Особенности живого словообразования в пространстве восприятия человека - 2 - Культура Живой Речи - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Культура Живой Речи

- Проекты
Страниц: 1

 

Урал. Река Чусовая. 2010г. Фото: Юлия Симакова

(Культура живой речи: практикум и методика обучения)

 

… 4) СИММЕТРИЯ пространственная в соотношении слов и словесных оппозиций. Об этом много говорить не будем, т.к. тема довольно доступно для понимания раскрыта в предыдущих работах (см. Живой Русский Язык и Живая Русская Речь). Напомню вкратце, что есть пространственный центр человеческий, как ЦЕНТР ВОСПРИЯТИЯ всего окружающего мира и себя. Ведь мир мы воспринимаем не только глазами или ушами. Человек воспринимает себя и мир всем своим существом, всем своим сложно устроенным организмом. И воспринимает объемно и многомерно. А центр этого «ПРОСТРАНСТВА ВОСПРИЯТИЯ» находится в области СЕРДЦА (даже «середЦе» – это фактически «СЕРЕДина ЦЕлого»). Эта центральная точка и является ТОЧКОЙ СИММЕТРИИ В ПРОСТРАНСТВЕ ВОСПРИЯТИЯ. По энергетике человека, это 4-й центр.

 

Мы ранее говорили, что соответственно 3-й центр симметричен в пространстве восприятия и словообразования 5-му центру. И примеры давали: в пятом центре (в современном звучании и словоупотреблении) – лепет, рокот (они звучат), в третьем центре - (получающие через инверсию и пространственную симметричность расположения) тепло, ток Ра (они несут концентрированную энергию). Вспомнили?

Соответственно, второй центр «симметричен» шестому, первый – седьмому. И наоборот.

Но особенность, на которую нужно обязательно указать, здесь заключается в том, что такие «симметричные» в пространстве понятия, как правило, относятся к разным планам или «мерностям» бытия. Это видно даже по физическому параметру: слово «лепет» ( Ле-Пе-Тъ ) пятого центра – своим смыслом указывает на звучание, акустику, а «тепло» ( Те-Пъ-Ло , с измененным, редуцированным звуком в слоге Пе , т.е. опять-таки имеем слово, получаемое через инверсию слова «лепет») – это уже внутренняя энергия, температура тела. Вот так «лепет» и «тепло» оказываются в разных «измерениях»!

Видимо, симметрия такого «перехода, отражения» в пространстве восприятия человека (а соответственно, и в пространстве живого словообразования) не линейная и не плоская, а «объемная», «многомерная»: поэтому происходит как бы асимметричный «переход», как минимум, из одной мерности в качественно другую мерность.

Так же было у нас в примере с первым и седьмым центром. Корень «ДОР» («До Ра»), обозначающий как бы начало движения и вектор движения, направление в сторону Ра, как бы симметрично переходит в седьмой центр и отражается, через инверсию, в корне «РОД» («Ро Да»), обозначающем уже нечто физически осязаемое: здесь и «роды», и «рожденные», и «среда» их обитания. Так же было у нас и с инверсией в паре понятий: «Лад» («внутренняя структура, гармоничная организация») – «Даль» («направление, сторона, непознанное пространство»). Опять разные «измерения».

 

5) ЗЕРКАЛЬНОСТЬ пространственного ОТРАЖЕНИЯ как осмысленное соотношение слов. О «зеркальности» мы говорим обычно в том случае, когда имеем ситуацию в словообразовании, в которой как бы СУММИРУЮТСЯ ИНВЕРСИЯ СЛОВА И СИММЕТРИЯ СЛОВА, которые рассмотрели выше (как правило, симметрия и инверсия в словообразовании и системных соотношениях понятий идут рука об руку).

Но где «отражение», а где «отражаемое» слово? Это еще нужно определить. Например, как поступить в случае, когда имеем два слова с одинаковым гласным: «вЕс(ъ)» и «сЕв(ъ)» ?

Как определить?

Сначала следует вспомнить, что гласные звуки речи, согласно своей физической природе, естественно «закреплены» за энергетическими центрами человека (опять же см. Живой Русский Язык и Живая Русская Речь). Выходит, в данном случае нужно ориентироваться на шестой центр, в котором и «прописан» звук речи «Е (или Э)».

Теперь смотрим и видим, что эти слова представляют инверсию друг друга и симметричны в пространстве восприятия. А это значит, что одно из этих двух слов следует отнести ко второму центру. Какое слово из двух?

Тут уже нужно ориентироваться на смысл слов и характер нашего органического их восприятия (где мы их реально «чувствуем»). Пространственно в нашем восприятии «СЕВ, сеяние» происходит где-то внизу, семена мы бросаем «вниз» (там же «где-то» внизу чувствуется нами и второй центр). А «ВЕС» ощущается нами, когда что-то поднимается «вверх». Что-то приподнятое или подвешенное мы непроизвольно представляем всегда выше, чем то, что совсем «внизу». Помогают тут и производные от этого корня слова: ВЕСело, наВЕС, подВЕСки (и этот же корень еще выше, в седьмом центре: «вИс, ВИСеть»). Со всей совокупностью таких примеров чувствования и осмысления мы делаем соответствующий вывод о том, что слово «ВЕСЪ» будет располагаться в области шестого центра. Следовательно, его симметричное «зеркальное отражение» (с инверсией, перевернутостью осмысленных слогов) обнаруживается нами во втором центре: «СЕВЪ». Что это слово находится «внизу», подтверждают и производные от него слова: «посев, севок, сеять…»

Но надо еще помнить и то, что у второго центра есть свой гласный звук, который в современном русском языке утерян, и мы его «воспроизводим» через близкое звучание, т.е. часто вместо него используем древнерусский дифтонг «ОУ», который и был введен в свое время как раз взамен утраченного много столетий назад гласного звука. Так вот, со «своим» звуком второго центра отраженное слово «сЕвъ» будет выглядеть как «сОУвъ», как слово, изначально локализованное во втором центре. Отсюда современные понятия «СОВать, СОВок, СОВокупность», в которых с таким же успехом может фигурировать «У» вместо «О». Впрочем, даже современное словоизменение все равно выявляет этот изначальный звук «У», который в данном случае вместе с «О» фигурирует как историческое чередование в слове: сУю, сУнуть … Конечно, и «соувъ» (в современном произношении просто «сов») второго центра симметрично инвертируется в шестой центр как «вос» (например, в слове «ВОСток», или «ВОСь, ВОСя» в значении «вот, вон там, вот те на» и т.д.).

Что это не шуточки, а живые осмысленные механизмы словообразования, порождающие слова, которые тут же одновременно имеют и свои симметричные «отражения», которые, в свою очередь, тоже закономерно «отражаются» (и так может быть многократно), говорит и такой пример, что вот этот самый вариант отраженного корня «Вось» в шестом центре, мы тут же обнаруживаем и во втором центре в том же виде, но уже с добавлением «А» (при словообразовании «приставочным способом»): «А-Вось» - ведь до сих пор бытуют слова и «Авось» (в интерпретации В.Даля: « нареч. а-во-се, а вот, сейчас», а в словаре Ожегова « может быть ») , и «авоська» (в интерпретации В.Даля: « счастье, удача; отвага… », а в словаре Ожегова «сетчатая сумка для продуктов» ).

Симметрия работает и туда, и обратно. Ведь это же потоки живой энергии, а не искусственно придуманные «знаки». Мы тут лишь пытаемся объяснить реально существующие вещи: где-то получается удачно, а где-то не очень. Когда мы не находим нужных слов для объяснения обнаруженных фактов, нас не понимают, а мы же ПОСТОЯННО СОВЕТУЕМ НЕ ДОВЕРЯТЬСЯ НАМ, А ИССЛЕДОВАТЬ САМИМ, НАХОДИТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МЫ! ГОВОРИМ, ЧТО МЫ ДАЕМ ЛИШЬ ОРИЕНТИРЫ ДЛЯ ВАШЕГО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ. Важно лишь здесь четко определиться всеми доступными средствами, где исходное понятие, а где его «отражение» в пространстве восприятия человека. И помнить, что это – не изолированные формы. Все такие соотношения существуют не сами по себе, а только в органической целости многогранного ЖИВОГО.

Когда это многогранное живое не чувствуют, начинают конструировать искусственные, гипотетические «толкования» по этимологии слова (например, как у Фасмера и ряда других изыскателей с понятием «авось», которые не будем даже приводить здесь по причине «неинформативности»). И совсем другая ситуация, когда это многогранное живое чувствуют. Ведь на самом деле слово «Авось» не случайно оказывается во втором центре, ответственном именно за воспроизведение жизни, за посев и произрастание нового. Это слово в изначальном смысле содержит в себе как бы механизм оплодотворения и вынашивания, даже комплекс осмысленных звуков речи ориентирует на это. Если реконструировать «авось» до первозданного вида, перед нами предстанет то, что современными звуками речи можно передать как «А-оВо-ся» (эту старинную форму «видят» даже некоторые этимологи, отслеживающие изменение понятия по древнерусским источникам, но не понимают смысла, почему так происходит). В первозданном смысле все просто: А – «изначальное состояние, первоисток жизни», оВо - «преобразование в ограниченной сфере», например, в матке, раз слово у нас локализуется в области второго центра, и СЯ (или СА) – «возвращение, возрождение» или «сущностное начало». «Рождение жизни» было настолько реальным и священным понятием Древности, что даже через века и тысячелетия, даже когда полностью утрачен смысл, само слово продолжает использоваться как наречие или «разговорная частица» с почти неосознаваемым значением, но при этом по сей день ощущается многими носителями языка как некое «ключевое слово русской языковой культуры»!

 

6) ОРГАНИЧНОСТЬ (живая СИСТЕМНОСТЬ) словообразования в Живой Речи. Здесь можно добавить, что словообразование в Живой Речи не формализовано, как сегодня, а носит содержательный характер. Привязка словообразования к гласным звукам, соотнесенным по центрам, тоже не «железная», а часто носит условный характер. Связано это с тем, что каждый раз мы имеем дело не с условными частями, а с тем, что каждый раз имеем проявление ВСЕГО ЦЕЛОГО. Каждый раз и в каждом слове, хотя и как в частном случае, в чем-то конкретном, но проявляется перед нами ЦЕЛОСТНЫЙ ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ, а не его частица или маленький участок.

Вот поэтому-то, когда доходим до живых «описательных» образов, мы встречаем примеры, которые «формально» вроде бы не вписываются в вышеприведенные правила. К примеру, по правилу «А» должно быть в четвертом центре, или «О» - только в третьем. По схеме – да, так и должно быть. И мы находим тому немало примеров в живом словообразовании. Но в живом целом, когда переходим к конкретным ОБРАЗАМ ЦЕЛОГО (и описаниям и сравнениям этого целого с чем-то), бывает порой и несколько иначе.

Например, среди образных названий первого центра ранее мы указывали такие понятия, как ДОР (« До Ра », как вектор направленности в сторону Ра и цель, заключающаяся в достижении Ра) или ДАР (« Да Ра », как постепенное проявление и начало утверждения целостного Ра, начиная уже с первого центра). И это еще при наличии в первом центре корня со «своим» гласным звуком: «ДУРЪ» («дурить»). И такой случай вовсе не единичен: в области первого-второго центра мы «находим» и такие слова, как имя богини любви «КАМА», или что-то такое тяжелое, тянущее вниз, как «КАМень». Хотя есть и известные корни со «своим» звуком: «КУМЪ» и «КОУМЪ».

Что касается системности таких случаев, то они проявляются не сами по себе, а естественно продолжаются, согласно вышеописанным правилам словообразования Живой Речи. Так, название седьмого центра симметрично и зеркально оказывается инверсией названий первого центра «дор»: «РОД» (или «РАД, РАДА»). Там же, в седьмом центре, находим и отраженный из первого центра корень «кам», в виде «МАК»: в имени богини судьбы «МАКошь», или в виде «верхушки», верхней части чего-либо, как «МАКушка, МАКовка». Что касается вариантов с собственным звуком седьмого центра (И), то и сегодня не все из них пропали. Недаром в украинском, к примеру, имеем « р і д » вместо «рОд». Но в силу разнонаправленных процессов словоизменения и их значений в разных языках многие такие «аналоги» просто-напросто утрачены за многие столетия «растворения» Языка изначального во многих последующих производных от него языках.

 

7) МНОГОГРАННОСТЬ и/или МНОГОМЕРНОСТЬ («объемность») формирования понятийной системы в словообразовании и многообразие живого словообразования. Живая система, живой организм не ограничивается единичными «связками» или «каналами». Живые связи бывают многообразными, многомерными, и в случае чего одни могут дублировать другие, которые в отдельных случаях почему-то перестают функционировать, не срабатывают.

В качестве примера, вернемся к тому же слову «Ладъ». Обратите внимание, что происходит. Выше мы говорили об инверсии «Лад» в понятие за пределами «Лада», в форме слова «Даль». Следует учесть, что звукосочетание или корень «Лад» не ограничивается только обозначением центральной области восприятия (в четвертом центре) или обозначением просто «гармоничного внутреннего устройства» чего-либо (объем представлений тут может варьироваться: иметь в виду не только четвертый центр, а весь организм, или включать весь род, всех близких, всю его среду обитания и т.д., т.е. в «объем» Лада включается все подразумеваемое в данном конкретном контексте говорящим или творящим).

Этот корень к тому же и без инверсии может быть «вынесен» вовне для обозначения чего-то «наружного», внешнего, т.е. как бы за пределы подразумеваемого контекстом «Лада». Но не просто так, не произвольно: при этом происходит добавление как бы «объясняющих» элементов речи или словообразования, как бы расширение. Например: Ладонь («лад-ОНЪ»), Ладить («лад-ИТИ»). Хотя при этом существует и использование инвертированного варианта «Даль»: Длань («Даль-АНЪ»), вместо «ладонь».

Еще было сказано ранее, в работе Живой Русский Язык, что в многосложных словах самая суть (то, о чем речь) выражается первым слогом, а последующие слоги - объясняют, конкретизируют суть. Такой порядок следует принять в качестве естественного закона живого словообразования. Именно по первому (самому существенному для толкования) слогу мы обычно и определяем место локализации («прописки») слова в пространстве восприятия человека. Вот почему почти все слова на «Ладъ» связаны с четвертым центром.

А вот, к примеру, слово «дорога» относится к первому центру (а не к третьему), потому что содержит в качестве основного смыслообразующего элемента словообраз «ДОРЪ»: дорога – это, по происхождению, древняя фраза «До Ра Га» (т.е. как бы «до божественности или просветленности путь»). Самая суть слова выражается, напоминаю, через первый слог – «ДО», как смыслообразующий фактор и вектор, но не «РА» и не «ГА» (второй и третий слог передают только контекст применения смысла «ДО», а без него они локализованы в четвертом центре).

У этого пути (т.е. того, что вложено в «До Ра Га») есть и своего рода «место назначения», которое видится через симметрию и инверсию этого же слова «дорога» в слово «городъ»: «Го Ро Да» (т.е., в одном из проявлений смысла, как «изначально предусмотренное, или идеальное состояние Рода»).

А все состояние движения до него, до «Го Рода», в каждом из моментов обозревается из точки симметрии (или Сердца), и фиксируется в понятии четвертого центра «Га Рада» (или «ГъРад»). С этим состоянием связано современное выражение «градус состояния» и слова: «ГРАДация, ГРАДус». Этот корень настолько же «латинского» происхождения (как сегодня принято считать), насколько и «русского», т.к. относится к общему древнему наследию обоих этих языков. Современные лексические значения «град» (то, что мы теперь видим в толковых словарях) сформированы через косвенные ассоциации с изначальным смыслом и искажения первоначального смысла.

И опять-таки к многомерности, многогранности смысла и живого словообразования. То, что проявлено вовне для нашего восприятия как описанное понятие «ГъРад», изнутри или внутри представляет с собой состояние «ГъЛад» (помните, говорили, что «ладость» проявляется вовне как «радость», т.е. «Л» внутри - как «Р» снаружи). Здесь нам, чтобы понять первоначальную суть, нужно будет обратиться не к тому лексическому значению, которое дается сейчас в словарях, типа ожеговского, к слову «голод», а к изначальному смыслу по законам живого словообразования: «Га Ла Да» (или «Гълада», как «состояние ладности» или «путь лада»).

 

В заключение, надо сказать, что такого практического дополнения к текстам книг Живого Русского Языка и Живой Русской Речи, на наш взгляд, вполне достаточно, чтобы продолжать ваши самостоятельные занятия и успешно решать задачи живого словообразования и расшифровки их изначальных смыслов в пространстве восприятия человека… … …

 

(окончание, начало см. здесь)

 

автор: Алексей НЯНИН

 

(из книги: Культура живой речи: практикум и методика обучения. - ЦСкА. РИТМ. Екатеринбург, апрель 2010г.)

 

Публикуется в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", январь 2011

 

Чтобы получать такие материалы, подпишитесь на наши рассылки!

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат