Забытая мелодия любви? - Психология пола и отношений - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Психология пола и отношений

- Проекты
Страниц: 1

 

Кадр из фильма «Забытая мелодия для флейты», 1987 год

В этом году исполняется 25 лет со времени выхода на экраны страны фильма режиссера Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты (1987) по сценарию Эмиля Брагинского. Несмотря на это по сей день многие вопросы, поднятые в этом фильме, остаются проблемными. Фильм не устарел! В связи с темой взаимоотношений мужчин и женщин в современном обществе, думаем, стоит вернуться к этому фильму и даже посмотреть!

От редакции

 

 

- Я просто снимаю у неё угол. Между нами ничего нет.
- Вот об этом никому, кроме меня, не говори. Поселиться у молодой, красивой женщины, которую любишь, и не жить с ней - это извращение!

(«Забытая мелодия для флейты». 1987)

 

Напомним сначала сюжет фильма:

«Леонид Семёнович Филимонов, высокопоставленный чиновник из «Главного управления свободного времени», постоянно борется со своим «я». Он старается запретить или избавиться от любого народного творчества, которое можно толковать двояко. Но на совещаниях, когда есть свободная минутка, он представляет себе, как он поднимается и говорит всю правду-матку о своём начальнике с устаревшими взглядами прямо ему в лицо. Но не делает этого, потому что боится потерять работу, а делать-то он больше ничего не умеет.

Однажды у него внезапно прихватило сердце, и он знакомится с медсестрой Лидой из своего управления, в которую влюбляется. Так получилось, что она оказалась единственная, с кем он может быть абсолютно открыт. Жена его, узнав, что он завёл себе любовницу, выгоняет его из дома, и он селится у медсестры.

Вскоре жена, поняв, что осталась одна, просит его вернуться к ней, она согласна всё простить. И чтобы быть более убедительной, она слегка угрожает, что расскажет об их расставании своему отцу, который многие годы помогал Леониду расти по служебной лестнице. В довершение всего его коллеги тоже давят на него и уговаривают расстаться с Лидой, ибо это может повредить карьере - Филимонова прочат на место старого начальника, уходящего на пенсию. В конце концов, карьерные убеждения берут верх над чувствами и он идёт на их уговоры, при этом трусливо сбежав от Лиды, даже не объяснившись с ней.

Оскорбленная Лида в тот же день уволилась из управления. В первое свое выступление уже на посту начальника, Филимонов на минуту впал в грезы: чувствуя угрызения совести и стыд перед Лидой за свою трусость, он представил, как он высказал подчиненным все, что думает об этом бессмысленном управлении, явился к Лиде и сказал со слезами раскаяния, что он добровольно отказался от начальственного поста, так как она ему дороже всего. Потом, когда продолжил выступление, у него опять прихватило сердце, а медсестра Лида уволилась и некого было вызвать. Вызвали скорую. Лида, увидев, что машина скорой помощи мчится в сторону управления, догадалась, что у Филимонова опять плохо с сердцем, вернулась, вбежала в кабинет и стала умолять его не умирать, хотя врачи уже собрались констатировать смерть. Филимонов задышал и зашевелился, врачи кинулись продолжать реанимацию, а успокоенная Лида опять ушла из управления, теперь уж навсегда» (http://ru.wikipedia.org)

 

В наши задачи не входит подробный анализ кинофильма (пускай этим занимаются кинокритики). Нас в данном конкретном случае интересует только ситуация отношений мужчины и женщины в современном обществе. Что мы видим здесь?

Во-первых, определенная доля ИЛЛЮЗИЙ с обеих сторон.

ОН, функционер системы, постоянно крутится в системе, в качестве одной из ее передаточных шестеренок, пускай и значительного уровня (в системе все - шестеренки, различия между ними условны, в виде определенного этикета и правил игры для каждого уровня). Пока крутился и «соответствовал», герой фильма быстро растерял багаж детских мечтаний на тему «кем быть, каким стать» и юношеских представлений о чувствах и отношениях. Так крутился, делал карьеру, поднимался по ступенькам, что недосуг было оглядываться, смотреть на себя, думать о здоровье. Но кризис наступил – организм не выдержал. Так он и «выпал» - пускай ненадолго, но все же – из системы, оказавшись в других условиях. Пришлось тут и тело свое вспомнить, и о том, что смерть рядом ходит, а жизнь непонятно на что тратится (в принципе, в своей двойственности той своей настоящей, человеческой частью он и раньше осознавал всю никчемность того, чем занимался в системе). И это в то время, что на свете может быть и любовь, и творчество! Как выпал из системы, так будто живой мир приоткрылся. Тут действительно недолго и влюбиться?! Тем более, когда есть в кого – ОНА рядом!

В чем тут его иллюзии? А в том, что ОН думал, что все останется как есть, и только жизнь подарит ему - за неизвестно какие заслуги - еще и большую любовь, в виде красивой медсестры, которая будет исполнять все его желания, заботиться о нем и т. д. Обманчивая оптика чувств - в ситуации риска для жизни - высветила Лиду в совсем ином свете (а ведь незадолго перед этим на просмотре спектакля художественной самодеятельности он оценивал ту же Лиду весьма функционально – как «пластичную» куклу).

Однако система (искусственная) существует по своим жестким (механическим) правилам, и человеческие излишества в ней жестко пресекаются, как опасные для системы. ОН пытается отстоять себя и свое внезапное чувство, но быстро отступает, т.к. не представляет себя вне системы.

Согласитесь, это довольно типичная современная ситуация: большинство людей пока что добровольно или вынужденно делает именно такой «выбор» - встраивается в систему (порой даже зная, что она и «искусственная», и «мертвая», и т.п.!) и держится за нее, сколько может. И, конечно же, предпочитают не задумываться О ЦЕНЕ этого «выбора» - об отказе от всего человеческого (называя «человеческим» совсем другие вещи, как принято в системе), об ускоренном износе организма, о невыполненной своей жизненной миссии на земле, о своей паре и ряде других «предательств» самого себя...

 

ОНА в этом фильме, хотя и подается как живой символ и жертва любви, представляет женскую сторону иллюзий. Ведь Лида уже насмотрелась в этой городской суете на все изъяны системы (можно сказать, понимает с «медицинским цинизмом», без всяких там сентиментальностей). И все же, несмотря на постоянно возникающие препятствия-предупреждения, захотела увидеть в дорогом «Лёнечке» героя своего романа. Возможно, на какое-то время мальчишескую беспомощность Лёни перед запросами жизни в ее глазах компенсировала «система», подпитывающая и поддерживающая функционеров, пока они в системе и как-то ей соответствуют. Ведь когда система вытолкнула его, Лида сама же, жалостливо посмотрев на него, сказала: «весь лоск куда-то подевался». Оказывается, вне системы ее избранник почти ничего не может! А система Лиду в этом месте и в таком качестве не пускает. Система может даже гибко прогнуться, расступиться (сцена в конце фильма в ситуации спасения жизни героя), но при этом явственно ощущается, что стройные ряды ее шестеренок не предусмотрены для любви и человеческих чувств. Она вынуждена уйти.

Да, героиня смотрится живей, человечней, даже женственной, но не это ценит в ней система. Для системы она представляет ценность только как «медсестра», т.е. как определенная функция. Возможно, она этого не понимает, а возможно, пытается пробиться «вопреки всему», используя любые возможности.

 

А во-вторых, ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ, непонимание того, где они находятся, в какое время и в каком обществе. Это происходит сплошь и рядом.

Вот в этом месте немного отступим от темы и возьмем - для уточнения и показа распространенности проблемы - другой пример (не из этого фильма, а прямо из окружающей действительности, из прессы):

«Челябинск, 2012 Март 07 (Новый Регион, Ольга Арсентьева) – Челябинским старшеклассникам накануне Международного женского дня предложили поразмышлять над трагедией Ромео и Джульетты, а так же высказаться: должна ли была Татьяна Ларина писать письмо Онегину.

Как передает корреспондент «Нового Региона», в письме Татьяны школьники не нашли ничего предосудительного. «Пролистал всего «Евгения Онегина», письма Татьяны не нашел, – написал одиннадцатиклассник. – Но думаю, ничего страшного». Отметим, что юноши не осуждали Татьяну в ее порыве и даже одобрили: «И хорошо, что написала. А то ухаживаешь за ней, подарки даришь и не знаешь, нравишься ты ей или нет. А вдруг все впустую?» Девушки тоже не стали подвергать Татьяну остракизму: «Моя мама тоже первая предложила папе пожениться». «Каждая девушка мечтает о большой любви. Почему бы и не признаться – вдруг это то, что нужно».

Многие девушки провели временные параллели и пришли к выводу: то, что Татьяна написала Онегину, это ее личное дело, но сегодня подобный номер не пройдет. «Кому тут писать-то? Все на машинах гоняют, ерунду всякую говорят», – резюмировали старшеклассницы. Одна из них подробно расписала консолидированную женскую позицию: «Может, когда Татьяна писала Онегину, это и было любовью. А сейчас, если девушка кому и напишет, это будет или Березовский, или Абрамович. Сидит она в своей деревне – никаких учреждений культуры, ни развлечений. А тут приезжает мужчина, который может подарить или хотя бы показать весь мир, почему бы и не написать? А наши парни ничего не знают, ничего не читают, ничего не хотят делать… Вот и поговори с ними тет-а-тет».

А вот Ромео и Джульетта понимания у молодых челябинцев не вызвали. Несмотря на то, что педагоги предварительно познакомили их и с историческим, и с национальными контекстами произведения Шекспира, старшеклассники отказались верить, что у юных влюбленных не было другого выхода: «Почему нельзя было уехать в другой город? Почему не подождать до совершеннолетия? Зачем нужно было портить жизнь людям и умирать?» И, наконец: «Чего устраивать такую трагедию? Джульетта даже не была беременна…»

© 2012, «Новый Регион – Челябинск» (NR2.ru: http://www.nr2.ru/chel/376723.html)

 

Не будем повторяться о мальчишеской инфантильности, о том, что их с детства готовят функционировать в системе, играть в игру под названием «цивилизация». Об этом уже сказано, в т.ч. и в фильме «Забытая мелодия для флейты». И фильм, и вот эта статья показывают, что В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ НЕТ ЧЕТКИХ КРИТЕРИЕВ ЛЮБВИ и ЧЕЛОВЕЧНОЙ ИЕРАРХИИ В ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ.

Более того, нет критериев МУЖЕСТВЕННОСТИ и ЖЕНСТВЕННОСТИ (это системе не нужно). А люди, настроенные преимущественно на систему, выходит, тормозятся в развитии (и системой, и лично, быть может, заблуждаясь), не поднимаются выше БЫТОВОГО ОБУСТРОЙСТВА, включая поиска себе места в системе. «Бои местного значения» у них, в основном, идут за это. А любовь, может быть, еще приложится, а может, можно будет обойтись и так. Есть у них такая то ли надежда, то ли иллюзия.

Таково ОБЩЕСТВО ПЕРЕВЕРНУТЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

Татьяна Ларина и Джульетта БЕЗ ВЗАИМНОЙ ЛЮБВИ и БЕЗ ЧЕЛОВЕЧНОЙ ОСНОВЫ отношений даже не представляют себя (для них это – основа жизни!). И не начинают. Без любви и человечности они не готовы «прозябать» и что-то делать «для общества» (системы). Для них это - НЕ жизнь!

Даже сегодня система не готова отрицать Любовь, но предлагает сначала заработать «все блага», а потом «жить по-человечески». Но отказавшиеся от «вечных ценностей» вряд ли потом будут в состоянии вернуться к ним (обычно, все заканчивается подменами и самообманом - система не отпускает).

 

Технократической системе выгодна ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ людей и ПОДМЕНА ЦЕННОСТЕЙ. Сейчас очень много литературных произведений и фильмов, в которых много внимания уделяется частностям (но не главному!), скатываясь до «бытописания». Но ведь устроенный быт имеет значение не сам по себе, а только РАДИ чего-то, гораздо более высокого и ценного!

На таком сером фоне у современного искусства практически полностью отсутствует КОМПАС «основ человека», - того, что делает человека человеком. Как-то не акцентируется, что в этом мире КАЖДЫЙ ИДЕТ К СВОЕМУ СУЖЕНОМУ, а не к любому другому. Человек от природы настроен на свою пару, на свою половинку (а не на любую другую половинку). Что МУЖЧИНА является МУЖЧИНОЙ не по половым признакам, а только рядом СО СВОЕЙ ЖЕНЩИНОЙ, но не с любой другой. Женщина, хотя и ближе к Природе, чем застрявшие в игрушках цивилизации особи мужского пола, тоже может реализовать себя полноценно только СО СВОИМ мужчиной… И так далее (см. подробней в наших работах цикла «Возрождение Человека»).

Так диктует основная мелодия полноценной человеческой жизни – МЕЛОДИЯ ЛЮБВИ! А в современном обществе, как вы можете заметить по рассмотренному в качестве примера фильму, речь идет только о «забытой мелодии для флейты», как частном случае (типа, им не повезло, другим повезет – пытайтесь, кто как может!). И люди пытаются, без Знания, вслепую и делая себе больно. А мелодия любви только грезится – где-то там, за кадром или в собственных наших ожиданиях. Так бывает, когда мелодия Любви забыта. И пока она не вспомнится, люди будут функционировать в системе на износ и себе во вред. Без цели и смысла.

Функционер Лёнечка Филимонов будет функционировать до следующего приступа, когда «спасительница» Лидочка уже будет далеко-далеко. У другого будет по-другому. Каждому, кто жертвует полноценной человеческой жизнью, уготована своя расплата. Законы Природы (в данном случае, природы человека) безнаказанно не нарушаются. А тем временем те же Шекспир и Пушкин, которые не актуальны для чересчур «цивилизованной» молодежи, продолжают напоминать, что ЖИЗНЬ ТАМ, ГДЕ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ!

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2012г.)

 

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», апрель 2012

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат