Естествознание

- Проекты
Страниц: 1

 

… …Это действительно очень занимательно – сопоставлять рассуждения Платона с тем, что происходит сейчас, в современной технократической цивилизации, утратившей живые ориентиры и жизненные ценности. Тем более, находясь внутри этого хаотического и разлагающегося мира, трудно и сориентироваться: порой ведь и вовсе непонятно, за что держаться, чтобы устоять! А Платон, как наблюдатель со стороны, с высоты реальных Знаний о природе человека, как бы подсказывает. Вот возьмем еще несколько цитат из реферата о нем:

 

«…Платон, в своих работах, очень мало уделяет внимания сословию дельцов… Это вызвано, в первую очередь, тем, что к представителям этого класса выдвигаются гораздо меньшие требования, по сравнению со стражами и правителями... Допускать же человека из низшего сословия, с душой еще далекой от совершенства, к управлению людьми и государством, было бы непростительной ошибкой. Это неизбежно приведет и к злоупотреблениям, и к неверным действиям, продиктованным не божественной необходимостью, а эмоциями, личными отношениями и предвзятыми мнениями. Таким образом, каждый человек в идеальном государстве должен занимать то положение, которому соответствует состояние его души, в этой жизни…»

Напоминаем, что Платон превыше всего ценит ДУШУ человека, и земная (социальная) жизнь должна лишь обеспечивать благоприятные условия для ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ! Вот почему многим, через призму современного «общества потребления» и зависимости людей от «административно-бюрократических машин», порой мысли и заботы Платона о душе человеческой кажутся неприемлемыми, излишне суровыми и ограничивающими людей во всем.

«…Однако расставить граждан на различные посты и должности идеальным образом еще полдела. Необходимо еще и обеспечить реализацию их способностей. И Платон говорит о том, что в идеальном обществе ничего не должно совершаться без приказа. Каждый имеет своего начальника, которому должен беспрекословно подчиняться. Это положение логично вытекает из всего выше сказанного. Если пост занимает человек, который наилучшим образом подходит для этого, то и его распоряжения тоже будут наилучшими. И, кроме того, человек, привыкший подчиняться приказам как в работе, так и в повседневной жизни, меньше озабочен заботами о том, что и когда ему делать. И получает возможность жить как та божья птица, которая не заботится о дне завтрашнем и хлебе насущном. Чем меньше у человека повседневных хлопот, чем меньше он обременен земными заботами, тем свободней становится его душа. И этому способствует, в частности, тщательная регламентация жизни законами. При этом законы должны не только закреплять определенные права и обязанности и определять наказания, но и воспитывать. Закон должен превратиться в мораль, стать священным и непререкаемым, чтобы мысль о недопустимости его нарушения вытесняла страх перед наказанием. В этом учение Платона совпадает с учением Конфуция о государстве…»

И еще один абсурдный с точки зрения сегодняшней «социальной плоскости», но вполне логичный с точки зрения МНОГОПЛАНОВОСТИ БЫТИЯ И ПУТИ В НЕМ БЕССМЕРТНОЙ ДУШИ момент:

«…Сформулировав два основных принципа, по которым должно функционировать идеальное платоновское государство: соответствие способностей гражданина занимаемому посту и неукоснительное подчинение законам и приказам, мы только подошли к самой главной особенности данного общества, которая заключается в том, что и предназначение каждого человека, и законы должны определять философы. При этом, как мы знаем, Платон понимает под ними не только, и не столько людей знающих или образованных, а людей скорее просветленных, в религиозном смысле этого слова. Они увидели свет, но вернулись в пещеру с тем, чтобы помочь другим душам освободиться от телесного и материального. Они как мудрые, заботливые воспитатели, наставляющие неразумных детей на истинный путь. При этом хороши все способы: и кнут, и пряник, и откровенный обман. В целом же, идеальное общество Платона можно назвать яслями для душ, где все телесное отодвигается на второй план, или вовсе игнорируется…»

При этом Платон вводит такое организующее начало, как «государство», только по необходимости, только для определенного уровня становления и осознанности людей. Потому что какие бы мудрые и просветленные люди не стояли во главе государства, такое административное устройство все равно есть «социальная, но все же машина». Платон вполне допускает, что люди достигнут уровня причастности к « сокровенным космическим и политическим знаниям », и только они « могут быть совершенными стражами по охране добродетели »:

«…Ведь если бы, подчеркивает Платон, по воле божественной судьбы появился когда-нибудь человек, достаточно способный по своей природе к усвоению этих взглядов, то он вовсе не нуждался бы в законах, которые бы им управляли. Ни закон, ни какой бы то ни было распорядок не стоят выше знания…»

Поэтому нельзя упрекать Платона в том, что он делает людей «винтиками государства». Наоборот, это сейчас стало уже основной функцией современной технократической цивилизации – делать людей «винтиками» и социально, и идеологически (механизируя сознание и ограничивая мыслительные способности). Настолько, что большинство людей уже и не подозревают, что они обмануты. Они стараются обустроиться «здесь», в социуме, не помышляя ни о каком продолжении душевном в Инобытии. Здесь, в современной технократической цивилизации, в отличие от платоновского «объемного» времени, ВРЕМЯ СТАЛО ПЛОСКИМ И ЛИНЕЙНЫМ.

Сегодня даже создается иллюзия, будто современные «демократические» порядки и законы продолжают суровые «законодательные инициативы» Платона. Но есть огромная разница. Сегодня людей всеми возможностями, - и добровольно, и принудительно, - встраивают и закрепляют, как крепостных, в социум, «социальную машину», пожизненно, как на галеры. А Платона занимает другое.

«…Правильное воспитание граждан, а вернее сказать их душ, потому что души бессмертны, вот что больше всего занимает Платона…»

Но с точки зрения современного технократического атеизма (плоского социума и линейного времени), ни душ, ни бессмертия не существует, поэтому Платон сегодня кажется бесполезным.

И, наконец, важный момент, касающийся у Платона вопросов ВОСПИТАНИЯ! Тут возьмем достаточно большую цитату:

«…Воспитание граждан идеального государства, по Платону, должно начинаться задолго до их рождения подбором родителей. Лучшие мужчины должны соединяться с лучшими женщинами. Назначаются также и сроки деторождения: для женщины с двадцати лет до сорока, для мужчины с того времени, как у него пройдет лучшее время для бега и вплоть до пятидесяти пяти лет. Рождение детей государственное дело. Женщина рождает государству, а мужчина производит государству. Сексуальная свобода наступает только после того, как женщины и мужчины выйдут из возраста, назначенного для произведения потомства. Любовь допускается, но только в пределах этих ограничений. Впрочем, любовь, как и любое другое вожделение и эмоция, не должна быть чрезмерными. Платон легко расправляется с чувствами влюбленных, поскольку они мешают достижению главной цели идеального государства - воспитание души, свободной от чувственности... Будучи беременной, женщина должна остерегаться сильных эмоций радости и горя, и много ходить, ходьба вызывает раскачивания плода, в результате которых дети уже в утробе матери приучаются переносить трудности. После рождения ребенка, он воспитывается отдельно от родителей. Более того, они не должны знать, кто именно из детей является их ребенком. Эта мера кажется нам чрезмерной. Но она является необходимой, если мы захотим оградить детей от влияния их несовершенных родителей…»

И если к тому же вспомним, что идеальное общество Платона ориентировано на создание благоприятных условий душевной жизни человека, то и описанные «ограничения» кажутся «суровыми» только с уровня сегодняшнего воспитательного хаоса, когда многие что-то делают, но не просчитывают возможные последствия ни для ребенка, ни для себя, ни для общества.

Здесь надо отметить, что и Платон предлагает в своей модели довольно жесткую, выдуманную форму. Форму, призванную скомпенсировать сложившиеся отклонения. В природосообразной среде так не бывает. Смотрите сами даже сейчас на природные процессы: растения, животные реагируют на изменения условий в среде обитания. Тем более разумные человеки в Древности, соблюдая определенные традиции и руководствуясь знаниями, ни в коем случае не придерживались жестких схем, а гибко реагировали своим поведением и поступками на малейшие изменения, чтобы каждый раз (если, допустим, сравнить с шахматной игрой) выбирать из возможных «ходов» наилучший, наиболее оптимальный и перспективный. Жесткая регламентация мало кого может «спасти». Важно оперативно реагировать на происходящие изменения.

При этом как раз современные государства насаждают строго регламентированные и стандартизированные системы воспитания и образования, которые фактически не считаются, в отличие от Платона, не то что с душой, а даже с простыми социально-психологическими предпочтениями отдельных учащихся. Что уж говорить о постоянных динамичных изменениях! Они в наши дни, как правило, приравниваются к катастрофе.

«…Каким же должно быть идеальное воспитание? …Тот из нас, кто намерен стать божественным человеком, должен стремиться к подобному состоянию, так, чтобы ни самому не стремиться к одним только удовольствиям, ибо не миновать ему и страданий, ни всем там остальным старикам и юношам, мужчинам и женщинам не позволять стремиться к тому же, а всего меньше по мере сил новорожденному ребенку. Соблюдая это правило, следует избегать изнеженности малолетних воспитанников. Нужно наказывать ослушавшихся детей, но так, чтобы не задеть их самолюбия. Так как оскорбления могут вызывать сильные негативные эмоции. Обучение же должно быть двояким: тело следует обучить гимнастическому искусству, а душу для развития ее добродетели мусическому. …В мусическое воспитание входят, помимо различных искусств, также и мифы, и сказки. В идеальном государстве, по мнению Платона, следует добиваться того, чтобы первые мифы, услышанные детьми, вели к добродетели. Недопустимы "вредные сочинения", зарождающие сомнения в истинности устоев и религии идеального общества... Литература, музыка и танцы должны способствовать развитию в гражданах правильного, с точки зрения Платона, миропонимания. И поэтому подлежат тщательной цензуре. …Подлинное искусство зависит от того как, а не что отображается в том или ином произведении… С малых лет граждан платоновского общества должны учить военному делу. Тогда же из них отбирают будущих страж. " Отбирать людей в воины , - говорит Платон, - следует умело. Главное – разглядеть, есть ли в душе человека яростный дух, а кроме того, и стремление к мудрости " (Государство). Стражи должны быть "благочестивыми и божественными", насколько это возможно. Кандидатов же в правители отбирают в возрасте двадцати лет. Отбирают наиболее способных к диалектике, и проводят с ними общий обзор всех наук, которые они изучали в детстве… После чего до пятидесяти лет они трудятся на благо государства, занимая различные должности и посты. Затем их приводят к окончательной цели - " заставить их устремить ввысь свой духовный взор и взглянуть на то самое, что всему дает свет, а увидев благо само по себе, взять его за образец и упорядочить и государство, и частных лиц, а также самих себя - каждого в свой черед - на весь остаток своей жизни. Большую часть времени они станут проводить в философствовании, а когда наступит черед, будут трудиться над гражданским устройством, занимать государственные должности не потому, что это нечто прекрасное, а потому, что так необходимо для государства. Таким образом, они постоянно будут воспитывать людей, подобных им самим, и ставить их стражами государства взамен себя, а сами отойдут на Острова блаженных, чтобы там обитать " (Государство).

 

При зрелом размышлении, приходится согласиться, что Платон действительно «наш друг»: он оставил нам «замечательный проект» идеального общества, четко ориентированного на обеспечение необходимых социальных гарантий. Как известно, ни одно современное государство не обеспечивает такого, только декларирует: и чем только они занимаются все эти века со времени Платона? Войнами и калечением людей? Если задаться целью, за это время можно было если даже не платоновский проект, то какие-то близкие аналоги можно было реализовать! А то, что в наше время такие социальные проекты даже не рассматриваются нигде, говорит об уровне современной общественной мысли.

«…Таким образом, идеальное государство Платона – религиозное сообщество, целью которого является достижение духовного совершенства всех его членов (если не в этой жизни, то в какой-нибудь из последующих)…»

При этом «религиозность» лучше понимать не так, как это интерпретируется сегодня в формализованных справочниках с полностью выхолощенной сутью (помните, «религия – опиум для народа», «удел темных, необразованных»).

Настоящие древние обряды и ритуалы (а не те, которые придуманы или искажены с целью оболгать предков), при внимательном исследовании оказываются достаточно близкими к естествознанию, к практике здравой жизни.

«…Этим объясняется невысокая оценка Платоном тех общественных порядков, в которых поощряются или вызываются какие-либо чувства и эмоции, а также желания направленные на достижение каких-либо целей в призрачном мире теней, каким, по мнению античного мыслителя, является зримый, материальный мир. Поэтому худшим из государственных строев он считает тиранию, так как в этом случае потакание животным вожделениям и страстям у одних сочетается с накоплением злобы и ненависти у других жителей такого государства. Однако и механическое воспроизведение свойств идеального общества - единомыслие, регламентированность и т.д. - тоже не может привести к освобождению душ, поскольку главное требование - главенство во всем людей, познавших божественную истину, - не будет соблюдено. Для Платона же создание послушного человеческого стада не является самоцелью. Послушание призвано помочь мудрым и просветленным пасторам вывести вверенные им души из мрака пещеры к божественному свету. Из всего вышесказанного вытекает, что государство, даже идеальное, по Платону, не обладает самостоятельной ценностью, являясь частью призрачного мира теней. Оно призвано лишь помогать душам освобождаться от материального и телесного».

По большому счету, многие рекомендации Платона, с некоторыми поправками на время и условия, могут служить своеобразным ориентиром для людей даже сегодня, когда современное общество дезориентировано и находится в гораздо глубоком кризисе, чем античное общество (хотя Платон, конечно же, писал свой проект не вообще, а конкретно для условий своего времени и места проживания).

И, надо признать, что у Платона это действительно социальный проект с конкретными рекомендациями, но не история того, как жили наши собственные предки в благополучные времена (имеется в виду наши предки, а не предки древних греков). Но, судя по тому, какие познания в организации жизни людей достались Платону и его современникам, наши предки были божественно могучими и жили еще лучше, чем полагается в проекте Платона об идеальном обществе.

Но, чтобы познавать настоящую Древность и настоящие Знания, нужно ориентироваться на живое, на естество. Говорить с Природой на его языке и учиться чувствовать ЕСТЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ.

(окончание. Начало см. в прошлом номере)

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2010г.)

 

Публикуется в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», ноябрь-декабрь 2010г.

 

Чтобы получать такие материалы, Вы можете подписаться на наши рассылки здесь!

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат