Живая Русская Грамота- Проекты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страниц: 1
Понятие «спряжение» происходит от слова «спрягать». В словаре Даля искомому слову дается следующее толкование: «СПРЯГАТЬ, спрягти, спрящи - что, кого с кем, сопрягать, соединять, совокуплять, сочетать, связывать узами…» Там же объясняется, что «Спряганье, спряженье, - действие спрягающего глагол». При этом более употребительной стала на практике измененная форма слова (спряжение), а не исконная, более соответствующая смыслу (спрягание).
Словом, спряжение – это изменение глагола, постановка его в нужную форму. В узком понимании, спряжение – это изменение глагола по лицам и числам (в широком понимании, к этому добавляют еще изменение глагола по наклонениям и временам).
Принято выделять два спряжения, которые отличаются окончаниями. В соответствии с ними одна группа глаголов относится к первому спряжению, другая – ко второму.
Например:
Примечание 1: Глаголы во 2-м лице единственного числа (ты) заканчиваются на –ь (мягкий знак), глаголы во 2-м лице множественного числа (вы) всегда заканчиваются на -е.
Примечание 2: Обратите внимание на окончания первого спряжения: если в третьем лице множественного числа пишем -ут (-ют), то во всех остальных формах в окончании есть Е, кроме первого лица единственного числа. Примечание 3: Обратите внимание на окончания второго спряжения: если в третьем лице множественного числа пишем -ат (-ят), то во всех остальных формах в окончании есть И, кроме первого лица единственного числа.
Поэтому мы вам напоминаем смысловую разницу между Е и И.
Но теперь уже, после утраты смыслов звуков речи, ориентироваться при определении вида спряжения только на смыслы звуков И и Е трудно, потому что люди сейчас с детства, в виду сложившейся формы воспитания, не приучены к «объемной» и внимательной работе со словами через их восприятие самим собой, через личное пространство восприятия (даже толкования слов в современном словаре сильно искажены, т.е. имеют вместо смысловой трактовки – лишь терминологические определения).
Для определения спряжения существует определенный порядок. Поначалу стоит посмотреть, падает ли ударение на окончание глагола. Если да, то гласный звук в окончании глагола оказывается в сильной позиции (четко слышится). В этом случае мы сразу же узнаем, что с окончанием -ут – это первое спряжение, а с окончанием -ат – второе. Сложность в том, что безударные окончания обоих спряжений мы слышим и произносим одинаково, хотя пишем по-разному. Если ударения на окончании глагола нет, то спряжение определяем двумя способами: 1) по суффиксу или 2) по глагольной теме.
Так вот, из глаголов с безударными окончаниями ко второму спряжению (-ат) относятся почти все на -ить (любить), некоторые на -ать (-ять), у которых ударение падает на окончания, типа: лежать, стоять, а также так называемые исключения (7 глаголов на -еть, и 4 на -ать): «вертеть»; «видеть»; «зависеть»; «ненавидеть»; «обидеть»; «смотреть»; «терпеть»; «гнать»; «держать»; «дышать»; «слышать».
Остальные глаголы с безударным окончанием обычно относят к первому спряжению (-ут), т.е. в эту группу входят глаголы: на -еть и -ать (-ять), -овать. В том числе относят сюда и некоторые глаголы на -ить, но считается, что гласный «И» в таких глаголах входит в состав корня и при словоизменении (спряжении) чередуется со звуками «й» и «э»: Например: «пить», «пью», «пьешь», «пьет», пьем, пьете, пьют. Среди таких глаголов числятся: «лить», «шить», «бить», «брить» и другие.
Глагол же «стелить» используется в такой форме только в неопределенной форме, а его личные формы образуются от глагола «стлать», относящегося к первому спряжению.
Надо так же иметь в виду, что глаголы «бежать» и «хотеть», включая их производные, относятся к смешанному типу, т.е. эти глаголы разноспрягаемые. В единственном числе глагол «хотеть» склоняется по образцу первого спряжения, а во множественном числе – по образцу второго спряжения (хочу - хочешь – хочет – хотим – хотите - хотят). Глагол «бежать», в свою очередь, в единственном числе, в формах первого и второго лица, склоняется по модели второго спряжения, а в форме третьего лица множественного числа – по модели первого спряжения (бегу - бежишь – бежит – бежим – бежите - бегут).
Глаголы «есть» и «дать» и их производные при спряжении вообще имеют т.н. «архаические» окончания: - ем, ешь, ест, едим, едите, едят; - дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут. (не путать: даю, даёшь, даёт, даём, даёте, дают – от давать, 1 спр.) Это почти все из современной информации о спряжениях, которые осваивают еще в рамках школьной программы.
* * * Теперь о том, о чем в школе не говорят (и вообще еще нигде не говорят). Потому что в спряжении нам приходится иметь дело как с лицами (первое, второе, третье), так и с личными местоимениями. Без их осмысления и соотнесения с пространством восприятия нам вообще нельзя, т.к. в ином случае придется, как сегодня, учить язык механически, без осмысления. Смотрите сами, как окончания глаголов 1 и 2 спряжения распределяются по центрам:
А это еще нужно осмыслить. Итак,
Источник: Живая Русская Грамота. Часть 1. Смысловой принцип русского правописания. Научно-популярное учебно-просветительское пособие. – РИТМ. Екатеринбург. 2009 Заказать эл.книги: http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=4
27.11.12 21:25 - Проекты|Живая Русская Грамота » Смыслы словоизменения, или спряжения глаголов |Печать
Страниц: 1 Рекомендуем21.03.16 Как живое слово раскрывается
10.02.16 Как живое слово раскрывается?
13.01.16 Как живое слово раскрывается?
|