Гласные после Ц - Живая Русская Грамота - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Живая Русская Грамота

- Проекты
Страниц: 1

 

До этого, во всех предыдущих работах (см. Живой Русский Язык, Живая Русская Речь), мы указывали, что звуки речи Ч и Ц очень похожи по смыслу.

И тогда, пока говорили о других важных вещах Живого Языка и Живой Речи, у нас не было необходимости как-то разграничивать эти близкие смыслы.

 

 

А теперь, когда эти звуки оказываются рядом как в устной речи, так и в письменной, впервые в нашей практике передачи знаний о языке возникает необходимость как-то их разграничить по их естественным (не нами придуманным, природным) признакам:

 

 

Ч

Ц

артикуляция и физическая близость

глухой согласный, состо-ящий из взрывного (смыч-ного) и фрикативного (ще-левого) элементов, передне-язычный, передненёбный, мягкий.

глухой согласный, состо-ящий из взрывного (смыч-ного) и фрикативного (ще-левого) элементов, передне-язычный, зубной, твердый.

сходный смысл

«субстанциональная или всецелая полнота душевной или психической жизнен-ности», как процесс, движе-ние, изменение с мощным энергетическим сопровож-дением или выбросом. Об-разно, это как конкретное наполнение чем-либо из многообразия возможного.

 

 

 

 

почти то же по смыслу.

ОТЛИЧИЕ

внутри структуры

(вид изнутри)

снаружи структуры

(вид снаружи, со стороны)

примеры

Чела, Челость, По челу…

Цель, Целость, Поцелуй…

динамика и пространство

у согласных нет четко определенного места в пространстве восприятия, как у сферы гласных звуков. Потому что гласные являются энергоносителями (энергосферами), а согласные являются модуляторами энергий.

См. Живой Русский Язык. Раздел 1.

 

Такие вещи среди согласных звуков Речи встречаются еще. Например, подобное по типу сходство, как смыслы Ч и Ц, наблюдается приблизительно в согласных Л (внутри, в структуре, вид изнутри) и Р (то же самое, но снаружи, со стороны или в сторону): Ла - Ра.

О гласных звуках после мягкого согласного шипящего звука Ч сказано в предыдущей главе. Здесь же речь пойдет о гласных после глухого твердого согласного Ц.

Сначала нам надо разобраться, чем отличаются звуки Ы и И? Потому что придется выбирать из двух этих вариантов:

 

 

Ы

И

артикуляция

нелабиализованный, верх. подъема и смешан. ряда.

нелабиализованный, верх. подъема и переднего ряда.

смысл

«рассеянной энергии, за-мирания, успокоенности силы, отторженной пока от динамических процессов»

«середина», и «соединение, соитие», и «продолжение, новое рождение», и «связь с предшествующим» и т.д.

динамика

приподнятый («пробуж-денный») и еще никуда не направленный («потен-циальная сила»).

источник энергии, ее движение, подъем и рост является все же свойством «И» (I или i).

пространство

«внутри», «за», «в тени»

область над головой от макушки и выше

другие хар-ки

цвет – черный, внутренний

«внутренний звук»

цвет – фиолетовый,

нота - си

 

Кстати говоря, еще раз о смыслах звуков речи – на основе звука Ы и т.н. звукописи:

Помните, в комедии Л.Гайдая «Операция Ы…» сцену:

- Операция Ы!..

- Почему Ы?

- Чтоб никто не догадался!

Это тот пример, который еще раз показывает, что естественные смыслы звуков – это не придуманные людьми значения, а как раз естественные вещи, которые люди, в меру своей способности чувствовать и считывать, улавливают и применяют. Отчасти это явление в поэтической теории получило название «звукописи». Звукопись - это частая повторяемость в одном месте похожих звуков в тексте. Звуковые повторы придают стихотворению особую музыкальность. А в языке физический звук воссоздается средствами «фонем», то есть «звуков системных и осмысленных» (а потом современные лингвисты почему-то систему оставляют в знаках, а объемный смысл удаляют…) Вот пример звукописи:

ЛюБЛю ГРОзу в начаЛе мая,
когда весенний пеРВый ГРОМ,
как бы Резвяся и иГРая,
ГРОхочет в небе гоЛубОМ. (Ф. Тютчев)

Явно «слышно» через звукопись стихотворения и молнии, и гром!

Звукопись придумали не поэты, они лишь используют естественные выразительные средства Живого Языка и Живой Речи. Потому что смыслы слов складываются из смыслов звуков (гром, грохот, гроза…)!..

Или другой пример:

«…В есенинском стихотворении - выразительная звукопись. Шамканье и шепот передаются аллитерациями на шипящие: «Жует пахуЧий мякиШ тиШины, о ком-то ШепЧет, сгинувШем в ноЧи», сверкание золы - через аллитерации на свистящие и певучие сонорные звуки: «обНяв тРубу, СвеРкает по повети ЗоЛа ЗеЛеНая иЗ РоЗовой печи» (см. «Русская литература XX века». 11 класс. - 2000г.).

Так вот к вопросу о звуке «Ы» и «чтоб никто не догадался». Изначальный смысл звука Ы как раз в «скрытости», его содержание «темно и невидимо», где-то внутри, в потенциале (см. Живой Русский Язык)…

 

В общем, звуки в словах живут естественно!

Вот этот факт как раз и не учитывают в современной науке, в т.ч. языкознании (оговоримся точнее: учитывают, но только формально, без глубинного естественного смысла, на который мы постоянно стараемся обратить ваше внимание).

А теперь о других звуках, которые здесь нам еще встретятся.

 

Вы помните, когда звук И сравнивали с Е, мы с вами пришли к выводу о том, что звук И символизирует в словах многоразовое, повторяющееся, или воспроизводящееся, или продолжающееся, длящееся неопределенно долго действие.

 

Итак, на основе всего этого получается, что:

Слог ЦИ преимущественно несет смысл: «всецелое средоточие» или «целостность, полнота среды, нового начала», что воспроизводится вновь и вновь, продолжается долго (Цикл, Цифра).

Слог ЦЫ преимущественно несет смысл: «всецелый потенциал» или «целостность, полнота содержания, вещественности», что никуда не направлено, не повторяется и не длится, а просто дано, просто есть (Цыган, Цыпка, Цыпки),

(см. Живой Русский Язык. Раздел 1.)

 

А теперь посмотрите на известное еще со школы правило.

Предлагаемое в современной орфографии правило читается примерно вот так:

 

После Ц пишется Ы:

1) в окончаниях слов: пловцы, птицы, смуглолицый.

2) в суффиксе -ын-: сестрицын.

3) в словах цыган, цыплёнок, цыпки, цыц, на цыпочках и производных от них.

В остальных случаях после Ц пишется И: циркуль, цирк, панцирь…

 

Неужели вот это правило всегда нужно механически учить наизусть, писать диктанты, чтобы запомнить?

Возможно ли по смыслу (звуков и слогов) понять, где после Ц нужно писать звук (и букву) Ы, а где - И?

 

Давайте сравнивать: формы, содержание, смыслы…

Приглядитесь внимательно к примерам на И. Везде в них что-то движется и меняется, воспроизводится и продолжается.

А вот в примерах на Ы после Ц? – Наблюдается действительно только какой-то неясный потенциал, конечно же, без движения.

Даже «цыц» никуда не движется! Неужели все так просто?

Увидели, как смысл звуков и слогов проявляется в правописании гласных после Ц?

И вполне теперь можно сориентироваться в правописании Ы и И после Ц по смыслу, если вдруг забудется часть заученного орфографического правила или какое-то слово на это правило!

 

Посмотрим теперь на другие случаи.

Орфографическое правило нам диктует следующее:

После Ц под ударением пишется О: цоколь, отцов, молодцом, облицовка, перцовый.

После Ц без ударения пишется Е: зеркальце, ситцевый, облицевать.

Исключения: цокотуха; палаццо, скерцо и другие иноязычные слова.

 

Не будем касаться исключений и иностранных слов, а сразу обратимся к гласным О и Е, между которыми приходится выбирать. В чем их смысл, и чем они отличаются по смыслу?

 

О

Е

звук «О» выделяет и разграничивает на фоне всего остального.

самодостаточность, как состояние или свойство, или один раз.

цокать, цокот, отцов

целина, целевой, поцелуй

 

Есть еще и другие гласные после Ц, согласно современной орфографии, но они много места не занимают, и мы такие искусственные для русского правописания явления не будем комментировать, типа:

После Ц буквы Э, Ю, Я пишутся в именах собственных иностранного происхождения: Друцэ, Коцюбинский, Цюрих, Лисицян.

Просто продолжим дальше.

 

Источник: Живая Русская Грамота. Часть 1. Смысловой принцип русского правописания. Научно-популярное учебно-просветительское пособие. – РИТМ. Екатеринбург. 2009

Заказать эл.книги: http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=4

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат