Живая Русская Грамота- Проекты | |||
Страниц: 1
Современная формальная методика преподавания приводит к тому, что многие никак не чувствуют и не осмысляют того, что они слышат и пишут. Поэтому одни спрашивают, а что же писать в окончаниях таких-то слов. А другие даже не спрашивают, считая вполне грамотным то написание, которое у них почему-то получилось.
А между тем существует такое орфографическое правило:
1) Формальный подход предполагает, что в тексте и так уже есть определенная логика, которую всякий пишущий должен видеть. Вот два примера: - Они сидят в течениЕ сорока пяти минут. - В течениИ реки было немало отклонений. В одном случае перед нами наречный предлог: - Они сидят (сколько?) в течениЕ сорока пяти минут. Видите, что даже вопрос мы ставим к числительному, т.к. мы логически не можем ставить вопрос к предлогу, сам наречный предлог не является членом предложения. Здесь в течениЕпредстает как застывшая, неизменная форма, как наречие или предлог (или, в данном случае, наречный предлог). В другом же случае перед нами существительное «течение» в предложном падеже: - В течениИ (где? или: в чем?) реки было немало отклонений. И вопрос можем поставить (где? или: в чем? - в течениИ), и стандартное окончание предложного падежа таких имен существительных известно (-И), как из «таблицы умножения» (то бишь склонения имен существительных). В принципе, при простом логическом рассуждении, даже формального подхода (по логике связей между словами в предложении, или, по синтаксису: между членами предложения) вполне достаточно, чтобы увидеть правильное или логичное написание: Е или И.
2) Смысловой подход предполагает, что в этих примерах уже само наличие разных гласных с разными изначальными смыслами исключает ошибку, даже вне контекста (вне предложения): - в течениЕ (пишем Е, если хотим передать смысл чего-то самодостаточного, замкнутого, завершенного, разового, типа: «от сих до сих», или «за…»). - в течениИ (пишем И, если хотим передать смысл продолжения, длительности, постоянного воспроизведения и обновления, процессуальности, наконец, потому что сама динамика продолжения требует связи с другими составляющими фразы или предложения…). Понятно? Ведь это же просто! Е – когда «все в нем самом», И – когда «длится и длится».
А вообще, конечно, пока это тоже трудно: когда в школе все формально, т.е. учат неправильно, а по смыслу – так и вовсе в диковинку! Трудно сейчас стать грамотным! Ой, как трудно!
Источник: Живая Русская Грамота. Часть 1. Смысловой принцип русского правописания. Научно-популярное учебно-просветительское пособие. – РИТМ. Екатеринбург. 2009 Заказать эл.книги: http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=4 Страниц: 1 Рекомендуем21.03.16 Как живое слово раскрывается
10.02.16 Как живое слово раскрывается?
13.01.16 Как живое слово раскрывается?
|