Живая Русская Грамота- Проекты | |||||
Страниц: 1
Как бы в подтверждение, вспомните еще такое правило на А и О, но связанное уже с приставками: В приставках РАЗ- (РАС-) без ударения пишется -А-: раздать; В приставках РОЗ- (РОС-) под ударением пишется -О-: розданный.
Да, под ударением проблем нет: розжиг, розыск, розвальни, розыгрыш и т.д. К тому же и смысл звука О здесь работает: динамика, но ограниченная.
Проблема правописания возникает в безударном положении и когда нет чувствования смысла написания: р…зжигать, р…зыскать, р…звалить, р…зыграть и т.д.?
А если будем вникать и видеть, что тут есть смысл – смысл многоразовости, длительности, неограниченности или фиксированности (постоянства)? Тогда мы уже будем видеть, что надо вписывать не О, что надо вписывать только А: рАзжигать, рАзыскать, рАзвалить, рАзыграть и т.д. Пусть даже в безударной, слабой позиции. Но мы здесь все равно чувствуем какой-то рАзмах: РАЗ!.. РАЗ!..
В приставках ДО-, ЗА-, НА-, НАД-, ОБ-, ОТ-, ПО-, ПОД-, ПРЕД-, ПЕРЕ- гласные всегда пишутся одинаково: добежать, догнать, достать (смысл ограничения – О); забросить, загнать, застать (смысл фиксации – А); нагонять, нагнать, настать (смысл фиксации – А); надпись, надломить (смысл фиксации – А); обрубить, обогнать, (смысл ограничения, разовости – О); отнять, отогнать, отстать (смысл ограничения, разовости – О); покупка, погнать (смысл направленности действия – О); подбежать, подогнать (смысл ограничения, разовости – О); предпосылка, предстать (смысл самодостаточности, явленности – Е); перевезти, перегнать, перестать (смысл изменения, текучести – Е);
Во-первых, написание таких приставок можно запомнить именно как строго определенную форму (формально), заданную часть слова: такая-то приставка, как часть слова (количество приставок, суффиксов, окончаний ограничено, и все они зафиксированы в языке, как строительный материал для слов, сами они не изменяются). Во-вторых, написание таких приставок можно запомнить по смыслу гласных в приставке, т.к. они задают энергетику слову, а раз приставки стоят в начале слова, то играют ключевую роль в изменении смысла слова: бежать, гонять – это не то же, что добежать или нагонять. «Бежать» - это действие, а «ДОбежать» - ограничение действия, выраженного в слове «бежать», фактически его прекращение. Ведь, например, ту или иную приставку мы выбираем именно для того, чтобы передать то, что мы сейчас хотим сказать: ПОДсказать, ДОсказать или ПЕРЕсказать.
А теперь, продолжая разговор о приставках, коснемся камня преткновения современных учащихся, когда они довольно часто путают написание прЕ- и прИ-. Тем более гласные Е и И в них предстают в слабой, безударной позиции.
Приставка ПРЕ-: - в значении «высокая степень качества (действия)», можно заменить словом ОЧЕНЬ: пребольшой, преувеличить, пребольно; - в значении «через, по-иному», можно заменить приставкой ПЕРЕ-: преступать, превратить.
Но можно здесь вспомнить и смыслы звуков Е и И в этих приставках:
И если мы сейчас вернемся к указанным примерам с приставкой ПРЕ-, то действительно увидим смыслы гласной Е. ПРЕкрасный, ПРЕвзойти… И есть значение у всей приставки ПРЕ- («высокая степень, очень» или «через, пере-»), и есть смысл гласной Е: самодостаточность (все, предел, лучше не бывает!).
Если четко видеть смыслы Е и И, разве их можно перепутать? Приставка ПРИ-: - в значении «близко в пространстве»: прибрежный (Разве можно сказать «пребрежный», т.е. «очень брежный» или «перебрежный»? К тому же по смыслу И – соединяет, здесь с берегом, а вот Е – нет, в береге не нуждается, как течение мимо берега); - в значении присоединения: приделать (Здесь «очень делать» тоже не можем сказать. По смыслу, речь идет о «соединении с делом»: прИ деле); - в значении действия не в полном объеме и на срок: приоткрыть, приостановить (По смыслу, речь идет о «соединении с открытием, остановкой»: прИ открытии, прИ остановке); - в значении доведенного до конца действия: придумать (По смыслу, речь идет о «соединении с думанием»: прИ думе); - в значении действия в чьих-либо интересах: припрятать (По смыслу, речь идет о «соединении с кем- или чем-нибудь»: прИ прятании).
Лучше всего потренироваться на очень похожих формах, когда приходится различать почти неразличимые в произношении слова, например: прЕзирать (не уважать, быть при своем, отделиться) – прИзирать (заботиться, быть возле кого-н., соединение); прЕдать (выдать, передать кому-то, отделиться) – прИдать (добавить, соединить, воспроизвести); прЕбывать (находиться где-либо, даже перебывать достаточно) – прИбывать (приезжать, опять-таки соединиться); прЕтворить (осуществить, перетворить, выделиться) – прИтворить (закрыть, связать, соединить части).
Следует осмыслить таким же образом слова (или просто запомнить): прЕследование (это по смыслу Е, как бы «течение по следу»), прЕпятствие (это по смыслу Е, как бы «некое состояние»), прЕткновение (это по смыслу Е, как бы «разово, основательно, ПЕРЕ-»), прЕвратный (это по смыслу Е, как бы «течение, переворачивание, ПЕРЕ-»), прЕнебрежение (это по смыслу Е, как бы «отделение, очень не…»), прЕльстить (это по смыслу Е, как бы «выделить, ПЕРЕ-»), притязание (это по смыслу И, как бы «воссоединение, восхождение, как притяжение, тяга, прИ тязании») и др.
Источник: Живая Русская Грамота. Часть 1. Смысловой принцип русского правописания. Научно-популярное учебно-просветительское пособие. – РИТМ. Екатеринбург. 2009 Заказать эл.книги: http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=4 Страниц: 1 Рекомендуем21.03.16 Как живое слово раскрывается
10.02.16 Как живое слово раскрывается?
13.01.16 Как живое слово раскрывается?
|