Как воспитывать без «не так»? - Дети и воспитание: древние традиции в современных условиях - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Дети и воспитание: древние традиции в современных условиях

- Проекты
Страниц: 1

 

Наталия ЗОРИНА

 

Постоянно ведя разговор о детях, воспитании, психологии людей новой цивилизации, мы очень четко понимаем, что это всегда разговор, сильно искажающий суть происходящего. Можно ли этого избежать или хотя бы уменьшить? Однозначного ответа на этот вопрос у нас пока нет.

Есть родители, понимающие суть проблемы, и есть «остальные», далекие от понимания. Вторых пока существенно больше. Понимающие представляют травматичность и последствия существующего подхода к воспитанию и детям. Они активны, заняты самостоятельным поиском и готовы воспитывать по-другому. А это всегда дополнительные усилия, дополнительный вклад. «Остальным» трудно осознать смысл происходящего и необходимость другого подхода к детям и воспитания. Им проще полагаться на существующий стандарт.

Наша задача заключается в том, чтобы уменьшить травматичность современного подхода к детству и воспитанию. Хочется, чтобы понимающих взрослых и счастливых воспитуемых стало больше.

Нас читают уже повзрослевшие дети. Читают те, кто уже пережил воздействие современного педагогического подхода, современной логики воспитания и транслирует это дальше. Как нам донести людям то, что было с ними «не так»? Как исправить то, что уже случилось и уменьшить то искажение мировосприятия, которое уже, вероятней всего, присутствует в их жизни? Как им не транслировать свои травмы дальше?

Мы уже неоднократно подчеркивали, что работаем для детей. Для того чтобы способствовать сохранению в детях всего естественного, первозданного, природного. Что это даст людям? Все очень просто. Если это будет удаваться, то люди смогут воспринимать мир, то, что с ними происходит, без искажений, более адекватно. Потребность в дорисовывании, приукрашивании действительности, фантазиях и иллюзиях отпадет. В этом случае людям откроются знания, утраченные в процессе технократического пути развития.

Но современным детям практически не дают свободно и естественно познавать окружающий их мир. Современных детей постоянно и достаточно навязчиво окружают «заботливые» взрослые. Между миром и детьми сегодня всегда есть педагоги и родители. Это нормально и естественно. Но и те, и другие вносят слишком сильные искажения в мир и жизненное пространство детей. Дети оказываются окруженными искусственным миром, искусственной жизнью, искусственными понятиями. Они словно вырваны из настоящей реальности. Они словно заключены в «коконы», «информационные коконы», искажающие восприятие и понимание всего, что есть вокруг.

Современные дети могут в самом раннем возрасте читать, считать и рассказывать разные «умные» штампы, знать другие языки. Сегодня это модно и считается показателем ума и образованности. И вместе с этим они могут быть абсолютно неприспособленными к обычной жизни. Такие детки очень напоминают насекомых с оторванными крылышками. Вроде и живы, и передвигаться могут, но они уже никогда не полетят. И особенно типично это явление для детей из, так сказать, обеспеченных и «благополучных» семей.

Когда, повзрослев, эти «бывшие дети» попадают во взрослую жизнь, в мир, то оказывается, что отличия между тем, к чему их приучили, и тем, куда они попадают, слишком разительны. Они приспособлены только к «рельсам», двигаться по которым были выращены. Не каждая психика и нервная система способны выдержать этот очень большой стресс. Люди не выдерживают, многие просто сходят с ума. А стресс уравновешивают никотин, алкоголь, наркотики… Форм компенсации масса.

При этом все «воспитатели» совершенно уверены, что делается такое «окультуривание» только «во благо». Но, оказывается, у всего есть свои границы. Современное «во благо» не является исключением из этого правила. Вот и выходит, что подавляющее большинство современных взрослых пытаются, выходя во взрослую жизнь, хоть как-то соотнести, состыковать то, чем забили им голову в ходе навязчивого и очень цивилизованного воспитания, со своим индивидуальным восприятием мира, и всем тем, что вываливается им на голову в совершенно не предсказуемой «взрослой» жизни. Занятие это очень тяжелое и совершенно неблагодарное. На помощь привлекаются фантазии, иллюзии и мечты.

Получается, что современные люди хотят одного, думают о другом, а делают третье. Целого нет. И людей подобная ситуация просто разрывает на части. Люди становятся боязливыми, агрессивными, нервозными.

Между тем избежать такого плачевного финала необходимо и возможно. Но для этого важно коренным образом изменить подход к воспитанию и детям. Для этого нужно научиться воспитывать детей без «не так».

И тогда возникает законный вопрос. А КАК? Как воспитывать ТАК? Для объяснения потребуется наглядный и понятный пример.

Иногда в современный воспитательный процесс, повсеместно распространяемый сегодня, жизнь вносит свои коррективы. Иногда дети оказываются без «надлежащего» воспитательного воздействия значительно раньше, чем это принято. И тогда ребенок вынужден сам выживать, адаптироваться и познавать мир. В подобной ситуации оказываются дети, оставшиеся без попечения родителей. В силу разных обстоятельств они просто вынуждены познавать мир самостоятельно, доверяя только себе и личному опыту. Да и как может быть иначе, ведь выбора особого у них нет. Они либо научатся жить, познавать мир и адаптироваться, либо просто-напросто погибнут.

С одной стороны, это страшная трагедия, с другой стороны, невероятный шанс и возможность самостоятельного и свободного поиска. Такие дети, если им удается выжить и выдержать, сохраняют индивидуальность и могут найти именно свой неповторимый путь в этой жизни. Выходит, что их ситуация во многом значительно выигрышней, чем судьбы многих детей, живущих в семьях.

С одной стороны, семья дает основу жизни, защищенность, жизненные ориентиры и поддержку, с другой стороны, современные семьи редко справляются с подобными задачами и вопреки всему здравому становятся серьезным препятствием на жизненном пути людей.

Парадокс современного общества. Зачастую позитивная роль семьи умаляется сегодня тем существенным негативным влиянием на человеческую жизнь, преодолеть которое под силу далеко не каждому. Вот такой перевертыш получается.

И, заканчивая эту статью, хочется поделиться такими наблюдениями из практики консультирования, раз мне приходится работать как в семьях, так и с детьми, оставшимися без родительского попечения.

Самое впечатляющее и даже невероятное, о чем нельзя просто умолчать, это то, что современное общественное воспитание – через утрату традиции предков и заимствование западных стандартов, и ряд таких же существенных моментов – настолько зашло в тупик, что можно даже сказать о детях в детских домах следующее. Они, как ни странно, находятся даже в более выигрышном положении, то есть без родителей дети «воспитываются лучше», более адаптивно и естественно, чем дети в обычных семьях.

А еще тесты показывают, к большому удивлению, что дети-сироты менее агрессивны, чем дети из обычных семей. Это так же противоречит распространенному мнению. Фокус в том, что дети из так сказать обычных семей являются носителями скрытой агрессии, которая, как правило, проявляется самым непредсказуемым образом. Они могут разрушать и свое здоровье, и нанести вред окружающим в самый неожиданный момент. Об этом говорит и статистика детской преступности. Причина этого тут в том, что эти дети испытывают на себе больше «взрослого насилия», тем более со стороны близких, чем дети, у которых нет родных и близких.

Дети-сироты, в отличие от «обычных» детей, просто более эмоциональны. И эти эмоции, как правило, проявлены. Взрослых это пугает и трактуется ими как агрессия. Дети же из обычных семей приучены подавлять свои эмоции. Их реальное состояние, переживания остаются скрытыми, даже от них самих.

Причина трудностей обычных детей заключается еще и в том, что под давлением взрослых они становятся более инфантильными, чем дети, лишенные родительского попечения, поэтому вынужденные самостоятельно расти и приспосабливаться к миру.

Что можно сказать после этого современным родителям?

Попробуйте посмотреть правде в глаза. Кем вы будете для своих детей? – Помехой и препятствием, которые хочется устранить? Или поддержкой и опорой на пути детей во взрослую самостоятельную жизнь?!

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. - 2009г.)

 

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», август 2009.

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат