сказать, специально для поддержания разговора, чтобы быть в этот раз в теме.

 

Теперь хотим поделиться своими впечатлениями и мыслями о нем. Не только о фильме, но и о том, что сегодня происходит с людьми, о том, как они воспринимают действительность, как они воспринимают жизнь, что видят и понимают, а о чем полностью забыли.

Первое, что сразу бросается в глаза – это открытое противопоставление двух миров, живого и технического. В этом смысле фильм «Аватар» Джеймса Кэмерона нам близок по своей идее.

Как представлен мир техники и «прогресса» в фильме «Аватар», что бросается в глаза? ТЕХНИЧЕСКИЙ МИР показан грубым, агрессивным, напуганным. В нем нет реальной полноценной жизни, нет мужчин и женщин. Есть только «боевики» разного пола, будто перенесенные из компьютерных игр. Несчастные военные на чужой планете действительно напуганы: здесь они могут только бороться за свое выживание и рассчитывать на какие-то гипотетические деньги, если добудут минерал.

Существует ли где-то для них жизнь? Это непонятно, спорно и, видимо, не очень важно. Тот факт, что они не могут даже дышать на чужой планете, явно говорит о том, что шансов для жизни у них практически нет. В общем, жить на этой планете они точно не в состоянии. А в их внутреннем мире не только нет жизни, но нет и чувств, нет сострадания. Так, например, инвалид, бывший морской пехотинец Джейк Салли, который им, этим военным, нужен, который прилетел спасти их капиталовложения и выполнить героическое задание, ни у кого не вызывает понимания, сочувствия. Хотя о чем это мы? Он же за деньгами и победами прибыл сюда! Джейка это тоже, похоже, не удивляет, потому что это - логика того мира, к которому он принадлежит, где он родился и вырос, которому он служит всю свою сознательную жизнь. Ему надо выжить, заработать денег и оказаться полезным.

В общем, режиссеру достаточно едко и точно удалось показать все «прелести» технической цивилизации. Надо сказать, что такой итог ждет всех поклонников и приверженцев технического мира. Короче, всю планету с технической цивилизацией. Они ведь бьются, пока дееспособны и пока в состоянии зарабатывать. Пострадавшим и инвалидам, как видим, будут предоставлены коляски и шанс попробовать себя еще раз, но уже в другом качестве. При этом с ними считаться никто и не собирается. В этом месте напрашивается ассоциация с нашей планетой. В общем, показывается то будущее, которое ждет технический мир и тех, кто ему служит. Технический мир показан сухо и скупо. Страх, прямолинейность, отсутствие чувств и жесткость! Неужели это преимущество? Все относительно. Технический мир Джеймса Кэмерона понятен, прост и все ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ там будет лишь мешать. Всему человеческому просто нет места в этом мире, этой логике.

 

По другую сторону противостояния, как бы на другой чаше весов, режиссер представляет ЖИВОЙ МИР планеты Пандора с аборигенами. Этому миру в фильме уделяется очень много времени и внимания. Он показан эффектно, ярко, красочно. Люди и природа там дополняют друг друга в полной гармонии. Они общаются, поддерживают друг друга. Там у всего свое место, своя ниша, своя роль. Там есть закон и логика. Там все едино и все часть планеты. Там все настолько здраво, что сама планета воспринимается как единый живой организм. И картины этого мира завораживают, что нарочно подчеркивается множеством спецэффектов. Все показано словно через увеличительное стекло, к тому же еще и подсвечено.

Это тоже нисколько не удивительно. Ведь создатели фильма ведут разговор фактически с ослепшими и невидящими, потерявшими почти все связи с жизнью, реальностью и даже самими собой. Именно им Джеймс Кэмерон хочет рассказать о живом мире природы. Попытаться рассказать о здравом и естественном. Наверное, на это и рассчитан весь фильм. Именно этим фильм и идеи автора, в некотором смысле, созвучны и нам. Возможно, вся эта близость лишь кажущаяся, но все же она есть. Может быть, это и завораживает людей. Может быть, люди видят еще и то, что они, видимо, когда-то знали и чувствовали, и то, что забыли, возможно, даже потеряли навсегда.

На первый взгляд, может даже показаться, что автор хорошо знает живое и живой мир. Но это не так. Или, по крайней мере, не совсем так. Нам трудно наверняка сказать, изображенное в фильме – это трюк, рассчитанный на давно ослепшую публику и большие кассовые сборы, или же это действительно представления современного человека о живом, о природе.

Странно, но живой мир подчеркнуто показан как фантастический, сказочный, нереальный. В таком представлении живого мира получается слишком много накладок и несуразностей. Это выдает скорее почерк «технаря», всецело принадлежащего другому миру, миру техники и цивилизации. И доказательством такого понимания служит демонстрируемая в фильме невозможность перейти из одного мира в другой. Этот незримый и непреодолимый барьер подчеркнуто напоминает о себе в течение всего фильма. Чтобы перейти из одного мира в другой героям приходится умирать.

Выходит, что и для самого автора живого мира нет. А есть только некая виртуальная реальность, фантазия, как бы некий сон, несбыточная мечта. Живой мир для автора – будто та же компьютерная игра, в которую можно погрузиться, чтобы на время забыть об окружающей реальности, о том, что считается жизнью в его мире. Может быть, отсюда забавные и странные «накладки» в представлении живого мира планеты Пандора?

Но, несмотря на все эти странные накладки и домыслы о живом, фильму удается захватить внимание зрителя. В фильме живой мир побеждает и отражает экспансию. Гармония и покой в нем восстанавливаются. Жизнь и планета спасены. Техническое, со своей «железной» логикой и людьми, так слившимися с машинами, что их невольно просто отождествляешь, терпит поражение и изгоняется. ВСЕ ХОРОШО! ВСЕ ПРОСТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!

 

Но так ли это в действительности? Почему фильм оставляет странное ощущение? Ощущение подлога, подмены, искажения. Может быть, стоит разобраться? Задуматься? И вообще, о чем, собственно, этот красочный кассовый современный фильм?

«Что мы можем предложить аборигенам в обмен на минерал? Джинсы и жвачку?» Эти слова одного из героев, подобно ледяному душу, неожиданно напоминают о реальности за стенами кинотеатра. Вдруг понимаешь, что фильм, несмотря на все спецэффекты, на самом деле без всяких эмоций, он словно математическая формула, холодный и просчитанный. Фильм наполнен отчаянием и желанием надежды? Именно желанием надежды, а не самой надеждой. Верит ли Джеймс Кэмерон в лучшее?

Несмотря на свою «синеву», жители Пандоры уж очень напоминают индейцев американского континента. Их так же истребляли «искатели золота». Истребляли, разрушая живую культуру и традиции. Что стало тогда «жвачкой и джинсами»? Спирт и разврат? Жажда наживы и разрушение всего живого, здравого? В чем суть столь опасного «вируса» «технического прогресса»? В чем его страшный вред для жизни и всего живого? Когда жизнь сможет выработать стойкий иммунитет на эту инфекцию?..

Так много возникает разных вопросов. Наверное, это хорошо? Но может именно эти вопросы и не дают возможности поверить автору?

И дело тут не только в индейцах американского континента, которых своим образом напоминают жители Пандоры. «Каток» прогресса оставил свой след на многих живых культурах Земли. Мы, например, видим сходство с историей Руси. Современная попытка нашего государства ВСТУПИТЬ в «цивилизованный рынок» и «прогрессивный» мир разворачивается в наши дни и прямо на наших глазах. Мы все явно уже ВСТУПИЛИ, но вот куда? Это, видимо, понятно еще не всем и не всегда! Россия, со своей самобытной культурой, обычаями и традициями, давно не дает покоя «прогрессивному» миру. Жвачку и джинсы мы уже получили! Что дальше? Похоже, становится уже интересно?!

 

Фильм «Аватар» производит впечатление, запоминается, возможно, и за счет особых эффектов, обращенных сразу к подсознанию. Но суть даже не в этом.

Нас, например, он удивил тем, как представлено все живое. То, что живое, живой мир природы можно настолько мистифицировать, выдумывать, мы, честно говоря, и представить себе не могли. Становится понятно, почему нас настолько «плохо слышат». Как услышать и понять наши идеи и тексты, если даже самые элементарные принципы и законы ЖИВОГО МИРА видятся людьми как нечто МИСТИЧЕСКОЕ, ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ, НЕВЕРОЯТНОЕ?!

Но самое замечательное заключается, видимо, в том, что Джеймсу Кэмерону удалось «достучаться» до потерявшихся в иллюзиях, фантазиях и мечтах современников. Ему удалось рассказать о двух мирах, о разных принципах жизни и о проблеме взаимодействия этих миров. Он обозначил проблему, и это может стать началом нового этапа. Началом нового разговора. Ведь каждый из нас, так или иначе, связан с этими двумя противоборствующими мирами.

Теперь, благодаря Джеймсу Кэмерону, создателю «Титаника» и «Терминатора», посмотрев новый фильм, люди смогут лучше понять происходящее вокруг и свое место в сегодняшней действительности.

Разумеется, если они этого захотят!

А если говорить о нас, то мы этот фильм посмотрели не зря! Ведь теперь, благодаря Джеймсу Кэмерону, появились образы, которые можно сделать дополнительным мостиком в нашем разговоре о ЖИЗНИ!

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2010г.)

 

Публикуется в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», февраль 2010

 

Чтобы получать такие материалы, подпишитесь на наши рассылки!

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат