Смыслы словоизменения,  или склонения имен - Живая Русская Грамота - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Живая Русская Грамота

- Проекты
Страниц: 1

 

Изменение слова по падежам, как вы все знаете еще из школьной программы современного русского языка, называется склонением.

Здесь тоже в наши задачи не входит попытка восстановления, как это было раньше. Как обычно, мы ищем хоть какие-то смыслы и живые ориентиры в современном состоянии русского языка. И рассматривать то же склонение будем преимущественно только на формах существительного, т.к. нам важно разобраться в смысле склонения, а не в имени существительном вообще).

 

К слову сказать, сейчас многие вещи заучивают формально, походя, не задумываясь над сутью. Например, когда говорят о существительных одушевленных и неодушевленных, сейчас довольно часто не вникают в то, что предки имели в виду в «одушевленности» - наличие души! Это только сейчас стали путать, где живое, а где неживое, а душа - для мертвой науки – это и вовсе категория несуществующая! Хотя и сейчас на практике известно немало примеров, когда говорится «что» даже о живых существах, например: Что там летит? – Муха. Что там летит? – Вертолет. Наверное, потому что полагается, что у мухи еще нет своей индивидуальной души.

Категория одушевленности важна для правописания окончаний в склонении существительных. Как вы знаете еще со школы, склонение существительных, обозначающих одушевлённые предметы, отличается от склонения существительных, обозначающих неодушевлённые предметы. У одушевленных совпадают формы винительного и родительного падежей:

Вижу кого? (вин.пад.) – мальчиков, мальчика, лошадей.

Нет кого? (род.пад.) – мальчиков, мальчика, лошадей.

А вот у неодушевлённых форма винительного падежа множественного числа (в мужском роде – еще и единственного числа) совпадает с формой именительного падежа.

Это что? (им.пад.) – самолёты, самолёт, муха.

Вижу что? (вин.пад.) – самолёты, самолёт, но муху.

Кстати, традиционно, с древних эпох, складывается так, что к одушевлённым относятся еще и названия таких вроде бы «предметов», которые не только представляются живыми, но еще, видимо, сверх того наделяются и иными свойствами, наряду с одушевленными. Например: одеваю кукол, делаю бумажного змея.

 

В Живой Речи (предложении) одно и то же слово может иметь разные окончания, потому что играет разную роль и по-разному связывается с другими словами. Такое изменение одного и того же слова, например, существительного считается изменением по падежам или склонением.

Падежей в русском языке осталось шесть (хотя в древнем состоянии Языка их насчитывают не менее восьми). Мы привыкли, что каждый падеж имеет определенное значение, отвечает на определенный вопрос, при помощи которого и распознается этот падеж.

 

Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный

кто? что?
кого? чего?
кому? чему?
кого? что?
кем? чем?
о ком? о чём?

 

Падежи существуют не просто так. Падеж – это вообще-то, грубо говоря, как бы «падение, выбор» определенной формы из всех существующих со своим строго определенным окончанием.

А различение того, в каком падеже стоит слово, зависит от его роли в предложении. Поэтому морфология, в данном случае - склонение существительных, тесно связана с синтаксисом, здесь с синтаксисом предложений (членами предложений).

Итак, просмотрим сначала вкратце все падежи в связи с ролью существительных в предложении.

 

1. Существительные в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже чаще всего бывают подлежащим. Например: Пришла (что?) зима. Мальчики и девочки (кто?) вышли кататься на лыжах и санках.

Реже выступают в роли сказуемого. Например: Комар (что?) – насекомое. Деревня (что?) – не город.

А еще выступают в качестве обращения. Например: Людмила, пока!

Существительные в косвенных падежах (т.е. во всех остальных) чаще бывают дополнениями, а порой обстоятельствами или определениями.

 

2. Существительное в ВИНИТЕЛЬНОМ падеже чаще обозначает объект, на который воздействует глагол-сказуемое. Недаром у него и название соответствующее: «винительный» - «винить», оказывать воздействие с целью изменения. Например: Вижу (что?) цветущую яблоню. Люблю (что?) книгу.

А еще винительный падеж с пространственными предлогами, типа: в, на, под, за – дает направление действия:

идти в город (но: в городе), лезть на стену (но: на стене), попасть под ноги (но: под ногами), смотреть за реку (но: за рекой).

Обратите внимание на окончание: в приведенных примерах чаще звучит У или И. Гласные звуки, которые связаны с первым или седьмым центром (если касаться сферы действия) и имеют смысл активного и направленного воздействия (см. Живой Русский Язык. 1. Осмысленная фонетика).

 

3. А теперь о РОДИТЕЛЬНОМ падеже. Здесь формы более многообразны.

Следует различать существительные в родительном падеже: а) после глаголов и б) после других существительных.

а) Во-первых, родительный падеж обозначает предмет, на часть которого распространяется действие сказуемого. В этих случаях родительный падеж по смыслу похож на винительный. Например:

 

Вин.пад. (все)

Род.пад. (часть)

Взять тетради. Выпить молоко.

Взять тетрадей. Выпить молока.

 

Вспомните, что мы говорили ранее о смыслах гласных. В именительном и винительном падежах понятно: молоко, оно и есть молоко! В конце звук О под ударением. Но в родительном почему меняется на А? Потому что гласный О обозначает по смыслу весь имеющийся объем. Звук А объем не обозначает, а показывает предмет, на который действуют (которое может быть незавершенным, частичным или длиться долго).

Во-вторых, родительный падеж обозначает предмет, воздействие на который отрицается. Например: Он сегодня ещё не читал газеты. Не пей водицы из лужи. Гласный звук Ы по смыслу показывает на нераскрытый потенциал, на непроявленность, на то, что объект еще не задействован.

В-третьих, после глаголов со значением избегать, бояться, ожидать, добиваться. Например: остерегаться (чего?) заразы (по смыслу Ы: «которой еще пока что нет»), бояться собаки (по смыслу И: «снова и снова»), избегать встречи (по смыслу И: «снова и снова» или «постоянно»), искать приключения (по смыслу А: «незавершенное действие»), добиваться успеха (по смыслу А: «незавершенность, длящееся действие»).

 

б) После существительных родительный падеж иногда обозначает предмет или лицо, соотнесенное с другим существительным. Например: куртка (кого? чья?) брата, листья осины, ножки младенца, рассказ очевидца, просьба отца, белизна снега, яркость освещения.

Родительный падеж обозначает еще измеряемый предмет. Например: стакан молока, литр вина, килограмм сахара.

Или еще родительный падеж после сравнительной степени обозначает предмет сравнения. Например: Лист бумаги белее (чего?) снега. Ты лучше (кого?) всех. Слон больше (кого?) бегемота.

А еще обозначает предмет, на который переходит действие. Например: хранение (чего?) овощей (ср. хранить овощи), битьё посуды (ср. бить посуду), достижение целей (ср. достигать цели) и т.д.

Родительный падеж обозначает и предмет определения другого существительного. Например: министерство (чего?) образования, командующий армии, сын полка.

Грубо говоря, родительный падеж часто выступает причиной (или источником) чего-нибудь: стакан (чего-либо) молока, выпей (чего?) молока.

 

4. С ДАТЕЛЬНЫМ падежом все довольно просто: он обозначает  предмет или лицо, для которого совершается действие.

Например: Радуюсь (чему?) хорошей погоде. Вручаю подарок имениннику. Даю яблоко (кому?) мальчику.

Смотрите на примеры: даже сами окончания существительных Е или У выражают по своему изначальному смыслу «направленность действия», как бы «передачу, перенос».

 

5. Существительное в ТВОРИТЕЛЬНОМ падеже проявляется в разных значениях.

Во-первых, проявляется как орудие действия. Например: Рисую (чем?) кистью. Мазать хлеб (чем?) маслом, или же побито (чем?) градом, залито (чем?) водой.

Во-вторых, проявляется в качестве деятеля («творца» действия). Например: Деталь вытачивается (кем?) токарем (ср. Токарь вытачивает деталь). Двор освещается луной (ср. Луна освещает двор).

В-третьих, указывает на способ действия (как?). Например: Дым стоит (как?) столбом. Птицы летят (как?) стаей. Поезд мчится (как?) стрелой.

В-четвертых, служит иногда сказуемым (в значении именительного падежа). Например: Твой брат был мастером (ср. Твой брат был мастер). Это было шуткой (ср. Это была шутка).

И, в-пятых, порой употребляется в значении винительного падежа. Например: интересоваться (чем?) учебой, руководить (чем?) коллективом, заниматься (чем?) спортом.

Смотрите на окончания -ОМ (-ЕМ) и -ОЙ (-ЕЙ). По изначальному смыслу эти окончания очень даже характерны как раз для «творения» (или «сотворения»): М и Й обозначают своего рода «появление, рождение, возникновение, завязку». А вот гласные О и Е уже известны из предыдущих материалов. В общем, ОМ – это, по смыслу приблизительно «соединение творением». ЕМ – это, выходит, «продолжение творением»…

 

6. Существительное в ПРЕДЛОЖНОМ падеже практически всегда зависит от предлога, поэтому его как-то так вот взяли и «переименовали». Раньше этот падеж был МЕСТНЫМ. Потому что довольно часто связан как раз с местом (локализацией события).

Например: в городе (ср. в город), на стройке (ср. на стройку).

Или же: Думаю только о вас! Мечтаю о стакане кваса.

 

Есть, конечно, существительные, которые по падежам не изменяются, т.е. не склоняются.

Например: депо, пальто, пенсне, кофе, колибри, кенгуру; Гейне, Золя; у гражданина Гофмана, Пушкаревича, но у гражданки Гофман, Пушкаревич, аббревиатуры ООН, РФ, ЖКХ и др.

 

 

Источник: Живая Русская Грамота. Часть 1. Смысловой принцип русского правописания. Научно-популярное учебно-просветительское пособие. – РИТМ. Екатеринбург. 2009

Заказать эл.книги: http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=4

 

Страниц: 1

Рекомендуем

{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат